Иллюстрация «(Низа» (X.-Н. Брауна) и роману Ч. Дни. кенса яДомби и сын 5 страница

В. М. Пескова «Шаги по росе», Е. Я. Доро-ша «Деревенский дневник», очерки Г. Г. Ра-дова, Г. Н. Троепольского, повести В. Ф. Тен­дрякова и др.

Большой интерес читателей вызвали за­рубежные очерки Б. Н. Полевою, Н. М. Гри­бачева и многих других писателей. Эти произведения не просто описание путешест­вий. передача путевых впечатлений. Авторы рассказывают в них о своих современниках, о тех чувствах и раздумьях, которые рождает в писателе сегодняшний день мира. Одно из лучших очерковых произведений 50-х гг. — «Ледовая книга» эстонского писателя Ю. Смуула, удостоенная Ленинской премии. Это дневник путешествия в Антарктиду. Ав­тор пишет о героических советских людях, покорителях ледового материка.

Важная тема литературы 60-х гг. — научно-техническая революция и человек. Характер современника в его многообразных связях с жизнью общества — вот, но обще­му признанию критики, главное направление

в творчестве писателей, взявшихся за рабо­чую тему. В многонациональной литера­туре это книги Б. М. Кербабаева («Небит-Даг», «Капля воды — крупица золота»), В. Ф. Пановой («Кружилиха»), Д. А. Гра­нина («Иду на грозу», «Картина»), В. Ф. По­пова («Разорванный круг», «Обретешь в бою», «И это называется будни»), А. Е. Ре-кемчука («Время летних отпусков», «Скуд­ный материк»), Г. И. Панджикидзе («Седь­мое небо», «Камень чистой воды»), В. Н. Соб-ко («Лихобор»), М. С. Колесникова («Атом-град», «Право выбора»), А. Мухтара («Чи­нара»), В. В. Липатова («И это все о нем...»).

Изображение труда как творчества, жизни как деяния было в свое время открытием советской литературы. За прошедшие годы она накопила громадный опыт изображения трудового человека, созидателя ми ра со­циализма. Главное направление поисков советских художников — создание крупного характера современника, созвучного эпохе.

«Если ты выстрелишь в прошлое из пи­столета, будущее выстрелит в тебя из пуш­ки». Эти слова дагестанского народного поэта А. Гафурова взяяы эпиграфом к книге прозы аварского поэта Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Из глубины веков донес поэт до сегодняшнего читателяямудрость своего народа, его нравственный опыт, его худо-

Иллюстрвци* П. Пинкисевича книге рвсскаэов В. М. Шук­шина.

жественную культуру, его легенды, сказки, притчи. Сознание кровного родства всех народов Советской страны, объединившихся более полувека назад в единую социалисти­ческую державу, органично для поэта. При­нимая эстафету из рук своих предшествен­ников, Гамзатов приводит слова Сулеймана Стальского: «Я поэт не лезгинский, не даге­станский, не кавказский. Я поэт — совет­ский».

Так формируется и обогащается нацио­нальное самосознание в новых исторических условиях, выходя на широкий простор социа­листического интернационализма.

Советскому читателю хорошо известны книги даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Он рассказывает о переменах в облике Дагестана, о формировании новых, советских традиций в быту и сознании своих земляков. Самобытные художественные произведения о людях нашей эпохи создают А. Кешоков, Т. Керашев, А. Шогенцуков, Ф. Алиева.

Поэты братских литератур — С. Чиковани, И. Абашидзе, Р. Гамзатов, М. Турсун-Заде, К. Кулиев, Д. Вааранди, С. Капутикян, Ю. Марцинкявичюс, Д. Кугультинов, Му-стай Карим, А. Лупан, Г. Виеру, О. Вацие-тис, И. Аузинь, И. Зиедонис и многие другие стали известны многомиллионному, многона­циональному читателю.

