Список исследовательской литературы

Московский государственный университет

Имени М. В. Ломоносова

Факультет иностранных языков и регионоведения

Кафедра региональных исследований

Исследовательская работа на тему:

«Нравственные ценности древних египтян»

Студентка: Ляхова В.Е.

(II курс, группа 204)

Научный руководитель: Медведева Е.Э.

Москва 2013 г.

Оглавление

Введение..................................................................................................................................... 3

Источниковедческий очерк........................................................................................... 5

Историографический очерк........................................................................................... 8

Глава 1........................................................................................................................................ 10

Глава 2........................................................................................................................................ 18

Заключение............................................................................................................................ 25

Список исследовательской литературы…………………………………………………………………………………………...27

Введение.

История Древнего Египта всегда привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных историков. Несомненно, история Древнего Египта это история одной из древнейших цивилизаций на земле, которая до сих пор будоражит умы своими загадками, «чудесами света», представленными удивительными творениями человеческих рук, пирамидами, облик которых приковывает внимание туристов из многочисленных стран. Однако Египет - это еще и первое известное нам государство, образовавшееся в долине реки Нил за три тысячелетия до н.э. Образ этой страны, ее культуры и ландшафтов, вызывал значительный интерес еще в древности, чему свидетельствуют многочисленные источники по истории древнего Египта, написанные такими известными авторами как: Августин Аврелий, Аммиан Марцеллин, Арриан, Диодор Сицилийский, Платон, Плиний Старший, Плутарх и другие. Все эти авторы, так или иначе, описывали эту страну, будь то ее география, религия, или просто войны в которых участвовал Египет.

Исследование нравственных ценностей другого народа может быть рассмотрено, как попытка понять менталитет этого народа. Древнеегипетские нравы привлекали пристальное внимание ученых, как древних, так современных, своей непохожестью на другие древние религии, обособленностью. Нравы египтян были тесно связаны с культурой Египта.

Целью данной работы является анализ источника, а именно «Книги мертвых», с целью понимания нравственных ценностей древних египтян с культурно-религиозной точки зрения.

Задачи данной работы:

1) проследить изменения текстов «Книги Мертвых», с целью анализа эволюции понимания потустороннего мира у древних Египтян.

2) проследить основные нравственные ценности египтян, опираясь на тексты «Книги Мертвых».

Прежде чем перейти непосредственно к исследованию и анализу историографии, необходимо детально разобрать и проанализировать замечательный источник по истории Древнего Египта, которым без сомнения является «Книга Мертвых».

Источниковедческий очерк.

«Книга Мёртвых» включает древнейшие речения из «Текстов Пирамид», речения со стенок саркофагов и речения жрецов заупокойного культа Нового царства. Таким образом, свод «Книги Мёртвых» создавался приблизительно с 2325 по 1700 гг. до нашей эры, а её окончательная редакция, дошедшая до наших времён, относится к эпохе Саисской династии (663–525 гг. до нашей эры)[1].

С учётом того, что традиционные заупокойные речения существовали в устной и даже письменной форме задолго до их фиксации на стенах царских пирамид, «Книга Мёртвых» отражает развитие египетской заупокойной службы с III до первой половины I тысячелетия до нашей эры. Она является одной из самых долгоживущих книг магического и божественного содержания в мире. Книга Мёртвых» разделяется приблизительно на четыре крупных раздела[2]:

Первый раздел включает главы с 1 по 16, сопровождавшие шествие погребальной процессии к некрополю, молитвы и гимны богам Ра и Осирису.

Второй раздел (главы 17–63) содержит описание обрядов возрождения, победу над силами тьмы, обессиливания врагов умершего, приобретения им власти над стихиями.

Третий раздел (64 — 129 главы) включает описание следующих обрядов: превращение умершего в божество, приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств, возвращение в гробницу и Загробный Суд.

