Архитектура Санкт-Петербурга середины и

Второй половины XIX века.

Раздел I. От классицизма — к эклектике.

Глава 1. Краткий обзор архитектуры первой трети XIX века.

Творческое кредо классицизма. Градостроительные итоги первой трети XIX века. Кризисные явления в архитектуре позднего классицизма.

Статья Н. В. Гоголя «Об архитектуре нынешнего времени». Отражение в ней новой, формирующейся в 1830-х годах новой системы архитектурных воззрений. Гоголь о значении новаторских металлических конструкций для дальнейшего развития архитектуры.

Развитие романтических тенденций в художественном миро­воззрении и их отражение в архитектуре. Дискуссия "романтики против классиков" в литературоведении и искусствознании.

Романтическая "нео­готика" в архитектуре России и Западной Европы. Обращение к мотивам Востока. «Египетские мотивы» в архитектуре и прикладном искусстве периода позднего классицизма.

Глава 2. Национальное направление: поиски самобытности и "русско-византийс­кий стиль".

Роль архитекторов В. П. Стасова и К. А. Тона в становлении и развитии "русско-византийского стиля". Первые шаги "фольклоризирующего направления": проект деревни Глазово (арх. К. И. Росси), Николь­ский домик в Петергофе (арх. А. И. Штакеншнсйдер), проекты архитек­тора О. Монферрана сельских домов «в русском стиле».

Глава 3. Формирование нового творческого метода, основанного на прин­ципе выбора.

Разработка нового творческого метода в архитектурной теории и художественной критике (Н. В. Гоголь, И. И. Свиязев, М. Д. Быковский и др.). Сущность принципа «умного выбора», выдвинутого архитектурной эстетикой 1830-х годов. Реализация принципа «умного выбора» в архитектурной практике 1820-х—1830-х годов (в произведениях А. Менеласа, О. Монферрана и др.). Отражение принципа «умного выбора» в архитектуре национального направления (на примерах архитектуры православных храмов «русско-византийского стиля» и построенных по проектам архитекторов сельских зданий, повторяющих образцы русского народного деревянного зодчества).

Глава 4. На грани классицизма и эклектики.

Творчество архитектора А. П. Брюллова — "последнего классика и первого эклектика". Новая концепция организации пространственной композиции зданий, реализованная в произведениях А. П. Брюллова (дачи в Павловске, Александринская больница) и в его педагогической системе («Архитектура есть прежде всего искусство распределять и комбинировать пространство… В плане мы ходим, в разрезе дышим и живем»).

Новации в архитектуре многоквартирных домов (эркеры, витрины, металлические навесы-«зонтики» у подъездов, нарастающее обилие балконов и др.). Дом архитектора П. Жако на Большой Морской улице и другие примеры.

Первые произведения архитектора А. И. Штакеншнейдера 1830-х — начала 1840-х годов. Мариинский дворец, анализ его композиции, стили­стика его фасадов и интерьеров.

Глава 5. Новые конструкции и формирование концепции "рациональной архитектуры".

Промышленная революция и ее значение в развитии стро­ительного дела и архитектуры в конце XVIII — начале XIX веков. Первые металлические мосты (в России и за рубежом). Активная роль металла в процессе формообразования в архитектуре мостов. Вклад пе­тербургских мостостроителей в развитие конструкций металлических мостов (В. Гесте, В. Треттер, Е. Адам и др.).

Металлические конструкции в архитектуре промышленных зданий (па примерах Англии и России). Применение внутренних чугунных каркасов и железных клепаных ферм покрытий.

Начало применения каркасных систем из металла в архитектуре гражданс­ких зданий. Применение металлических конструкций в произведениях ар­хитекторов позднего классицизма (К. И. Росси, В. П. Стасова, О. Монферрана, А. П. Брюллова и др.).

Апология металлических конструкций в творческих воззрениях архитек­торов и в художественной критике 1830-х—1850-х годов. Формирование концепции "рациональной архитектуры" и ее первое на­учное изложение в книге А. Красовского "Гражданская архитектура" (1851 г.).

Заключение но Разделу I:

Качественное изменение творческого метода архитекторов, произошедшее на рубеже 1830-х – 1840-х годов, было вызвано меняющейся социально-экономической ситуацией, изменением архитектурных воззрений (оно сопровождалось и сменой эстетических идеалов), нарастающим вниманием к функциональному аспекту архитектуры и прогрессом строительной техники.. Результатом этих процессов стало начавшееся разочарование в творческом методе, господствовавшем в эпоху классицизма.

Новые приемы организации архитектурной композиции зданий и новые металлические конструкции начали ощутимо менять «язык» архитектуры.

Принцип «умного выбора» и формирующаяся убежденность в том, что «все стили хороши», стали вызывать определенные изменения в архитектурной среде Петербурга. И хотя ансамблевые градостроительные традиции эпохи классицизма и присущие ему композиционные приемы еще продолжали в той или иной мере сохраняться в 1840-х годах, тем не менее на улицах и площадях Петербурга стали все чаще появляться примеры разнообразных «неостилей»: неоренессанса, необарокко, неогрека, неоготики, русско-византийского стиля и т.п.

Изучение различных «неостилей» периода ранней эклектики, сопровождающееся их сопоставлениями с историческими стилевыми прототипами, является одной из главных задач данного раздела курса истории архитектуры Петербурга.

Раздел II. Архитектура Петербурга второй трети

Наши рекомендации