Тема 10 Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи

Возникновение пастушеского скотоводства (номадизма) как следствия разделения труда и приспособления к жизни в условиях сухого климата. Время и место возникновения кочевничества. Ареалы распространения. Гипотезы о причинах и путях возникновения кочевничества. Его историческая роль.

Хозяйство у номадов. Кочевое и полукочевое скотоводство. Формы ведения хозяйственной деятельности. Виды и способы кочевания. Виды и породы скота. Место земледелия и различных видов промыслов в номадизме. Войны и грабежи. Материальная культура: кочевые жилища и поселения-кочевья. Орудия труда и оружие. Одежда кочевников. Украшения.

Семейно-брачные отношения у номадов. Семейная организация как часть социальных отношений. Полигамия. Покупка жён путем уплаты выкупа. Разделение труда в семье.

Общественные отношения и общественная организация у номадов. Общинно-племенная структура. Патриархально-племенные «генеалогические» связи. Собственность на основные средства производства: пастбища, скот, водные источники. Характер имущественного и социального расслоения. Формы эксплуатации и зависимости. Системы управления и власти. Патриархально-племенные (патриархально-кочевые) общественные отношения. Библейская эпоха патриархов. Процесс этногенеза у номадов. Проблема зарождения у них государственности.

Духовная культура. Религиозные представления: магия, шаманизм. Эпос и мифология.

Тема 11 Разложение первобытного общества

Предпосылки и ход разложения первобытно-общинных отношений. Возникновение интенсивных форм земледельческо-скотоводческого хозяйства и роль ирригационного земледелия в возникновении древнейших центров цивилизации. Появление избыточного продукта. Рост богатства. Развитие ремесленного производства и торговли. Этапы общественного разделе­ния труда. Городские центры и периферия. Возникновение частной собственности. Углубление имущественного и социального неравенства.

Выделение круга лиц (военных и гражданских предводителей, жрецов), занимающих в обще­стве привилегированное положение и составляющих его господ­ствующий слой.Возникновение государства. Проблема классов. Развитие грабительских войн и эксплуатации. Развитие института рабства. Монополия на средства производства. Дискуссия о «рабовладельческой формации», «рабовладельческом» и «азиатском» способах производства. Содержание понятия «цивилизация».

Возникновение моногамной семьи, её основные характеристики. Порядок наследования имущества в моногамной семье. Преобразование родовой общины в соседскую (крестьянскую).

Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации. Формирование политеистических религиозных систем. Политеизм. Мифология и фольклор. Развитие искусства. Возникновение письменности. Зарождение наук.

Ход разложения первобытно-общинных отношений. Судьба первобытных и полупервобытных обществ на периферии государств в Новое и Новейшее время. Так называемые «традиционные» общества в условиях колониальной системы и в современных развивающихся странах.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1 Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – 6-е изд. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2 Бродянский, Д.Л. История первобытного общества. – Владивосток: ДВГУ, 2003. – 109 с.

3 Горемыкина, В.И. История первобытного общества : учебное пособие для студентов-заочников / В.И. Горемыкина. – 2-е изд., испр. и доп . – Мн.: Вышэйшая школа, 1973 . – 143 с.

4 Кнышенко, Ю.В. История первобытного общества / Ю.В. Кнышенко. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1973. – 343 с.

5 Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

6 Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

7 Алексеев, В.П. Становление человечества/ В.П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с.

8 Боголюбский, С.Н. Происхождение и преобразование домашних животных / С.Н. Боголюбский. – М.: Советская наука, 1959. – 603 с.

9 Бунак, В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция = The genus Homo, its origin and subsequent evolution / В.В. Бунак. – М.: Наука, 1980. – 328 с.

10 Бутовская, М.Л. У истоков человеческого общества / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. – М.: Наука, 1993. – 253 с.

11 Ефименко, П.П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени / П.П. Ефименко. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Государственное соц.-экон. изд. – 1938. – 658 с.