Четвёртый раздел охватывает главы с 130 по 162, где описываются магические обряды, имевшие целью обезопасить мумию, а также приводятся поминальные тексты, прославляющие имя умершего. Эти речения читались в течение года после смерти в определённые праздники и в дни подношения даров умершему человеку.

Итак, «Книга Мертвых» представляет собой сборник различных по назначению изречений. Порядок и число изречений в разных списках были различными. Причем, не последнюю роль здесь играла состоятельность заказчика. Общее число изречений, обнаруженных в разных экземплярах «Книги Мертвых», – 193, но фактически полного собрания глав не существовало, так как до сих пор оно не было обнаружено. Каждый мог выбрать то, что он считал необходимым, сообразно своим убеждениям и возможностям. Поэтому в одних экземплярах мы обнаруживаем десятки глав, а в других – единицы. Нынешняя нумерация глав была предложена немецким египтологом прошлого века Р. Лепсиусом на основании изданного им экземпляра «Книги Мертвых» Птолемеевской эпохи (305 – 30 гг. до н. э.), когда порядок следования изречений был уже унифицирован. Хотя подавляющее число изречений имеют заглавия, они далеко не всегда соответствуют содержанию самого текста; в первую очередь это относится к заклинаниям. Говорить о логической структуре каждого свитка трудно, но если рассматривать весь сборник в целом, то она становится более заметной.

Колоссальную роль играли рисунки (часто – высочайшего уровня мастерства), помещаемые вместе с текстом: первый в истории пример книжной иллюстрации. Так содержание получало не только словесное, но и изобразительное выражение. Египтянам, для которых любые изображения имели огромное значение, эти рисунки представлялись настолько важными, что при нехватке места они предпочитали не дописать текст, но уместить иллюстрацию; а во времена XXI-й династии (ок. 1070 – 945 гг. до н. э.) даже появились экземпляры «Книги Мертвых», состоящие из одних рисунков[3].

Природа египетского рисунчатого письма такова, что изображения на страницах «Книги Мертвых» египтянами не только рассматривались, но читались почти так же, как и текст. В этом отношении иллюстрации к сборнику были для современников более информативны, чем для нас. Опасные странствия покойного, таинственные обитатели загробного царства, магические действия персонажей и странные предметы, которыми они оперируют, – все это оживает на листах папируса. Со временем «Книга Мёртвых» была вытеснена новыми заупокойными сводами, например, книгой «Амдуат», «Книгой Врат» и тому подобными. Все они были начертаны на стенах царских скальных гробниц XVI–XIII вв. до нашей эры. Заупокойная литература Египта развивалась и позже, в персидские, македонские, эллинистические и римские времена[4]. Помимо «Книги Мёртвых» появилось немало более кратких и стройных заупокойных книг, но авторитет «Книги Мёртвых» сохранялся до времен Клеопатры и Цезаря.

Историографический очерк.

Изучению древнеегипетских нравов посвящены работы многих именитых историков. Подлинное изучение египетских нравов, как и всей истории Египта, началось в XIX в. после того, как Ф.Шампольон расшифровал письменность древних египтян. Для ученых открылись подлинные египетские тексты; исследователи разных стран обратили свое внимание и на древнеегипетскую этику. Наука сделала огромный рывок вперед в своем развитии за последние полтора столетия. Такие египтологи, как А.Эрман, Х.Кеес, Я.Черны, Ж.Вандье, Э.Дриотон, С.Донадони и Х.Бонне, посвятили свои труды нравам древних египтян. Однако все эти работы не позволяют составить полное представление о древнеегипетских нравах, так как в них затронуты лишь отдельные стороны этой проблемы. По сути, невозможно охватить всю историю развития нравственных ценностей древних египтян по нескольким причинам. Во-первых, существует очень мало источников, содержащих информацию. Чаще источники содержат отрывочный или плохо сохранившийся материал. Трудности изучения египетских нравов, вызываемые неполнотой материала, увеличиваются, с другой стороны, их крайним разнообразием. Основными источниками для изучения египетских нравов служат различные тексты. Это и так называемые «Тексты Пирамид», - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий (XXVII-XXV вв. до н. э.). Затем «Тексты саркофагов», представляющие собой продолжение «Текстов пирамид» и сохранившиеся на саркофагах XXII-XIX вв. до н. э. Также, «Книга Мертвых» - сборник текстов, образовавшийся на основе заупокойных ритуалов с сокращением части древних изречений и с добавлением новых глав и песнопений. Также важны, помимо письменных источников, и археологические находки, содержащие множество ценных сведений наряду с трудами греческих и римских авторов. Однако все эти источники относятся к разному времени. «Судя по сохранившимся памятникам, нравственные ценности существовали на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий.»[5] Часто случалось так, «что одни и те же явления нередко истолковывались по-разному, сначала - в зависимости от времени, места и среды их возникновения, позже - уже в классовом рабовладельческом обществе, в зависимости от среды, в которой бытовали сказания, или от тех социально-политических целей, в которых они использовались»[6].

