Значение гуманистической традиции для гуманитарных наук
1 См.: M i 11 J. St. System der deduktiven und induktiven Logik, übertr. von Schiel, 1863, 6. Buch: Von der Logik des Geisteswissenschaften oder moralischen Wissenschaften.
2 См.: Ю M Д. Соч. в двух томах, т.1, М., 1965.
3 См.: Hei m ho Hz H. Vorträge und Reden, 4. Aufl., Bd. 1: Über das Verhältnis der Naturwissenschaften zur Gesamtheit der Wissenschaften, S. 167 ff.
4 В особенности это стало понятно со времен П. Дюгема, чья большая работа о Леонардо ("Etudes sur Léonard de Vinci") в трех томах, издававшаяся с 1907 года, была дополнена его же разросшимся до десяти томов последним сочинением "Le système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic", издававшимся посмертно начиная с 1913 года.
5 Droysen J. G. Historik, ed. E. Rothacker, 1925, S. 97.
6 См.: Dilthey W. Gesammelte Schriften, Bd. V, S. LXXIV.
7 Ibid., Bd. XI, S. 244.
8 Ibid., Bd. I, S. 4.
9 Ibid., S. 20.
10 См.: He Im hol t z H. Op.. cit., S. 178.
11 См.: Schaarschmidt I. Der Bedeutungswandel der Worte Bilden und Bildung, Diss., Königsberg, 1931.
12 См.: Кант И. Соч. в шести томах, т. 4, ч. 2. М., 1965, с. 384.
13 См.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в двух томах, т. 2. М., 1971, § 41, с. 61 и ел.
4 Humboldt W. v. Gesammelte Schriften, Akademie-Ausgabe, Bd. VII, l, S. 30.
15 См: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет, т. 2, § 41—45, с. 61 —67.
16 См.: Г е г е л ь Г. В. Ф. Соч., т. IV: Феноменология духа. М., 1959, с. 118 и ел.
17 См.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет, т. 2, с. 63.
8 Г е г е л ь Г. В. Ф. Работы разных лет, т. 1, с. 406.
9 Helmhol t z H. Op. cit., S. 178.
20 См.: Nietzsche F. Unzeitgemäße Betrachtungen. 2. Stück. Vom Nutzen und Nachteil der Historié für das Leben, 1.
21 История памяти не тождественна истории ее упражнения. Хотя мнемотехника и знаменует собой часть этой истории, но прагматическая перспектива, в которой при этом предстает феномен памяти, сокращает его. В центре истории памяти как феномена следует скорее поставить Августина, полностью преобразовавшего воспринятую им пифагорейски-
платоновскую традицию. Мы еще возвратимся к функции памяти, столкнувшись с проблематикой индукции (см.: Ross i P. La costruzione delli imagini nei trattati di memoria artificiale del Rinascirnento.— In: "Umanesimo e Simbolismo", 1958, éd. Castelli; см. также: Vasoli G. Umanesimo e simbologia nei primi scritti lulluani e rnnemotecnici del Bruno.— Ibid.).
12 CM. Logique de Port-Royal, 4e part., chapt. 13 ff.
23 CM. V i с о J.B. De nostri temporis studiorum ratione, 1947.
24 CM. J a e g e r W. Über Ursprung und Kreislauf des philosophischen Lebensideals.— "Sitzungsberichte der Preuß. Akad. d. Wiss." Berlin, 1928.
26 Г
См. См.
1979, c. 361—460. Посвященные этой теме четыре диалога предваряются
введением 27 См.
См. См. См.
См.
Wieacker F. Vom römischen Recht, 1945.
Николай Кузанский. Соч. в двух томах, т. 1. М.,
как писания «простеца», дилетанта (idiota). Аристотель. Соч. в четырех томах, т. 4. М., 1984, с. 181. Аристотель. Соч., т. 1. М., 1975, с. 424 и ел. Thomas Aq. S. Th. I q. l, 3 ad 2 et q. 78, 4 ad 1. Tetens I. N. Philosophische Versuche, 1777, S. 515.
