Боги подземного мира и судьбы 24 страница
k. Фиест неожиданно проснулся и увидел, что Эгисф стоит над ним с мечом в руке. Ему удалось увернуться от удара и тем самым избежать смерти. В следующий момент он уже поднялся, резким ударом обезоружил мальчика и завладел мечом. Каково же было его удивление, когда он увидел, что это его собственный меч, потерянный им несколько лет назад в Сикионе! Он обнял Эгисфа за плечи и воскликнул: «Скажи мне не медля, как меч попал к тебе?» Эгисф, заикаясь, ответил: «Моя мать Пелопия дала его мне». «Я пощажу тебя, мальчик, – сказал Фиест, – если ты выполнишь три моих приказа». «Я готов служить тебе во всем», – сквозь слезы произнес Эгисф, не чаявший уже остаться в живых. «Сначала приведи сюда свою мать», – распорядился Фиест.
l. После того как Эгисф привел Пелопию в темницу, она узнала его и разрыдалась у него на груди. «Откуда у тебя этот меч, дочь моя?» – спросил Фиест. «Я вынула его из ножен незнакомца, который однажды ночью овладел мною в Сикионе», – последовал ответ. «Это мой меч», – признался Фиест. Охваченная ужасом, Пелопия схватила злосчастный меч и вонзила себе в грудь. Ошеломленный Эгисф стоял, ничего не понимая. «Теперь отнеси меч Атрею, – отдал Фиест свой второй приказ, – и скажи ему, что ты выполнил свое поручение. После чего возвращайся!» Эгисф отнес окровавленный меч Атрею. Тот на радостях отправился к берегу моря и принес благодарственную жертву Зевсу, будучи уверенным, что наконец-то избавился от Фиеста.
m. Когда Эгисф возвратился в темницу, Фиест открыл ему, что он его отец, и огласил свой третий приказ: «Убей Атрея, мой сын Эгисф, и на этот раз не оплошай!» Эгисф поступил, как ему было приказано, и Фиест вновь воцарился в Микенах13.
n. В стадах Фиеста опять появился золоторунный барашек, который со временем вырос в настоящего барана. С тех пор таким божественным путем подтверждалось право владения золотым скипетром каждого нового царя из рода Пелопа, а золоторунные бараны паслись на выгоне, обнесенном неприступными стенами. Одни, правда, говорили, что символом царской власти было не живое существо, а серебряная чаша, дно которой было украшено золотым изображением барашка. Другие утверждали, что Эгисф не мог убить Атрея, поскольку был в то время еще младенцем, и что именно Агамемнон изгнал из Микен своего дядю Фиеста, отняв у него золотой скипетр14.
o. Фиеста похоронили у дороги, ведшей из Микен в Аргос, неподалеку от святилища Персея. Над его могилой стоит каменное изваяние барана. Могилу Атрея и его подземную сокровищницу до сих пор показывают среди развалин в Микенах15.
p. Фиест не был последним героем, которому подносили блюдо, изготовленное из тел его собственных детей. Несколько лет спустя то же приключилось с Клименом, сыном Схена из Аркадии, который воспылал страстью к Гарпалике, своей дочери от Эпикасты, и его любовь привела к инцесту. Соблазнив Гарпалику, он женил на ней Аластора, однако потом вновь взял ее к себе. В отместку Гарпалика убила рожденного ею сына, который одновременно приходился ей братом, сварила его и поставила это блюдо перед Клименом. Потом она превратилась в хищную птицу, а Климен повесился16.
1Схолии к «Оресту» Еврипида 995; Фукидид I.9.
2Аполлодор II.4.6. и Эпитома II.11; Еврипид. Орест 12.
3Аполлодор. Эпитома II.10; Еврипид. Орест 813 и сл. и схолии; Сенека. Электра 699 и сл.; Схолии к «Оресту» Еврипида 812, 990 и 998; Цец. Хилиады I.433 и сл.; Ферекид. Цит. по: Схолии к «Оресту» Еврипида 995.
4Аполлодор. Эпитома II.11; Схолии к «Оресту» Еврипида 812; Схолии к «Илиаде» Гомера II.106.