Глава 1.

В данной главе мы постараемся проанализировать то, как изменялись и эволюционировали со временем тексты древних Египтян, посвященные загробной жизни.

Великий египтолог М.А Чегодаев в своих комментариях к изданию «Книги мертвых” отметил: “Древнеегипетская «Книга Мертвых» – это не книга о смерти. Это книга о жизни, победившей смерть”[7]. Изначально, книга называлась «Эр ну перэт эмхеру» – «Изречения выхода в день». Сутью данного текста являлось: помочь умершему преодолеть все опасности потустороннего мира, предстать и успешно выступить на великом суде и затем, вместе с богом Ра на его солнечном судне, вернуться в наш мир, что означало воскреснуть, или «обновиться» (так говорили древние египтяне.) Получается, что человек должен был преодолеть смерть, чтобы жить дальше в нестареющем, прекрасном теле, на плодородной земле рядом со своими родными и близкими.

Практически невозможно проследить историю возникновения «Книги Мертвых». Ясно одно – несомненно, тексты книги относятся к тем отдаленным временам, когда первобытные религиозные представления людей, обитавших в нильской долине, стали складываться в сложный культ местных божеств и оформившийся в своих непростых особенностях погребальный ритуал. Видимо, еще до объединения Египта в одно государство, в дописьменный период, начал складываться сборник заупокойных формул, который, при фараонах V – VI династий (около 2355 г. до н. э.) был начертан на стенах погребальных камер уже весьма скромных по размерам царских пирамид. Считается, что впервые это произошло при фараоне Унисе, уже в конце периода, называемого периодом Древнего царства. Данные надписи были обнаружены египтологом Г. Масперо и названы им «Текстами Пирамид». Интересно то, что данная находка была, скорее всего, записью погребального ритуала фараона. Таких же текстов, касающихся простых людей найдено не было. Конечно, это не говорит о том, что у всех обитателей Египта (кроме фараона) не было представления о загробной жизни. Однако, анализируя эпоху Древнего царства, мы можем судить только о посмертном бытии фараона, который должен был предстать перед богами и вступить в их сонм. Считалось, что после смерти фараон должен оказаться в бесконечном пространстве и плыть в «Ладье Миллионов Лет» вместе с богом Ра.

В «Текстах Пирамид», как пишет з русский ученый Б. А. Тураев, «...было найдено первое звено той непрерывной цепи заупокойных магических памятников, которая тянется на всем протяжении египетской языческой цивилизации и наиболее известным представителем которой до тех пор был сборник, названный в науке «Книгой Мертвых».[8] Здесь имеются заговоры, действенность которых основана на вере в силу слова, в силу знания имен существ, с которыми связано загробное благополучие. Также, ссылки на различные случаи из истории богов, а вследствие этого – намеки на мифы, остающиеся для многих ученых неразгаданными. Таким образом, эта богатая сокровищница заключает в себе возгласы и формулы, сопровождавшие заупокойные обряды, – заклинания против демонов, пресмыкающихся и других врагов умершего царя, молитвы и обрывки мифов, служившие тем же магическим целям. Все это написано архаическим языком и письмом, приспособленным для магических целей и избегавшим употребления иероглифов, изображавшим живые существа, способные вредить покойному даже со стен, на которых имеются надписи[9].