В послевоенные годы завершены такие зна­чительные историко-революционные произ­ведения, как эпопея казахского писателя М. Ауэзова «Путь Абая», романы Г. М. Мар­кова «Строговы», «Сибирь», В. П. Катаева «Волны Черного моря», исторический роман грузинского прозаика К. Гамсахурдиа «Да­вид Строитель», историко-революционная дилогия кабардинского писателя А. Кешоко-ва «Вершины не спят», романы эстонских писателей — «Берег ветров» А. Хинта, «Земля и народ» Р. Сирге, «Вардананк» армянского прозаика Д. Демирчяна, трилогия М. Стель-маха «Кровь людскаяя— не водица», «Хлеб и соль», «Большая родня», в которой украин­ский писатель рисует путь своего народа к революции, создает образы героев, вопло­щающие извечное стремление народа к миру и созиданию. Таков романтически возвыыен­ный образ и Марко Бессмертного в романе Стельмаха «Правда и кривда».

В 60—80-е годы стали появляться кни­ги, знаменующие рождение новых совет­ских литератур ряда народов Севера, Си­бири, Дальнего Востока. Произведения боль­шой прозы — повести и романы, созданные чукотскими, нанайскими, нивхскими, не­нецкими, манси и другими писателями.

своеобразная летопись жизни народа, уви­денной в смене эпох, в период бурного со-циального и культурного развития.

Широкую известность приобрели чукотский писатель Юрий Рытхэу, нанаец Г. Ходжер, манси Ю. Шесталов.

Большой творческий вклад в развитие советской литературы внесла и многонацио­нальнаяядраматургия. Признание зрителя завоевали пьесы Л. М. Леонова, А. Н. Афино­генова, А. Е. Корнейччка, К. Симонова, К. Крапивы, С. Вургуна, М. Ауэзова, С. Шаншиашвили, П. Какабидзе, А. Гулакя-на, В. Вагаршяна, Дж. Джабарлы. Жизнь и проблемы современного советского обще­ства получили отражение в пьесах А. Н. Арбу­зова, В. С. Розова, А. Д, Салынского, Л. Г. Зорина, А. В. Вампилова, М. М. Рощи-на, И. М. Дворецкого, Г. К. Бокарева, Г. А. Тер-Григоряна, И. Касумова, М. Ибра­гимова и других драматургов.

В этой книге советской детской и юноше­ской литературе посвящена специальная статья. Однако нельзя все же не назвать писателей, чьи книги широко известны, любимы юными и взрослыми читателями у нас в стране и за рубежом: А. П. Гайдар и С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и Л. А. Кас­силь, С. В. Михалков и А. Л. Барто, В. В. Бианки, Н. Н. Носов, Л. Пантелеев, А. Г. Алексин и Н. И. Дубов, А. А. Лиханов и А- Н. Рыбаков, М. П. Прилежаева и С. П. Алексеев, 3. И. Воскресенская и А. А. Кузнецова, Р. П. Погодин и Ю. А. Яков­лев, О. Д. Иваненко и В. К. Железников, С- А. Иванов и Г. Т. Виеру, Ю. А. Коваль и Э. Н. Успенский, И. Зиедонис и В. Пальчин-екайте, Э. Огнецвет, С. Вангели и К. Мухам-мади, Н. Юсупов и Ю. И. Коринец, X. Беру-лава и Э. Рауд...

Если взглянуть на современную «литера­турную карту» Советского Союза, станут ясно видны огромные перемены, которые произошли в жизни национальных культур за годы Советской власти. Можно сказать, что за это время возникли новые «материки» национальных культур, исчезли «белые пятна», пролегли новые дороги, связываю­щие воедино культуры ранее разобщенных народов и народностей нашей огромной многонациональной страны.

Единая и многообразная советская лите­ратура вбирает в себя многочисленные пото­ки национального искусства наших народов, помогая великому делу воспитания нового ччловека — участника строительства социа­лизма.

Советская литература с первых лет своего возникновения стала играть большую роль в

судьбах мирового искусства. Произведения наших писателей переведены на многие языки и помогают в борьбе за утверждение

: коммунистических идеалов во всем мире.

, Художественный метод советской литерату­ры— социалистический реализм — стал в

• наши дни важнейшим явлением мирового литературного процесса.

[ Произведениям 60—80-х гг. присуще вни­мание к внутреннему миру человека, его

, социальным действиям, духовным поискам. В этой связи современная литература обра­щается к национальным этическим и эстети-

> ческим традициям, стремясь выяяить в на­циональном культурном наследии все жиз­неспособное, что может приумножить духов-

, ное достояние современника.