5Аполлодор. Цит. соч.; Схолии к «Илиаде» Гомера II.106; Еврипид. Электра 706 и сл.
6Аполлодор. Эпитома II.12; Схолии к «Илиаде» Гомера; Еврипид. Орест 1001; Овидий. Наука любви I.327 и сл.; Схолии к «Оресту» Еврипида 812.
7Гигин. Мифы 86; Аполлодор. Эпитома II.13.
8Лактанций Плацид. Схолии к «Фиваиде» Стация VI.226; Аполлодор III.2.2 и Эпитома II.10; Схолии к «Аяксу» Софокла 1331 и сл.; Схолии к «Оресту» Еврипида 432.
9Гигин. Мифы 86; Еврипид. Елена 392; Гомер. Илиада II.107 и сл.
10Цец. Хилиады I.18 и сл.; Аполлодор. Эпитома II.13; Гигин. Мифы 88, 246 и 258; Эсхил. Агамемнон 1590 и сл.
11Аполлодор. Эпитома II.13–14; Гигин. Мифы 87–88; Сервий. Комментарий к «Энеииде» Вергилия 262.
12Гигин. Цит. соч.; Аполлодор. Эпитома II.14.
13Гигин. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.
14Сенека. Фиест 224 и сл.; Цицерон. О природе богов III.26.68; Геродот Гераклейский. Цит. по: Атеней 231c; Эсхил. Агамемнон 1603.
15Павсаний II.16. 5 и II.18.2–3.
16Парфений. Любовные истории XIII; Гигин. Мифы 242, 246 и 255.
* * *
1. Миф об Атрее-Фиесте, сохранившийся в нескольких весьма театрализованных вариантах, вероятно, имеет в своей основе соперничество аргосских царей-соправителей и их борьбу за верховную власть, т.е. те же факты, что и миф об Акрисии и Прете (см. 73.a). Этот миф значительно старше сюжетов, построенных вокруг сыновей Геракла (см. 146.k), с которыми отождествляет этот миф Фукидид и которые сопоставимы с нашествием дорийцев на Пелопоннес в середине XI в. до н.э. Золотой барашек Атрея, которого тот не принес в жертву, напоминает белого быка Посейдона, которого не принес в жертву Минос (см. 88.c). Однако этот ягненок относится к той породе золоторунных баранов, которых приносили в жертву Зевсу на горе Лафистий или Посейдону на острове Крумисса (см. 70.l). Обладание таким руном было символом царской власти, потому что царь пользовался им в ежегодной церемонии вызывания дождя (см. 70.2 и 6). Барашек является золотым в метафорическом смысле: в Греции говорили, что «вода – это золото», а руно магическим способом вызывало дождь. Эта метафора могла быть усилена еще и тем, что руно использовалось для сбора золотоносного песка в реках Малой Азии, а в восточном Средиземноморье периодически появлялись ягнята с золотыми зубами, происходящие якобы от тех, за которыми ухаживал юный Зевс на горе Ида. В XVIII в. М. У. Монтегю исследовала этот аномальный факт, однако не смогла выяснить его происхождение. Не исключено также, что царский скипетр аргивян имел навершие в виде золотого барана. Аполлодор довольно туманно пишет о правовых основах этого спора, и, возможно, претензии Фиеста были такими же, что и право Мэва на спорного быка во время братоубийственной ирландской Войны быков, поскольку Фиест утверждал, что барашек был выкраден из его собственного стада сразу после рождения.
