Пример 2. Автор Наталья Котрасева 6 страница

Остара (весеннее равноденствие) Вальпургиева ночь (ночь на 1 мая) Мидсумар (летнее солнцестояние) Хлебный день «Loaf-Feast» (1 августа) Йоль (зимнее солнцестояние) Праздник Тора-Донара (19—25 января)

Сам Эдред Торссон в «Северной Магии» предлагает следующий:

Ветрнэтр («зимняя ночь») Зимнее солнцестояние («Листинг») (14 февраля) Весеннее равноденствие Вальпургиева ночь и Майский день Летнее солнцестояние Тингтайд (23 августа) Осеннее равноденствие

Тут главный идеолог современного Северного Пути вообще не оставляет камня на камне от дошедших до нас и единственно достоверных языческих традиций Севера (Исландии). Он придумывает праздник «Лис­тинг», выпадающий аккурат на День святого Валенти­на. Празднует «ведьмовскую» Вальпургиеву ночь и тра-

1 При том, что первые зимние ночи (если они вообще там суще­ствуют) во Флориде, скажем, приходятся отнюдь не на коней октяб­ря. И совершенно несравнимы с «зимними ночами» Скандинавии.

Групповая практика



диционную «зимнюю ночь», но отказывается от перво­го дня лета («Сумарблот»). И придумывает по неизвест­ным причинам Тингтайд, который считает временем об­суждения аспектов Веры (естественно, Трота). Стоит ли говорить, что такое смешение германских континен­тальных, скандинавских, англо-кельтских и, по сути, общеевропейских традиций обычно рождает ритуальный сумбур1. Потому стоит отделить если не зерна от плевел, то гречку от гороха уж точно.

Бессмысленно праздновать как ни в чем не бывало исландские «зимние ночи» в Майами (Флорида). Неза­чем приписывать Фрейру и Фрейе все важные сезонные даты земледельческого цикла южных и плодородных широт. Абсурдно праздновать щедрый «день урожая» в рамках традиции той страны, в которой плохо растут даже елки2.

Иногда поступают по-другому: оставляют четыре «нордических» сезонных праздника, но придают им со­вмещенное значение двух ближайших общеязыческих празднеств. Так, например, Сумарблот совмещает в себе черты весеннего равноденствия и Бельтайна, во время которого почитается англосаксонская богиня Остара и (почему-то) все главные асы и асиньи. Ветрнэтр. в се­редине октября празднуется как нечто среднее между праздником урожая (Ламмасом) и Хеллоуином, во вре­мя которого отдается должное альвам, дисам, а также предкам по мужской линии и каким угодно богам. Вдо­бавок ко всему этому неоязычников не оставляет жгу­чее желание найти собственный сезонный праздник для Тора, что делается с переменным успехом. Стоит ли го­ворить, что и такая позиция в целом крайне неполно­ценна, ущербна и невразумительна.

Я предлагаю рассмотреть смысловые значения каждо­го сезона и перехода к нему. Тогда станет ясно, что праздновали и к чему готовились люди в то или иное

1 И желание калиться. Поорать «Слава Одину». Поймать жен­
щину.

2 В современной Исландии елки не выше человеческого роста.



Галина Бедненко. Школа рун

время года не только в скудных северных широтах, но и во всем мире (за исключением Южного полушария, конечно). При этом акцент сделаем на внутреннем смысле проживания того или иного сезона как отдель­ным человеком, так и всей общиной. Вдобавок откажем­ся от «зацикливания на цикле» плодородия и земледе­лия. Во-первых, потому, что мало кто из современных неоязычников имеет собственные сельскохозяйственные угодья и ведет натуральное хозяйство, а благополучие их семей уже мало зависит от благосклонности богов, бла­гоприятной погоды и способности нарожать как можно больше детишек. Во-вторых, именно в Скандинавии земледелием занимались крайне мало, а лишних детей вообще выбрасывали1.

СУМАРБЛОТ

Первый день лета, отмечаемый днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю. Несмотря на то что у исландцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это — празднование начала «теплого полугодия», то есть весны.

