Реформы системы государственного управления начала эпохи Корё

Реформы начала эпохи Корё проводились в несколько этапов: сра­зу после установления новой династии, в начале 960-х, в 970-е и 980-е годы. Первый указ об изменениях в системе центральной власти был издан Ван Гоном уже на шестой день после восшествия на трон, в 20-й день 6-го лунного месяца 918 г. Тогда было учреждено 17 министерств и ведомств. Самыми главными были три министерства: Нэбонсон (до­словно— «Министерство Внутреннее, Служения»), занимавшееся во­просами назначения на должности и основанное Кунъе еще в 895 г.; Нэыйсон («Министерство Внутреннее, Совещаний»), ведавшее подго­товкой королевских указов, т.е., говоря современным языком, законодательства, и Кванпхёнсон («Министерство Широкое, Вынесения Решений»), главной задачей которого была реализация указов и ко­торому подчинялись остальные основные ведомства Коре. Кроме то­го, были ведомства, занимавшиеся делами армии — Пёнбу, внутренней охраной — Нэгунбу, наказаниями — Ыйхёндэ и т.д., вплоть до Управ­ления хранения документов — Кванмунвон.

В первые годы после провозглашения государства Корё серьезной проблемой для страны стали так называемые «заслуженные сановни­ки», или консин, т. е. те, кто помогал Ван Гону объединять Корейский полуостров, те, кому он сам в свое время посылал подарки, чтобы привлечь на свою сторону. Они также хотели получить свою долю верховной власти. Например, в 945 г. сановник Вон Гю, выходец из Кванчжу (расположен неподалеку от современного Сеула), поднял в столице мятеж и убил государя Хечжона (943-945), второго короля Корё. В свое время Вон Гю отдал Ван Гону в наложницы двух своих дочерей и желал, чтобы кто-либо из его внуков унаследовал королев­ский престол. Поэтому после смерти могущественного Ван Гона он попытался силой достигнуть своей цели. Но его замыслам не сужде­но было осуществиться. Новый государь Чончжон (946-949) усмирил непокорного сановника.

Тем не менее только четвертому государю Корё — Кванчжону (950-975) удалось преодолеть влияние старой заслуженной аристо­кратии. Он был третьим сыном Ван Гона и пришел к власти не с по­мощью какой-либо из придворных группировок, а опираясь на свои собственные силы. Поэтому, взойдя на трон, он решил ослабить влия­ние «сильных семей» на законодательном уровне. В 956 г. был издан закон о пересмотре статуса лично-зависимой категории населения ноби. В то время в результате многочисленных боевых операций, связан­ных с объединением Кореи, многие лично-свободные простолюдины, относившиеся к категории «доброго люда», были обращены в ноби и составляли основу экономической и военной мощи «сильных семей». Новый закон делал большинство таких ноби лично свободными.

В 958 г. Кванчжон ввел в Корё систему сдачи государственных экзаменов кваго на получение чиновничьей должности. Еще в Объ­единенном Силла в 788 г. была осуществлена попытка введения такой системы. Но только в Корё кваго стала неотъемлемой частью поли­тической практики государства[104]. Система кваго также значительно ограничивала влияние «сильных семей», обеспечивая назначение на высшие государственные должности исходя из личных способностей человека.

Кроме того, в 960-е годы ряд министерств был переименован без значительного изменения их функций.

970-е годы и правление государя Кёнчжона (976-981) ознаменова­лись рядом реформ в экономической сфере. О них речь пойдет ниже. Последняя волна реформ начала эпохи Корё, направленная на укрепление государства и центральной власти, связана с правлени­ем шестого корёского государя — Сончжона (982-997). В 982 г. были переименованы два главных министерства. Одновременно изменилась их роль в механизме выработки, принятия и реализации основопола­гающих государственных документов. Совещательный орган Нэыйсон был переименован в Нэса мунхасон, что дословно можно перевести как «Министерство Внутренней Истории и Дел при Государе». Оно стало основным органом центральной власти Коре. Исполнительный орган Кванпхёнсон переименовали в Оса досон, что означает «Ми­нистерство Высочайшего Управления Делами». Его роль стала чуть меньше, чем прежде. Несмотря на то, что оба министерства остава­лись стержнем всей системы государственной власти, основную роль стал играть совещательный орган. На это стоит обратить особое вни­мание.

