Аб разарэнні сялян, набыўшых зямлю пры садзейнічанні Сялянскага пазямельнага банка

Печальные факты продажи земель, купленных крестьянами при содействии Крестьянского поземельного банка, начинают повторяться все чаще и чаще. Все громче и громче раздаются голоса по адресу этого учреждения: одни упрекают крестьян в слишком постепенной и неосмотрительной покупке земли, ценность которой не соответствует ее производительности, другие — отделения банков, не обращающих должного внимания на вышеприведенное несоответствие. Но так или иначе результатом этого являются в высшей степени нежелательные случаи продажи с публичных торгов купленных участков земли, что ведет за собой разорение крестьян, затративших капитал как на приобретение земли, так и на хозяйственные обзаведения. Несчастные покупщики, часто бросив свои надельные участки и лишившись приобретенной земли за невзнос следуемых банку платежей (которых они вследствие малодоходности участков аккуратно вносить не в состоянии), отрываются от земли и, как это ни странно, переходят в разряд безземельного пролетариата, для доуменьшения которого и учреждены наши Крестьянские поземельные банки.

Минский листок. 1888. 24 кастрычніка

17. Газета «Минский листок» аб побыце сялян Гродзенскай губерні напрыканцы XIX ст.

Пользуясь очерком с. Дружилович Кобринского у., помещенным в «Гродненских губернских ведомостях», представим в общих чертах быт крестьян Гродненской губ. Местные крестьяне наделены значительно большим количеством земли, нежели крестьяне центральных губерний, земельные наделы бывших казенных равняются 20 дес., а бывших помещичьих—13 дес. При таком количестве земли надобность в арендовании ее у помещиков встречается сравнительно редко, да и притом местные помещики неохотно сдают ее в аренду, предпочитая обрабатывать собственным инвентарем. Зато аренда пастбищ очень развита, так как крестьяне в них очень нуждаются. Этот недостаток пастбищ служит одной из главных причин того, что скотоводство у крестьян не развито.

Несмотря на сравнительно хорошие наделы, хлеб продают только очень зажиточные, у громадного же большинства хлеба хватает только для собственного потребления. После хлеба самым любимым пищевым продуктом крестьян является картофель, который сеют в большом количестве.

Отхожие промыслы развиты очень слабо. Многие из крестьян отправляются весной на сплав леса — единственный отхожий промысел, причем труд их, благодаря практикующейся зимней наемке, оплачивается слишком низко. Подрядчики лесоторговцев стараются всегда выбирать время для найма перед уплатой податей и повинностей. Крестьянин, соблазненный большими задатками, необходимыми ему для своевременной уплаты податей, продает свою рабочую силу вдвое и втрое дешевле нормальных цен и поэтому выгоды крестьян от сплава леса очень незначительны. В барышах остаются главным образом подрядчики, получающие известный процент с каждого выгодно нанятого рабочего.

Крестьянские хаты по большей части курные, т. е. без дымовых труб, имеют очень жалкий вид как снаружи, так и внутри. Сырые земляные полы, закопченные дымом стены, грязь, убогая обстановка производят тяжелое впечатление на свежего человека. Конечно, при таких условиях смертность среди крестьян развита в сильной степени, кроме того, очень многие крестьяне страдают так называемым колтуном, при котором волосы сбиваются и образуют однородную, похожую на войлок, массу. Болезнь эта, долго не признаваемая нашими учеными, объясняется антигигиеническими условиями существования местных крестьян.

Вторжение индивидуализма в крестьянскую семью, все члены которой еще недавно составляли одно целое, деспотически управляемое старшим членом, делает быстрые успехи. Семейные разделы теперь уже обычное явление и редко можно встретить семью, держащуюся дедовских заветов. Индивидуализм в личных отношениях не мешает широкому проявлению общественной солидарности. «Громада», по мнению крестьян, «великий человек» и решение этой «громады» приобретает в глазахеечленов силу закона.

В умственном отношении крестьяне крайне неразвиты.Самаих вера в верховное существо, как исключительно карающее начало, слишком сходна с наивной верой дикаря, прятавшегося от громов и молний разгневанного божества. Всевозможные суеверия и теперь еще играют преобладающую роль в духовной жизни крестьянина. Из массы их укажем некоторые, более характерные. Так, например, умершему бросают в могилу деньги для того, чтобы он заплатил за занятое место похороненному здесь прежде и уже истлевшему; покойнику кладут в гроб рубашку, чтобы, явившись на страшный суд, он надел чистую».

Минский листок. 1892. 25 лютага.

Наши рекомендации