Весна всегда подразумевает какое-то начало, включе­ние отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуа­лов в этот день — именно включение.

«Ритуалы включения» — это создание новой общи­ны, принятие нового участника в уже существующую обшину, празднование рождения ребенка, женская под­ростковая инициация, различные «кумления» девушек (известные нам по славянской обрядности), создание тендерных групп внутри общины (отдельно мужских и

1 Это происходит всегда и везде, где условия жизни достаточно суровы, пищи на всех не хватает, а регулировать рождаемость иным способом невозможно (или не приходит в голову).

Групповая практика



отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода — это «принадлежность другому» (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, обшине).

Большей частью весенние ритуалы — это ритуалы «женские», или «иньские». Стихия этих ритуалов — вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К. подоб­ным ритуалам относятся и сжигание куклы — олице­творения зимы или макание и пускание ее по воде.

Каждый праздничный ритуал должен последователь­но включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы те­кущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи «из общего котла», круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде — все это относится к символике весны.

МИДСУМАР

Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скан­динавский праздник, совпадающий с древними и совре­менными языческими праздниками остальной Европы.

Лето — пик солнечной активности, расцвет года. Блаженное состояние полного единения, растворения в другом проходит. «Медовый месяц» заканчивается, и появляются первые сомнения и противоречия. Не слу­чайно это время всеобщего тинга — альтинга в Ис­ландии, когда люди съезжались, чтобы судиться друг с другом, объявлять о важных событиях и заключать различные договоры. Это период и принадлежности, и непринадлежности другому или целому.

Ритуалы этого периода связаны с более четким оформ­лением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения, кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняются статус каждого человека

242 Галина Бедненко. Школа рун

и его важность для общины. Это время пиров и засто­лий, соревновательных поединков и конкурсов в раз­личных умениях. Победители в соревнованиях занима­ют более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.

Основное эмоциональное переживание данного эта­па — ощущение себя (таким, какой ты есть) частью бо­лее обширного целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то, имеющему более высокий смысл. Подобные переживания близки к благоговению. Следовательно, в это время хороши торжественные ри­туалы, посвященные божествам — покровителям общи­ны. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чув­ствует себя его частью, и частью значимой.

Стихия этого периода и его ритуалов — воздух. По­тому Мидсумар подходит для инвокаций и восхваления божеств, словесных поединков скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревно­вания с выигрышами.

ВЕТРНЭТР

Праздник происходит в ночь субботы, приходящей­ся на период с 21 по 27 октября. Он называется «зим­ние ночи» и отмечается в темное время суток, знаменуя переход к зимнему, «ночному» времени года, когда в далеких северных широтах Исландии солнце и не пока­зывается над горизонтом.

Если воспринимать этот переход от лета к зиме как краткий период осени, то данному времени соответству­ют ритуалы сепарации. Человек перестает принадлежать сообществу или целому. Он теперь сам по себе, Мать-Природа ему уже не помогает (она взрастила плоды, но собирать их должен уже сам человек). Это время само­стоятельности каждого участника общины. Человек от­деляется и от своей обычной роли. Он еще раз прове­ряет, насколько она ему соответствует, и сохраняет или

Групповая практика . 243

меняет свою идентичность в общине, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям.

Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания, способность к волевым дей­ствиям, упражнения в силе и ловкости, а также обре­тение нового мастерства. Основное переживание этих обрядов — ощущение свершения чего-либо («я сделал это»). Замысел воплощен и доведен до конца, и это при­носит особенную радость.

Стихийный элемент этого периода и обрядов — огонь. Он дает тяжелые физические и душевные испы­тания, в которых человек учится действовать. Оружие, боль и огонь тут могут быть тесно связаны. И человек проходит через все, сопротивляясь и переживая, прожи­вая это.

ЙОЛЬ

Раньше праздник середины зимы — Йоль — празд­новался 6—9 января. Однако сейчас язычники склонны отмечать Йоль на протяжении двенадцати ночей начи­ная с зимнего солнцестояния (что, честно сказать, ка­жется перебором). Однако для нашего описания сезонных праздников в рамках архетипа сезонности это совершенно не принципиально.