12 История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

13 История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

14 История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

15 Марков, Г.Е. Кочевники Азии / Г.Е. Марков. – М.: Изд. Московского ун-та, 1976. – 319 с.

16 Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) / Б.Ф. Поршнев. – М.: Мысль, 1974. – 487 с.

17 Семёнов, Ю.И. На заре человеческой истории / Ю.И. Семёнов. – М.: Мысль, 1989. – 318 с.

18 Семёнов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семёнов. – 2-е издание, доп. – М.: Красанд, 2010. – 312 с.

19 Семёнов, Ю.И. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития / Ю.И. Семёнов // Этнографическое обозрение. – 1993. – № 1. – С. 52-70.

20 Семёнов, Ю.И. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития / Ю.И. Семёнов // Этнографическое обозрение. – 1993. – № 2. – С. 57- 74.

21 Семёнов, Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып. 2. История первобытного общества / Ю.И. Семёнов. – М. Московский физико-технический институт, 1999. – 190 с.

22 Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М.: Государственное изд. полит. лит-ры, 1989. – 573 с.

23 Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Государственное изд. полит. лит-ры, 1990. – 622 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Название раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия: перечень изучаемых вопросов Всего часов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные методические пособия и др.) Литература Форма контроля знаний
Лекции Практические (семинарские занятия) Лабораторные занятия СУРС
    - -      
Предмет, содержание и значение истории первобытного общества 1 Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук. 2 Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования. 3 Хронология и периодизация истории первобытного общества. - -   [1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 21]    
Источники по изучению истории первобытного общества 1 Исторические источники: археологические, этнологические, письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.). 2 Источники естественно-исторического характера: антропологические, геологические, палеоклиматические, географические. 3 Генетика и её значение для реконструкции происхождения человека в ходе антропогенеза. 4 Возможности в реконструкции истории первобытности. -   [1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 21]    
История изучения первобытного общества 1 Представления о первобытном обществе в древности и в средневековье. 2 Возникновение истории первобытного общества как науки в 19 в. 3 Развитие истории первобытного общества в 20 – начале 21 в.     -         [1 - 23]    
Происхождение человека и ранние этапы антропогенеза. 1. 1 Обозначение места человека в животном мире. 2. 2 Современная биологическая система человека и его ближайших предков. 3. 3 Обозначение характера и движущих сил антропогенеза. - - -   [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 21]  
Эпоха архантропов. 1 Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и её дальнейшее подтверждение. 2 Происхождение питекантропов (питекантроп яванский, синантроп, гейдельбергский человек), их морфологические характеристики. 3 Способы жизнеобеспечения и приспособления питекантропов к - - - [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 21]    
  окружающей среде, орудия труда, стоянки и жилища. 4 Гипотезы об элементах социальной организации и духовной культуры у питекантропов.      
Эпоха палеоантропов 1. Палеоантропы, их типы во времени и пространстве, их биологические признаки, время и ареал обитания, место в антропогенезе. 2. Трудовая деятельность неандертальцев, стоянки и жилища, материальная культура и быт. 3 Предположения о формах общественной организации неандертальцев (праобщина) и о половых отношениях (промискуитет и гаремная семья) в их среде. 4 Религиозные верования у неандертальцев, начатки искусства, развитие мышления и возникновение речи. - -   [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 21]    
Возникновение человека современного вида и начальный этап развития первобытного общества 1 Завершение антропогенеза и возникновение человека современного вида (неоантропа), гипотезы об его происхождении. 1. 2 Окончательный переход в эпоху позднего палеолита от биосоциального к социальному развитию. 2. 3 Расширение неоантропом первоначальной ойкумены и расовая дифференциация человечества.             -     -       [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 22, 23]    
Первобытно-присваивающий этап первобытной эпохи 1 Древнейшие формы хозяйственной деятельности: 2 Развитое присваивающее хозяйство. 3 Социальные отношения и общественная организация: а) брак и семья; б) первобытное равенство и отношения распределения; в) институты управления и власти. - -   [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 13, 16, 17, 22, 23]    
Первобытно-производящий этап первобытной эпохи 1 Предпосылки зарождения производящего хозяйства, культивация растений и доместикация животных. 2 Неолитическая революция: возникновение древнего земледелия, ирригация. 3 Развитие общественных отношений: а) семейно-брачные отношения у ранних земледельцев, материнская и отцовская семейная община; б) собственность на основные средства производства, возрастание уровня разделения труда; в) предпосылки к возникновению имущественного и социального неравенства, возникновение эксплуатации. 4 Духовная культура, развитие знаний. - -   [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 16, 17, 18, 21, 22, 23]  
Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи. 1 Возникновение пастушеского скотоводства (номадизма), время и место возникновения, ареалы распространения. 1 2 Хозяйство у номадов, их материальная культура. 2 3 Общественные отношения, социальная организация, семейно-брачные отношения у номадов. 3 4 Религиозные представления у номадов, их эпос, мифология, изобразительное искусство     -     -     -       [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23]      
Разложение первобытного общества 1 Возникновение интенсивных форм хозяйства и роль ирригационного земледелия в возникновении древнейших центров цивилизации. 2 Углубление имущественного и социального неравенства, формирование господствующего класса и возникновение государственности. 3 Переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской общине. 4 Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации.         -     -       [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23]      
ВСЕГО - -      