Иероглифы были изображены зеленым цветом, цвет этот для египтян был цветом воскресения. Судя поэтому, мы можем заметить, что даже цвет иероглифов говорит нам о вечной борьбе египтян со смертью, о несогласии с ней. Борьба, которая выражалась раньше только в сооружении колоссальных царских гробниц, лишенных каких-либо надписей или изображений, теперь была еще и словесной.

С завершением Древнего царства и началом Первого переходного периода значительные изменения претерпевает заупокойная литература. Если раньше такая литература была доступна только фараону, то теперь отправиться в царство богов мог практически каждый. Начало этому было дано при последних династиях Древнего царства, когда «Тексты Пирамид» начали покидать погребальные камеры владык и появляться на стенках обычных прямоугольных деревянных саркофагов более ли менее обеспеченных людей. Более того, можно заметить, что сами тексты настолько изменены, что ученые дали им новое название: вместо «Текстов Пирамид», мы имеем теперь «Тексты Саркофагов». Можно назвать данное изменение новым этапом развития загробной литературы.

В «Текстах Саркофагов», как и в «Текстах Пирамид» существует множество магических формул и заклинаний, ссылок на древние мифы (в большей степени относящиеся к Осирису). Все это было разделено на отдельные главы, многие из которых вошли позже в «Книгу Мертвых». Однако здесь имелись и некоторые изменения. Теперь связанный с фараоном солнечный культ переплетается с земным, а загробный мир располагается в особом месте вселенной, куда каждую ночь бог Ра вместе со своей свитой прибывает для сражения с темными силами.

На саркофагах XII-й династии (ок. 1991 г. до н. э.) появился новый текст, посвященный загробным странствиям и помогающий облегчить мертвым дорогу к Полям Мира – полям вечного блаженства, где нет недостатка в пшенице, где покойные остаются в бесконечном блаженстве под сенью Наунет – таинственного неба загробного царства. Еще один текст, посвященный загробным странствиям и относящийся по языку к эпохе Древнего царства, - это знаменитая «Книга Двух Путей», созданная для того, чтобы облегчить почившим дорогу к Полям Хотеи (Поля Мира) – полям вечного блаженства, где пшеница в рост человека, где не бывает неурожаев и голода, где покойные пребывают в нескончаемом блаженстве под сенью Наунет – загадочного неба загробного царства. Интересно то, что именно в «Книге Двух Путей» в первый раз появляются иллюстрации к тексту, играющие столь важную роль в «Книге Мертвых». Можно сказать, что «Книга Двух Путей» - это иллюстрированный справочник покойного человека, который помогает ему преодолеть путь по суше и воде загробного мира. Данный источник состоит из карты загробного мира и текстов, распадающихся на 16 изречений в трех группах. Первая группа текстов начинается обращением к божеству, который дает пропуск для путешествия по некрополю, где умерший должен облегчить страдания Осириса. Покойный здесь говорит о своей победе над врагом, которого держит в своих когтях, как лев.

Вторая группа говорит о паломничестве умершего по различным египетским святыням, судя по всему, перенесенным в иной мир. Он везде видит местные святыни и достопримечательности. Третья группа представляет «Книгу о двух путях». В ней дается изображение дверей к этим путям и карта, которая разделена красной полосой («море огненное»). Сверху от «моря» - «водные пути», снизу – «сухопутные».

На суше душа должна пройти по плотинам, которые охраняются стражами, перед которыми нужно выдать себя за бога для получения пропуска. Как мы видим из приведенного описания, умершему было нелегко достигнуть мест вечного блаженства, это становилось смертельно опасным путешествием без точного знания карты загробного мира и всех обитателей, населяющих последний. Однако теперь загробная литература сопровождается рисунками, которые облегчали путешествие покойного. Рисунки эти стали самостоятельным видом египетской графики, которая является свойственной для «Книги Мертвых».

