Иллюстрация «(Низа» (X.-Н. Брауна) и роману Ч. Дни. кенса яДомби и сын 5 страница
В. М. Пескова «Шаги по росе», Е. Я. Доро-ша «Деревенский дневник», очерки Г. Г. Ра-дова, Г. Н. Троепольского, повести В. Ф. Тендрякова и др.
Большой интерес читателей вызвали зарубежные очерки Б. Н. Полевою, Н. М. Грибачева и многих других писателей. Эти произведения не просто описание путешествий. передача путевых впечатлений. Авторы рассказывают в них о своих современниках, о тех чувствах и раздумьях, которые рождает в писателе сегодняшний день мира. Одно из лучших очерковых произведений 50-х гг. — «Ледовая книга» эстонского писателя Ю. Смуула, удостоенная Ленинской премии. Это дневник путешествия в Антарктиду. Автор пишет о героических советских людях, покорителях ледового материка.
Важная тема литературы 60-х гг. — научно-техническая революция и человек. Характер современника в его многообразных связях с жизнью общества — вот, но общему признанию критики, главное направление
в творчестве писателей, взявшихся за рабочую тему. В многонациональной литературе это книги Б. М. Кербабаева («Небит-Даг», «Капля воды — крупица золота»), В. Ф. Пановой («Кружилиха»), Д. А. Гранина («Иду на грозу», «Картина»), В. Ф. Попова («Разорванный круг», «Обретешь в бою», «И это называется будни»), А. Е. Ре-кемчука («Время летних отпусков», «Скудный материк»), Г. И. Панджикидзе («Седьмое небо», «Камень чистой воды»), В. Н. Соб-ко («Лихобор»), М. С. Колесникова («Атом-град», «Право выбора»), А. Мухтара («Чинара»), В. В. Липатова («И это все о нем...»).
Изображение труда как творчества, жизни как деяния было в свое время открытием советской литературы. За прошедшие годы она накопила громадный опыт изображения трудового человека, созидателя ми ра социализма. Главное направление поисков советских художников — создание крупного характера современника, созвучного эпохе.
«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Эти слова дагестанского народного поэта А. Гафурова взяяы эпиграфом к книге прозы аварского поэта Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Из глубины веков донес поэт до сегодняшнего читателяямудрость своего народа, его нравственный опыт, его худо-
Иллюстрвци* П. Пинкисевича книге рвсскаэов В. М. Шукшина.
жественную культуру, его легенды, сказки, притчи. Сознание кровного родства всех народов Советской страны, объединившихся более полувека назад в единую социалистическую державу, органично для поэта. Принимая эстафету из рук своих предшественников, Гамзатов приводит слова Сулеймана Стальского: «Я поэт не лезгинский, не дагестанский, не кавказский. Я поэт — советский».
Так формируется и обогащается национальное самосознание в новых исторических условиях, выходя на широкий простор социалистического интернационализма.
Советскому читателю хорошо известны книги даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Он рассказывает о переменах в облике Дагестана, о формировании новых, советских традиций в быту и сознании своих земляков. Самобытные художественные произведения о людях нашей эпохи создают А. Кешоков, Т. Керашев, А. Шогенцуков, Ф. Алиева.
Поэты братских литератур — С. Чиковани, И. Абашидзе, Р. Гамзатов, М. Турсун-Заде, К. Кулиев, Д. Вааранди, С. Капутикян, Ю. Марцинкявичюс, Д. Кугультинов, Му-стай Карим, А. Лупан, Г. Виеру, О. Вацие-тис, И. Аузинь, И. Зиедонис и многие другие стали известны многомиллионному, многонациональному читателю.
