Ii. ярославово дворище и древний торг

I. ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Тема Кол-во часов Лектор
1. История Новгородского музея-заповедника Мазилкина М.В.
2. Археология как наука. Что изучает археология? Связи с другими науками. Археологические источники. Данные, факты, выводы и предположения. Археологические культуры. Появление и развитие археологической науки. Археология в России. Исследования на территории Новгородской области Колосницын П.П.
3. Археологические памятники Новгородской земли (Часть 1). Виды археологических памятников: поселенческие (стоянка, селище, городище), погребальные (курганы, сопки, грунтовые могильники, жальники), местонахождения, клады, архитектурные памятники, подводные памятники. Археологические памятники и культуры каменного века. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит. Основные отличия периодов Колосницын П.П.
4. Археологические памятники Новгородской земли (Часть 2). Археологические памятники и культуры эпохи раннего металла. Появление металла: медный бронзовый и железный века. Развитие земледелия и скотоводства. Памятники раннего железного века. Культура псковско-новгородских курганов Колосницын П.П.
5. Археологические памятники Новгородской земли (Часть 3). Археологические памятники и культуры эпохи Средневековья. Славянское освоение территории Новгородской земли. Происхождение славян. Особенности материальной культуры и хозяйства. Отношения славян и скандинавов. Культура сопок. Появление Новгорода. Памятники эпохи древнерусского государства и новгородской независимости. Селища, городища, сопки, древнерусские курганы, жальники, культовые камни Колосницын П.П.
6. Рюриково Городище – предшественник Новгорода. История изучения. Особенности и значение памятника. Варяги на Руси Колосницын П.П.
7. Формирование культурного слоя Новгорода. Анаэробный (сохраняющий органические материалы) слой. Культурный слой поселения, культурный слой могильника. Закрытые и открытые комплексы. Стратиграфия. Артефакты и экофакты. Способы датировки: историко-филологические, археологические, естественнонаучные. Абсолютные и относительные даты Колосницын П.П.
8. Великий Новгород как археологический памятник Особенности культурного слоя и многообразие находок. Материальная культура и быт. Уличная сеть и мостовые. Важность археологических раскопок в Новгороде для изучения истории России Колосницын П.П.
9. Новгородские берестяные грамоты История открытия и изучения. Реставрация и чтение грамот. Многообразие сведений о древних новгородцах Колосницын П.П.
10. Новгородская республика (ХII-XV вв) Трояновский С.В.
11. Новгород и Новгородская земля в составе Московского государства (XVI-XVII вв) Десятсков К.С.
12. Раскол в русской Церкви в XVII в Мельников И.А.  
13. Новгород и Новгородская земля в составе Российской империи в XVIII – нач. XX вв Хохлов И.В.
14. Новгород и новгородские памятники архитектуры во время Великой Отечественной Войны и в послевоенное время Варнаев В.Н.
15. Практическое занятие по экспозиции «Новгород в истории Российского государства» Рудь О.А.
16. Учебно - методическое занятие по исторической экспозиции музея Варнаев В.Н.  

Итого: 36 часов (лекционный курс – 32 часа, практические занятия – 4 часа)

II. АРХИТЕКТУРА. НОВГОРОДСКОЕ ЗОДЧЕСТВО И РЕСТАВРАЦИЯ

Тема Кол-во часов Лектор
1. Основы архитектурных знаний Ядрышников В.А.
2. Основные этапы развития новгородского зодчества Ядрышников В.А.
3. Реставрация памятников архитектуры. Новгородская реставрационная школа Ядрышников В.А.

Итого: 12 часов

III. КРЕМЛЬ

Тема Кол-во часов Лектор
1. История и топография новгородского Детинца Трояновский С.В.  
2. Стены и башни Кремля. Этапы перестроек Трояновский С.В.
3. Памятники истории и культуры Новгородского кремля Ядрышников В.А.
4. Архитектурные памятники Владычного двора Ядрышников В.А.
5. Софийская звонница. История новгородских колоколов Волхонский В.А.
6. Памятник Тысячелетию России Мартьянов А.Ю.
7. Практическое занятие по Владычному двору с посещением церкви Сергия Радонежского Секретарь Л.А.
8. Практическое занятие по Владычной палате Новгородского кремля Яковлева Л.П.
9. Практическое занятие во Владычной палате по экспозиции «Ювелирное искусство V-XVII веков в собрании НГОМЗ» Гормина Н.В.
10. Авторская экскурсия «Оборонительные сооружения древнего Новгорода» (пешеходная, по стенам и башням Кремля) Хохлов И.В.
11. Практическое занятие по экспозиции «Древние колокола Великого Новгорода» Волхонский В.А.

Итого: 22 часа (лекционный курс – 12 часов, практические занятия – 10 часов)

I. СОФИЙСКИЙ СОБОР

Тема Кол-во часов Лектор
1. Софийский собор – уникальный памятник архитектуры XI в. История, архитектура, этапы перестроек, история исследования и реставрация памятника Ядрышников В.А.
2. Монументальная живопись Софийского собора Комарова Ю.Б.
3. Иконостас Геров Г.П.
4. Иконостасы Софийского собора Комарова Ю.Б.
5. Убранство храма Софийского собора. Резные моленные места Комарова Ю.Б.
6. Учебно-методическое занятие по Софийскому собору Комарова Ю.Б.

Итого: 12 часов (лекционный курс – 10 часов, практические занятия – 2 часа)

II. ЯРОСЛАВОВО ДВОРИЩЕ И ДРЕВНИЙ ТОРГ

Тема Кол-во часов Лектор
1. Топография Ярославова дворища и Древнего Торга Ядрышников В.А
2. Памятники Ярославова Дворища и Древнего Торга XII-XVII вв. Ядрышников В.А.
3. Экскурсия по территории Ярославова Дворища и Торга. Практическое занятие по Никольскому собору с показом мультимедийной панорамы Яковлева Л.П.  

Итого: 9 часов (лекционный курс – 6 часов, практические занятия – 3 часа)

Наши рекомендации