Йоль — период ритуалов трансформации и интегра­ции. Они предполагают глубокие внутренние изменения сознания и представлений о мире. Это обряды погруже­ния в глубины бессознательного. (Не случайно именно на йольские праздники вёльвы ездили по пирам и пред­сказывали будущее. Не зря Йоль был посвящен Фрейру и Фрейе — божествам, связанным с магией и миром мертвых.) Люди познавали новые тайны, получали не­кое знание. Это период обретения мудрости.

Эмоциональные переживания обрядов этого времени связаны с внезапным пониманием сути вещей или про­светлением. Человек изнутри начинает воспринимать

244 Галина Бедненко. Школа рун

себя вновь частью более общего целого, частью мира. Единство противоположностей — еще одна идея, при­нимаемая в этот период. В мироздании обнаруживают­ся смысл и своя мудрость. А человек обнаруживает, что принадлежит сам себе.

Современные общины и празднества в архетипе сезонности

Обычный неоязыческий праздник состоит из:

• благословения всей общины знаком молота Тора;

• восхваления и призывания богов в целом (либо того или иного бога);

• той или иной поучительной программы (от чтения отрывков из Старшей Эдды до гадания на рунах);

• вкушения пищи и разделения ее с богами;

• пускания рога или чаши с алкоголем по кругу с про­возглашением тостов и кратким восхвалением любимо­го божества;

• остального — как получится.

Ничего плохого в таком распорядке праздника нет, кроме того, что он во всех своих программных элемен­тах соответствует архетипу одного сезона — весны. Все направлено на переживание единства с другими людь­ми (подобными себе), богами, землей. Нет выделения себя из общей массы общины, нет соревнований, воз­можности выяснить отношения в рамках культивируе­мой обрядности, инициатических испытаний. Все между собой равны, за исключением Жреца и Жрицы, которые обычно представляют собой Папу или Маму общины.

Общины и праздники «весеннего» типа характе­ризуют незрелое состояние, изо всех сил стремящееся к «летней» сепарации от своих «родителей» — индуст­риальной культуры, постхристианской идеологии, пост­капиталистического или постсоветского общества. Поэтому большинство подобных языческих сборищ на­поминают детский игровой утренник («утренник», кста­ти, тоже «весенняя» ассоциация) с воспитательницей

Групповая практика 245

или пионервожатым1. Община переходит в «летнюю» стадию, когда в ней находят свое место не только Жрец и Жрица (то есть главные), но и другие участники. Ког­да рядовые участники перестают быть «детьми», не свя­занными собственными функциями и обязательствами. Конечно, это всевозможные соревнования и состязания, иногда скрытые и неявные, вроде «а у меня муж хоро­шо зарабатывает». «Осенний» период может давать раз­доры и разрывы, даже раскол, но и новую самоиденти­фикацию общины и каждого человека в ней. В «зимнее» время община находит новый идейный или мистичес­кий смысл своего существования. И на новом витке это­го круга сезонов уже появляется поколение «старших» общинников, которые могут чему-то научить или по­мочь новоприбывшим.

ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ БОЖЕСТВ

Осмысленный религиозный и магический смысл име­ют праздники в честь того или иного божества. Они могут иметь, а могут и не иметь символической связи с текущим сезоном, а также могут исполняться и празд­новаться в одиночку. Отмечаются же они для того, что­бы вызвать и ощутить силу божества вовне или его ка­чества внутри себя. Имеют смысл и различные стороны одного и того же бога или богини. Так, можно почитать Одина как покровителя скальдов, Вёлунда — как твор­ца и искуснейшего ремесленника, Фригг — как ярост­ную Хольду, Скади, умеющую расставаться с мужчина­ми, и Фрейю — богиню, помогающую влюбленным или же ведьмам, в зависимости от желания и потребностей.

Именно для этого рода праздников подходят обычные ритуалы с освящением пространства, прославлением бо-

1 Я не утверждаю, что в языческие времена скандинавы знали и проводили во время праздников именно «обряды континуальности» или «трансформации». Для большинства людей и тогда, и сейчас праздник — это повод «нажраться и подраться». Однако современ­ное язычество ставит перед собой особые задачи.