В послевоенные годы завершены такие значительные историко-революционные произведения, как эпопея казахского писателя М. Ауэзова «Путь Абая», романы Г. М. Маркова «Строговы», «Сибирь», В. П. Катаева «Волны Черного моря», исторический роман грузинского прозаика К. Гамсахурдиа «Давид Строитель», историко-революционная дилогия кабардинского писателя А. Кешоко-ва «Вершины не спят», романы эстонских писателей — «Берег ветров» А. Хинта, «Земля и народ» Р. Сирге, «Вардананк» армянского прозаика Д. Демирчяна, трилогия М. Стель-маха «Кровь людскаяя— не водица», «Хлеб и соль», «Большая родня», в которой украинский писатель рисует путь своего народа к революции, создает образы героев, воплощающие извечное стремление народа к миру и созиданию. Таков романтически возвыыенный образ и Марко Бессмертного в романе Стельмаха «Правда и кривда».
В 60—80-е годы стали появляться книги, знаменующие рождение новых советских литератур ряда народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Произведения большой прозы — повести и романы, созданные чукотскими, нанайскими, нивхскими, ненецкими, манси и другими писателями.
своеобразная летопись жизни народа, увиденной в смене эпох, в период бурного со-циального и культурного развития.
Широкую известность приобрели чукотский писатель Юрий Рытхэу, нанаец Г. Ходжер, манси Ю. Шесталов.
Большой творческий вклад в развитие советской литературы внесла и многонациональнаяядраматургия. Признание зрителя завоевали пьесы Л. М. Леонова, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейччка, К. Симонова, К. Крапивы, С. Вургуна, М. Ауэзова, С. Шаншиашвили, П. Какабидзе, А. Гулакя-на, В. Вагаршяна, Дж. Джабарлы. Жизнь и проблемы современного советского общества получили отражение в пьесах А. Н. Арбузова, В. С. Розова, А. Д, Салынского, Л. Г. Зорина, А. В. Вампилова, М. М. Рощи-на, И. М. Дворецкого, Г. К. Бокарева, Г. А. Тер-Григоряна, И. Касумова, М. Ибрагимова и других драматургов.
В этой книге советской детской и юношеской литературе посвящена специальная статья. Однако нельзя все же не назвать писателей, чьи книги широко известны, любимы юными и взрослыми читателями у нас в стране и за рубежом: А. П. Гайдар и С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и Л. А. Кассиль, С. В. Михалков и А. Л. Барто, В. В. Бианки, Н. Н. Носов, Л. Пантелеев, А. Г. Алексин и Н. И. Дубов, А. А. Лиханов и А- Н. Рыбаков, М. П. Прилежаева и С. П. Алексеев, 3. И. Воскресенская и А. А. Кузнецова, Р. П. Погодин и Ю. А. Яковлев, О. Д. Иваненко и В. К. Железников, С- А. Иванов и Г. Т. Виеру, Ю. А. Коваль и Э. Н. Успенский, И. Зиедонис и В. Пальчин-екайте, Э. Огнецвет, С. Вангели и К. Мухам-мади, Н. Юсупов и Ю. И. Коринец, X. Беру-лава и Э. Рауд...
Если взглянуть на современную «литературную карту» Советского Союза, станут ясно видны огромные перемены, которые произошли в жизни национальных культур за годы Советской власти. Можно сказать, что за это время возникли новые «материки» национальных культур, исчезли «белые пятна», пролегли новые дороги, связывающие воедино культуры ранее разобщенных народов и народностей нашей огромной многонациональной страны.
Единая и многообразная советская литература вбирает в себя многочисленные потоки национального искусства наших народов, помогая великому делу воспитания нового ччловека — участника строительства социализма.
Советская литература с первых лет своего возникновения стала играть большую роль в
судьбах мирового искусства. Произведения наших писателей переведены на многие языки и помогают в борьбе за утверждение
: коммунистических идеалов во всем мире.
, Художественный метод советской литературы— социалистический реализм — стал в
• наши дни важнейшим явлением мирового литературного процесса.
[ Произведениям 60—80-х гг. присуще внимание к внутреннему миру человека, его
, социальным действиям, духовным поискам. В этой связи современная литература обращается к национальным этическим и эстети-
> ческим традициям, стремясь выяяить в национальном культурном наследии все жизнеспособное, что может приумножить духов-
, ное достояние современника.
