Поэзия вагантов. Её место в истории средневековой литературы.
Особое место в латинской литературе средних веков занимает поэзия вагантов (от латинского слова: vagantes—«бродячие люди»), или голиардов, встречаемых в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов приходится па XII—XIII вв., когда в связи с подъемом городов в странах Западной Европы начали быстро развиваться школы и университеты. Это поэзия вольнодумная, подчас озорная, далекая от аскетических идеалов средневекового католицизма. Ее широкое распространение в ряде европейских стран свидетельствует о том, что даже в клерикальных кругах (из которых главным образом и выходили поэты-ваганты), начиная о периода раннего средневековья, неизменно жил протест против аскетического изуверства, против алчности, лицемерия, неправосудия и других пороков католической церкви, возглавляемой папской курией. Среди вагантов мы находим студентов (бурсаков), переходивших из одного университета в другой, представителей низшего духовенства, клириков без определенных занятий и др. Будучи тесно связаны с традициями ученой латинской поэзии так называемого каролингского Возрождения, ваганты в то же время гораздо смелее, чем каролингские поэты, идут по пути чисто светской литературы. В звучных стихах воспевают они простые радости земной жизни. Их идеал—беспечное веселье, несовместимое с постной моралью хмурых благочестивцев. Очень громко в поэзии вагантов звучат сатирические антиклерикальные ноты. Ваганты обрушиваются на многочисленные пороки папского Рима или же пародируют библейские и богослужебные тексты. Нередко в поэзии вагантов слышатся отзвуки античной, языческой поэзии, а также поэзии народной, особенно в песнях, восхваляющих весну, любовь и застольные радости. Вполне понятно, что церковь с глубокой неприязнью относилась к вагантам. Она не уставала всячески преследовать «вольнодумных» поэтов за то, что они посмели возвысить свой голос против пороков папская курии, а также в противовес аскетической догме восславить радости здешнего земного мира.
Интересно отметить, что из латинских застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни, например «Gaudeamus igitur» и др.
Поэзия вагантов вообще воспитывала вольнодумцев, которым во все времена судилось расшатывать основания пересеченности и закостенелости. Переводчик А. Содомора, который был причастен к созданию антологии "Поэзия вагантов" вместе с М.Борецким, отмечает, например, в их поэзии высокое искусство владения словом, рифмой, обращает внимание на интересные формы, легкость звучания песен, чем самую сущность ("вагантов нужно не столько читать, сколько слушать: их поэзия насквозь песенная"). Если уже говорить о музыкальных отголосках поэзии вагантов в наше время, нужно вспомнить известную сценическую кантату немецкого композитора Карла Орфа "Carmina Burana" (1936), литературной основой для которой стал рукописный сборник XIII ст. поэзий вагантов и голиардов, какой автор нашел в каталоге антиквариата. Часть текстов этого сборника принадлежит известным поэтам Средневековье: Абеляру, Архипоэту Кельнскому, Вальтеру фон Фогельвейде, другие стихи создавались анонимно.
Карл Орф отобрал для построения своей кантаты 24 песни вагантов, среди которых застольные, сатирические, танцевальные, любовные, и т.п.
Интересно, что на первой странице этого давняя рукопись воспроизведена средневековую гравюру "Колесо фортуны": образ колеса, которое то возвышает человека, то опускает, стал не только основой композиции кантаты композитора, а и вообще эмблемой странствующих поэтов: "Буду царствовать - царствую - царствовал- утратил царство", а две ведущие темы К. Орфа "Фортуна хозяйка судьбы..." и "Я оплакиваю раны, причиненные мне судьбой..." является свидетельством оборотов этого неумолимого колеса, своеобразным воплощением философии вагантов.
№12. Городская литература и её жанры.
В XII—XIII вв. с развитием и укреплением городов зарождается литература, очень непохожая на рыцарскую и на героический эпос. Рожденная в трудовой среде, литература горожан связана с реальной жизнью и основана на мотивах народного творчества. Герои этой литературы — смышленый горожанин и лукавый крестьянин — своими хитрыми проделками оставляют в дураках чванливых сеньоров и жадных попов. Жанры городской, по преимуществу сатирической, литературы очень разнообразны. Это и песня, и рассказ, и драматические произведения.
Наибольшее распространение получили небольшие стихотворные рассказы с забавным сюжетом. Во Франции они назывались фаблио, в Германии — ш в а н к и.
Фаблио. Название «фаблио» (fabliaux) восходит к латинскому fabula — басня, рассказ. Жанр басни, сформировавшийся уже в античной литературе, был известен в средние века. Поэтому первоначально любую забавную историю отождествляли с басней. Сохранилось около ста шестидесяти фаблио, написанных с конца XII до середины XIV вв. По разрабатываемым сюжетам и общей тональности фаблио весьма разнообразны и представляют собой шутливые рассказы, фривольные истории, нравоучительные новеллы. Действие, как правило, происходит в городе. В фаблио господствует стихия повседневности. События разворачиваются стремительно. Излюбленный сюжет фаблио — адюльтер. Обычно персонажами фаблио являются горожанин, богатый торговец и его жена, клерк, священник. Иногда финал фаблио содержит нравоучение. Главная задача, которую решали авторы фаблио, — заставить читателя смеяться над смешными положениями, в которые попадали персонажи, раскрывая при этом свои отрицательные качества. В фаблио «Завещание осла» священник, обвиненный в том, что похоронил своего любимого осла на освященной земле, избегает наказания, вручив епископу двадцать ливров, якобы завещанных тому ослом.
К жанрам городской литературы относятся и драматургические жанры возродившегося в церкви, а затем вышедшего из ее пределов и перекочевавшего на торговые городские площади средневекового театра:
- литургическая драма (игралась в церкви, актуализируя отдельные библейские сцены по ходу литургии — церковного песнопения),
- полулитургическая драма, или драма на паперти (исполнялась за пределами церкви, на церковном крыльце, инсценируя различные эпизоды из Библии),
- миракль (пьеса о чудесах, например, «Чудо о Теофиле» французского горожанина Рютбёфа, XIII в., о спасении Богородицей Теофиля, продавшего за власть душу дьяволу),
- мистерия (инсценирующая библейскую историю грандиозная пьеса, представление которой длилось несколько дней),
- моралите (пьеса религиозно-дидактического характера, в которой
Персонажами выступали аллегорические фигуры, например, Вера, Надежда,
Любовь и т. д.).
Из комических вставок в мистерии возникли фарсы (например, фарсы об адвокате Патлене, игравшиеся во Франции в XV в.).
На фарс похож и жанр соти, только в нем, как и в моралите, действуют аллегорические фигуры. Светская драматургия, помимо фарса, представлена также жанром игры (яркий пример — пьесы французского горожанина XIII в. Адама де ла Аля «Игра под листвой», своей сатиричностью предвосхищавшая фарс и соти, и «Игра о Робене и Марион», предполагавшая музыкальное исполнение и напоминавшая инсценировку пасторали).
С возникновением драматургических жанров вся система жанров средневековой литературы обрела свою полноту и завершенность.