2. Еврипид ввел Эриду в повествование не в том месте, где следовало бы: она, вероятнее всего, спровоцировала ссору между братьями, а не помогала Зевсу изменить движение солнца, что было не в ее силах. Классические грамматики и философы объясняли этот факт различными и весьма оригинальными способами, предвосхитившими попытки протестантов XX в. дать научное объяснение обратному движению солнечной тени «на часах Ахаза» (4 Цар. 20.1, 11). Лукиан и Полибий пишут, что, когда Атрей и Фиест спорили, кому из них принять трон, аргивяне уже привыкли наблюдать за звездами и согласились избрать на царство того, кто окажется более способным астрономом. В последовавшем за тем соревновании Фиест заявил, что солнце всегда встает в созвездии Овна во время праздника весны. Отсюда и история с золоторунным ягненком. Однако прорицатель Атрей сделал лучше: он доказал, что солнце и земля движутся в противоположных направлениях и то, что кажется заходом солнца, на самом деле является восходом земли. После этого аргивяне сделали его своим царем (Лукиан. Об астрологии 12; Полибий. Цит. по: Страбон I.2.15). Гигин и Сервий согласны с тем, что Атрей был астрономом, однако характеризуют его как первого человека, который математически предсказал солнечное затмение. При этом они говорят, что расчеты оказались верными и завистливый брат Атрея Фиест покинул город ни с чем (Гигин. Мифы 258; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I.568). Собеседник Сократа проявил больший буквализм в понимании мифа: он счел его свидетельством в пользу теории, утверждавшей, что вселенная вращается то в одну, то в другую сторону, делая «много тысяч круговоротов», а смена движения в конце каждого цикла сопровождается «великим мором животных» (Платон. Политик 268e–269b).
3. Для понимания данного повествования, однако, нужно мыслить не аллегорически, не философски, а мифологически, а именно: понятиями архаического конфликта между царем-жрецом и его танистом. Царь царствовал до летнего солнцестояния, когда солнце достигало своей самой северной точки и останавливалось, после чего танист убивал царя и занимал его место, остававшееся за ним все время, пока солнце перемещалось к югу, к точке зимнего солнцестояния. Эта взаимная ненависть усиливалась еще и потому, что танист вступал в брак с вдовой своего соперника. Аналогичная вражда возникла между царями-соправителями аргивян, которые царствовали в течение великого года и ссорились из-за Аэропы так же, как Акрисий и Прет спорили из-за Данаи. Миф об Иезекии, который был на грани смерти, когда, в знак расположения к нему Яхве пророк Исайя добавил десять лет к сроку его царствования, передвинув солнце на десять Ахазовых ступеней (4 Цар. 20.8, 11 и Ис. 38.7, 8), предполагает наличие древнееврейской или филистимлийской традиции, в соответствии с которой царь после принятия календарной реформы, вызванной переходом на цикл Метона, получил право продлить срок царствования до девятнадцати лет, а не погибать по истечении девятого года. Возможно, что и Атрей в Микенах получил такую же отсрочку.
4. Каннибалистский праздник в честь Зевса, который описывается в мифе о Тантале (см. 108.c), здесь смешивается с ежегодным принесением в жертву ребенка, заменявшего царя, и с изрыганием Кроном детей, которых ему родила Рея (см. 7.d). Тот факт, как Фиест овладел Пелопией, напоминает миф о Кинире и Смирне (см. 17.h) и лучше всего объясняется попыткой царя продлить свое царство, превысив традиционный срок, для чего он вступал в брак с приемной дочерью, наследовавшей трон. То, что Аэропу должны были бросить в море, роднит ее с Диктинной-Бритомартис, которая, убегая от своего деда Миноса, бросилась в море (см. 89.b).
5. История Климена и Гарпалики – существовал еще один фракийский персонаж с таким именем, напоминавший Аталанту, – соединяет в себе миф о Кинире и Смирне (см. 18.h) и миф о Терее и Прокне (см. 46.f). Если только эта история не является искусственной композицией для театра, о чем говорит противоречащее мифу самоповешение Климена, то, вероятнее всего, перед нами попытка царя сохранить за собой трон по окончании срока царствования путем выдачи наследницы трона, которая, по сути, была его дочерью, за интеррекса, а затем убийства последнего и женитьбы на его вдове. Аластор означает «мститель», однако его месть не фигурирует в мифе; не исключено, что в первоначальном варианте мифа Аластора приносили в жертву богам.