С концом Среднего царства и образованием империи (1552—1069 до н. э.) наступает новый период в развитии религиозной литературы. Именно в эту пору тексты, записанные на папирусы, становятся достоянием практически всех слоев населения. Как и в предыдущую эпоху, складывается свой основной сборник погребальных текстов, заменивший «Тексты Саркофагов» Среднего царства. Начиная с этого времени, заупокойные тексты были собраны и записаны в той форме, которую теперь мы знаем как «Книгу Мертвых». Каждый египтянин, который обладал хотя бы какими-нибудь средствами к существованию, мог заплатить писцу за неполный список священных текстов, включавших в себя все только самое необходимое и важное. Богатые же люди платили большие деньги за свитки, содержащие все главы по мерам предосторожности против опасностей загробного мира.

Вот почему девять из каждых десяти египетских папирусов – погребальные папирусы, и почему девять из каждых десяти погребальных папирусов – копии того, что мы знаем как «Книгу Мертвых», другие же являются копиями позднейших вариантов и сокращений этой основной книги – «Книга Врат», «Книга Дыхания», «Книга знания того, что есть в подземном мире», и так далее»[10].

Изготовление папирусных свитков требовало меньше затрат, чем роспись деревянных саркофагов, на которых раньше писались заклинания. Кроме того, именно в эпоху Нового Царства начинают использовать саркофаги, повторяющие форму тела человека (антропоидные саркофаги), которые были не пригодны для нанесения длинных надписей. Нужно заметить, что в эту пору папирусные сборники стали частью производства, можно было купить готовый список и вписать туда свое имя. Так было сделано подавляющее большинство свитков.

«Книга Мертвых» во многом отличалась от предшествующих ей «Текстов Саркофагов». Хотя она и вобрала в себя фрагменты и из «Текстов Саркофагов», и из «Текстов Пирамид», она стала отличным от них произведением. «Книга Мертвых» явилась как бы итогом всего долгого развития египетской религиозной литературы. Этот, третий этап ее существования, соответствующий эпохе Нового показывает, какой сложный путь прошла богословская мысль за долгие сотни лет. Бог Осирис становится главным объектом загробного царства. Для египтян он стал мудрым владыкой, подземным солнцем. Он вершил великий суд и восстанавливал справедливость. Дом его находится на Полях Камыша, где трудятся умершие.

В «Книге Мертвых» уже нельзя найти таких представлений, как Каннибальский гимн «Текстов Пирамид», где умерший царь пожирает богов; или изречений, где описывается, какой ужас он в них вселяет. Здесь взаимоотношения с богами уже совсем иные[11]. В «Книге Мертвых» боги – беспристрастные судьи, перед которыми покойный должен будет держать ответ о своих земных делах. Можно, правда, попытаться облегчить свою участь с помощью магических заклинаний; можно выучить наизусть (или прочитать в свитке) имена всех сорока двух богов, с которыми предстоит иметь дело, и тем самым как бы получить над ними власть. Но, хотя «Книга Мертвых» вроде бы гарантирует счастливое завершение суда, видимо, полной

уверенности в этом у египтян не было. У праведника шансов на вечное блаженство явно больше. Не случайно в сборнике появляются главы «Венца оправдания» и так называемая «негативная исповедь», в которой покойный клянется, что не совершал таких-то и таких-то дурных поступков: своеобразный моральный кодекс древних египтян эпохи Нового царства.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что «Книга Мертвых» не была первым сборником заупокойных текстов, ей предшествовали многие другие. И изменения в текстах происходили с изменением мысли египтян, с их эволюцией. «Книга Мертвых» становится доступной для большинства жителей Египта, что отличает ее от предшественников. Каждый мог попасть в загробное царство и жить там в великом блаженстве, не зная горя.

Глава 2.

