Визиты Ким Ченира в Китай.
В принципе, конец 2000 и начало 2001 гг. можно расценивать как начало серьезного пересмотра модели экономического развития КНДР, поиск своего собственного пути адаптирующегося к реалиям рыночной экономики. И в этих поисках весьма полезным мог оказаться опыт КНР.
Именно с этой точки зрения в прессе оценивался официальный визит Ким Ченира в КНР, который проходил с 15 по 20 января 2001 г. Во время визита Ким Ченир посетил Шанхай — один из самых развитых экономических центров Китая.
19—21 апреля 2004 г. Ким Ченир совершил очередной неофициальный визит в Китай. Делегация КНДР была весьма представительной. В ее состав входили: главнокомандующий Корейской Народной Армией Ким Ёнчхун, председатель кабинета министров Пак Пончжу, заместитель председателя ГКО Ён Хёнмук. Целью неофициального визита в КНР было «укрепление традиционной корейско-китайской дружбы»[470], значение которой было особенно важным в контексте усиливавшейся напряженности на Корейском полуострове в связи с северокорейской ядерной проблемой.
19 января Ким Ченир встретился с Председателем КНР Ху Цзиньтао. На переговорах стороны обменялись точками зрения и выразили единство мнений по поводу «важных международных вопросов, представляющих взаимный интерес». Ху Цзиньтао отметил, что КНР поддерживает тот путь развития, которая избрала КНДР и который соответствует реалиям и особенностям Северной Кореи. Ким Ченир, в свою очередь, отметил успехи на пути строительства «социализма с китайскими особенностями».
Таким образом, на этих переговорах Ким Ченир заручился поддержкой Китая в противостоянии позиции США, не признававших легитимность северокорейского общественного строя. С другой стороны, особое выделение того, что все экономические и социально-политические успехи КНР реализовываются в рамках социалистической системы и под руководством Коммунистической партии Китая было сделано с целью подтвердить принципиальную верность социалистического пути развития, избранного Северной Кореей.
Таким образом, неофициальный визит Ким Ченира в апреле 2004 г. должен был помочь укрепить позиции КНДР на международной арене в условиях обострения отношений с США и их союзниками.
Ким Ченир завершил визит 21 апреля и на следующее утро, 22 апреля, на спецпоезде пересек китайско-корейскую границу[471].
С 18 по 20 октября 2004 г. Председатель Постоянного совета ВНС Ким Ённам посетил КНР. Формальным поводом для поездки в Китай послужило празднование 55-й годовщины установления дипломатических отношений между двумя странами. Практической целью, скорее всего, помимо подтверждения дружеских отношений между двумя странами было изучение опыта китайских реформ (посещение города Тяньцзинь) и переговоры об оказании Китаем продовольственной помощи Северной Корее.
С 22 по 27 марта 2005 г. Китай посетил премьер-министр КНДР Пак Пончжу. Во время визита он совершил турне по ряду городов и регионов Китая, в которых экономические реформы проводились наиболее успешно: Пекин, Шанхай, Шеньян. Таким образом, можно предположить, что одной из основных целей визита северокорейского премьера было изучение китайского опыта экономических реформ.
Чуть более чем через год после визита Ким Ченира в Китай, с 28 по 30 октября 2005 г.,Северную Корею по личному приглашению Ким Ченира посетил Председатель КНРХу Цзиньтао.То, что для Северной Кореи визит Ху Цзиньтао имел особую значимость, подтверждалось фактом личной встречи и личных проводов в аэропорту высокого гостя самим Ким Чениром. Во время визита, кроме ряда официальных встреч, среди которых были переговоры на уровне лидеров двух государств, Ху Цзиньтао посетил ряд объектов, связанных с северокорейско-китайскими политическими и экономическими отношениями. В частности, 29 октября лидер КНР посетил Тэанский стекольный комбинат, построенный при участии специалистов из Китая.
Важнейшим итогом визита в Северную Корею председателя КНР, помимо подтверждения традиционных отношений дружбы и сотрудничества между двумя странами, стало подписание [Северо]Корейско-китайского соглашения о научно-техническом сотрудничестве, которое должно было помочь КНДР в деле модернизации экономики страны вне зависимости от характера отношений с Южной Кореей.