Агамемнон и Клитемнестра
Одни говорят, что Агамемнон и Менелай к моменту пленения Фиеста в Дельфах были взрослыми; другие утверждают, что, когда Эгисф убил Атрея, они еще были младенцами и их сумела спасти нерастерявшаяся кормилица. Схватив одного в одну руку, а другого – в другую, она побежала с ними к Полифиду, двадцать четвертому царю Сикиона, по просьбе которого их отдали на попечение этолийцу Ойнею. При этом все сходятся на том, что после нескольких лет, проведенных при дворе Ойнея, спартанский царь Тиндарей вернул им престол. Выступив против Микен, он взял клятву с Фиеста, спасавшего свою жизнь у алтаря Геры, что тот передаст скипетр Агамемнону как наследнику Атрея, а сам покинет город и никогда больше не вернется. Фиест ушел в Киферу, а Эгисф, боявшийся мести со стороны Агамемнона, бежал к царю Киларабу, сыну аргивянина Сфенела1.
b. Говорят, что Зевс дал власть дому Эака, мудрость – дому Амифаона, а богатство – дому Атрея. И этот дом действительно был богат: цари Микен, Коринфа, Клеоны, Орней, Арефиреи, Сикиона, Гипересии, Гоноессы, Пеллены, Эгия, Эгиалы и Гелики платили дань Агамемнону как на земле, так и на море2.
c. Сначала Агамемнон пошел войной на царя Писы Тантала, отцом которого был уродливый дядя Агамемнона Бротей. Он убил Тантала в битве и силой взял себе в жены вдову убитого Клитемнестру, которую Леда родила от спартанского царя Тиндарея. Братья Клитемнестры Диоскуры выступили против Микен, но ко времени их выступления Агамемнон уже был у своего благодетеля Тиндарея, который простил его и разрешил оставить у себя Клитемнестру. После смерти Диоскуров Менелай женился на их сестре Елене, а Тиндарей отрекся от престола в его пользу3.
d. Клитемнестра родила Агамемнону одного сына по имени Орест и трех дочерей: Электру, или Лаодику, Ифигению, или Ифианассу, и Хрисофемиду. Некоторые, правда, говорят, что Ифигения была племянницей Клитемнестры и дочерью Тесея и Елены, но Клитемнестра сжалилась над ней и удочерила4.
e. Когда Парис, сын царя Трои Приама, похитил Елену и тем самым стал причиной Троянской войны, Агамемнон и Менелай целых десять лет пробыли вдали от дома, тогда как Эгисф предпочел остаться на Аргосе и строить планы мести дому Атрея5.
f. Тем временем Навплий, муж Климены, не получив удовлетворения от Агамемнона и других предводителей греков за то, что его сын Паламед был до смерти забит камнями, покинул Трою и стал плавать вдоль побережья Аттики и Пелопоннеса, подстрекая живших в одиночестве жен своих врагов к супружеской измене. Поэтому Эгисф, услышав, что Клитемнестра сама готова поддаться на уговоры Навплия, замыслил не только стать ее любовником, но и с ее помощью убить Агамемнона, как только закончится Троянская война6.
g. Гермес, посланный к Эгисфу всезнающим Зевсом, потребовал, чтобы тот отказался от своих замыслов на том основании, что, когда Орест станет взрослым, он обязан будет отомстить за своего отца. Несмотря на все свое красноречие, Гермесу не удалось отговорить Эгисфа, и тот отправился в Микены с богатыми дарами в руках и ненавистью в сердце. Поначалу Клитемнестра отвергла его ухаживания, потому что Агамемнон, узнавший о появлении в Микенах Навплия, приказал своему придворному певцу не спускать глаз с царицы и сообщить письменно о любом проявлении супружеской неверности. Однако Эгисф оставил старого певца на необитаемом островке без пищи, и вскоре стервятники растащили его кости. После этого Клитемнестра попала в объятия Эгисфа, и тот отпраздновал неожиданный успех тем, что принес на костре жертвы Афродите, а ткани и золото подарил Артемиде, затаившей злобу на дом Атрея7.
h. У Клитемнестры не было причин любить Агамемнона. Убив ее прежнего мужа Тантала и ее грудного младенца, он насильно взял ее в жены, а затем отправился на войну, которая, казалось, никогда не кончится. Кроме того, он потребовал принести в жертву Ифигению в Авлиде. Но больнее всего ее ранили разговоры о том, что Агамемнон возвращается с дочерью Приама, ясновидящей Кассандрой, с которой он давно жил, как с женой. Это правда, что Кассандра родила Агамемнону близнецов Теледама и Пелопа, однако у него не было ни малейшего желания обидеть Клитемнестру. Узнала она обо всем от оставшегося в живых сына Навплия по имени Эакс, который, мстя за смерть своего брата, подталкивал ее к убийству мужа8.