Можно часто услышать, что у древних египтян не было своей философии. И действительно, ничего, похожего на учения античных философов, мы в Египте не обнаружим. Но это не означает, что у египтян вообще отсутствовало сколько-нибудь упорядоченное понимание окружающего их мира и явлений. Древний египтянин жил в таком мире, в котором с давних времен существовал определенный неизменный порядок вещей. Его язык отражал иную форму мышления, и в нем отношения предметов и людей отражались не так ясно, как у нас. Глагола в этом языке, как мы его понимаем, не существовало, следовательно, не было и грамматического времени. Египтяне воспринимали время, как его воспринимают дети: для них это был единый неизменяемый поток. И поэтому можно подумать, что их мир состоял из огромного количества явлений и действий, и человек не совершал эти действия, а, как бы, был характеристикой этого действия в каждый конкретный момент.

Исходя из мифов, боги являлись частями тела породившего их божества. То же самое можно сказать и о египтянах: они были проявлением своего царя. Поэтому получается, что египтяне, все вместе, создавали тело своего государства.

Если вникнуть в слово, которое в египетском языке обозначало Египет, то есть долину Нила, то мы обнаружим, что оно переводится как «нутро». Из этого можно сделать вывод, что египетское государство, по сути, является тем местом, где все в природе находится в теснейшей и вполне определенной взаимосвязи. Фараон осуществляет связь мира богов и мира людей. Он же является существом двойной природы, сразу и бога и человека. Таким образом, фараон организовывает практически все нормальное функционирование государства, и процветание страны и ее жителей зависит от его силы и здоровья. Следовательно, фараон – это средоточие могущества, мощи и жизненной силы государства. Но помимо того, что фараон – носитель абсолютной власти, у него есть определенные ритуальные обязанности, такие как разлив Нила, проведение первой борозды при начале полевых работ. От этих действий зависело будущее государства. Поэтому строительство огромных пирамид, в создании которых была задействована вся страна, не является проявлением «восточного деспотизма». Даже напротив, строя пирамиды, они, тем самым, обеспечивали защиту своему царю, и, следовательно, вечное существование и процветание всей страны.

Вселенная древних египтян состояла из пяти

частей: небо, земля, вода, горы и царство мертвых Дуат. Все это находилось как в единстве, так и в определенном противопоставлении. В древнеегипетской картине мира можно заметить попарное противопоставление всего сущего: верх – низ, право – лево, мужской – женский. Но, может быть, нигде, как в Египте, так ярко не проявлялся дуализм этого мира.

Хотя в Египте и не существовало единой теории происхождения мира, богов и людей, все же человек хорошо себе представлял, как произошла вселенная. Каждая крупная богословская школа имела свою космогонию и теогонию, где создателем вселенной считали различные божества; в каждой школе преклонялись одному божеству, его же и считали творцом. И вселенную эти божества тоже создавали по-разному. Однако во всех концепциях есть то, что их объединяет: в начале времен существовал хаос, впоследствии преобразованный в упорядоченное мироздание, живущее по определенным законам.

Из всего вышеизложенного можно сделать заключение: человек есть творение Бога; его проявление и образ живет в «хену», т.е. теле страны, где все существует по установленному порядку вещей, и этот порядок поддерживает фараон. Египтянин воспринимал себя как совокупность нескольких сущностей: тело, Ба (душа), имя,

тень и Ка (двойник), а жизнь и здоровье его зависели от правильного и гармоничного взаимодействия этих сущностей. Когда человек умирал, все эти компоненты отделялись друг от друга и начинали «жить» самостоятельно, а место единой личности занимал Ах – не вполне ясная категория, возможно, в какой-то степени соответствующая нашему понятию «дух». Как мы уже знаем, после смерти покойного ожидали нелегкие испытания на том свете.