Художественное исследование современ­ности идет и в очерке, и в рассказе, и в мемуарно-документальной литературе, и, конечно же, в крупных жанрах прозы — повести и романе. Образ современника, мир его мыслей и чувств предстают в стихах и поэмах, в лирических, эпиччских и лиро-эпических произведениях.

Одну из последних книг В. Шукшин на­звал «Характеры». Через человека, в един­стве его социальной психологии и нравствен­ной сущности, советская многонациональная романистика постигает широкие обществен-

. но-попитические, нравственные, философ­ские проблемы времени.

Яркость и свежесть национальных красок в книгах, воссоздающих современность и историю, говорят об обновлении художе­ственных традиций советских народов, всем своим историческим опытом деятельно участ­вующих в строительстве социалистической культуры.

Примечательная черта нашей многонацио­нальной поэзии — стремление к глубоким раз­думьям, осмыслению общественных и нрав­ственных проблем. Поэты ведут разговор с читателем о самых острых и волнующих во­просах сегодяшней жизни; поэтому так по­пуляяны вечера и дни поэзии, собирающие большую читательскую аудиторию.

Размышляя о современнике, о человеке, выражающем наше время, литература 60— 80-х гг. обращается к социальным и нрав­ственно-психологическим процессам, кото­рые сопровождают научно-технический про-, гресс и его ускорение. Особый интерес прояв­ляет она к тем сферам жизни, где идет бит­ва за будущее. Труд как духовнаяяпотребность человека наших дней, нравственная сторо­на его практической деятельности, реальные противоречия социально-экономических и

технических преобразований становятся пред­метом изображения в книгах современных художников.

В ряду произведений последних десяти­летий признание у читателей и критики по­лучили романыыГ. М. Маркова, М. Н. Алек­сеева, А. А. Ананьева, О. М. Куваева, В. В. Липатова, М. А. Ибрагимова, А. Мухта-ра. О. Гончара, П. А. Загребельного, Г. Панджикндзе, В. Ласа, пьесы И. М. Дво­рецкого, А. И. Гельмана. Герои романа О. Ку­ваева «Территория» — геологи, инженеры, рабочие — люди не идеальные, но знающие как главную жизненную заповедь «святое чув­ство нужной работы».

Среди известных современных книг, свя­занных с проблемой человека и природы, --повесть В. П. Астафьева «Царь-рыба», произведения С. П. Залыгина, В. И. Белова, В. Г. Распутина. Писатели остро ставят проблему алчности, стяжательства, разъе­дающих души, уродующих жизнь человека, общества, природы.

Советская литература 60—80-х гг. стала новым этапом в развитии военной темы. Великий подвиг народа, отстоявшего свою свободу и будущее человечества, предстает в ней прежде всего в изображении нрав­ственного облика советского солдата и тру­женика.

Глубины народной истории, нравственных, трудовых, гуманистических традиций, ак­тивно участвующих в формировании личности современника, органично и художественно многозначно входят в произведения Ч. Айтма­това, связанные с народными мифами, нацио­нальным фольклором («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», <Буран-ный полустанок»).

60—80-е годы ознаменованы в нашей мно­гонациональной литературе поисками новых изобразительных форм, жанровыми сдвигами. Непрерывность истории, неисчерпаемость прошлого, перетекающего в настоящее, воплощаются в ситуациях и характерах ро­манов Ю. В. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Необходимо также назвать политические романы А. Б. Чаковского «Блокада», «Побе­да», историко-документальную «Блокадную книгу» А. М. Адамовича и Д. А. Гра­нина, исторические романы Ч. Амирэджиби, О. Чиладзе, Я. Кросса и других. Все это художественные свидетельства «наполне­ния» современности опытом истории.

Ставя в центр художественного иссле­дования характер современника в его исто­рической перспективе, в истоках н развитии, в ситуациях социально-мировоззренческо-

го и этического самоопределения, литература последних десятилетий открывает читателю богатство содержания народной жизни.

Новые содержательные качества и изобра­зительные возможности, открывающиеся в произведениях, обращенных к историческо­му прошлому, вызвали большой читатель­ский отклик. Они сопровождали появление книг С. П. Залыгина «Соленая Падь», «Ко­миссия», В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю», исторической прозы Ю. В. Три­фонова, Ю. М. Нагибина, Ю. В. Давыдова, П. А. Загребельного, Я. Кросса, М. Траата, В. Д. Осипова, А. М. Борщаговского. Г. Аба­шидзе, А. Кекильбаева, А. Нурпеисова...

