Византийская Империя - наследница Рима. 9 страница
55. Или того, кто переговаривается со свидетелем в месте, не предназначенном для таких бесед; или кто уклоняется от ответа на вопрос, правильно поставленный, или убегает;
56. Или кто, будучи призван, не отвечает, или не доказывает того, что заявляет; или кто не знает, что сначала, а что потом, лживого в своей жалобе;
57. Также того, кто говорит: "У меня есть свидетельства," – и , понуждаемый представить их, таковых не предъявляет, судья может на этом основании объявить их неправомочными в преследовании.
58. Если жалобщик не говорит *, то может быть наказан телесно, или пеней, согласно закону; если ответчик не защитится в течение трех полумесячий, он проиграл дело *.
59. Вдвойне от той суммы, которую ложно отрицают или на которой ложно настаивают, должны эти двое, выступающие против справедливости, быть наказаны царем.
60. Кто, будучи доставлен заимодавцем и допрошен, отрицает, должен быть обвинен , по крайней мере, тремя свидетелями в присутствии царского волхва.
61. Я полностью объясню, какой вид людей может браться в свидетели при преследовании заимодавцем, и каким образом они должны излагать правду.
62. Домохозяева, мужи с мужским потомством и урожденные князья, баре, или служивые в праве, когда призываются жалобщиком, давать показания; и никто другой, кто бы он ни был — за исключением срочных дел.
63. Праведные мужи всех сословий могут быть призваны в свидетели при преследовании по закону, которые знают свои обязанности, полностью недоступны алчности; но пусть отвергнет тех, у кого все наоборот.
64. Не должны приглашаться те, которые имеют в преследовании свой интерес, ни домашние, товарищи и враги, ни осужденные в прошлом *, ни мучимые болезнями, ни запятнанные *.
65. Царь не может быть свидетелем, ни механики* и актеры, ни Послушник (Щротрия), ни ученики Вед, ни порвавший все привязанности,
66. Ни тот, кто полностью зависим *, ни пользующийся дурной славой, ни батрак (дащью)*, ни тот, кто следует запретным занятиям, ни старик, ни ребенок, ни бобыль, ни низкорожденный муж, ни тот, кто ущербен в органах чувств.
67. Ни тот, кто крайне удручен, ни одурманенный, ни сумасшедший, ни мучающийся голодом или жаждой, ни угнетенный усталостью, ни мучимый желанием, ни злобный муж, ни вор.
68. Женщины должны давать свидетельства для женщин, и для дваждырожденных мужей такие же дваждырожденные мужи, добродетельные служивые для служивых, и мужи низкого рода для низших.
69. Но кто-либо, кем бы он ни был, у кого есть особые сведения: о внутренних покоях, или о чем в лесу, или при смерти, может дать свидетельство между сторонами *.
70. При отсутствии — может быть дано женщиной, ребенком , стариком, учеником, родичем, рабом или батраком.
71. Но следует рассматривать свидетельство детей, престарелых и больных, которые скажут неправду, как неправедных, точно так же, как и душевнобольных*.
72. Во всех случаях насилия и прелюбодеяния, клеветы и нападения не следует проверять свидетелей *.
73. При споре свидетелей царю нужно поддерживать большинство; если равны в числе — то тех, которые отличаются добрыми качествами; при разногласии достойных — лучшего среди дваждырожденных.
74. Свидетельство, согласное с тем, что действительно было увидено или услышано, приемлемо; свидетель, говорящий правду, при этом не теряет ни духовной заслуги, ни богатства *.
75. Свидетель, представляющий в собрании почтенных мужей что-либо еще, кроме того, что он увидел или услышал, падает после смерти в пучину вниз головой и теряет небеса.
76. Если муж, не назначенный в свидетели, видит или слышит что-нибудь и опрашивается относительно этого, он обязан объявить все, как он видел или слышал.
77. Один муж, свободный от алчности, может быть свидетелем; но не множество даже чистых женщин, потому что понимание женщин способно колебаться; ни также множество других мужей, запятнанных грехом.
78. Что свидетели объявят вполне естественно*, следует принять при испытаниях; отходящее от этого, то, что они совершают неправдой, является недостойным для суда.
79. Свидетелей, собранных во дворце, пусть судья, в присутствии жалобщика и ответчика, допросит, доброжелательно обращаясь к ним следующим образом:
80. "Что вы знаете из происшедшего в этом деле между двумя мужами перед нами, расскажите все, что соответствует правде; так как вы являетесь свидетелем этому".