Во времена сильной единоличной власти Ван Гона главными яв­лялись министерства и ведомства, занимавшиеся реализацией коро­левских указов. Слишком неспокойной была атмосфера при дворе, чтобы прислушиваться к советам сановников, еще недавно служив­ших в соседних с Корё государствах. К концу X в. ситуация в Корё стабилизировалась, укрепилась королевская власть. В то же время по­томки Ван Гона понимали, что они не обладают талантами основате­ля династии. Соответственно повысилась роль совещательного органа власти. К примеру, известно, что при дворе Сончжона был талантли­вый сановник по имени Чхве Сынно (927-989), который уже в год вступления Сончжона на престол подал на высочайшее имя письмо с перечнем неотложных государственных задач из 28 пунктов. Многие из них были учтены. Сончжон уважал мнение Чхве Сынно. Источ­ники свидетельствуют, что после смерти любимого сановника король часто сокрушался о его потере.

В 982 г. были изменены названия шести основных ведомств. Но функции их практически остались прежними. Были также переиме­нованы названия многих чиновничьих должностей.

В 991 г. король Сончжон основал особое ведомство, занимавшееся изданием королевских указов и принятием прошений на имя короля — Чунчхувон («Центральная Палата»). Считается, что Сончжон создал это ведомство под влиянием Китая эпохи Сун. Переименование цен­тральных органов власти, о котором говорилось выше, исследователи также связывают с китайским влиянием. Этот факт представляется очень важным для понимания того, почему именно Ван Гону удалось объединить Корею и в дальнейшем сделать ее процветающей страной. Ван Гон был родом с северо-запада Кореи, географически наиболее близкого к Китаю. Семья Ван Гона поддерживала интенсивные тор­говые связи с Китаем. Очевидно, к началу X в. именно северо-запад оказался наиболее развитой частью Кореи, активно воспринимавшей последние достижения китайской культуры.

Одновременно с органами центральной власти реформировалась система чиновничьих должностей.В 919 г. все чиновничество только что образованного Корё делилось на 9 рангов. К 940 г. число категорий выросло до 29. Каждый из старых 9 рангов дополнительно подразделялся на более высшую категорию чек, т.е. «правильная», и категорию чон, т. е. «последующая». Ранги ниже третьего в пределах каждой из категорий чен и чон имели дополнительное подразделение на «высшие» и «низшие».

Такое усложненное деление на ранги было связано с ростом и рас­ширением государственного аппарата. К 976 г. число категорий вы­росло до 79. Тогда же, в первый год правления государя Кёнчжо­на, произошло историческое разделение всего чиновничества на две группы — гражданских мунбан и военных мубан. Впоследствии выс­шее сословие Кореи стали именовать словом янбан, что значит «две группы [гражданских и военных сановников]»[105].

К 998 г. из-за громоздкости всей системы число рангов сократили до 18.

Реформа системы местного управленияначалась во времена Ван Гона, когда был возрожден институт так называемых «заложни­ков». Речь идет о детях местных глав администраций или просто влиятельных людей, которые направлялись на службу в столицу сроком на 10-15 лет. С одной стороны, они служили в столичных ведомствах, чаще всего на должностях заместителей государственных складов; с другой — играли роль «заложников», гарантировавших подчинение местной администрации центру. С начала XI в. такие люди стали име­новаться киин.

Реформы системы государственного управления начала эпохи Корё - student2.ru

В 940 г., после завершения объединения страны, были заново учре­ждены области, округа, уезды. При этом старые силлаские названия административных единиц заменялись на новые или на такие, кото­рые, по сохранившимся документам или даже местным преданиям, существовали ранее, до силласких. (Как видно, история переимено­ваний географических названий с приходом всякой новой власти не знает различий ни в эпохах, ни в культурах).