Потусторонний мир, Дуат, который существовал параллельно земному миру, являлся одной из многих частей вселенной. Он располагался не на Земле, не на небе, не на горах и не в воде. Однако, он был тесно связан с миром земным. Бог Ра на ночь отправлялся в Дуат, туда же попадали и покойные. Исходя из некоторых признаков, земной мир и Дуат могли пересекаться в некоторых точках, считающихся священными. Судя по карте Дуата, ему принадлежат такие святые места, как Абидос, Гелиополь, Пе и Депу. Они же и являлись действительно существующими городами земного мира. Данная картина нередко присутствовала в самых разных мифологиях. Эти места считались святыми, там строились храмы, которые являлись центрами паломничества, часто там проводились пышные празднества и церемонии, присутствие оракулов было постоянным. Египтяне были уверенны, что на многие события, происходящие в потустороннем мире, можно повлиять и отсюда. Для этих целей нередко прибегали к магии, с помощью которой влияли на судьбу умершего или воздействовали на высшие силы.

Магия жителей Древнего Египта, которая по сути своей близка к действиям, совершаемым шаманами различных народов, – является одним из самых пленительных явлений для ученых всех времен. Те обряды, которые проводились на Земле, имели результаты в потустороннем мире. Лишь некоторые шаманы могли действовать магически непосредственно в этом мире. Вот почему заклинания «Книги Мертвых» имеют результат в Дуате, но не действуют на Земле. Однако усопший мог, находясь в загробном царстве, влиять на жизнь земную. Свидетельство этому – множество писем, дошедших до нас, в которых люди обращались к усопшему с просьбой о помощи.

Иной мир египтян в целом соответствует общемировым представлениям о подобных местах[12]. Наше восприятие мира и архаическое кардинально различаются, и это видно как в языке мифа, так и в системе мифологического мышления. Так, например, мифическое пространство не соответствует геометрическому пространству, хотя структура его такая же. Дуат – это пространство в виде кольца, во многом превосходящее Египет по площади. Мы можем предположить, что в нем есть два уровня: Поля Хотел, соответствующие пространству от Фив до Гелиополя, куда попадает умерший после взвешивания сердца на весах, т. е. египетский рай; и пространство, заполненное подчиняющимися Осирису ужасными демонами и чудовищами, через которое проходит покойный для достижения Зала Двух Истин. И чтобы посмертное существование могло продолжаться вечно, обеспечение жизни и процветания всех сущностей является неотъемлемой частью.

Конечный результат всех этих этапов – воскресение покойного. И хотя смерть считалась безжалостным и коварным врагом для Египтян, ее можно было победить. Судя по мифам, самым первым из всех египтян победил смерть Осирис. Он прошел через ужасную гибель, но воскрес, и теперь он вершит суд над всеми покойными людьми. После этого, жители Египта получили возможность преодолеть смерть.

После страшного суда христиан ждет вечная жизнь в воскресшем преображенном теле, преисполненном Духом Божьим. После суда, когда человеческие сущности снова соберутся вместе, тело усопшего должно воскреснуть и преобразиться. Однако до этого момента тело нужно было уберечь от разложения, или же заменить его статуей с изображением покойного. После того, как человек победит смерть и воскреснет, его ждет блаженное существование там, где нет страданий и невзгод, где время не властно над людьми. Однако некоторые заблуждаются во мнении, что заклинания и магические ритуалы обеспечивают человеку вечную жизнь. На самом деле, они только помогают избежать ужасных козней со стороны враждебных сил, а от того, как человек прожил свою земную жизнь, зависит конечный результат.

Цель «Книги Мертвых», или «Перэт эм херу», - остаться тем, кто ты есть, и достичь вечной мирной жизни в присутствии богов и родных в потустороннем мире. «Книга Мертвых» позволяет человеку побывать с его близкими в благоуханных садах, и за порой загадочными изречениями и магическими формулами «Книги Мертвых» мы видим те же надежды, что и у тех, кто исповедует прошение грехов, воскрешение тела и вечную жизнь. В 1920 г. Б. А. Тураев писал: «...говорить о переводе «Книги мертвых» на новые языки не приходится – уже в лучших, более древних рукописях ее тексты искажены и переполнены непонятными местами. Несмотря на то, что едва ли какой другой памятник мировой литературы дошел до нас в таком подавляющем количестве списков от разных эпох, нет для египтолога книги более неприятной и до без- надежности трудной, чем этот сборник... ввиду бесконечного количества загадочных намеков, мистического языка и, особенно, безграмотности искаженного текста»[13].