81. Свидетель, говорящий правду в своем показании, получает самые превосходные степени, а здесь — непревзойденную славу; такое свидетельство уважается Велесом (Бранителем (Брахмо)).
82. Тот, кто дает лжесвидетельство, крепко связывается узами Верной (Варуной); беспомощен в течение сотни перерождений; давайте правдивые показания!
83. Правдивостью свидетель очищается, через правдивость растет его заслуга; поэтому следует говорить правду свидетелям всех сословий.
84. Сама Душа является свидетелем Души, и Душа является прибежищем Души; не унижай свою собственную Душу, высшего свидетеля мужей.
85. Да, злобные говорят в своих сердцах: "Никто нас не видит", -- но Боги ясно видят и их, и сердце в их груди ("образ Бога").
86. Небо, Земля , Воды, сердце, Луна, Солнце, Огонь, Ёма (Яма) и Воздух, ночь, двое сумерек и Справедливость — знают (наблюдают) поведение всех воплощенных существ.
87. Судья, очистившись, пусть утром попросит дваждырожденных, очистившихся, обратившихся к северу или востоку, дать правдивые показания в присутствии Богов и волхвов.
88. Пусть спрашивает волхва: "Говорите!", князя: "Говорите правду!", барина, закляв скотом, зерном и золотом; служивого — известив о каждом преступлении, которое ведет к потере сословия:
89. "Какие только места указаны убийце волхва, убийце женщин и детей, тому, кто предает друга, и неблагодарному мужу, все это будет твоим, если ты скажешь ложь. . .
90. Награда за все благие дела, которые ты, добрый человек, совершил с самого рождения, должна будет стать добычей псов, если в своей речи ты отклонишься от правды.
91. Если ты думаешь, о, друг честности, в отношении самого себя: "Я — один", — тот мудрец, что свидетельствует о всех добрых поступках и всех преступлениях, всегда находится в твоем сердце.
92. Если ты не в противоречии с этим божественным Ёмой (Ямой), сыном Высветы (Вивасват), обитающим в сердце, ты не нуждаешься в паломничестве ни к Ганге, ни к Куру*
93. Голый и обритый, мучимый голодом и жаждой, слепой, должен муж, давший ложное свидетельство, идти с черепком просить пищу к двери своего врага.
94. Прямо головой в кромешную тьму должен будет грешный муж ввергнуться в ад; кто, спрошенный при судебном опросе, ответит ложно хотя бы на один вопрос.
95. Тот муж, который во дворце дает неправдивое описание происходившего, очевидцем чего он не был, напоминает слепого, глотающего рыбу с костями.
96. Боги согласны в том, что нет лучшего мужа в этом мире, чем тот, чья сознательная Душа не сомневается, когда дает показания.
97. Узнай теперь, о, друг, из перечня, в должном порядке, сколько родичей убивает тот, кто дает лжесвидетельство, и в каких отдельных случаях.
98. Он убивает пятерых лжесвидетельством, касающимся скота; он убивает десятерых лжесвидетельством, касающимся крупного скота, он убивает сотню лжесвидетельством относительно лошадей, и тысячу лжесвидетельством относительно людей *.
99. Произнесением лжи касательно золота он убивает рожденного и нерожденного; лжесвидетельством относительно земли он убивает все *; поэтому остерегайся лжесвидетельства относительно земли.
100. Считают: касающееся воды *, плотского наслаждения с женщиной и всех драгоценных камней, извлеченных из воды* или добытых в горах, равноценно лжи относительно земли.
101. Исправь все зло клятвопреступления, объяви открыто все, как слышал или видел. "
102. К волхвам, которые держат скот, торгуют, мастерят, актерам, низшим слугам или рабочим следует относиться как к служивым *.
103. Иногда муж, даже зная другое, утаивает это по благочестивой причине — он не теряет небеса; такое называют речью Богов.
104. Если объявление правды влечет за собой смерть служивого, барина, князя или волхва, ложь позволительна; так как она предпочтительней правды.
105. Им следует поднести приношение из хлеба (вареного риса (кару)) Сарасвати *, которое посвящено Богине речи; исполнить это — лучшее наказание во искупление вины от такой лжи.
106. Или такой может принести, согласно правилу, сливочное масло в огонь, повторяя Кушманда — писания, или Реч — стихи, посвященные Верне (Варуне)*:"Развяжи , о, Верна, высочайшие узы. . . "⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪
⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪
⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪⨪ей после того, как он дал показания, случится болезнь, пожар или смерть родича, обязан будет уплатить долг и пеню*.