Наблюдения современной критики говорят о существенных видоизменениях повество­вания, обращенного к историческим событи­ям, но не замкнутого «историографией» этих событий. Человек рассматривается в таком повествовании как центр историче­ского процесса, заключающий в себе его общественно-социальный и духовный смысл.

На всем протяжении своего развития, в творческих писательских поисках и критиче­ских дискуссиях советская литература стре­мится ответить на главный вопрос — о герое нового общества, о путях и возможностях его художественного изображения.

В Политическом докладе XXVII съезду пар­тии Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев особо отметил роль совет­ской литературы в общенародном деле строительства социалистического общества, воспитании нового человека: «Наша литера­тура, отражая рождение нового мира, вме­сте с тем активно участвовала в его станов­лении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интер­националиста».

Это — историческая заслуга советской многонациональной литературы, в ее лучших достижениях, и вместе с тем ее непреходя­щая задача на новом этапе развития как литературы подлинно народной, верной прав­де жизни и идеалам социализма и ком­мунизма.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

Содержание и форма — неразрывно свя­занные друг с другом понятия, говорящие о том, что сказано в художественном произ­ведении (содержание) и как это сказано (форма).

Даже самое простое чувство или мысль необходимо должны быть выражены (преж­де всего в слове).

Восклицание («ай», «ох» и т. п.) уже сви­детельствует о каком-то переживании — чув­стве, которое доходит до нас через слово (в данном случае — междометие), по нему мы уже в состоянии судить о содержании этого чувства: боли, радости, удивления и т. п.

В дневнегреческой мифологии правосудие изображалось в виде женщины (богини Фемиды) с завязанными глазами, с мечом в одной руке и весами в другой. Это озна­чало, что правосудие беспристрастно, не взирает на лица, строго карает виновных, но точно взвешивает все их поступки, не ошибается.

Повязка, меч, весы — это в данном случае форма, выражающая существенные черты содержания, конкретно раскрывающая сущ­ность правосудия.

Чем сложнее содержание, тем богаче, разностороннее должна быть форма, его выражающая. И наоборот, по форме мы су­дим о многообразии содержания, в данном случае о беспристрастности, строгости и точ­ности Фемиды.

В искусстве, которое стремится к тому, чтобы дать представление о жизни во всей

ее конкретности и многообразии, соотноше­ние содержания и формы приобретает осо­бенное значение.

Ф. М. Достоевский передает слова В. Г. Бе­линского (сказанные при их первой встрече), характеризующие эту важность формы в искусстве: «Вы, художники, одной чертою, разом, в образе выставляете самую суть, чтобы ощупать было рукою, чтобы самому нерассуждающему читателю стало вдруг все, все понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве» (Ф. М. Достоевский. Письма).

Идейно-тематическая сущность произведе­ния искусства становится для нас прежде всего (скажем, в романе) ощутимой благода­ря взаимоотношению действующих лиц. Эти взаимоотношения обнаруживаются в со­бытиях, т. е. в сюжете. В зависимости от характера событий речь действующих лиц приобретает индивидуальную окраску (в свя­зи, конечно, с их собственными свойствами).

Таким образом, содержание выражается через все стороны произведения (характе­ры, сюжет, язык), оно как бы переходит в форму. И наоборот, воспринимая речь пер­сонажей, наблюдая их поступки, мы начина­ем глубже представлять себе и тему, и идею произведения, здесь форма как бы переходит в содержание.

КАК РАБОТАТЬ НАД КОНСПЕКТОМ

Перед тем как начать конспект, вни­мательно прочитайте текст конспек­тируемого произведения, составьте план, выделив внутри каждого отрыв­ка главную мысль и кратко ее сфор­мулировав; получаются как бы рас­пространенные заглавия отрывков. Далее изложите каждый пункт плана подробнее, превратите «заголовки» отрывка в тезис, т. е. в развернутое положение, еще не подтвержденное фактическим материалом конспекти­руемого произведения. Когда вы рас­ширите тезис, т. е. подтвердите его соображениями и фактами, которые приводит автор, у вас и получится конспект. Вы можете включить в него цитаты (обязательно с указанием страниц, откуда они взяты), можете создать текст, стилистически близкий к конспектируемому, можете сжато изложить конспектируемый текст — все это правомерно. Важно только, чтобы вы не злоупотребляли цитиро­ванием и не увлекались подробным пересказом. Основа конспекта — те­зис.