і. Поэтому Клитемнестра сговорилась с Эгисфом убить и Агамемнона, и Кассандру. Опасаясь, однако, что они могут появиться неожиданно, она написала Агамемнону письмо с просьбой зажечь костер на горе Ида, когда падет Троя, а сама договорилась, что по этому сигналу запылают другие костры на всем пути до Арголиды: на лемносском мысе Гермей, на вершинах Афон, Макист, Мессапий, Киферон, Эгипланкт и Арахна. На крыше дворца в Микенах также был выставлен наблюдатель. Это был верный слуга Агамемнона, который целый год проползал, как пес, на четвереньках, вглядываясь в сторону горы Арахна, полный дурных предчувствий. Наконец однажды темной ночью он увидел вдали сигнальный огонь и побежал будить Клитемнестру. Та отметила новость тем, что воздала благодарственные жертвы, хотя на самом деле мечтала о том, чтобы осада Трои никогда не кончалась. Эгисф же поставил одного из своих людей на сторожевой башне у моря, пообещав ему два золотых таланта, если тот первым сообщит о прибытии Агамемнона.
j. Гера спасла Агамемнона во время ужасной бури, потопившей много греческих судов и отнесшей корабль Менелая в Египет. Наконец подул попутный ветер, и Агамемнон достиг Навплии. Высадившись, он сразу бросился целовать родную землю, плача от счастья. Тем временем страж уже спешил в Микены за обещанной ему платой, и Эгисф, отобрав двадцать храбрейших воинов, устроил во дворце засаду, приказал приготовить большой пир, а сам на колеснице отправился приветствовать Агамемнона9.
k. Клитемнестра сделала вид, что обрадовалась мужу, уставшему с дороги, расстелила для него пурпурный ковер и отвела в баню, где молодые рабыни подогревали для него воду. Однако Кассандра не вошла во дворец; она забилась в пророческом экстазе, отказываясь войти и причитая, что слышит запах крови и что проклятие Фиеста нависло над пиршественным залом. Когда Агамемнон уже выходил из бассейна, предвкушая роскошную трапезу, Клитемнестра выступила вперед, словно собираясь обтереть его полотенцем, но вместо этого набросила на него сплетенную ею сеть. Пойманный, как рыба, Агамемнон пал от руки Эгисфа, который дважды ударил его обоюдоострым мечом10. Поверженный Агамемнон упал в бассейн, отделанный серебром, а Клитемнестра отрубила ему голову топором, отомстив за все свои обиды11. Затем она решила тем же оружием убить Кассандру, не закрыв даже глаза и рот на отрубленной голове мужа. Она лишь обтерла его волосами брызнувшую на нее кровь, намекая тем самым, что он сам навлек на себя смерть12.
l. Во дворце тем временем уже разгорелась битва между дружиной Агамемнона и сторонниками Эгисфа, напоминавшая бойню свиней на богатом пире: раненые стонали, лежа в крови рядом с накрытыми столами. Победу одержал Эгисф. Во дворе скатилась наземь отрубленная голова Кассандры, а Эгисф еще раз испытал радость, убив ее близнецов, рожденных от Агамемнона. Однако еще один сын Агамемнона, по имени Галес, или Галиск, сумел бежать. После долгих странствий он основал италийский город Фалерии и научил его жителей мистериям Геры, которые до сих пор устраиваются там на манер аргивян13.
m. Резня во дворце случилась в тринадцатый день месяца Гамелион (январь), и, не боясь божественного возмездия, Клитемнестра объявила тринадцатый день каждого месяца праздником, который следовало отмечать танцами и приносить в жертву овец в честь ее богов-покровителей. Одни приветствовали ее решение, другие считали, что она навлекла вечный позор на всех женщин, даже самых добродетельных. Эгисф также возблагодарил помогавшую ему в этом деле богиню14.
n. Спартанцы утверждают, что Агамемнон погребен в Амиклах, ставших ныне крохотной деревенькой. Там показывают могилу Агамемнона и статую Клитемнестры, а также святилище и статую Кассандры. Жители даже верят в то, что именно здесь сложил свою голову Агамемнон. Но на самом деле могила Агамемнона находится среди развалин Микен и расположена рядом с могилами его возничего, его друзей, погибших от руки Эгисфа вместе с ним, а также могилой близнецов, рожденных Кассандрой15.
