VIII. Подведение итогов урока. €

— Какую тему мы сегодня вспомнили? (Определениеударения в словах.)

— На какие из поставленных вопросов мы не ответили? Кто сможет ответить на эти вопросы?

Домашнее задание Карточка

Поставь в словах ударение. На веселых, На зеленых

Горизонтских островах, По свидетельству ученых, Ходят все на головах! По горам На самокате Ездят там Бычки в томате! А один ученый кот Даже водит Вертолет.

Б. Заходер

Урок 37. Как определить ударный слог?

Цель: формировать умение ставить ударение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло­вах ударный слог; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

По лесам гуляет осень, Краше этой нет поры. А. Балонский

— Прочитайте строки из стихотворения А. Балонского. Какую картину представили? (Ответы детей.)

— Сколько предложений здесь записано? (Одно.)

— Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)

— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — по­казатель мягкости.)

— Прочитайте стихотворение так, как записано.

— Проговорите шепотом, расскажите соседу.

— Все вместе проговорим так, как будем писать.

— Запишите.

(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударени­ем на карточке читают учащиеся.)

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! — и ударил в безударный слог,

И сразу же исчез огромный зАмок,

И появился маленький замОк.

Послушай, молоток,

Не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги...

Нет, снова — тук!

Шли по морю пирОги,

Вдруг вместо них поплыли пирогШ (Учитель вывешиваетслова на доску парами.)

— Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)

— Отличаются ли слова по смыслу? (Да, ЗАмок — строение, замОк— приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги— индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ—кулинарное блюдо.)

— Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)

IV. Работа по теме урока Упр. 103 (с. 69).

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражне­нии? (Поставить правильно ударение.)

— Прочитайте первое предложение. На какой слог падает уда­рение в выделенном слове? (ДорогА.)

— Объясните значение этого слова. (Картина вызывает при­ятные воспоминания, имеет ценность.)

— Прочитайте второе предложение. На какой слог падает уда­рение? (ДорОга.)

— Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.) (Далее вариант Т разбирает предложения под пунктом 2, ва­риант II — предложения под пунктом 3.) (Фронтальная проверка.)

V. Физкультминутка

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

(Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развестируки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.)

VI.Закрепление изученного материала Упр. 105 (с. 70).

— Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)

— Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)

— Измените слово так, чтобы слова обозначали много пред­метов.

— На какую букву падает ударение?

(Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)

— Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.

Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что значит подвижное ударение*? (Это ударение, которое мо­жет переходить с одного слога на другой.)

МП Рефлексия Упр. 106 (с. 70).

(Работа в парах. Самопроверка. Ученики по цепочке читают слова, называют букву, на которую падает ударение. Самооценка с помощью «светофора».)

Наши рекомендации