109. Если двое спорят о делах, для которых свидетели не годятся, и нет, в действительности, возможности определить правду, он может приказать открыть ее даже под клятвой.
110. Как великими Решителями, так и Богами клятвы давались для дела*; и Весиша (Васиштха) даже произносил клятву перед царем (Судас), сыном Пиджьавана*.
111. Пусть мудрый не произносит клятвы ложно, даже в пустяковом деле; так как тот, кто клянется ложной клятвой, гибнет здесь и после смерти.
112. Не является преступлением, влекущим утерю сословия, клятва женщине, предмету его желания, на свадьбах, ради корма корове, или топлива, или почета волхву.
113. Пусть призовет волхва поклясться своей честью, князя своей колесницей или верховым животным, или оружием, барина своим скотом, зерном и золотом *, и служивого страхом всех преступлений (Патака).
114. Или он может приказать пронести огонь, или погрузить под воду, или несколько раз коснуться голов своих жен и детей.
115. Тот, кого сверкающий огонь не обожжет, кого вода не вытолкнет сразу, с кем не случится вскоре несчастья, должен считаться невиновным в своей клятве.
116. Так как прежде, когда Ватса был обвинен своим младшим братом, огонь, соглядатай мира, не обжег даже волосы по причине его честности.
117. Если когда - либо в каком - нибудь деле было дано лжесвидетельство, пусть переменит приговор, и что было дано ложно — как не дано.
118. Свидетельство из-за жадности, растерянности, под угрозой, по дружбе, любовной страсти, злобе, презрению и юности считается несостоятельным.
119. Я представлю подряд особые наказания для тех, кто дает лжесвидетельство по одной из этих причин:
120. Из-за жадности : должен быть наказан на тысячу (панас), по растерянности — наименьшей пеней *, из-за страха — две средних пени должен будет заплатить, по дружбе — в четыре раза больше наименьшей.
121. По страсти — в десять раз большую наименьшей пени, но по злобе — три средних. Из - за презрения — две полных сотни, но по юности – одну сотню (панас).
122. Считают, что Решитель предписал эти пени для клятвопреступления с тем, чтобы предотвратить нарушение справедливости и чтобы сдержать неправду.
123. Но если царь обязан наказывать и изгонять три сословия *, давших лжесвидетельство, то волхва следует только изгнать.
124. Предок, сын Самосущего, назвал десять частей, на которых может правиться наказание в случае трех сословий; но волхв должен отбыть невредимым.
125. Уд, живот, язык, две руки и пятое — две ноги, глаза, нос, два уха, также все тело.
126. Пусть, полностью выяснив причину и обстоятельства, рассмотрев силу преступника и преступления, прикажет произвести наказание того, кто его заслужил.
127. Несправедливое наказание разрушает уважение среди людей и славу, и вызывает в следующем мире даже потерю небес; пусть поэтому остерегается его.
128. Царь, который наказывает тех, кто не заслужил этого, и не наказывает тех, кто этого заслуживает, навлекает на себя позор и погружается в ад.
129. Пусть наказывает сначала упреком, потом выговором, потом пеней, потом телесным наказанием.
130. Но если он не сможет кого сдержать даже телесным наказанием, тогда пусть применяет к нему даже все четыре.
131. Те служебные названия меди, серебра и золота, которые используются обычно на земле с целью деловых взаимоотношений среди людей, я полностью разъясню:
132. Очень маленькую крошку, которую видно, когда солнце светит через решетку, считают наименьшим из количеств — тращарену (плавающую частицу пыли).
133. Знай, восемь частиц равновелики рикша(яйцо вши), три этих — одному зернышку черной горчицы (раджьасаршапа), и три последних — белому горчичному семени.
134. Шесть зерен белой горчицы равны одному средних размеров пшеничному зерну, три пшеничных зерна — одной кришнала* (рактичар или джьиньга — ягода), пять кришналас — это одна маша (боб), и шестнадцать этих — одна суварна.
135. Четыре суварнас — это одна пала, и десять палас — одна дхарана; две кришналы (серебра), взвешенные вместе, должны считаться одним машака серебра.
136. Шестнадцать таких составляют серебряную дхарана, или пурана; но знай, карша меди — это каршапана или пана (карша =16 маша=80кришналас).
137. Знай, десять дхаранас серебра составляют одну щатамана; четыре суварнас должны считаться по весу нишка.
138. Две сотни с половиной пана объявлены первой (или наименьшей) пеней, пять сотен (считается обычным, или средним), но одна тысяча — как высший.