31 Discours Préliminaire de l'Encyclopédie, ed. Köhler, Meiner, 1955,
S. 80.
Strauss L. The Political Philosophy of Hobbes, ch. VI.
33 Jbid.
54 Очевидно, в опосредовании этого аристотелевского мотива важную роль сыграл Кастильоне (см.: Loos E. Baldassare Castigliones "Libro del cortegiano".— "Analecta romanica", hrsg. v. F. Schalk, H. 2).
35 См.: Shaftesbury A.E. Characteristics. Treat. II, Part. III, Sect. I.
*6 См.: Marc A u r. I, 16.
37 Хатчесон даже толкует здравый смысл как общность, понимание.
38 См.: R e i d Th. The philosophical Works, éd. Hamilton, 8th éd., 1895. Здесь (v. II, p. 774 ff.) помещено подробное примечание Гамильтона о здравом смысле, в котором, однако, богатый материал разрабатывается скорее классификационно, нежели исторически. Я обязан Гюнтеру Пфлу-гу дружеским указанием на то, что систематическая функция здравого смысла в рамках философии впервые прослеживается у Бюффье (1704). То, что познание мира посредством чувств поднимается над всеми теоретическими проблемами и узаконивается в аспекте прагматики, представляет само по себе древний мотив скептицизма. Но Бюффье возводит здравый смысл в ранг аксиомы, которая в такой же степени призвана служить основой для познания внешнего мира, res extra nos, в какой картезианское cogito — основой познавания мира сознания. Бюффье оказал влияние на Рида.
J9 См.: Bergson H. Ecrits et paroles i (RM Mossé-Bastide), p. 84 ff.
10 Я цитирую переизданную Эманом в 1861 году работу Этингера (см.: Oetinger F. Ch. Die Wahrheit des sensus communis oder des allgemeinen Sinnes, in den nach dem Grundtext erklärten Sprüchen und Prediger Salomo oder das beste Haus- und Sittenbuch für Gelehrte und Ungelehrte, neu herausg. v. Ehmann, 1861). Генеративный метод Этингера опирается на риторическую традицию; он цитирует Шефтсбери, Фенелона, Флери. Согласно «Вступлению к Платону» Флери, преимущество риторического метода состоит в «снятии предвзятостей», и Этингер воздает ему должное, говоря, что он объединяет ораторов и философов (S. 125). Этингер считает ошибкой Просвещения пренебрежительное отношение к этому методу. Наше исследование еще приведет нас к подтверждению справедливости такого подхода Этингера, так как если он и обращен против некоторых приемов геометрии (mores geometri-cus), которые в наше время либо не актуальны, либо в лучшем слу-
чае едва начинают быть актуальными, то есть против демонстрационного идеала Просвещения, то тем не менее он в равной степени применим к отношениям современных гуманитарных наук и «логики».
11 Ое tinger F. Gh. Inquisitio in sensum communem et rationem... Tübingen, 1753; ср.: Gadamer H.-G. Oetinger als Philosoph.— In: Gadamer H.-G. Kleine Schriften 111. Idee und Sprache, S. 89 — 100.
42 radicatae tendentiae... Habent vim dictatoriam divinam, irresisti-bilem.
ί3 in investigandis ideis usum habet insignern.
14 sunt foecundiores et defaecatiores, quo magis intelliguntur singu-lae in omnibns et omnes in singulis.
5 Именно здесь Этингер вспоминает аристотелевский скепсис по отношению к слишком юным слушателям морально-философских рассуждений; это также выступает знаком того, насколько значима для него проблема аппликации |см.~-с. 370 и ел.].
16 Я основываюсь на «Герменевтике» Мора (1, II, XXIII).
17 См.: Те t en s Ι. N. Philosophische Versuche über die menschliche Natur und ihre Entwicklung. Leipzig, 1777, I, S. 520.
18 См.: Кант И. Соч. в шести томах, т. 5. М., 1966, с. 165.
19 См.: Baumgarten A. G. Metaphysica, § 606: perfectionem imperfectionemque rerum percipio, i. e. diiudico.