o. Некоторое время спустя Менелай узнал об этом преступлении от Протея, прорицателя с острова Фарос. Пожертвовав гекатомбы духу своего брата, он построил в его честь «холм гробовой» на берегу реки Египет. Вернувшись через восемь лет в Спарту, он воздвиг храм в честь Зевса-Агамемнона. Существуют и другие храмы с таким названием в Лаперсах, что в Аттике, и в Клазомене, что в Ионии, хотя Агамемнон никогда не царствовал в этих местах16.
1Гигин. Мифы 88; Евсевий. Хроники I.177–180; Гомер. Илиада II.107–108 и Одиссея III.263; Эсхил. Агамемнон 529; Павсаний II.18.4; Цец. Хилиады I.433 и сл.
2Гесиод. Цит. по: Суда под словом alce; Гомер. Илиада II.108 и 569–580.
3Аполлодор III.10.6 и Эпитома II.16; Еврипид. Ифигения в Авлиде 1148 и сл.
4Аполлодор. Цит. соч.; Гомер. Илиада IX.145; Дурис. Цит. по: Цец. Схолии к Ликофрону 183.
5Гомер. Одиссея III.263.
6Аполлодор. Эпитома VI.8–9.
7Гомер. Цит. соч. I.35 и сл. и III.263–275.
8Еврипид. Ифигения в Авлиде 1148 и сл.; Софокл. Электра 531; Павсаний III.19.5 и II.6.5; Гигин. Мифы 117.
9Гигин. Цит. соч.; Эсхил. Агамемнон I и сл. и 282 и сл.; Еврипид. Электра 1076 и сл.; Гомер. Цит. соч. IV.524–537; Павсаний II.16.5.
10Эсхил. Агамемнон 1220–1391 и сл., 1521 и сл. и Евмениды 631–635; Еврипид. Электра 157 и Орест 26; Цец. Схолии к Ликофрону 1375; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия XI.267; Софокл. Электра 195; Гомер. Цит. соч. III.193 и сл. и 303–305; XI.405 и сл.
11Софокл. Электра 99; Эсхил. Агамемнон 1372 и сл. и 1535.
12Эсхил. Цит. соч.; Софокл. Электра 445–446.
13Гомер. Цит. соч. XI.400 и 442; Павсаний II.16. 5; Вергилий. Энеида VII.723; Сервий. Цит. соч. VII.695; Овидий. Наука любви III.13.
14Софокл. Электра 278–281; Гомер. Цит. соч. III.263, XI.405.
15Павсаний II.16.5 и III.19.5.
16Гомер. Цит. соч. IV.512 и сл. и 581 и сл.; Цец. Схолии к Ликофрону 112–114 и 1369; Павсаний VII.5.5.
* * *
1. Миф об Агамемноне, Эгисфе, Клитемнестре и Оресте сохранился в такой стилизованной и драматизированной форме, что о его происхождении можно только догадываться. В трагедии такого типа развязкой обычно служит смерть царя: его либо сбрасывают со скалы, как Тесея, либо заживо сжигают, как Геракла, либо подстраивают крушение колесницы, как Эномаю, либо отдают на растерзание диким лошадям, как Диомеда, либо топят в озере, как Тантала, либо, наконец, поражают перуном, как Капанея. Агамемнон, однако, умирает довольно необычно: на него наброшена сеть, одна его нога еще в бассейне, другая – на полу, причем все события происходят в банной пристройке. Другими словами, он «не одет и не раздет, не в воде и не на земле, не во дворце, но и не вне его», т.е. здесь воспроизводится ситуация, напоминающая смерть царя-жреца Ллеу Ллау от рук изменницы жены Блодеуведд и ее любовника Грону, причем, как указывается в Мобиногион, это происходит в день летнего солнцеворота. Похожую историю рассказал Саксон Грамматик в своей «Истории Дании», написанной в конце XII в. На основе этой истории можно предположить, что Клитемнестра тоже дала Агамемнону яблоко и убила его, как только он поднес яблоко к губам, поэтому он «не постился и не пировал» («Белая богиня», с. 308 и 401). Отсюда можно сделать вывод, что в основе лежит миф о царе-жреце, который умирает в день летнего солнцеворота, о богине, которая изменяет ему, о танисте, который наследует трон, и о сыне, мстящем за смерть отца. Топор Клитемнестры – это критский символ царской власти, а сам миф напоминает миф о смерти Миноса, которая также произошла в бане. Костры в горах, про один из которых Эсхил пишет, что он был сложен из вереска (см. 18.3), – это жертвенные костры в день летнего солнцеворота. Богиня, в честь которой был принесен в жертву Агамемнон, появляется в виде триады его «дочерей»: Электра («янтарь»), Ифигения («родительница сильного племени») и Хрисофемида («золотая справедливость»).
