Работа с рубрикой «Разноцветные страницы».
· Ребята, чтобы мы с вами научились читать бегло, без ошибок, выразительно, авторы учебника предлагают нам специальную рубрику, которая называется «Разноцветные страницы». Откройте с. 24 учебника, обратите внимание на оформление страницы. Что вы можете об этом сказать?
· Правильно, ребята, страница оформлена очень красочно, тексты размещены на фоне различных причудливых образов животных. Как вы думаете, зачем это сделали авторы?
· Конечно, чтобы заинтересовать вас, чтобы вам было увлекательно читать эти произведения, чтобы чтение проходило с хорошим настроением. С данной рубрикой мы будем работать почти на каждом уроке.
· Обратите внимание, что тексты, размещённые в этой рубрике, тоже необычные, они коротенькие и чаще всего весёлые, но встретятся нам и серьёзные тексты, над которыми надо будет подумать, поразмышлять. Итак, для чего же мы будем читать эти тексты? (Чтобы научиться читать бегло, без ошибок и выразительно.)
· Прочитайте задание, которое предлагают нам авторы к первому тексту. Как вы поняли это задание?
· Теперь я буду читать, а вы следите за мной по тексту и читайте вполголоса.
· Что же «потеряли» детишки в словах? (Звук [р].)
· А почему так часто происходит с маленькими детьми? (Звук [р] трудный для произношения, надо постоянно тренироваться, чтобы произносить его чётко.)
· Следовательно, данное стихотворение будет учить нас правильно произносить звук…? (Звук [р]).
· А теперь давайте читать вместе со мной, хором, ускоряя темп чтения. (Приём «буксир»: школьники ускоряют темп чтения вслед за учителем.)
· Ребята, обратите внимание, что стихотворный текст записан как-то необычно. Может, вы помните, как называется такая форма текста? (Диалог.)
· А что значит — диалог? Как его нужно читать? (По ролям.)
· Давайте попробуем. Я буду выполнять роль учительницы, а вы будете читать за детей. (Учитель показывает, какие строки будет читать он, а какие строки хором будут читать дети.)
· А теперь можно попросить кого-нибудь из вас почитать за учительницу, а остальные дети будут исполнять роль маленьких детишек.
· Теперь попробуйте это стихотворение прочитать по ролям в парах, после чего поменяйтесь ролями и снова прочитайте диалог.
· А теперь вернитесь на с. 3 нашего учебника, где определены цели изучения темы. Найдите цель, в которой отражён результат сегодняшней нашей работы со стихотворением. Подумайте, получилось ли у вас сейчас её реализовать.
· Оцените с помощью фишки нужного цвета ваши достижения в этой работе.
Если в классе есть дети, у которых возникают сложности с произношением звука [р], то лучше либо объединить их в пары для чтения, либо учителю самому с ними поработать над этим стихотворением, пригласив к себе в пару. Это необходимо сделать для того, чтобы остальные дети не заметили данного дефекта у конкретного ребёнка.
Работа над формулировкой учебных задач урока и работа над целевыми установками, данными на шмуцтитуле.
· Итак, ребята, мы с вами приступаем к изучению литературных текстов. В поле нашего внимания сегодня два произведения. Прочитайте фамилии авторов и названия произведений на с. 9 и 10 учебника. Как вы думаете, о чём нам расскажут произведения с такими названиями?
· Правильно, мы снова будем читать произведения о буквах.
· Одну из целей, заявленных на первой страничке изучения темы, мы уже постарались реализовать. Давайте посмотрим, может быть, какую-то ещё из этих целей мы воплотим на сегодняшнем уроке.
· Правильно, будем знакомиться с интересными сказками и стихами о буквах, размышлять, кто и как их может «оживить», будем учиться понимать смысл прочитанного. (Лучше всего эти цели высветить на слайде.)
· А теперь подумаем, что значит размышлять над чем-то, что значит понимать смысл прочитанного. (Дети предлагают свои толкования, доказывают свою точку зрения.)