Две составляющие в старообрядческом расколе

Врусском расколе плевелы были двух сортов — одни взросли на русской почве и питались идеями о превосходстве «русской веры» и повреждении Православия у греков, а другие были занесены извне — из протестантской Европы и были враждебны Православию и Церкви изначально. Каждая из разновидностей имела свою предысторию и свой путь развития, а посему о каждой придется говорить по отдельности.

В сочинениях о расколе авторы подробно рассказывают о том, как с течением времени старообрядцы разделились на сотни толков и согласий. Отсюда может возникнуть (и возникает) ложное представление о том, что первоначально существовало некое единство. Первым по времени, без указания хотя бы приблизительной даты, историки считают разделение на беглопоповцев и беспоповцев.Это утверждение неверно, потому что разделиться может нечто до разделения единое, а таковым раскольническое движение никогда не было.


БЕГЛОПОВЦЫ-СТАРООБРЯДЦЫ. Беглопоповцами стали последователи тех православных протопопов и монашествующих, которые по тем или иным причинам не согласились с изменениями в обрядах и книгах, изменениями, которым усвоено название «реформы патриарха Никона» (о неправомочности этого названия будет сказано ниже). Но, будучи православными, они поначалу вовсене отвергали Церковь и необходимость священства для спасения. Наоборот, полагая, что «новые обряды» еретичны, а потому не спасительны, они надеялись, что царь, введенный в заблуждение «злодеем Никоном», одумается и исправит положение. Так как все беды они относили именно к его действиям, то их надежды на возврат кпрошлому окрепли после того, как в 1648 г. Патриарх Никон покинул кафедру, а затем в декабре 1667 г. на Соборе был осужден, лишен сана и сослан. Именно эти люди, не мыслившие себя без церковного окормления, стали принимать к себе беглых попов из «никонианской» Церкви, отчего и получили название «беглопоповцев», а себя назвали «старообрядцами».

БЕСПОПОВЦЫ-СТАРОВЕРЫ. Беспоповцы имели другое происхождение. На формирование их взглядов огромное влияние оказали сектанты протестантского толка, которые по имени основателя секты Капитона назывались «капитонами». Это сектантское движение протестантского происхождения зародилось в Поволжье в первые десятилетия XVII века и получило особое распространение в нижегородских, костромских и вязниковских пределах. Правительство, обеспокоенное распространением антицерковных и антигосударственных настроений в народе, пыталась выявить и казнить зачинщиков. Чтобы избежать преследований, часть Капитонов скрывалась в керженских лесах, другие побежали на север и укрепились в Поморье. Именно в этих местах в конце XVIII века возникли основные центры беспоповцев.

Если проводниками идей старообрядчества были в основном горожане и среди них немало представителей духовенства и боярства, то капитоныи вышедшие из них беспоповцы — это, как правило, выходцы из крестьянства. Массовое распространение раскола в крестьянской среде— факт, позволивший некоторым историкам объяснять раскол причинами не религиозного, но социального порядка и видеть в нем протест народных масс против насилия и эксплуатации. Беспоповцы унаследовали от Капитонов их учение об антихристе, а с течением времени этим учением заразились и некоторые беглопоповцы-старообрядцы. Суть учения сводится к тому, что антихрист уже пришел в мир, а Церковь взята на Небо. Капитоны (еще до «реформ», вызвавших протест «ревнителей благочестия») отвергали Церковь, отрицали священство, призывали не ходить в Церковь, называли Святые Тайны в православных храмах — «печатью антихриста».

Если для «старообрядцев» отсутствие священства стало проблемой и они решали се сначала с помощью беглых попои, а затем с помощью беглых епископов, то для капитонов-беспоповцев такой проблемы никогда не было. Старообрядцы боролись за восстановление «истинной Церкви» и «старой веры», которую, как они считали, порушил патриарх Никон, а капитоны-беспоповцы подхватили их лозунг «За старую веру!», под которой понимали веру до пришествия антихриста, и боролись против Церкви как таковой. Эта апокалиптическая,совершенно неправославная, антицерковная составляющая врасколе, во-первых, позволяет понять, в чем же изначально заключалось искажение веры у большинства раскольников, а во-вторых, обьясняет те крайности (яростную ненависть к Церкви, самосожжения, самоуморения), которые невозможно объяснить одной, пусть даже неумеренной, приверженностью к «старым обрядам».

Нет никаких сведений о сколько-нибудь продолжительном периоде единства этих двух различных течений в расколе. Несли в отношении первых, то есть «ревнителей старой веры», еще можно сказать, что «они стали раскольниками из-за неправильных действий патриарха Никона», то в отношении вторых, убежденных противников Церкви, ее хулителей и ненавистников, можно со всей определенностью утверждать, что они были заражены екклезиологической ересью(екклезия по-греч.— церковь) задолго до «реформ» Патриарха Никона. Современники событий знали о существовании таких еретиков-раскольников. В те времена Капитонов не путали с раскольниками-старообрядцами, но с течением времени имя Аввакума затмило имя Капитона и его помощников, а затем на долгое время они и вовсе были преданы забвению.

Имея в виду эту двойственность раскольнического движения, рассмотрим предысторию старообрядцев и староверов по отдельности. Начнем со «старообрядческой» составляющей, так как ее корни уходят в более глубокую древность, чем «протестантской».

Наши рекомендации