III. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство»
Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство». Узнаем, кто является другом человека, его помощником, а кто – злейшим врагом культурных растений. Попробуем узнать, как можно обеспечить природное равновесие в поле, саду, огороде.
Труженики наших полей ведут борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля.
На полях можно встретить хомяков, мышей-полевок, сусликов. Эти животные питаются полевыми растениями, на зиму заготавливают зерно, многие из них живут в норах. Иногда в такой норе находят до 30–40 кг отборной пшеницы.
Много вреда полеводству приносят суслики. Они поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зерна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.
Среди животных много и друзей поля. Это птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они уничтожают огромное количество полевых мышей – расхитителей зерна. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.
Весной на поля прилетают голосистые жаворонки. Поет самец, взлетая вверх, наполняя окрестности чарующими звуками. Жаворонки питаются насекомыми. И в саду не весь урожай достается человеку.
Давайте прочитаем в учебнике статью на эту тему.
Чтение статьи «Кому достается часть урожая?», с. 208–209.
Учитель. Кто же является злейшим врагом культурных растений поля, сада и огорода?
Ученики. Колорадский жук, тля, гусеница серой бабочки – яблонной плодожорки.
Учитель. Но и у этих вредителей тоже есть враги. Прочитайте о них статью «Кто нам помогает?» на с. 209–210 учебника.
Чтение по цепочке.
Учитель. Так кто помогает нам уберечь урожай от вредителей?
Учащиеся рассказывают о насекомоядных птицах, о божьих коровках, златоглазках, жуках-жужелицах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением животных.
Учитель. Значит, у людей много помощников, защитников урожая. Заполните таблицу:
Вредители | Защитники |
грызуны | совы, канюк, пустельга |
колорадский жук | жужелица |
тля | божья коровка, златоглазка |
яблонная плодожорка | насекомоядные птицы |
Пауза психологической разгрузки «В лесу». Звучат «мелодии» леса: пение птиц, шелест листвы, шум ветра. На этом фоне учитель читает поэтический текст:
Милый, птиц ловить не надо!
Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.
Сделай гнездышки-домишки
На ветвях для птичек малых
Да следи, чтоб коршун хищный
Не ломал, не разорял их!
Нет вредителям пощады!
Пусть не губят урожаи!
Мы друзей встречаем дружбой,
А врагов уничтожаем.
Обижать птенцов не надо!
Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде…
Учитель. Как мы должны беречь этих защитников урожая? О чем говорится в стихотворении?
Ученики. Для птиц нужно строить скворечники. Нельзя ловить божьих коровок и златоглазок.
Учитель. О других мерах защиты помощников урожая прочитаем статью учебника «Как их беречь?» на с. 211–212 учебника.
Чтение по цепочке.
Ученики. Надо умеренно применять ядохимикаты, потому что яды убивают птиц и накапливаются в растениях.
Зимой для помощников человека надо делать кормушки.
Для хищных птиц в поле надо делать присяды – шесты с перекладиной.