Художественное исследование современности идет и в очерке, и в рассказе, и в мемуарно-документальной литературе, и, конечно же, в крупных жанрах прозы — повести и романе. Образ современника, мир его мыслей и чувств предстают в стихах и поэмах, в лирических, эпиччских и лиро-эпических произведениях.
Одну из последних книг В. Шукшин назвал «Характеры». Через человека, в единстве его социальной психологии и нравственной сущности, советская многонациональная романистика постигает широкие обществен-
. но-попитические, нравственные, философские проблемы времени.
Яркость и свежесть национальных красок в книгах, воссоздающих современность и историю, говорят об обновлении художественных традиций советских народов, всем своим историческим опытом деятельно участвующих в строительстве социалистической культуры.
Примечательная черта нашей многонациональной поэзии — стремление к глубоким раздумьям, осмыслению общественных и нравственных проблем. Поэты ведут разговор с читателем о самых острых и волнующих вопросах сегодяшней жизни; поэтому так популяяны вечера и дни поэзии, собирающие большую читательскую аудиторию.
Размышляя о современнике, о человеке, выражающем наше время, литература 60— 80-х гг. обращается к социальным и нравственно-психологическим процессам, которые сопровождают научно-технический про-, гресс и его ускорение. Особый интерес проявляет она к тем сферам жизни, где идет битва за будущее. Труд как духовнаяяпотребность человека наших дней, нравственная сторона его практической деятельности, реальные противоречия социально-экономических и
технических преобразований становятся предметом изображения в книгах современных художников.
В ряду произведений последних десятилетий признание у читателей и критики получили романыыГ. М. Маркова, М. Н. Алексеева, А. А. Ананьева, О. М. Куваева, В. В. Липатова, М. А. Ибрагимова, А. Мухта-ра. О. Гончара, П. А. Загребельного, Г. Панджикндзе, В. Ласа, пьесы И. М. Дворецкого, А. И. Гельмана. Герои романа О. Куваева «Территория» — геологи, инженеры, рабочие — люди не идеальные, но знающие как главную жизненную заповедь «святое чувство нужной работы».
Среди известных современных книг, связанных с проблемой человека и природы, --повесть В. П. Астафьева «Царь-рыба», произведения С. П. Залыгина, В. И. Белова, В. Г. Распутина. Писатели остро ставят проблему алчности, стяжательства, разъедающих души, уродующих жизнь человека, общества, природы.
Советская литература 60—80-х гг. стала новым этапом в развитии военной темы. Великий подвиг народа, отстоявшего свою свободу и будущее человечества, предстает в ней прежде всего в изображении нравственного облика советского солдата и труженика.
Глубины народной истории, нравственных, трудовых, гуманистических традиций, активно участвующих в формировании личности современника, органично и художественно многозначно входят в произведения Ч. Айтматова, связанные с народными мифами, национальным фольклором («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», <Буран-ный полустанок»).
60—80-е годы ознаменованы в нашей многонациональной литературе поисками новых изобразительных форм, жанровыми сдвигами. Непрерывность истории, неисчерпаемость прошлого, перетекающего в настоящее, воплощаются в ситуациях и характерах романов Ю. В. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».
Необходимо также назвать политические романы А. Б. Чаковского «Блокада», «Победа», историко-документальную «Блокадную книгу» А. М. Адамовича и Д. А. Гранина, исторические романы Ч. Амирэджиби, О. Чиладзе, Я. Кросса и других. Все это художественные свидетельства «наполнения» современности опытом истории.
Ставя в центр художественного исследования характер современника в его исторической перспективе, в истоках н развитии, в ситуациях социально-мировоззренческо-
го и этического самоопределения, литература последних десятилетий открывает читателю богатство содержания народной жизни.