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук.

2. Задачи истории первобытного общества, проблема исследования.

3. Хронология и периодизация истории первобытного общества.

4. Источники истории первобытного общества.

5. Возможности в реконструкции истории первобытности.

6. Представления о первобытном обществе в древности и в средневековье.

7. Возникновение истории первобытного общества как науки в 19 в. и её развитие

в 20 – начале 21 в.

8. Обозначение места человека в животном мире.

9. Современная биологическая система человека и его ближайших предков.

10. Обозначение характера и движущих сил антропогенеза.

11. Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и её подтверждение.

12. Происхождение питекантропов (питекантроп яванский, синантроп, гейдельбергский человек), их морфологические характеристики.

13. Способы жизнеобеспечения и приспособления питекантропов к окружающей среде, орудия труда, стоянки и жилища.

14. Гипотезы об элементах социальной организации и духовной культуры у питекантропов.

15. Палеоантропы, их типы во времени и пространстве, их биологические признаки, время и ареал обитания, место в антропогенезе.

16. Трудовая деятельность неандертальцев, стоянки и жилища, материальная культура и быт.

17. Предположения о формах общественной организации неандертальцев (праобщина) и о половых отношениях (промискуитет и гаремная семья) в их среде.

18. Религиозные верования у неандертальцев, начатки искусства, развитие мышления и возникновение речи.

19. Завершение антропогенеза и возникновение человека современного вида (неоантропа), гипотезы об его происхождении.

20. Окончательный переход человека в эпоху позднего палеолита от биосоциального к социальному развитию.

21. Расширение неоантропом первоначальной ойкумены и расовая дифференциация человечества.

22. Древнейшие формы хозяйственной деятельности человека.

23. Развитое присваивающее хозяйство.

24. Социальные отношения и общественная организация в эпоху первобытно-присваивающего этапа первобытной эпохи.

25. Предпосылки зарождения производящего хозяйства, культивация растений и доместикация животных.

26. Неолитическая революция: возникновение древнего земледелия, ирригация.

27. Развитие общественных отношений в эпоху первобытно-производящего этапа первобытной эпохи.

28. Возникновение пастушеского скотоводства (номадизма), время и место возникновения, ареалы распространения.

29. Хозяйство у номадов, их материальная культура.

30. Общественные отношения, социальная организация, семейно-брачные отношения у номадов.

31. Религиозные представления у номадов, их эпос, мифология, изобразительное искусство.

32. Возникновение интенсивных форм хозяйства и роль ирригационного земледелия в возникновении древнейших центров цивилизации.