139. Долг, признанный действительным, следует заплатить с пятью сотыми, если он отказывался — в два раза больше; это наставление Предка.
140. Заимодавец может уговариваться ради увеличения своего дохода о росте *, разрешенного Весишей (Васиштха)*, и брать ежемесячно восемь сотых *.
141. Или, помня обязанность добрых людей, он может брать две сотых, так как кто берет две сотых*, не становится грешником из - за дохода.
142. Только две сотых, три, четыре и пять он может брать как месячную прибыль, согласно порядку сословий *.
143. Но если залог добровольный , он не может получать рост по займу; и не может он, после держания залога очень долгое время, отдать или передать его.
144. Залог не может быть использован произвольно, так как использующий его обязан отдать свой доход, или пусть возместит первоначальную цену; кроме того, он совершает кражу залога.
145. Ни залог, ни вклад не могут быть утеряны по истечению времени; они обязаны быть оба покрыты, хотя и долго хранились.
146. Вещи, используемые по дружескому согласию, корова, верблюд, верховая лошадь и отданные на заклание никогда не теряются.
147. Кто из владельцев видит, как им* (скотом) пользуются другие в течение десяти лет, и ничего не говорит, хотя присутствует, такой (скот) не должен возмещаться.
148. Если не слабоумен, ни несовершеннолетний, и если владеют у него на виду *, это потеряно для него по закону; новый владелец может удержать эту собственность.
149. Залог, межа, собственность детей, вклад *, женщины *, собственность царя и богатство знатока Вед не теряются из-за владения другим.
150. Глупец, который использует залог без позволения владельца, обязан возвратить половину своего дохода, как возмещение за пользование.
151. В денежных взаимоотношениях доход, заплаченный сразу, никогда не должен превышать двойного (главного); в зерне, фруктах, шерсти или волосе, вьючных животных он должен быть не боле, чем впятеро превышающим.
152. Доход по договоренности, выходящий за рамки закона, являясь преступным, не может быть покрыт; это называют потребительским путем; не следует назначать (сверх) пяти сотых.
153. Пусть не взимает доход больше года *, ни — так как это осуждается — составного дохода, ни периодического дохода *, договорного* и натурального* доходов.
154. Тот, кто, не имея возможности заплатить долг, хочет совершить новую сделку, может возобновить соглашение после уплаты роста, который он должен.
155. Если он не может уплатить деньги, он может внести это в возобновленное ( соглашение); он должен уплатить* такой рост, какой он может задолжать.
156. Тот, кто совершил сделку по перевозке имущества на колесном извозе за деньги и уговорился об определенном месте и времени, не может забрать это вознаграждение, если не придерживался места и времени.
157. Какие размеры установили люди, имеющие опыт в перевозках морем, и способны подсчитать, в зависимости от времени, места и предмета, такие и должны в таких случаях представляться к платежам.
158. Муж, который стал ответственным за явку* и не осуществил ее, обязан оплатить из собственного имущества долг.
159. Но деньги, должные по поручительству, или напрасно обещанные *, или потерянные в игре, или должные за хмельное, или что осталось неоплаченным от пени и налога, или обязательства — не следует принуждать сына к их выплате.
160. Это, только что упомянутое правило, следует применять в случае поручительства за явку; если поручитель платежа вдруг умрет, можно призвать даже наследников к покрытию долга.
161. По какому расчету тогда это происходит, чтобы после смерти поручителя, другого, нежели платежного, чьи дела полностью известны, заимодавец потом смог испросить долг *.
162. Если поручитель получил деньги, и имеет достаточно денег, тогда тот, кто получил это, должен заплатить из своей собственности, таков постоянный закон.
163. Сделка, совершенная одурманенным лицом, или в болезни, или в горестном расстройстве, или полностью зависимым, юным, или очень старым, или неуполномоченным — недействительна.
164. То соглашение, которое было заключено противно закону или постоянным обычаям, не может иметь законной силы, хотя и могло бы быть подтверждено.
165. Поддельный залог или продажа, поддельный подарок или подношение, в чем бы он ни обнаружил подделку, следует объявить недействительными, несостоявшимися.
166. Если должник умер и занятое было растрачено на семью, оно должно быть выплачено из их собственного состояния, даже если они были разделены.
167. Одинаково, если кто-либо полностью зависимый* совершит сделку во благо семьи, хозяин — в своей ли он стране или вне ее — не должен отказываться.