Формы конспекта различны. Вы мо­жете, например, составить план тек­ста, расчленив конспект пунктами этого плана как подзаголовками. Ре-

комендуется вписывать цитаты в кон­спект другим цветом, наиболее важ­ные места подчеркивать или выде­лять большими буквами. Полезно указывать в конспекте страницы произведения: это облегчит вам рабо­ту с книгой. .

Перед конспектом нужно выписать полное название конспектируемого произведений; если оно помещено в сборнике — то название сборника, в котором оно напечатано, а также место и год издания. В тетради с конспектом должны быть широкие по­ля для ваших заметок.

Особый вид конспектирования — запись за лекторомэ Учителя в шко­ле обыкновенно помогают своим слу­шателям, иногда просто диктуя по­ложения, которые необходимо запи­сать. Однако уже в школе надо при­учиться свободно конспектировать устную речь. Не стремитесь к дослов­ной записи. Выделяйте главную мысль и следите за ее развитием. Затем сравните свою запись с записями товарищей. Результатом общей рабо­ты явится полноценный и точный конспект лекции.

Анализируя произведение, мы должны стре­миться к такому его пониманию, которое покажет нам содержание и форму в их взаимоотношениях, в их взаимопереходах (в нашем примере: постараться уловить сущ­ность правосудия через конкретные приметы воплощающего его облика Фемиды и одно^ временно понять эти приметы как существен­ные признаки правосудия).

Понятно, что взаимоотношение содержа­ния и формы присуще всем областям идеоло­гии, но в искусстве оно выступает по-своему — в образе, говоря словами В. Г. Белинского, выставляющем самую суть художественного произведения.

Поучительны слова А. П. Чехова, сказав­шего, с каким трудом достигает писатель такой полноты и внутреннего единства содер­жания и формы: «Надо рассказ писать 5—6 дней и думать о нем все время, пока пишешь... Надо, чтобы каждая фраза проле­жала в мозгу два дня и обмаслилась... рукопи­си всех настоящих мастеров испачканы, пе­речеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркну­тыми...»

Здесь ясно показано, в какой мере труден этот поиск писателем выражающего (т. е. формы) для полноты раскрытия выражаемо­го (т. е. содержания) и в какой мере выражаемое раскрывается лишь через бо­гатство и многосторонность выражающего, обретающего благодаря ему определенность и конкретность.

СОНЕТ

Сонет — стихотворение из 14 строк, обла­дающее канонической системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Среди различных видов сонета выделяются два основных — итальянский и английский.

Итальянский состоит из двух четверости­ший (катренов) и двух трехстиший (терце­тов). Рифмовка в катренах строится по прин­ципу abba abba (или abab), в терцетах — по принципу cdc dcd (или cde cde). Англий­ский сонет состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия (рифмовка: abab cdcd efef gg). Среди других вариантов можно отметить французский, отличающийся от итальянского особой рифмовкой в тер­цетах (ccd eed или ccd ede) и имеющий важное значение для истории русского сонета.

Традиционные стилевые требования к со­нету: возвышенная лексика и интонация,

точные и редкие рифмы, запрет на перено­сы и на повторение знаменательного слова в одном и том же значении. Все эти огра­ничения обусловлены художественной целью сонета как интеллектуального жанра лирики, где каждая строфа — шаг в развитии еди­ной диалектической мысли.

История сонета начинается с XIII в. Родился он в Италии. Известен даже его создатель — это адвокат, поэт Якопо да Лентини, живший в Палермо в первой поло­вине XIII в. По общему мнению, высшей точ­ки итальянский сонет достигает в творчестве Фр. Петрарки. Блестящие образцы итальян­ского сонета оставили Микеланджело, Дж. Бруно, Дж. Марине, Т. Тассо. В конце XVII в. этот сонет теряет свое место в итальян­ской поэзии вплоть до XIX в., когда ряд прекрасных произведений в этом жанре со­здает Дж. Леопарди.

Английский сонет был создан поэтом Г. Сарри в первой половине XVI в., но прославил эту форму У. Шекспир, с чьим именем ее обычно связывают. Крупнейшими английскими сонетистами были Г. Спенсер, Дж. Мильтон, У. Вордсворт.