Новые содержательные качества и изобразительные возможности, открывающиеся в произведениях, обращенных к историческому прошлому, вызвали большой читательский отклик. Они сопровождали появление книг С. П. Залыгина «Соленая Падь», «Комиссия», В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю», исторической прозы Ю. В. Трифонова, Ю. М. Нагибина, Ю. В. Давыдова, П. А. Загребельного, Я. Кросса, М. Траата, В. Д. Осипова, А. М. Борщаговского. Г. Абашидзе, А. Кекильбаева, А. Нурпеисова...
Наблюдения современной критики говорят о существенных видоизменениях повествования, обращенного к историческим событиям, но не замкнутого «историографией» этих событий. Человек рассматривается в таком повествовании как центр исторического процесса, заключающий в себе его общественно-социальный и духовный смысл.
На всем протяжении своего развития, в творческих писательских поисках и критических дискуссиях советская литература стремится ответить на главный вопрос — о герое нового общества, о путях и возможностях его художественного изображения.
В Политическом докладе XXVII съезду партии Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев особо отметил роль советской литературы в общенародном деле строительства социалистического общества, воспитании нового человека: «Наша литература, отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интернационалиста».
Это — историческая заслуга советской многонациональной литературы, в ее лучших достижениях, и вместе с тем ее непреходящая задача на новом этапе развития как литературы подлинно народной, верной правде жизни и идеалам социализма и коммунизма.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
Содержание и форма — неразрывно связанные друг с другом понятия, говорящие о том, что сказано в художественном произведении (содержание) и как это сказано (форма).
Даже самое простое чувство или мысль необходимо должны быть выражены (прежде всего в слове).
Восклицание («ай», «ох» и т. п.) уже свидетельствует о каком-то переживании — чувстве, которое доходит до нас через слово (в данном случае — междометие), по нему мы уже в состоянии судить о содержании этого чувства: боли, радости, удивления и т. п.
В дневнегреческой мифологии правосудие изображалось в виде женщины (богини Фемиды) с завязанными глазами, с мечом в одной руке и весами в другой. Это означало, что правосудие беспристрастно, не взирает на лица, строго карает виновных, но точно взвешивает все их поступки, не ошибается.
Повязка, меч, весы — это в данном случае форма, выражающая существенные черты содержания, конкретно раскрывающая сущность правосудия.
Чем сложнее содержание, тем богаче, разностороннее должна быть форма, его выражающая. И наоборот, по форме мы судим о многообразии содержания, в данном случае о беспристрастности, строгости и точности Фемиды.
В искусстве, которое стремится к тому, чтобы дать представление о жизни во всей
ее конкретности и многообразии, соотношение содержания и формы приобретает особенное значение.
Ф. М. Достоевский передает слова В. Г. Белинского (сказанные при их первой встрече), характеризующие эту важность формы в искусстве: «Вы, художники, одной чертою, разом, в образе выставляете самую суть, чтобы ощупать было рукою, чтобы самому нерассуждающему читателю стало вдруг все, все понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве» (Ф. М. Достоевский. Письма).
Идейно-тематическая сущность произведения искусства становится для нас прежде всего (скажем, в романе) ощутимой благодаря взаимоотношению действующих лиц. Эти взаимоотношения обнаруживаются в событиях, т. е. в сюжете. В зависимости от характера событий речь действующих лиц приобретает индивидуальную окраску (в связи, конечно, с их собственными свойствами).
Таким образом, содержание выражается через все стороны произведения (характеры, сюжет, язык), оно как бы переходит в форму. И наоборот, воспринимая речь персонажей, наблюдая их поступки, мы начинаем глубже представлять себе и тему, и идею произведения, здесь форма как бы переходит в содержание.