168. Что дано силой, что используется насильно, также, что было написано под давлением силы, и все другие взаимоотношения, совершаемые насильно, Пра - Муж объявил недействительными.
169. Трое страдают ради других: свидетели, поручитель, судьи; но четверо обогащаются: волхв, заимодавец, торговец и царь.
170. Царь, даже если нищ, пусть не берет чего - либо, чего не следует брать; не нужно ему и, как бы богат ни был, уклоняться от принятия того, что обязан принять, будь это даже малость.
171. По причине того, что он берет то, чего не следует брать, или отказа от того, что нужно принять, царь будет обвинен в слабости и погибнет здесь и после смерти.
172. Взиманием причитающегося, предупреждением смешения сословий и защитой слабых мощь царя растет, и он процветает здесь и после смерти.
173. Пусть поэтому наследник, как Ёма (Яма), не выделяет своих собственных любимцев и опальных, ведет себя точно как Ёма (Яма), удерживаясь от гнева и владея собой.
174. Но того злокозненного царя, который в своем безумии решит причинять вред, его собственные враги быстро подчинят.
175. Если, укротив любовь и ненависть, он решает дела согласно закона, его подданные повернутся к нему, как реки к океану.
176. Если пожалуется кто царю, что его должник возвращает безответственно *, то того царь должен приговорить уплатить долг и одну четверть.
177. Даже трудом может отработать должник своему заимодавцу, будь он того же сословия, или низшего; но высшего сословия может оплачивать постепенно.
178. Согласно этим правилам, пусть царь решает справедливо между людьми, которые спорят друг с другом о делах, которые доказаны свидетелями и показаниями *.
179. Понимающий муж пусть совершает вклад у того, кто родовит, доброго поведения, в согласии с законом, правдив, окружен множеством родичей, богат и уважаем.
180. Каким образом кто-либо вручит что-нибудь в руки другого, таким же образом должна быть получена вещь обратно; какова передача — таков возврат.
181. Тот, кто не сохранит вклада до востребования его вкладчиком, может быть допрошен судьей в отсутствие вкладчика.
182. По отсутствию свидетелей пусть совершат вклад золота у такого; под каким-либо предлогом или через шпионов подходящего возраста и внешности.
183. Если возвратит таким же образом и в виде, который был условлен, то он ни в чем не замешан, за что другие обвиняют его.
184. Но если он возвратит не то золото, какое он должен, то тогда его следует приговорить к принудительному возврату обоих; это постоянный закон.
185. Открытый или закрытый вклад никогда не следует возвращать ближайшему родичу *, пока вкладчик жив; так как если умрет — то теряется *, пока жив — не утерян.
186. Но кто по собственному желанию возвращает ближайшему родичу скончавшегося вкладчика, не может преследоваться царем и родичами этого вкладчика.
187. И следует пытаться заполучить этот предмет дружелюбным путем, не обманом, не выспрашивая о привычках держателя – нужно вести дело вежливо.
188. Таково правило для возвращения открытых вкладов; в случае закрытия, не следует пускаться в пересуды, пока ничего не взял.
189. Вклад, который был украден ворами или смыт водой, или сгорел в огне, не подлежит восстановлению, пока он (держатель) не получит своей доли от него.
190. Того, кто завладеет вкладом, и мошенника испытывать всеми средствами и клятвами, предписанными в Ведах.
191. Тот, кто не возвращает вклада и тот, кто требует того, чтобы вклад прекратить, должны быть оба наказаны как воры, или приговорены к уплате пени, такой же.
192. Пусть царь назначит тому, кто не возвращает открытый вклад, и равным образом тому, кто тайно скрывает вклад, заплатить равную (вкладу) пеню.
193. Того мужа, который под лживым предлогом завладеет собственностью другого, следует публично наказать различными телесными казнями, вместе с его сообщниками.
194. Если вклад определенного состава или количества сделан в присутствии нескольких *, да будет известно, что делающий лживое заявление об этом подвергается пене.
195. Но если кто-нибудь отдал или получил частным порядком, то таким же образом он должен быть и возвращен; как кладется, так и берется *.
196. Так пусть царь решает касающееся вкладов и дружеских займов без строгостей к вкладодержателю.
197. Если кто продает собственность другого мужа, не будучи ее владельцем и без согласия владельца, следует смотреть на него как на вора, хотя он может и не считать себя таковым, а лишь посредником.
198. Если является родичем, то следует наказать на шесть сотен панас; если не родич и не имеет какого - либо оправдания, то должен быть обвинен в воровстве.