50 Eine Vorlesung Kants über Ethik, ed. Menzer, 1924, S. 34.
51 См.: Кант И. Соч., т. 5, § 40.
52 Кант И. Соч., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 395.
53 См. там же с. 395; см. также: Кант И. Соч., т. 5, § 60.
54 См.: Кант И. Соч., т. 3. М., 1964, с. 220 и ел.
55 Кант И. Соч., т. 5, с. 307.
56 Там же, с. 242.
57 Ср. замечание Канта о значении примеров (и тем самым истории) как «подарок» способности суждения (Кант И. Соч., т. 3, с. 219).
)8 О Грасиане и его влиянии, в особенности в Германии, см. главным образом у Боринского: В о г i n s k i K. Balthasar Gracian und die Hofliteratur in Deutschland, 1894; в более расширенном виде — у Шум-мера: Schummer E. Die Entwicklung des Geschmacksbegriffs in der Philosophie des 17. und des l£>Jahrhunderts.— "Archiv für Begriffsgeschichte", I, 1955.
9 Как мне представляется, Ф. Хеер прав, когда он усматривает истоки современного понятия вкуса в «школьной» культуре Ренессанса, Реформации и контрреформации (см.: Der Aufgang Europas, S. 82, 570).
6t) См.: Кант И. Соч., т. 5, с. 358.
и См.: Кант И. Соч., т. 6, М., 1966, § 71.
62 Ср.: Baeumler A. Einleitung in die Kritik der Urteilskraft, S. 280 ff., 285.
13 K a H т И. Соч., т. 5, c. 244.
)4 Здесь уместно понятие «стиля». Как историческая категория «стиль» возникает тогда, когда декоративность способна противопоставляться «прекрасному» (ср.: Экскурс I, с. 567 и ел.).
65 См.: Кант И. Соч., т. 5, с. 165.
66 Кант И. Соч., т. 3, с. 219.
67 Очевидно, что именно на базе этого размышления Гегель избирает своей отправной точкой кантовское противопоставление определяющей и рефлектирующей способности суждения. Он признает за учением Канта о способности суждения спекулятивный смысл в той мере, в какой в этом учении всеобщее мыслится как само по себе конкретное, но одновременно ставит ограничение, согласно которому у Канта соотношение всеобщего и особенного еще не представлено как истинностное, но рассматривается в качестве некоторой субъективности (см.: Г е г е л ь Г. В.Ф.
Энциклопедия философских наук, т. 1, М., 1974, § 55 и ел.; см. также: Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 2, М., 1971, с. 15). Куно Фишер приходит к формулировке, что в философии тождества снимается противопоставление данного и искомого всеобщего (см.: Logik und Wissenschaftslehre, S. 148).
)8 Аристотель, характеризуя добродетели и правильное поведение, употребляет обычно определения «как подобает» или «по здравомыслию» (ως δει или ως ό ορθός λόγος); хотя этическая прагматика также изучает λόγος, но в этой области значение данного термина не выходит из общепринятых рамок. Решающее значение в этом случае играет именно точный подбор нужного нюанса. Рассудительность (φρόνησις), которая это обеспечивает,— это привычка к истинностной реализации (έξις τον αληΟεύειν), то есть такая концепция бытия, в которой нечто скрытое делается явным, следовательно, в которой познается нечто. ,Н. Гартман, пытаясь рассматривать все нормативные моменты этики в аспекте «ценности», превратил это в «ценностность ситуации»,— по правде говоря, довольно странное добавление к аристотелевскому списку добродетелей.
'9 Разумеется, Кант не проходит мимо того, что вкус является определяющим для культуры поведения в качестве внешнего выражения морали, но исключает его из чистого рационального определения воли.
'° Мы обязаны А. Боймлеру отличной книгой (Baeumler A. Kants Kritik der Urteilskraft), в которой самым наглядным и поучительным образом прослеживается позитивный аспект взаимосвязи между эстетикой Канта и проблемой историчности. Но стоило бы обратить внимание и на негативный аспект.