Ii. ярославово дворище и древний торг
I. ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
№ | Тема | Кол-во часов | Лектор |
1. | История Новгородского музея-заповедника | Мазилкина М.В. | |
2. | Археология как наука. Что изучает археология? Связи с другими науками. Археологические источники. Данные, факты, выводы и предположения. Археологические культуры. Появление и развитие археологической науки. Археология в России. Исследования на территории Новгородской области | Колосницын П.П. | |
3. | Археологические памятники Новгородской земли (Часть 1). Виды археологических памятников: поселенческие (стоянка, селище, городище), погребальные (курганы, сопки, грунтовые могильники, жальники), местонахождения, клады, архитектурные памятники, подводные памятники. Археологические памятники и культуры каменного века. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит. Основные отличия периодов | Колосницын П.П. | |
4. | Археологические памятники Новгородской земли (Часть 2). Археологические памятники и культуры эпохи раннего металла. Появление металла: медный бронзовый и железный века. Развитие земледелия и скотоводства. Памятники раннего железного века. Культура псковско-новгородских курганов | Колосницын П.П. | |
5. | Археологические памятники Новгородской земли (Часть 3). Археологические памятники и культуры эпохи Средневековья. Славянское освоение территории Новгородской земли. Происхождение славян. Особенности материальной культуры и хозяйства. Отношения славян и скандинавов. Культура сопок. Появление Новгорода. Памятники эпохи древнерусского государства и новгородской независимости. Селища, городища, сопки, древнерусские курганы, жальники, культовые камни | Колосницын П.П. | |
6. | Рюриково Городище – предшественник Новгорода. История изучения. Особенности и значение памятника. Варяги на Руси | Колосницын П.П. | |
7. | Формирование культурного слоя Новгорода. Анаэробный (сохраняющий органические материалы) слой. Культурный слой поселения, культурный слой могильника. Закрытые и открытые комплексы. Стратиграфия. Артефакты и экофакты. Способы датировки: историко-филологические, археологические, естественнонаучные. Абсолютные и относительные даты | Колосницын П.П. | |
8. | Великий Новгород как археологический памятник Особенности культурного слоя и многообразие находок. Материальная культура и быт. Уличная сеть и мостовые. Важность археологических раскопок в Новгороде для изучения истории России | Колосницын П.П. | |
9. | Новгородские берестяные грамоты История открытия и изучения. Реставрация и чтение грамот. Многообразие сведений о древних новгородцах | Колосницын П.П. | |
10. | Новгородская республика (ХII-XV вв) | Трояновский С.В. | |
11. | Новгород и Новгородская земля в составе Московского государства (XVI-XVII вв) | Десятсков К.С. | |
12. | Раскол в русской Церкви в XVII в | Мельников И.А. | |
13. | Новгород и Новгородская земля в составе Российской империи в XVIII – нач. XX вв | Хохлов И.В. | |
14. | Новгород и новгородские памятники архитектуры во время Великой Отечественной Войны и в послевоенное время | Варнаев В.Н. | |
15. | Практическое занятие по экспозиции «Новгород в истории Российского государства» | Рудь О.А. | |
16. | Учебно - методическое занятие по исторической экспозиции музея | Варнаев В.Н. |
Итого: 36 часов (лекционный курс – 32 часа, практические занятия – 4 часа)
II. АРХИТЕКТУРА. НОВГОРОДСКОЕ ЗОДЧЕСТВО И РЕСТАВРАЦИЯ
№ | Тема | Кол-во часов | Лектор |
1. | Основы архитектурных знаний | Ядрышников В.А. | |
2. | Основные этапы развития новгородского зодчества | Ядрышников В.А. | |
3. | Реставрация памятников архитектуры. Новгородская реставрационная школа | Ядрышников В.А. |
Итого: 12 часов
III. КРЕМЛЬ
№ | Тема | Кол-во часов | Лектор |
1. | История и топография новгородского Детинца | Трояновский С.В. | |
2. | Стены и башни Кремля. Этапы перестроек | Трояновский С.В. | |
3. | Памятники истории и культуры Новгородского кремля | Ядрышников В.А. | |
4. | Архитектурные памятники Владычного двора | Ядрышников В.А. | |
5. | Софийская звонница. История новгородских колоколов | Волхонский В.А. | |
6. | Памятник Тысячелетию России | Мартьянов А.Ю. | |
7. | Практическое занятие по Владычному двору с посещением церкви Сергия Радонежского | Секретарь Л.А. | |
8. | Практическое занятие по Владычной палате Новгородского кремля | Яковлева Л.П. | |
9. | Практическое занятие во Владычной палате по экспозиции «Ювелирное искусство V-XVII веков в собрании НГОМЗ» | Гормина Н.В. | |
10. | Авторская экскурсия «Оборонительные сооружения древнего Новгорода» (пешеходная, по стенам и башням Кремля) | Хохлов И.В. | |
11. | Практическое занятие по экспозиции «Древние колокола Великого Новгорода» | Волхонский В.А. |
Итого: 22 часа (лекционный курс – 12 часов, практические занятия – 10 часов)
I. СОФИЙСКИЙ СОБОР
№ | Тема | Кол-во часов | Лектор |
1. | Софийский собор – уникальный памятник архитектуры XI в. История, архитектура, этапы перестроек, история исследования и реставрация памятника | Ядрышников В.А. | |
2. | Монументальная живопись Софийского собора | Комарова Ю.Б. | |
3. | Иконостас | Геров Г.П. | |
4. | Иконостасы Софийского собора | Комарова Ю.Б. | |
5. | Убранство храма Софийского собора. Резные моленные места | Комарова Ю.Б. | |
6. | Учебно-методическое занятие по Софийскому собору | Комарова Ю.Б. |
Итого: 12 часов (лекционный курс – 10 часов, практические занятия – 2 часа)
II. ЯРОСЛАВОВО ДВОРИЩЕ И ДРЕВНИЙ ТОРГ
№ | Тема | Кол-во часов | Лектор |
1. | Топография Ярославова дворища и Древнего Торга | Ядрышников В.А | |
2. | Памятники Ярославова Дворища и Древнего Торга XII-XVII вв. | Ядрышников В.А. | |
3. | Экскурсия по территории Ярославова Дворища и Торга. Практическое занятие по Никольскому собору с показом мультимедийной панорамы | Яковлева Л.П. |
Итого: 9 часов (лекционный курс – 6 часов, практические занятия – 3 часа)