С 970 г. начала реализовываться система регулярного направле­ния столичных чиновников в провинцию на руководящие должно­сти, В 983 г. государство было поделено на 12 люк — крупные ад­министративные центры с подчиненными им территориями — Анчжу, Хванчжу, Хэчжу, Кванчжу, Чхунчжу, Чхончжу, Кончжу, Чинчжу, Санчжу, Чончжу, Начжу, Сынчжу. Эти мок послужили основой для создания в дальнейшем корейских провинций. Современные названия некоторых из них ведут начало от названий 12 мок. Это провинции Хванхэ (Хванчжу и Хэчжу), Чхунчхон (Чхунчжу и Чхончжу) и неко­торые другие. Из столицы в мок направлялись губернаторы чольто-са, а с ними по два-три человека помощников. В дальнейшем система мок реформировалась в 995 и 1018 гг.

Одновременно с введением системы мок государь Сончжон попы­тался учредить 10 провинций до, подобно административному деле­нию танского Китая. Однако такое деление оказалось неудобным, и вскоре было отменено. Деление на провинции было возрождено толь­ко при государе Йечжоне (1106-1112); тогда их насчитывалось 5 — Янгван. Чолла, Кёнсан, Сохэ и Кёчжу. Отдельно управлялись сто­личная область (провинция) Кёнги, а также Северная пограничная и Восточная пограничная области (их также называют провинциями Пукке и Тонге соответственно). Помимо главной столицы страны города Кэгён, учредили еще три: Западную столицу — Согён (совре­менный Пхеньян), Южную столицу — Намгён (современный Янчжу) и Восточную столицу — Тонгён (ныне город Кёнчжу).

Сильное государство было бы невозможно без хорошо отлаженной системы связи и дорог. К середине X в. была учреждена сеть почто­вых станций ёк на 22 основных дорогах, которые соединяли столицу Кэгён со всеми частями страны. В Коре насчитывалось до 525 поч­товых станций, на которые назначались государственные служащие, выдавались лошади. На станциях строились помещения для ночлега.

Государство выдавало почтовым станциям поля, непосредственное ис­пользование которых или продажа урожая с них позволяли покрыть необходимые расходы.

Одновременно были переоборудованы речные переправы у дорог и прибрежные порты. Там также полагалось оборудовать места для ночлега. Речные переправы, как правило, подобно населенным пунк­там, имели собственные названия. Если перестраивалась старая пере­права, то обычно менялось и ее название.

Армия также была одной из приоритетных сфер внимания новой династии. В первый месяц после прихода Ван Гона к власти среди столичных ведомств, образованных по его указу, имелось и военное. В 919 г. были учреждены так называемые Две Армии — Игун и Шесть Полков — Югви, ставшие основой военной системы Коре. Две Армии состояли из бойцов, входивших в свое время в личную гвардию самого Ван Гона и других «сильных семей», поддержавших новую власть. Основной функцией Двух Армий была охрана королевского дворца. Несмотря на название, число воинов в них не превышало 3 тыс. Шесть Полков осуществляли функции поддержания порядка в столичном городе и его защиты, а также участвовали в боевых действиях на границах страны. Их численность была довольно велика и доходила до 45 тыс. человек.

В 947 г. для защиты северных границ от нападений киданей бы­ла учреждена так называемая Светлая Армия — Квангун. В ее состав входило до 30 тыс. человек. Однако, по свидетельству источников, в ней очень велико было влияние местных «сильных семей», что нега­тивно сказалось на общей боеспособности. Поэтому в годы второй вол­ны агрессии киданей (1011-1018) Квангун была расформирована, ее подразделения отошли под командование местной военной админи­страции.

Служба в корёских провинциальных войсках была тяжелой. Сол­дат набирали из свободных крестьян по закону о воинской повинно­сти—по одному человеку с определенного количества дворов. Слу­жили обычно с 16 до 60 лет.

После введения экзаменов на получение государственной должно­сти в 958 г. и разделения чиновничества на гражданское и военное в 976 г. в Корё сложилась четкая система отбора на высшие воен­ные должности посредством сдачи государственных экзаменов. Одна­ко вплоть до правления последнего корёского государя Конъян-вана (1389-1391) особых экзаменов на получение военной должности не су­ществовало. Военные чины в Коре занимали более низкое положение, чем гражданские.

Наши рекомендации