Галина Бедненко. Школа рун

жества, вкушением пищи и напитков или же другими символическими действиями, призванными возбудить и усилить силу архетипа. Не стоит думать, что восхваления божества и вкусной еды как-то вечером достаточно для того, чтобы все в нужной сфере (или в самом себе) пошло как маслу. Во время почитания божества (можно сказать по-другому: при ощущении связи с архетипом) могут при­ниматься решения о некоторых изменениях в жизненном ритме, отношении к чему бы то ни было, а также намере­ния совершить тот или иной поступок.

Глава 27

НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН: БОГИ И АТРИБУТАЦИЯ

Здесь мы предлагаем краткое описание образов богов, какими они предстают в современной языческой тра­диции. О некоторых скандинавских богах мы знаем из источников достаточно много, о других — меньше. Но для неоязыческой традиции, в которой практикуют­ся различные медитации и измененные состояния со­знания, способствующие проникновению в глубь образа божества, даже это давно уже перестало быть поме­хой. Вряд ли имеет смысл повторять о богах то, что было сказано в соответствующих мифологических гла­вах. Здесь речь пойдет только о том, что имеет смысл для обрядовой и медитативной практики.

Мы постарались определить сферу деятельности бога, покровительства и проявления этого божества в мире. От­дельно указан (если он существует) способ проявления ар­хетипа бога в себе и/или его почитания. Безусловно, сле­дует учесть то, что мне как женщине легче работать с богинями, чем с богами. Мужскую работу с богами-муж­чинами я могу себе только представить, но не пережить. Для проведения обрядов дана обычная атрибутика бога: животное, предметы, еда, напитки, текст, а также руни­ческий сигель, если таковые были найдены.



Групповая практика 247

ОДИН

Любимый бог современных неоязычников и неоязы­ческих колдунов. Обычно забывают о коварной приро­де этого бога. Вдобавок пытаются ему «поклоняться», как это принято в монотеистических религиях, полагая, что бога можно познать умом или верой в чудо. С Оди-ном так не выйдет. Это божество, природу которого можно великолепно понимать разумом, но совершенно не чувствовать, даже в измененном состоянии сознания (или, наоборот, воспринимать этого бога только таким образом). Чудеса этого бога нельзя выпросить мольбой. Тем не менее некоторым людям удается воспринимать это божество как в отдельных религиозных ритуалах, так и в индивидуальных медитациях или сновидениях.

Один реально не являлся и не может являться «бо­гом-отцом» для своей языческой паствы. Он вызывает безумие и подстраивает несчастья; при этом, в отличие от иудео-христианского бога, не мотивирует это даже минимальными собственными представлениями о спра­ведливости.

Зато с атрибутацией Одина дело обстоит сравнитель­но несложно. Об этом много думали и писали; вдо­бавок сохранился материал эддических первоисточни­ков. Современные язычники даже успели переработать прозрения своих предшественников эпохи немецкого народничества. Например, романтическая традиция XIX века пришла к мысли, что мухоморы вырастают от пены, капающей на бегу с боков Слейпнира — коня Одина. Современные практики отрицают огромную зна­чимость мухоморов для культа Одина, а также большую вероятность употребления мухоморов берсерками.

Рунический сигель Одинане может быть одним-един-ственным, учитывая непредсказуемую и переменчивую природу этого божества. И составлены эти сигели весь­ма приблизительно, в соответствии с ролями бога как воина, шамана и скальда. Его роль как трикстера совме­щается с характером Локи, потому сигель трикстера бу­дет представлен ниже, в части о Локи.



Галина Бедненко. Школа рун

Это сигель профессионального воина1. В центре — Манназ (мужской порядок вещей, социальная роль в пат­риархальном обществе, некие значимые общественные де­яния), вокруг него Уруз (сила, мощь, энергия, потенциал;

T

П

возможно — ярость и одержимость безумием боя), Рай-до (походы, поездки, путешествия), Тюр (установление своего порядка вещей), Вуньо (удача, радость, вероят­ность победы и ее случайность). Наилучший способ про­чтения этого сигеля — вначале вертикальный столбец -снизу вверх (Уруз—Манназ—Тюр, от наличия.силы к со­циальной роли и наведению порядка), что показывает личное развитие человека, а затем горизонтальная линия рун (Райдо—Манназ—Вуньо, походы, собственная зна­чимость как участника, удача), что очерчивает некое пространство, в котором этот воин пребывает.