2. Эта древняя история предстает в сочетании с легендой о споре между соперничающими пелопоннесскими династиями. Клитемнестра была спартанской наследницей трона, и утверждение спартанцев, будто их предок Тиндарей возвел Агамемнона на микенский трон, указывает на то, что они вышли победителями в войне против микенцев за обладание Амиклами, где почитались и Агамемнон, и Клитемнестра.
3. Зевс-Агамемнон, т.е. «очень решительный» Зевс, вероятно, являлся божественным титулом, который носили не только цари Микен, но и цари в Лаперсах и Клазомене и, возможно, цари данайского или ахейского поселения на берегу реки Египет, которую не следует путать с Нилом. Река Египет упоминается в книге Иисуса Навина (15.4) как граница между Палестиной и Египтом. Дальше по побережью, у Аскалона или неподалеку от Тира, были либо данайские, либо ахейские поселения (см. 169.f).
4. Тринадцатый день праздновался и в Риме, где этот праздник называли Идами. Он соответствовал полнолунию, когда календарные месяцы равнялись лунным месяцам. Очевидно, царя всегда приносили в жертву в день полнолуния. Как гласит легенда, греческий флот, возвращавшийся в конце года из-под Трои, попал в зимние бури, поэтому Агамемнон погиб в январе, а не в июне.
Месть Ореста
Орест воспитывался у любивших его Тиндарея и Леды, которым он приходился внуком, и еще мальчиком сопровождал Клитемнестру и Ифигению в Авлиду1. Однако одни говорят, что Клитемнестра отправила его в Фокиду накануне возвращения Агамемнона. Другие утверждают, что вечером в день убийства Орест, которому в то время было десять лет, был спасен своей благородной кормилицей Арсиноей, Лаодамией или Килиссой, которая отправила в царскую детскую своего собственного сына, чтобы Эгисф убил его вместо Ореста2. Есть и такие, кто считает, что сестра Ореста Электра с помощью старого воспитателя своего отца, завернув ребенка в плащ, на котором своими руками вышила диких зверей, тайком вынесла его из города3.
b. Скрываясь некоторое время у пастухов с реки Танаос, которая отделяет Арголиду от Лаконии, старый воспитатель отправился вместе с Орестом ко двору Строфия, надежного союзника дома Атрея, который правил Крисой, что расположена у подножия горы Парнас4. Этот Строфий был женат на сестре Агамемнона Астиохее, или Анаксибии, а может быть, Киндрагоре. В Крисе Орест нашел себе товарища по играм – сына Строфия проказника Пилада, который был несколькими годами младше. Их дружба впоследствии вошла в поговорку5. От старого воспитателя он с горечью узнал, что тело Агамемнона было выброшено из дома и поспешно погребено Клитемнестрой без подобающих жертвенных возлияний и миртовых венков. Кроме того, жителям Микен было запрещено присутствовать на похоронах6.
c. Эгисф правил в Микенах семь лет, разъезжая в колеснице Агамемнона, пользуясь его троном и скипетром, облачась в его одеяния, оскверняя его ложе и пуская на ветер его богатства. Однако, несмотря на внешние царские признаки, он оставался всего лишь рабом Клитемнестры – истинной правительницы Микен7. Напиваясь пьяным, он прыгал на могилу Агамемнона, швырял камни в надгробие и кричал: «Приди, Орест, и защити то, что принадлежит тебе!» Однако он жил в постоянном страхе перед возмездием. Несмотря на то что он всегда был в окружении чужеземной стражи, он не мог спать спокойно и обещал большую награду тому, кто убьет Ореста8.