КАК РАБОТАТЬ НАД КОНСПЕКТОМ
Перед тем как начать конспект, внимательно прочитайте текст конспектируемого произведения, составьте план, выделив внутри каждого отрывка главную мысль и кратко ее сформулировав; получаются как бы распространенные заглавия отрывков. Далее изложите каждый пункт плана подробнее, превратите «заголовки» отрывка в тезис, т. е. в развернутое положение, еще не подтвержденное фактическим материалом конспектируемого произведения. Когда вы расширите тезис, т. е. подтвердите его соображениями и фактами, которые приводит автор, у вас и получится конспект. Вы можете включить в него цитаты (обязательно с указанием страниц, откуда они взяты), можете создать текст, стилистически близкий к конспектируемому, можете сжато изложить конспектируемый текст — все это правомерно. Важно только, чтобы вы не злоупотребляли цитированием и не увлекались подробным пересказом. Основа конспекта — тезис.
Формы конспекта различны. Вы можете, например, составить план текста, расчленив конспект пунктами этого плана как подзаголовками. Ре-
комендуется вписывать цитаты в конспект другим цветом, наиболее важные места подчеркивать или выделять большими буквами. Полезно указывать в конспекте страницы произведения: это облегчит вам работу с книгой. .
Перед конспектом нужно выписать полное название конспектируемого произведений; если оно помещено в сборнике — то название сборника, в котором оно напечатано, а также место и год издания. В тетради с конспектом должны быть широкие поля для ваших заметок.
Особый вид конспектирования — запись за лекторомэ Учителя в школе обыкновенно помогают своим слушателям, иногда просто диктуя положения, которые необходимо записать. Однако уже в школе надо приучиться свободно конспектировать устную речь. Не стремитесь к дословной записи. Выделяйте главную мысль и следите за ее развитием. Затем сравните свою запись с записями товарищей. Результатом общей работы явится полноценный и точный конспект лекции.
Анализируя произведение, мы должны стремиться к такому его пониманию, которое покажет нам содержание и форму в их взаимоотношениях, в их взаимопереходах (в нашем примере: постараться уловить сущность правосудия через конкретные приметы воплощающего его облика Фемиды и одно^ временно понять эти приметы как существенные признаки правосудия).
Понятно, что взаимоотношение содержания и формы присуще всем областям идеологии, но в искусстве оно выступает по-своему — в образе, говоря словами В. Г. Белинского, выставляющем самую суть художественного произведения.
Поучительны слова А. П. Чехова, сказавшего, с каким трудом достигает писатель такой полноты и внутреннего единства содержания и формы: «Надо рассказ писать 5—6 дней и думать о нем все время, пока пишешь... Надо, чтобы каждая фраза пролежала в мозгу два дня и обмаслилась... рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми...»
Здесь ясно показано, в какой мере труден этот поиск писателем выражающего (т. е. формы) для полноты раскрытия выражаемого (т. е. содержания) и в какой мере выражаемое раскрывается лишь через богатство и многосторонность выражающего, обретающего благодаря ему определенность и конкретность.
СОНЕТ
Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Среди различных видов сонета выделяются два основных — итальянский и английский.
Итальянский состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Рифмовка в катренах строится по принципу abba abba (или abab), в терцетах — по принципу cdc dcd (или cde cde). Английский сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия (рифмовка: abab cdcd efef gg). Среди других вариантов можно отметить французский, отличающийся от итальянского особой рифмовкой в терцетах (ccd eed или ccd ede) и имеющий важное значение для истории русского сонета.
Традиционные стилевые требования к сонету: возвышенная лексика и интонация,
точные и редкие рифмы, запрет на переносы и на повторение знаменательного слова в одном и том же значении. Все эти ограничения обусловлены художественной целью сонета как интеллектуального жанра лирики, где каждая строфа — шаг в развитии единой диалектической мысли.
История сонета начинается с XIII в. Родился он в Италии. Известен даже его создатель — это адвокат, поэт Якопо да Лентини, живший в Палермо в первой половине XIII в. По общему мнению, высшей точки итальянский сонет достигает в творчестве Фр. Петрарки. Блестящие образцы итальянского сонета оставили Микеланджело, Дж. Бруно, Дж. Марине, Т. Тассо. В конце XVII в. этот сонет теряет свое место в итальянской поэзии вплоть до XIX в., когда ряд прекрасных произведений в этом жанре создает Дж. Леопарди.