Вдобавок в зависимости от начальной руны в поряд­ке прочтения рун по часовой стрелке воин получается от «могучего» до «сопливого и неудачливого»2.

Это сигель шамана (не колдуна). Альгиз прямая и перевернутая представляет тут Мировое Древо с ветвя­ми и корнями, по которому путешествует шаман. Пря­мая и перевернутая Эваз ассоциируется с ритмом ша­манского бубна, а также с топотом копыт коня Одина —

1 Сделаем на всякий случай поправку на то, что все приведенные здесь сигели богов-мужчин все же составлялись женщиной. Например, это такой «профессиональный воин», каким я его себе представляю.

1 Отдельное спасибо Ксении за энтузиазм и сотрудничество в составлении наших сигелей.

Групповая практика 249

Слейпнира (в шаманских традициях бубен часто на­зывается «коньком»). Это сигель Одина, висящего на ясене Иггдрасиль, название которого означает Конь Игга (Одина). В центре си геля можно видеть руну

П

А

нортумбрийского ряда, которую интерпретаторы связы­вают с ритуальным или священным огнем (впрочем, от огня Муспелльхейма до огня домашнего очага, что ко­нечно же глупость).

J4 ГС

Это два варианта сигеля скальда. В первом случае — Эйваз (острая, критическая ситуация, необходимость), Эваз (правильный ритм, искусство стихосложения и наи­тие) и Ансуз (говорение, передача стиха). Это сигель скальда, либо спонтанно произносящего свой стих (что на ум пришло), либо подготовившего его для какой-то особой ситуации. Второй сигель — Ансуз («дыхание бога», слова сами говорятся устами скальда), Эваз (сти­хи искусно и правильно сложенные) и Перт (становятся неожиданностью и производят глубокое впечатление).

Сфера проявления богав мире:военные конфликты, политические интриги, любые разборки в борьбе за власть.

Способ проявления в себе:поэтическая импровиза­ция, мужское колдовство, участие в завоевательной кам­пании, шаманский опыт, особого рода путешествия.



Галина Бедненко. Школа рун

Пример 2. Автор Наталья Котрасева 6 страница - student2.ru Камень:метеорит, лазурит.

Дерево:ясень и тис.

Оружие:копье.

Животное:конь, волк, змея (у Вотана).

Птица:ворон.

Еда: конина.

Напиток:любой самодельный фруктовый алкогольный напиток; медовуха. Напиться следует сильно. Отечествен­ные язычники склонны в честь Одина пить водку.

Текст: «Речи Высокого», «Речи Гримнира».

ТОР

Тор — любимейший бог современных язычников «бойцовского» типа. Любимчики Тора — это, что назы­вается, «нормальные мужики» (прямолинейные, душев­ные, мастеровитые, не дураки выпить, иногда с хитрин­кой, иногда прижимистые, любящие женщин пылко и по-простому).

Решения, предлагаемые Тором, просты и эффектив­ны. Его требования четки и прямолинейны. Это не тот бог,с которым можно поторговаться. Зато ему можно сказать прямо, какую помощь ты хочешь от него полу­чить (правда, помочь «откосить» от армии он вряд ли захочет). Мудрость Тора — это здравый смысл. Его худ­шие (в наше время) решения — это устранение проблем насильственным путем. Также Тор может быть крайне недоверчив и подозрителен к тем, кого воспринимает как «чужаков». И помогать, стало быть, таковым не ста­нет. Кроме того, помощь Тора — это обычно не дары свыше (хотя иногда он может оказывать высшую защи­ту), а, например, укрепление намерения.