Французский вариант итальянского соне­та был создан поэтами Плеяды, в их твор­честве он достиг своего первого расцвета. Возвращение к этому жанру приходится на вторую половину XIX в. (Ш. Бодлер, П. Вер-лен, Ж. М. Эредиа). Испанская и португаль­ская традиции сонета представлены в твор­честве Л. де Гонгоры-и-Арготе и Л. ди Ка-моэнса. На протяжении полутысячелетия сонет в европейской поэзии занимает самое высокое положение среди малых лирических жанров. Наиболее интенсивное распростра­нение приобретает он в момент освобожде­ния от средневековья, в эпоху Ренессанса и барокко.

В России сонет появляется в XVIII в. Пер­выми его мастерами были В. К. Тредиаков-ский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский. Однако они ограничивались воспроизведени­ем внешних, формальных признаков жанра. Настоящее развитие сонет получает в нача­ле XIX в. под пером А, А. Дельвига, И. И. Козлова, А. С. Пушкина. Решительное значение имели опыты Дельвига, создавшие форму русского сонета (пятистопный ямб с рифмовкой, как у итальянцев, но двумя рифмами в терцетах: cdd ccd).

Большую роль в истории русского сонета сыграли произведения, созданные в этом жан­ре А. С. Пушкиным и содержащие смелые отклонения от канона (повторение значимых слов, переносы, глагольные рифмы) . К сонету обращались В. Г. Бенедиктов, А. А. Фет,

А. А. Д. П. сонеты

На век» pi сова, М. А. И. Сс образи исполь Появл сонеть (с ЛИП] строка

0со( та в жанр ( синтаи ли и п{ Бунин форма

Вен пятна, xoTBOl

тов У. Шфиспирв. Художник В. Фаворский.

А. А. Григорьев. Стоит упомянуть поэта Д. П. Бутурлина, писавшего исключительно сонеты.

На начало XX в. приходится «золотой век» русского сонета. В творчестве В. Я. Брю-сова, В. И. Иванова, И. Ф. Анненского, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама, И. Северянина сонет приобретает разно­образие и свободу, возможности его формы используются в соответствии с идеей жанра. Появляются сонеты-акростихи, «безголовые» сонеты (с одним катреном), «хвостатые» (с лишним терцетом) .«хромые» (написанные строками неравной длины).

Особенной силы достигает искусство соне­та в творчестве И. А. Бунина, где этот жанр отмечен ясностью языка, отточенностью синтаксиса, безукоризненной четкостью мыс­ли и прозрачностью интонации (хотя при этом Бунин и отступает от некоторых внешних формальных требований):

На высоте, на снеговой вершине. Я вырезал стальным клинком сонет. Проходят дни. Быть может, и доныне Снега хранят мой одинокий след.

На высоте, где небеса так сини, Где радостно сияет зимний свет, Глядело только солнце, как стилет Чертил мой стих на изумрудной льдине.

И весело мне думать, что поэт Меня поймет. Пусть никогда в долине Его толпы не радует привет! На высоте, где небеса так сини, Я вырезал в полдневный час сонет Лишь для того. кто на вершине.

Венок сонетов представляет собой цепь из пятнадцати сонетов, где четырнадцать сти­хотворений образуют кольцо, так как послед-

няя строка каждого сонета повторена в пер­вой строке следующего, причем последняя строка четырнадцатого стихотворения повто­ряет первую строку первого. Пятнадцатый сонет, называемый магистралом, состоит из первых строк всех четырнадцати осталь­ных в том порядке, в каком они следуют друг за другом. Венок сонетов также родился в Италии, а в современной форме сложился к концу XVII в. Первыми оригинальными рус­скими венками сонетов являются «Венок со­нетов» В. И. Иванова и «Corona astralis» М. Волошина, написанные в 1909 г. В этой сложной форме пробовали себя также В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, И. Л. Сель-винский, С. И. Кирсанов, П. Г. Антоколь­ский. В 70—80-е гг. венок сонетов стал популярен в русской советской поэзии.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Социалистический реализм — художествен­ный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубе­же XX в. и утвердившаяся в эпоху со­циалистического переустройства мира.

