История отечественной связи

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Глава 8. ПОЧТА

Возникновение почты

Когда и как возникла почта в нашей стране, мы не знаем.

Историк А. Н. Вигилев считает, что она появилась «в последней четверти IX в.» вместе с возникновением Киевской Руси. Поэтому он называет ее «одной из древнейших в Европе» и утверждает, что «в один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании»1. Однако уважаемый автор, видимо, забыл, что задолго до появления почты на Пиренеях и Британских островах она уже существовала в Древнем Риме и Древней Греции.

Если иметь в виду использование гонцов, то этот способ связи был известен в древности всем народам, значит, и восточным славянам. С образованием древнерусского государства (862 г.), а затем превращением его в Киевскую Русь (882 г.) названный способ связи должен был приобрести общегосударственный характер.

Первый известный нам факт его использования на Руси зафиксирован «Повестью временных лет» под 885 г.: «…послал Олег к родимичам, спрашивая…»2

Если же под почтой иметь в виду пересылку корреспонденции, то она могла возникнуть не раньше появления письменности.

И хотя существует версия, что восточные славяне имели письменность3, это не более чем гипотеза, доказать которую до сих пор не удалось. Не случайно распространение письменности на Руси связано с распространением христианства. Не случайно в ее основе лежит тот алфавит, который был составлен около 863 г. христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием4.

Приобщение киевской знати к христианству началось в первой половине Х в.5, крещение Руси произошло в 988 г.6 Поэтому распространение древнеславянской письменности и пересылку корреспонденции в Киевской Руси можно датировать не ранее X в.

Развитие почты было связано с «одной из самых древнейших повинностей» – «повозом», «заключавшейся в обязанности доставлять князьям и их людям подводы с проводниками и суда с гребцами»7. Впервые эта повинность упоминается в «Повести временных лет» под 984 г.: «Пошел Владимир на родимичей <∙∙∙> были же те родимичи от рода ляхов, пришли и обосновались тут и платят дань, повоз везут и доныне»8.

Первоначально «повоз» использовался главным образом для сбора дани9, лишь частично – для перевозки гонцов («вестников»)10 и еще в меньшей степени – для доставки почтовой корреспонденции.

Дело в том, что долгое время единственным образованным сословием на Руси являлось духовенство, численность которого всегда была невелика, тем более на заре распространения христианства. Что касается остальных слоев населения, то они в своей массе на протяжении веков оставались неграмотными. Это касалось даже феодалов, игравших роль военного сословия.

Кроме того, следует учитывать, что развитие почты тесно связано с использованием писчего материала, в качестве которого на Руси использовали бересту и пергамент11. Но пергамент был очень дорог, а береста, хотя и являлась более доступной12, отличается хрупкостью и недолговечностью.

Говоря о зарождении почты, необходимо иметь в виду, что первоначально люди селились по берегам рек и озер, которые являлись главными транспортными артериями. Киевская Русь возникла на торговом «пути из варяг в греки», который протянулся от Финского залива до Черного моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, рекам Ловать и Днепр.

На протяжении IX–XI вв. границы древнерусского государства раздвинулись на севере до Онежского озера, на юге – до Крымского полуострова, на Западе – до Карпат, на востоке – до среднего течения Волги.

Расширение территории государства в условиях натурального хозяйства и бездорожья привело сначала к появлению в отдельных землях князей – наместников, затем – к превращению их в удельных князей.

В 1054 г., незадолго перед смертью, Ярослав Мудрый разделил государство между своими сыновьями, завещая им подчиняться старшему брату, получившему титул великого князя. Сначала центром великого княжения был Киев, в 1157 г. им стал Владимир, в 1328 г. – Москва. К тому времени Киевская Русь распалась на множество удельных княжеств, которые в 1237–1240 гг. оказались жертвой татаро-монгольского нашествия.

По всей видимости, именно в это время «повόз» разделился на две повинности: «ям» и «подводу». Подводная повинность была связана с перевозкой грузов, ямская – с перевозкой гонцов и почтовой корреспонденции. Впервые эти две повинности упоминаются раздельно в 1267 г.13

Как считал В. Радлов, слово «ям» пришло на Русь из тюркского языка и его наречий, где «jam» означает «почтовая станция»14. Это же мнение разделял М. Фасмер, который обратил внимание на то, что «ямщик» по-ту-рецки – это «jamcy»15. По другим данным, «ям» происходит от монгольского «дзям» – дорога16.