В наше время службу Тора по охране «своей» земли воспринимают как символ борьбы экологических тече­ний против уничтожения Матери-Природы. (Вспомним, что матерью Тора была Ёрд — Земля.) В этом также видится противостояние современного язычества хрис­тианству, идеология которого («человек — любимец

Групповая практика



Бога и хозяин на Земле») привела и приводит к ужа­сающим последствиям. Поэтому «Красный Тор» вновь вступает в борьбу с «Белым Христом».

Рунические сигели Тора:

Это два почти равнозначных сигеля, символизирую­щих Тора — защитника «своих» людей и всего, что живет и находится на «своей» земле. В первом случае, в более

цельном варианте, двойная руна Тюра (установление сво­его порядка, намерение, достижение цели) с двух сторон «охраняет» руну Одаль {своя земля, род). Во втором ва­рианте дается некоторая свобода действий, случайностей и обстоятельств, символизируемая руной Вуньо.

nTj

Это символ Тора — бойца и путешественника, вои­на. Для того чтобы установить свой порядок и добиться своих целей (руна Тюра), у человека есть силы (руна Уруз), и он отправляется в путь (руна Райдо). Райдо можно трактовать и как видение человеком своего пути в этом мире и следование этим путем.

Сфера проявления в мире:военная (особенно по­граничная) служба; бойцовские виды спорта; рыбалка; культуризм; некоторые экологические движения (охра-

\

252 Галина Бедненко. Школа рун

на земли — скорее самой территории, чем обитающих на ней животных).

Способ проявления в себе:отбывание воинской повин­ности, пограничная служба, военная служба везде, где есть «свои и чужие»; защита «своих» и «слабых» (детей и под­ростков, женщин), забота о престарелых и младших род­ственниках; набирание веса и приличествующей боль­шому мужчине тучности; наращивание мышц; занятия рыбалкой; участие в экологических движениях.

Символ:свастика (с лучами посолонь), «молот Тора».

Дерево:дуб, рябина.

Оружие:молот (топор).

Животное:козел; возможно, медведь.

Птица:возможно, орел.

Еда: «селедка с овсянкой»; еда простая и сытная.

Напиток: пиво, особенно крепкий портер (стаут).

Текст: «Песнь о Хюмире».

ИНГВИ-ФРЕЙР

Ингви-Фрейр, к сожалению, не самый почитаемый бог в современном неоязычестве. К его компетенции относят обычно плодовитость и плодородие (что чаще всего для современного язычника неактуально), мир (тут почитание Фрейра немногочисленными общинами врамках страны оказывается незаметно-бессмысленным), благосостояние и секс (тут люди уже привыкли наде­яться на себя), битвы и смерть (тут вспоминают других богов, если и вспоминают вообще).

На самом деле почитание Фрейра может дать наи­больший результат в рамках индивидуального роста и самосовершенствования. Фрейр учит тому, что порица­лось в течение множества последних веков: ценить те­лесные удовольствия (без угарного разврата или чувства вины), ощущать спокойствие и комфорт в реальном земном мире (а не ожидать его на небесах), радоваться тому, что есть, и уметь получать желаемое не насиль­ственным, нои не жертвенным путем. Тут способы

Групповая практика



Фрейра оказываются некой альтернативой методам Тора, Одина или Тюра.

Ко всему прочему, Фрейр, наравне со своей сестрой Фрейей, был богом магии сейда. Поэтому его можно считать покровителем некоторых современных шаманов и практиков так называемой сексуальной магии. Это бог религиозного и магического экстаза. Во время посвя­щенных ему обрядов человеком могут овладевать духи. Общение с умершими предками тоже можно отнести к его ведению.

В наши дни Фрейр становится покровителем лесов и живности, их населяющей. Потому это также божество, любящее экологов. Фрейр дает понимание живой при­роды, ощущение себя единым с-ней, частью всего жи­вого мира. Тор защищает Землю как свое место, иму­щество, родину и мать, а Фрейр бережет ее как супругу-Не случайно Ёрд, олицетворение Земли, — мать Тора, а Герд, также олицетворение Земли, — невеста и суп­руга Фрейра.