Египтяне, которым предстояло отправиться в потусторонний мир, своей единственной надеждой – остаться невредимым среди ужасающего, населенного чудовищами мира – было обладание папирусным свитком с магическими заклинаниями и заупокойными гимнами.

Без представления о том, чем же была «Книга Мертвых» для древних египтян, нельзя постичь сути и духа их удивительной культуры. Слишком уж много их представлений о бытии и мировом порядке в нее попало. Может быть, не так уж и неправы те, кто называл «Книгу Мертвых» Библией Древнего Египта.

Заключение.

Культура Древнего Египта в любые времена представляла собой нечто неизведанное, притягательное, но и, вместе с тем, непонятное. Страну Та-Кемет заслуженно можно назвать одной из первых на планете. И даже по сравнению с Греческой цивилизацией, хронологически относящейся к древнему миру, Египет появляется существенно раньше. Египтяне отличались своей самобытностью, устойчивыми традициями и верностью заведенным издревле порядкам. Даже во время господства в Египте династии Лагидов, египетская религия, утратив свое политическое значения, продолжала существовать и развиваться.

Различные религиозные тексты, гимны богам, записи погребальных обрядов являются основными памятниками, которые отражают мифологические представления жителей Египта. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних покоев семи пирамид V и VI династий Древнего царства (XXIVXXIII вв. до н.э.). Также, «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI-XVIH вв. до н.э.). Главным для нас сборником заупокойных текстов является «Книга мертвых», отличающаяся неполнотой и несистематичностью изложения («Книга воскресения»), которая была составлена, начиная с периода Нового царства, т. е. с XVI в. до н.э., и до конца истории древнего Египта. У каждого человека есть свой звездный час, главное событие, которое окрашивает все его существование светом истины. Для жителей Древнего Египта таким событием была смерть и погребение. Всю свою жизнь египтянин готовился к смерти и славному путешествию в иной мир. Со смертью к жителю Египта приходила истина, он отвечал за все содеянное им за время краткой жизни на земле, исходя из чего и определялось будущее его души. Именно поэтому «Книгу мертвых», которая была неотъемлемой частью как земной, так и загробной жизни человека, можно с полным основанием назвать основной книгой египтянина. Это не набор поучений или молитв — это справочник усопшего, который помогает ему преодолеть все трудности загробного царства и достигнуть высшего блаженства.

Список исследовательской литературы.

1.Источник:

· Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. - М.: Изд-во Эксмо, 2003

2.Литература:

· Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. С-Пб., 2000.

· Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956.

· Тураев Б. А. «Египетская литература». Т. I. М. 1920

· Чегодаев, М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 145—163; № 9. С. 141—151.

· Baikie J. «Egyptian Papyri and Papyrus-hunting». N. Y. 1971

[1] Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. - М.: Изд-во Эксмо, 2003 С 9

[2] Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. - М.: Изд-во Эксмо, 2003 С.9-13

[3] Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. - М.: Изд-во Эксмо, 2003 С 10

[4] Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. - М.: Изд-во Эксмо, 2003 С 11

[5] Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. С-Пб., 2000. С. 5.

[6] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956. С. 26.

[7] Чегодаев, М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 146

[8] Б. А. Тураев «Египетская литература». Т. I. М. 1920, с.36

[9] Чегодаев, М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 8. С 150

[10] J. Baikie «Egyptian Papyri and Papyrus-hunting». N. Y. 1971, p. 34 – 35

[11] Чегодаев, М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 8. С 161

[12] Чегодаев, М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 9. С.149

[13] Б. А. Тураев «Египетская литература». Т. I. М. 1920, с.37

Наши рекомендации