Впервые понятие социалистического реа­лизма появилось на страницах «Литератур­ной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934). В Уставе Союза советских писателей социа­листический реализм был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «прав-

дивого. исторически конкретного изображе­ния действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и истори­ческая конкретность художественного изобра­жения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Это общее направление художественного метода ни в какой мере не ограничивало свободу писа­теля в выборе художественных форм, «обес­печивая, — как говорилось в Уставе, — художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициа­тивы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

Широкую характеристику художествен­ного богатства социалистического реализма дал М. Горький в докладе на Первом съез­де советских писателей, показав, что «социа­листический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индиви­дуальных способностей человека...».

Если возникновение термина относится к 30-м гг., а первые крупные произведения социалистического реализма (М. Горького, М. Андерсена-Нексё) появились в начале XX в., то отдельные черты метода и некоторые эстетические принципы были уже намечены

Иллюстрвцня п. Алякринского к роману М. Горького «Жизнь Клима Самгина*.

в XIX в., с момента возникновения марк­сизма.

Во многих статьях и высказываниях К. Маркса и Ф. Энгельса содержатся мысли об искусстве будущего, об изображении ге­роев освободительной борьбы, о такой глуби­не реализма, при которой учитывается до­стигнутый уровень борьбы за лучшее буду­щее. Ф. Энгельс писал, что будущее драмы он видит в полном слиянии «осознанного исторического содержания» «с шекспировской живостью и богатством действия» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 29. С. 492).

«Осознанное историческое содержание», понимание действительности с позиций ре­волюционного рабочего класса можно в из­вестной степени обнаружить уже во многих произведениях XIX в.: в прозе и поэзии Г. Веерта, в романе У. Морриса «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья», в творчестве поэта Парижской коммуны Э. Потье, которо­го В. И. Ленин назвал «одним из самых ве­ликих пропагандистов посредством песни» (Полн. собр. соч. Т. 22. С. 274).

Таким образом, с выходом на историче­скую арену пролетариата, с распростране­нием марксизма формируется новое, социа­листическое искусство и социалистическая эстетика. Литература и искусство вбирают в себя новое содержание исторического про­цесса, начиная освещать его в свете идеа­лов социализма, обобщая опыт мирового революционного движения. Парижской ком­муны. а с конца XIX в. — освободительного движения в России, приобретшего, по сло­вам В. И. Ленина, всемирно-историческое значение.

В 1905 г. В. И. Лениным в статье «Пар­тийная организация и партийная литера­тура» была определена природа и общест­венно-историческая основа рождения нового художественного метода: «Это будет сво­бодная литература, оплодотворяющая по­следнее слово революционной м ысли че­ловечества опытом и живой работой социа­листического пролетариата...»

Вопрос о традициях, на которые опирает­ся искусство социалистического реализма, может быть решен только с учетом много­образия и богатства национальных культур. Так, советская проза во многом опирается на традицию русского критического реализ­ма XIX в. В польской литературе XIX в. ве­дущим направлением явился романтизм, его опыт оказывает заметное влияние на совре­менную литературу этой страны.

Богатство традиций в мировой литера­туре социалистического реализма определя­ется прежде всего многообразием националь-

мовича, «Разгроме» А. А. Фадеева. По-иному, чем в эпопеях XIX в„ показана кар­тина судьбы народной. Народ предстает не как жертва, не как простой участник со­бытий, а как движущая сила истории. Изобра­жение народной массы постепенно сочеталось с углублением психологизма в обрисовке индивидуальных человеческих характеров, представляющих эту массу («Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, романы Ф. В. Гладкова, Л. М. Леонова,. К. А. Федина, А. Г. Малыш-кина и др.). Эпическая масштабность рома­на социалистического реализма проявилась и в творчестве писателей других стран (во Франции — Л. Арагон, в Чехословакии — М. Пуйманова, в ГДР — А. Зегерс, в Бра­зилии — Ж. Амаду).

Литература социалистического реализма создала новый образ положительного героя — борца, строителя, вожака. Через него пол­нее раскрывается исторический оптимизм художника социалистического реализма: ге­рой утверждает веру в победу коммунисти­ческих идей, несмотря на временные пора­жения и потери. Термин «оптимистическая трагедия» может быть отнесен ко многим произведениям, передающим трудные ситуа-

Наши рекомендации