33. Углубление имущественного и социального неравенства, формирование господствующего класса и возникновение государственности.

34. Переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской общине.

35. Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации.

[1]Археология – историческая дисциплина, изучающая остатки матери­альной культуры людей разных эпох и пытающаяся на основании их топографии в пространстве восстановить общественные отношения и духовную жизнь древних обществ.

[2] Этноло­гия (илиэтнография) – наука, занимающаяся изу­чением всех сторон традиционной культуры современных обществ и проецирующая свои наблюдения и выводы на исторический про­цесс в первобытности.

[3] Лингвистика, исследующая современные и древние языки, их родственные связи и распространение в древности.

[4] Палеография – историческая дисциплина (а правильнее – историко-филологическая дисциплина), изучающая эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

[5] Антропология – наука о морфологических и физиологических особенностях современных людей и людей про­шлых эпох, а также их ископаемых обезьяноподобных предков.

[6] Палеоантропология – раздел физической антропологии, изучающий эволюцию гоминид на основе ископаемых останков.

[7] Четвертичная геология – наука, восстанавливающая события геологи­ческой четвертичной истории нашей планеты, в хронологических рамках которой развивалось человечество.

[8] Палеогеография – наука, ис­пользующая данные четвертичной геологии и ретроспекцию резуль­татов физической географии для реконструкции четвертичных па­леоландшафтов и динамики географической среды.

[9] Археозоология– наука, ставящая сво­ей целью получение информации об одомашнивании (доместикации) животных, составе стад домашних животных в разных человеческих коллективах, ха­рактере использования этих животных, характере охоты и ис­пользовании диких животных человеком и опирающаяся на зоологические методы исследования происходя­щих из археологических раскопок костных остатков.

[10] Археоботаника – наука, имеющая своей целью реконструкцию культурной и использовавшейся чело­веком дикой флоры.

[11] Физика и химия дают возможность разрабатывать методы реставрации и консервации археологических материалов и специальные микрометоды исследования их физической структуры и химического состава, а также позволяют получать абсолютные даты для отдельных памятников.

[12] Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

[13] Генетика человека – раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека, тесно связанный с антропологией и медициной.

[14] Различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках сопоставимых хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака.

[15] Информатика – наука, которая с помощью фор­мализованных способов представления и использования информа­ции разрабатывает и исследует модели первобытного общества.

[16] Онагр персидский – непарнокопытное животное рода лошадей, подвид кулана (азиатский осёл), обитает на каменистых плато, тянущихся от Ирана и Сирии до северо-запада Индии.

[17] Именно ослы были первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Уже около 4000 г. до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских ослов. В Месопотамии диких ослов приручили ненамного позже.

[18] Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы найдены на ранненеолитических поселениях Джа'де эль-Мугара в северной Сирии и Чайоню-Тепеси в юго-восточной Турции и относятся к 8 тыс. до н. э. Калиброванные же радиоуглеродные даты составляют 10 650 – 10 250 лет назад для находок с первого из этих поселений и примерно 10 200 лет назад для находок со второго. Молекулярно-генетический анализ данных находок позволяет сделать вывод, что всё поголовье нынешних коров произошло от 80 туров, приручённых в этих поселениях. Люди неолита выращивали своих коров ради мяса, молока и шкур. Кроме того, их использовали как тягловую силу. Коровы были одной из древних форм богатства, а угон скота – одним из самых ранних видов воровства.

[19] Термин «шаман» имеет тунгусское происхож­дение и означает «исступленный человек». С известными фонетическими изменениями он получил распространение и у других коренных народов Сибири. Шаманизм включает анимистические верования в зооморфных и антропоморфных духов. Каждый шаман имеет духа-покровителя и второстепенных духов-помощников. Шаманами бывают как мужчины, так и женщины. Шаманом человек может стать «по наследству» – от отца или деда, или быть «избранным» духом.

[20] Культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.

[21] Лары - божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря ларов и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа ларов.

Наши рекомендации