d. Электра была обручена со своим двоюродным братом, спартанцем Кастором, которого после смерти стали считать полубогом. Хотя ее руки в Греции добивались самые родовитые царевичи, Эгисф, боясь, что она родит сына, который отомстит за Агамемнона, объявил, что женихи приняты не будут. Он бы с удовольствием уничтожил Электру (которая, кстати, не скрывала своей ненависти к нему), чтобы та ненароком не родила внебрачного сына от кого-нибудь из дворцовой стражи. Но, хотя Клитемнестра и не испытывала мук совести из-за своей роли в убийстве Агамемнона, она старалась вести себя так, чтобы не навлечь гнева богов, и запретила ему это убийство. Она просто позволила ему выдать Электру замуж за микенского крестьянина, который, опасаясь Ореста и будучи честным человеком, так и не приблизится к своей высокородной жене9.
e. Так, забытая Клитемнестрой, которая к этому времени родила Эгисфу троих детей – Эригону, Алета и еще одну Елену, – жила Электра в оскорбительной нищете под неусыпным надзором. В конце концов было решено, что если она не смирится со своей судьбой, как сделала ее сестра Хрисофемида, и не перестанет называть принародно Эгисфа и Клитемнестру «убийцами-прелюбодеями», то ее сошлют в далекие края и заключат в темницу. Однако Электра презирала Хрисофемиду за ее покорность, считала, что та изменила памяти покойного отца, и посылала частые напоминания Оресту о том, что отец остался неотмщенным10.
f. Орест, ставший к этому времени взрослым, посетил Дельфийского оракула и спросил, стоит ли ему уничтожать убийц своего отца. Ответ Аполлона, подтвержденный Зевсом, гласил, что если он не отомстит за смерть Агамемнона, то превратится в отщепенца, для которого будет закрыт вход во все святилища и храмы, а сам он заболеет проказой, которая будет разъедать его плоть, оставляя белые язвы11. Ему был дан совет совершить жертвенные возлияния у могилы Агамемнона, положить на нее прядь своих волос и без чьей-либо помощи, проявив всю свою изобретательность, покарать убийц. В то же время пифия предупредила, что эринии не простят убийства матери, и от имени Аполлона вручила Оресту лук из рога, с помощью которого можно отразить их преследования, когда они станут невыносимыми. Выполнив все, как ему было сказано, Орест должен вернуться в Дельфы, где его защитит Аполлон12.
g. Семь лет спустя, а некоторые утверждают, что по прошествии двадцати лет, Орест тайно вернулся в Микены, посетив по пути Афины, полный решимости убить Эгисфа и собственную мать13.
Однажды утром, в сопровождении Пилада, он посетил могилу Агамемнона и отрезал прядь своих волос, чем вызвал сочувствие Гермеса – покровителя отцовства. Увидев приближающихся рабынь, перемазанных и растрепанных по причине траура, он спрятался в кустах и стал наблюдать за происходящим. Накануне ночью Клитемнестре приснился сон, что она родила змея, спеленала его и покормила грудью. Неожиданно она закричала во сне, переполошив весь дворец; ей приснилось, будто змей вместе с молоком высасывает у нее из груди кровь. Толкователи снов, к которым она обратилась, в один голос заявили, что она навлекла на себя гнев мертвеца. Вот почему рабыни в трауре пришли от ее имени на могилу Агамемнона, чтобы совершить возлияния и умилостивить дух покойного. Бывшая среди них Электра совершила возлияния от своего собственного имени, а не от имени матери и в обращенных к Агамемнону молитвах взывала к возмездию, а не к прощению. Она умоляла Гермеса, чтобы тот сделал так, чтобы Мать-земля и другие боги потустороннего мира услышали ее мольбы. Заметив на могиле прядь светлых волос, она поняла, что волосы могут принадлежать только Оресту, во-первых, потому, что по цвету они напоминали ее собственные, а во-вторых, никто, кроме него, не осмелился бы совершить такое жертвоприношение14.