Окончательный переход в эпоху позднего палеолита от биосоциального к социальному развитию
Выяснить причины и условия возникновения человека современного вида – проблема сложная, она сегодня очень далека от своего решения. Здесь можно высказать лишь самые общие и предварительные соображения.
При рассмотрении этого вопроса следует исходить из постулата многолинейности процесса антропогенеза. Он осуществлялся несколькими путями. Одни линии в ходе эволюции получали дальнейшее развитие, другие сходили на нет. В какой-то момент прогрессивной оказалась только одна-единственная линия развития, завершившаяся возникновением человека современного вида, прочие формы гоминид, возникшие в ходе естественного отбора, либо остались на уровне животного состояния, либо оказались тупиковыми и вымерли.
Как известно, основой приспособления живых организмов к среде обитания являются генетически наследуемые инстинкты (безусловные рефлексы). И только у гоминидов при приспособлении к изменяющимся условиям жизни, в ходе естественного отбора, генетически закреплялась способность к накоплению и использованию благоприобретённого личного опыта (условные рефлексы).
Очевидно, что эволюция, в ходе которой возник человек, происходила на фоне существенных изменений природных условий и их воздействия на естественный отбор. Во всём «пучке» видов, который относят к роду Ноmо, отдельные ветви оказывались более прогрессивными и лучше приспосабливались. Очевидно, что у тех индивидов, у которых вследствие мутаций и рекомбинаций способность к приспособлению на основе благоприобретенного опыта оказывалась выше, возможность приспособления повышалась. Они давали более плодовитое потомство, становившееся основой нового, более прогрессивного вида.
На каком-то, ещё нам достоверно не известном, этапе эволюции произошёл скачок, в ходе которого в генетической наследственности стала всё больше закрепляться способность распространять индивидуальный благоприобретенный опыт ненаследственным, социальным путём среди членов своей группы и от одного поколения к другому. Одновременно возникала настоятельная потребность в улучшении возможности передачи этого опыта. Хотя и медленно, вместо отдельных смысловых выкриков, стала возникать все более сложная фонетическая коммуникация. Появилось общение при помощи речи. Возникновение членораздельной речи положило начало социализации вида и означало возникновение Ноmо sapiens, человека современного вида.
Говоря об эволюционных процессах и изменении видов надо обязательно иметь в виду, что они развертывались на протяжении огромного временного периода – в течение сотен тысяч, если не миллиона лет, среди громадного числа индивидов.
Едва ли можно точно сказать, когда и где произошло возникновение человека разумного. По этому поводу учёные высказывают самые различные суждения. Распространено предположение, что способностью к речи обладали не только люди современного вида, но и некоторые боковые, впоследствии вымершие, представители рода Ноmо – человек прямоходящий и неандертальцы. Однако так ли это, утверждать трудно.
Главный признак человека современного вида, ставящий его на особое место в царстве животных заключается в том, что человек разумный принадлежит к виду, активное приспособление которого к окружающей среде основано главным образом на накоплении и использовании общественного опыта, который передается в социальной группе от поколения к поколению ненаследственным путём благодаря речи, а позднее и письменности. Человек обладает способностью к совершенствованию орудий труда, рефлексией, чувством времени и пространства, а на определённом уровне культурного развития – и способностью к абстракции.
Использование социального опыта следует назвать «трудом», независимо от его характера. Создает социальные сообщества и трудится только человек. Основанную на инстинктах деятельность животных (пчелиный улей, запруды бобров, использование обезьянами палок и т.п.) не следует называть социальной, или трудом, так как это лишь создает путаницу в понятиях. Это животная деятельность, основанная на инстинктах и на индивидуальном опыте. От рождения человек хранит в своей наследственности, помимо физиологических инстинктов, только потенциальную способность к социальной трудовой деятельности. Для того чтобы потенция стала реальностью, ребёнок должен получить необходимую сумму социальных знаний и навыков – сначала от родителей, а затем — от социального коллектива.
Известно, что дети, оказавшиеся в самом раннем возрасте среди зверей и не получившие социального опыта (т. наз. Маугли), остаются лишь плохо приспособленными особями усыновившего их вида. Ни к речи, ни к трудовой деятельности они не способны. И если, в силу обстоятельств, они затем попадают в общество людей, то крайне тяжело приспосабливаются к новым условиям и быстро умирают.
Как же можно представить себе великий этап начала социализации непосредственного предка человека? Рассуждая чисто гипотетически, можно принять следующее положение. Достигший уже определённого развития, но ещё не ставший полностью социальным существом предок человека оказался в резко изменившихся природных условиях. Они были таковы, что для нормальной эволюции и видопреобразования времени уже не оставалось, предку человека грозила гибель. И вот в этой ситуации, вследствие мутаций и рекомбинаций, возник индивид (или индивиды), чьи потомки стали впоследствии видом, обретшим социальную способность передавать друг другу и от поколения к поколению информацию ненаследственным путем – посредством формирующейся речи и распространять в коллективах необходимые для выживания сведения и навыки.
В условиях резкого похолодания одним из важных условий выживания были тепло и огонь. Ранний человек, наблюдая, как от контакта с раскалённой лавой загораются ветки, смог преодолеть свойственный всем животным панический страх перед огнём и научиться разводить костры. Те, кто был способен перенять этот опыт, оказывались наиболее жизнеспособными.
Другое предположение заключается в том, что резкое изменение природной среды, флоры и фауны осложнило добывание средств существования. В числе прочего этому мешала прежняя, ещё животная, организация групп. Следовало иначе организовать группы охотников и собирателей. Вместо орды или стада, основанных на инстинктах, возникли социальные объединения, наподобие «локальных групп», обладавшие способностью наиболее эффективно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и поддерживать друг друга. Это было уже человеческим видом социального приспособления. Важным фактором социализации мог быть и альтруизм, поддерживающий стабильность первобытных групп. Возможно, что по пути «сапиентации» шёл не один вид, но выжил и стал быстро развиваться только человек современного, «социального» вида.