Английский сонет был создан поэтом Г. Сарри в первой половине XVI в., но прославил эту форму У. Шекспир, с чьим именем ее обычно связывают. Крупнейшими английскими сонетистами были Г. Спенсер, Дж. Мильтон, У. Вордсворт.
Французский вариант итальянского сонета был создан поэтами Плеяды, в их творчестве он достиг своего первого расцвета. Возвращение к этому жанру приходится на вторую половину XIX в. (Ш. Бодлер, П. Вер-лен, Ж. М. Эредиа). Испанская и португальская традиции сонета представлены в творчестве Л. де Гонгоры-и-Арготе и Л. ди Ка-моэнса. На протяжении полутысячелетия сонет в европейской поэзии занимает самое высокое положение среди малых лирических жанров. Наиболее интенсивное распространение приобретает он в момент освобождения от средневековья, в эпоху Ренессанса и барокко.
В России сонет появляется в XVIII в. Первыми его мастерами были В. К. Тредиаков-ский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский. Однако они ограничивались воспроизведением внешних, формальных признаков жанра. Настоящее развитие сонет получает в начале XIX в. под пером А, А. Дельвига, И. И. Козлова, А. С. Пушкина. Решительное значение имели опыты Дельвига, создавшие форму русского сонета (пятистопный ямб с рифмовкой, как у итальянцев, но двумя рифмами в терцетах: cdd ccd).
Большую роль в истории русского сонета сыграли произведения, созданные в этом жанре А. С. Пушкиным и содержащие смелые отклонения от канона (повторение значимых слов, переносы, глагольные рифмы) . К сонету обращались В. Г. Бенедиктов, А. А. Фет,
А. А. Д. П. сонеты
На век» pi сова, М. А. И. Сс образи исполь Появл сонеть (с ЛИП] строка
0со( та в жанр ( синтаи ли и п{ Бунин форма
Вен пятна, xoTBOl
тов У. Шфиспирв. Художник В. Фаворский.
А. А. Григорьев. Стоит упомянуть поэта Д. П. Бутурлина, писавшего исключительно сонеты.
На начало XX в. приходится «золотой век» русского сонета. В творчестве В. Я. Брю-сова, В. И. Иванова, И. Ф. Анненского, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама, И. Северянина сонет приобретает разнообразие и свободу, возможности его формы используются в соответствии с идеей жанра. Появляются сонеты-акростихи, «безголовые» сонеты (с одним катреном), «хвостатые» (с лишним терцетом) .«хромые» (написанные строками неравной длины).
Особенной силы достигает искусство сонета в творчестве И. А. Бунина, где этот жанр отмечен ясностью языка, отточенностью синтаксиса, безукоризненной четкостью мысли и прозрачностью интонации (хотя при этом Бунин и отступает от некоторых внешних формальных требований):
На высоте, на снеговой вершине. Я вырезал стальным клинком сонет. Проходят дни. Быть может, и доныне Снега хранят мой одинокий след.
На высоте, где небеса так сини, Где радостно сияет зимний свет, Глядело только солнце, как стилет Чертил мой стих на изумрудной льдине.
И весело мне думать, что поэт Меня поймет. Пусть никогда в долине Его толпы не радует привет! На высоте, где небеса так сини, Я вырезал в полдневный час сонет Лишь для того. кто на вершине.
Венок сонетов представляет собой цепь из пятнадцати сонетов, где четырнадцать стихотворений образуют кольцо, так как послед-
няя строка каждого сонета повторена в первой строке следующего, причем последняя строка четырнадцатого стихотворения повторяет первую строку первого. Пятнадцатый сонет, называемый магистралом, состоит из первых строк всех четырнадцати остальных в том порядке, в каком они следуют друг за другом. Венок сонетов также родился в Италии, а в современной форме сложился к концу XVII в. Первыми оригинальными русскими венками сонетов являются «Венок сонетов» В. И. Иванова и «Corona astralis» М. Волошина, написанные в 1909 г. В этой сложной форме пробовали себя также В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, И. Л. Сель-винский, С. И. Кирсанов, П. Г. Антокольский. В 70—80-е гг. венок сонетов стал популярен в русской советской поэзии.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже XX в. и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.
Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934). В Уставе Союза советских писателей социалистический реализм был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «прав-
дивого. исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Это общее направление художественного метода ни в какой мере не ограничивало свободу писателя в выборе художественных форм, «обеспечивая, — как говорилось в Уставе, — художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».
Широкую характеристику художественного богатства социалистического реализма дал М. Горький в докладе на Первом съезде советских писателей, показав, что «социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека...».
Если возникновение термина относится к 30-м гг., а первые крупные произведения социалистического реализма (М. Горького, М. Андерсена-Нексё) появились в начале XX в., то отдельные черты метода и некоторые эстетические принципы были уже намечены
Иллюстрвцня п. Алякринского к роману М. Горького «Жизнь Клима Самгина*.
в XIX в., с момента возникновения марксизма.
Во многих статьях и высказываниях К. Маркса и Ф. Энгельса содержатся мысли об искусстве будущего, об изображении героев освободительной борьбы, о такой глубине реализма, при которой учитывается достигнутый уровень борьбы за лучшее будущее. Ф. Энгельс писал, что будущее драмы он видит в полном слиянии «осознанного исторического содержания» «с шекспировской живостью и богатством действия» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 29. С. 492).
«Осознанное историческое содержание», понимание действительности с позиций революционного рабочего класса можно в известной степени обнаружить уже во многих произведениях XIX в.: в прозе и поэзии Г. Веерта, в романе У. Морриса «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья», в творчестве поэта Парижской коммуны Э. Потье, которого В. И. Ленин назвал «одним из самых великих пропагандистов посредством песни» (Полн. собр. соч. Т. 22. С. 274).
Таким образом, с выходом на историческую арену пролетариата, с распространением марксизма формируется новое, социалистическое искусство и социалистическая эстетика. Литература и искусство вбирают в себя новое содержание исторического процесса, начиная освещать его в свете идеалов социализма, обобщая опыт мирового революционного движения. Парижской коммуны. а с конца XIX в. — освободительного движения в России, приобретшего, по словам В. И. Ленина, всемирно-историческое значение.
В 1905 г. В. И. Лениным в статье «Партийная организация и партийная литература» была определена природа и общественно-историческая основа рождения нового художественного метода: «Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной м ысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата...»
Вопрос о традициях, на которые опирается искусство социалистического реализма, может быть решен только с учетом многообразия и богатства национальных культур. Так, советская проза во многом опирается на традицию русского критического реализма XIX в. В польской литературе XIX в. ведущим направлением явился романтизм, его опыт оказывает заметное влияние на современную литературу этой страны.
Богатство традиций в мировой литературе социалистического реализма определяется прежде всего многообразием националь-
мовича, «Разгроме» А. А. Фадеева. По-иному, чем в эпопеях XIX в„ показана картина судьбы народной. Народ предстает не как жертва, не как простой участник событий, а как движущая сила истории. Изображение народной массы постепенно сочеталось с углублением психологизма в обрисовке индивидуальных человеческих характеров, представляющих эту массу («Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, романы Ф. В. Гладкова, Л. М. Леонова,. К. А. Федина, А. Г. Малыш-кина и др.). Эпическая масштабность романа социалистического реализма проявилась и в творчестве писателей других стран (во Франции — Л. Арагон, в Чехословакии — М. Пуйманова, в ГДР — А. Зегерс, в Бразилии — Ж. Амаду).
Литература социалистического реализма создала новый образ положительного героя — борца, строителя, вожака. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм художника социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на временные поражения и потери. Термин «оптимистическая трагедия» может быть отнесен ко многим произведениям, передающим трудные ситуа-