Пересылка корреспонденции могла получить сколько-нибудь значительное распространение только тогда, когда в русских княжествах началось использование в качестве писчего материала бумаги.

На Руси бумага появилась в XIV в. и, вытеснив в XV в. пергамент, превратилась в основной писчий материал17

Поскольку долгое время писчий материал был дорог, а население в своей массе было неграмотным, возникшая переписка имела главным образом официальный характер.

Распространение бумаги на Руси происходило одновременно с ликвидацией феодальной раздробленности. В 1480 г. пало татаро-монгольское иго. В 1521 г. завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. К тому времени территория Московского государства достигла 2,8 млн км2, население выросло до 5–6 млн человек18.

Как считал И. Я. Гурлянд, посвятивший ямской гоньбе наиболее обстоятельное исследование, она приобрела постоянный характер в годы правления великого князя Ивана III (1462–1505) 19.

Первоначально ямскую гоньбу как повинность несли все крестьяне, затем ею стала заниматься специальная категория лиц – «ямщики». Этот род деятельности приобрел профессиональный характер. Изменился и смысл слова «ям». Вначале так называли одну из повинностей, затем – почтовые станции, где можно было поменять лошадей, а в случае необходимости остановиться, отдохнуть, подкрепиться 20.

Впервые в таком смысле слово «ям» упоминается в грамоте Ивана III 1489 г.: «Послал есми Сеньку Зезевидова с немчином, а вы бы давали Сеньке по две подводы по ямом, а немчину по две же от яму до яму, а корма для немчина на яму, где случится стати – курья да две части говядины, да две части свинины, да соли да заспы, и сметаны, и масла да два калача полуденежные» 21 .

Показательно, что, умирая, Иван III завещал своим детям «держать ямы и подводы в тех местах по дорогам», где они были при нем 22.

Некоторое представление о ямской гоньбе конца XV – начала XVI в. дают записки австрийского дипломата С. Герберштейна, который в 1516–1526 гг. несколько раз побывал в Москве. «Государь, – читаем мы в его записках, – имеет ездовых во всех частях своей державы, в различных местах, с надлежащим количеством лошадей. Так, чтобы когда куда-нибудь будет послан царский гонец, у него без замедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется полная свобода выбрать лошадь, какую он пожелает» 23.

«Когда я ехал из Великого Новгорода в Москву, – говорится в записках С. Герберштейна далее, – то начальник почт, который на их языке называется ямщиком, заботился, чтобы ранним утром мне приводили когда 30 лошадей, а иной раз сорок или пятьдесят, хотя мне нужно было не более двенадцати. Поэтому каждый из нас брал такого коня, который казался ему подходящим. Потом, когда эти лошади уставали и мы приезжали на пути к другой гостинице, которые у них называются ям, то немедленно меняли лошадей, оставляя прежнее седло и уздечку»24.

По свидетельству С. Герберштейна, «каждый может ехать весьма быстро, и если случайно какая-нибудь лошадь упадет или не сможет вынести, то можно, и притом безнаказанно, похитить из первого попавшегося дома другую лошадь или также взять ее у всякого случайного встречного, за исключением только гонца государева. А лошадь, выбившуюся во время пути из сил и оставленную, обыкновенно отыскивает ямщик, точно так же как он обычно возвращает хозяину и ту лошадь, которая у кого-нибудь была отнята, причем уплачивает по расчету стоимости пути. По большей части за Х или ХХ верст отсчитывают по шести денег»25.

Записки С. Герберштейна представляют интерес еще и потому, что позволяют судить о скорости передвижения ямщиков: «На таких почтовых лошадях мой служитель проехал LXXII (72 – А. О.) часа из Новгорода в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии 600 верст, то есть CXX (120 – А. О.) немецких миль. И это тем более удивительно, что хотя лошадки их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, все же они выносят столь усиленные труды» 26.

600 верст за три дня – это около 200 верст в день.

Первоначально руководство ямской гоньбой находилось в руках казначея великого князя27 . Затем для этого была создана специальная «ямская изба». Впервые она упоминается в 1516 г.28 Позднее была переименована в Ямской приказ 29.

Наши рекомендации