I

Рунический сигель Фрейра:наиболее гармоничным представляется вариант прямой и перевернутой руны Фе. Вообще, с течением времени вкусы, в том числе и в составлении сигелей, меняются, и теперь я стремлюсь к некоторой лаконичности и минимализму. Итак, пря­мая Фе — это обычные функции земного Фрейра: бога жизни, плодородия, любви и хорошей погоды. Перевер­нутая Фе символизирует функцию Фрейра как бога под­земного мира и мертвых. Именно этому Фрейру прино­сят жертвы в виде корабликов, перевозящих покойных в другой мир.

Сфера проявления в мире:мир и спокойствие в обще­стве; удовольствия и праздники; любовные отношения,

254 Галина Бедненко. Школа рун

шаманские практики; ощущаемая связь с предками; раз­ведение домашних животных, приручение диких; эколо­гические движения.

Способ проявления в себе:мерное течение жизни; удовольствия и праздники; любовь и влюбленности; шаманские практики; составление генограмм своего рода; разведение домашних животных, приручение ди­ких; широкое участие в экологических движениях.

Дерево:плодовые деревья и ягодные кустарники муж­ского рода (на русском языке это орешник, можжевель­ник и крыжовник).

Оружие:меч (утерян).

Животное:кабан, конь, олень; бык (как жертва).

Еда: свинина.

Напиток:ягодные безалкогольные напитки, в неко­торых случаях — кумыс (кобылье молоко), виноградное или сливовое вино, кальвадос.

Текст:«Поездка Скирнира».

ТЮР

Тюр — не самый почитаемый бог в наше время. Он не подкупает вдохновением или экстазом, как Один или Фрейр, не «прост душой и крепок характером», как Тор. Тюр — бог правил и неуклонного их исполнения. За про­ступок или провинность он жестко карает, в том числе и сам себя (он нарушил данную всеми асами клятву не при­чинять вреда Фенриру и поплатился за это рукой).

Однако в тех же вопросах договоров, контрактов, обещаний, клятв или правил он может быть помощ­ником. Он помогает сдержать обещание, добиться воз­мещения за нарушение соглашений или же получить возможность искупить свою вину перед тем, кому был должен, но не сдержал обещания.

Для почитания бога Тюра необходим четкий ипо­следовательный ритуал, лучше одиночный. Он может быть аскетичным по исполнению и атрибутам. Но для того, чтобы вызвать в себе этот архетип, как нигде боль-

Групповая практика



ше требуются внутренняя выдержка, стойкость и наме­рение пожертвовать чем-то ценным в своей жизни. Вы­звать влияние Тюра вовне, не призывая его внутрь себя, довольно сложно, и такая ситуация скорее ассоцииру­ется с обращением в правоохранительные органы.

Тюра и его почитателей характеризуют представления о высшем (не здравом — как у Тора) смысле, интеллек­туализация чувств, приоритет разума перед эмоциями, переживаниями и наитиями, некоторая фундаменталь­ность представлений о мире. Тюру чужд экстатический опыт, однако почувствовать архетип Тюра в себе мож­но, тем не менее, только ощущая, а не обдумывая.

Щ

Рунический сигель Тюраощущается несколько неза­конченным. Вероятно, можно придумать и более цель­ный символ. Однако и сам скандинавский бог Тюр кажется фигурой не вполне однозначной — как уже го­ворилось, это бог суда и права, но лишенный собствен­ной правой руки. Итак, весь сигель строится на двух рунах Тюра, большой и маленькой (намерение, достиже­ние намеченной цели). Двойная руна Тюр предполагает максимальную самоотдачу ради достижения пели, кото­рая изначально является лишь мыслимой или умозри­тельной. Большую Тюр перекрещивает черта — это руна Науд (нужда, необходимость, даже жертва). Это симво­лизирует то, что бог Тюр руководствуется «высокими идеями» или «принципами высшего порядка», намечая то, что должно быть сделано. Следуя этим принципам, он засовывает руку в пасть Фенриру, зная, что тот ее непременно откусит. Малая Тюр совмещена с руной Вуньо (удача, победа), что символизирует мимолетную удачу и славу Тюра в тех или иных делах.

Наши рекомендации