199. Дар, или торг, совершенный кем-либо еще, кроме владельца, можно рассматривать как недействительный и несовершенный, согласно правилу судебных следствий.
200. Где владение воочию, но не предъявлено права на владение, там право доказывается, а не предъявляется; таково установленное правило *.
201. Тот, кто приобретает имущество на рынке перед толпой, владеет этим имуществом с полным законным правом владения покупкой.
202. Если продавец не найден, то должен быть отпущен царем без наказания ввиду публичности торга; кто потерял имущество должен получить его.
203. Одни вещи, смешанные с другими, не должны продаваться, ни худшее, ни меньшее (чем объявлено), ни чего - либо не с рук, или спрятанное *.
204. Если после того, как была представлена одна девушка, жениху дается другая, он может жениться на них обеих за ту же цену; так постановил Пра - Муж*.
205. Тот, кто выдает, сначала объявив открыто ее изъяны, будь она нездорова, или поражена проказой, или утеряла девство — не подлежит наказанию.
206. Если служащий жрец, выбранный для исполнения жертвоприношения, оставил свое дело, только соответствующая его работе часть платы может выдаваться в восполнение теми, кто работает с ним.
207. Но тот, кто оставил дело после того, как жертвенные дары были розданы, может получить полную долю и требовать положенного остального.
208. Но если дары предназначены для разных частей обряда, может ли тот получить их, или ему следует уделить лишь часть?
209. Отговарья (Адхварья)* - жрец может забрать повозку, и волхв для разжигания огней* (Огнеданник) (Агньядхана) — лошадь, Хотарь (Хотри)* - жрец также может взять лошадь, и Угатарь (Удгатри)* — тележку, когда (вино Сна, Сома) куплен.
210. Четыре главных жреца среди всех* (шестнадцати), которые назначены на одну половину, должны получить половину, следующие — половину этого, тем, кто назначен на третью часть, — одну треть, и тем, кто на четвертую часть — четверть*.
211. Так принято у тех, кто совершает дело совместно.
212. Если ради благочестия* даны деньги одним мужем другому, который их просит, дар признается недействительным *, если впоследствии они используются недостойным образом.
213. Но если из-за гордости или жадности тот упрямится, то должен быть приговорен царем уплатить одну суварну, как искупление за свое воровство.
214. Так как законодательная сущность дара была объяснена полностью, то следующим я представлю неуплаты заработка.
215. Наемник, не являясь больным, из гордыни отказывающийся выполнять свою работу согласно договора, должен быть наказан на восемь кришналас и заработанное им не выплачивается.
216. Но при болезни, выполнив по возвращении, согласно первоначального договора, он может получить свой заработок даже после длительного срока.
217. Но если он, больной или здоровый, не потрудится выполнить свою работу соответственно договору, заработок не причитается ему, даже если осталось лишь чуть-чуть.
218. Итак, закон о невыплате заработка был полностью изложен; следующим я объясню закон, касающийся мужа, прерывающего соглашение.
219. Если муж, входящий в товарищество, расположенное в селении или округе, после принятия соглашения прервет его по жадности, следует изгнать его из царства,
220. И, взяв под стражу такого нарушителя соглашения, нужно назначить ему заплатить шесть нишкас, четыре суварнас и одну сатамана*.
221. Праведный царь пусть применяет этот закон пеней в селениях и сословиях к тем, кто нарушает соглашения.
222. Если кто-либо, тут же, после покупки или продажи чего-нибудь, раскается, он может возвратить или заполучить это имущество в течение десяти дней.
223. Но после десяти дней он не может ни отдавать, ни требовать возвращения; как того, кто берет это, так и того, кто отдает, царю следует наказать на шесть сотен (панас).
224. И сам царь пусть наложит пеню девяноста шесть панас на того, кто выдает девушку с изъяном, не предупреждая.
225. Но тот, кто из злобы говорит о девушке :"Она не девушка", — пусть будет наказан на сотню (панас) , если он не сможет доказать ее изъяна.
226. Брачные обрядовые писания применяются только к ДЕВУШКАМ, и нигде среди людей —к девушкам, утерявшим свою ЧЕСТЬ, так как такие должны быть исключены из священных обрядов.
227. Брачные писания являются определенным доказательством женитьбы; но ученому следует знать, что обряд совершается семью шагами (невесты вокруг священного огня)*.
228. Если кто-нибудь тут же раскаивается в каком-либо совершенном деянии, следует удержать его на правильном пути, в согласии с правилами, данными выше.