Основные понятия и категории курса
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Раздел 2
1. Основные характерные черты литературного процесса в 1920–1930-х гг.
2. Литературные течения и группировки 1920-х гг. Их эстетические и идеологические принципы, место и роль в литературной и общественной жизни.
3. Пролеткульт, его идеология, эстетика и практика. Пролетарская поэзия.
4. Футуризм после 1917 г.: идеи и лозунги, организации, имена, творчество.
5. Новокрестьянская поэзия. Основные тенденции, имена.
6. А. Блок после революции: общая характеристика творчества. Понимание поэтом истории и воплощение в публицистике и художественном творчестве.
7. Послеоктябрьское творчество М. Волошина: размышления о судьбе России.
8. Основная тематика послереволюционного творчества В. Маяковского. Идейно-художественные установки поэта и воплощение их в творчестве.
9. Лирический герой и история в поэмах В. Маяковского «Хорошо», «Про это».
10. Творчество В. Хлебникова. Новаторство, народность, «футуристичность».
11. Основные темы и образы творчества С. Есенина 1917–1925 гг.
12. Темы революции и трагической судьбы поэта в творчестве С. Есенина 1920-х годов («Русь уходящая», «Русь советская», «Анна Снегина», «Черный человек»).
13. Творческий путь Н. Клюева. Своеобразие мировоззрения и поэтического языка Н. Клюева.
14. Творчество И. Бабеля Проблема гуманизма в произведениях Бабеля.
15. Споры о «новом человеке» в литературе 1920-х гг. (по произведениям А. Серафимовича, А. Фадеева, Ф. Гладкова, М. Булгакова, А. Платонова, Ю. Олеши и др. писателей).
16. Творчество Б. Пильняка: тематика, проблематика, стиль. Стихия революции в романе «Голый год».
17. Традиции и новаторство Е. Замятина. Роман «Мы» – жанр, стиль, проблематика.
18. Два мира «Зависти» Ю. Олеши. Проблема авторской позиции.
19. Общая характеристика творчества А. Платонова. Повести 1927 г.: «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Сокровенный человек».
20. Мифологическое и конкретно-историческое содержание художественной прозы А. Платонова («Котлован», «Чевенгур»).
21. Творческий путь М. Булгакова.
22. События и герои «Белой гвардии». М. Булгакова. Гуманизм как основа мировоззрения художника.
23. Сюжет и композиция «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. Нравственная проблематика романа.
24. Сатира М. Булгакова: образность и проблематика..
25. Творческий путь М. Зощенко. Проблематика и стиль рассказов и повестей писателя.
26. Художественные особенности и проблематика трилогии М. Зощенко («Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»).
27. Русская сатирическая проза 1920–1930-х гг.
28. Общая характеристика творчества М. Горького после 1917 г. «Несвоевременные мысли». Биографическая проза М. Горького. Общественная деятельность М. Горького.
29. Концепция личности у М. Горького в рассказах 1922–1924 гг. и романе «Дело Артамоновых».
30. История и личность в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Образ Григория Мелехова. «Тихий Дон» как эпос нового времени.
31. Б. Пастернак: творческая биография и художественная эволюция. Особенности поэтического языка.
32. А. Ахматова: основные темы творчества. Лирика, «Requiem». Лиризм и гражданственность поэзии Ахматовой.
33. Отражение эпохи и жизненной судьбы автора в «Поэме без героя» А. Ахматовой.
34. Творческая биография О. Мандельштама и художественные особенности его поэзии. Трагическая непримиримость поэта с эпохой.
35.Общая характеристика основных направлений русской поэзии 1920–1930-х гг. Традиции и новаторство.
36. Пути эксперимента и традиционализма в русской прозе 1920–1930-х гг.
37. Творческий путь Н. Заболоцкого.
38. Художественные искания обэриутов.
39. Творчество Д. Хармса.
40. Соцреализм как «единый творческий метод» в литературе и искусстве.
41. Основные образы, мотивы поэзии военной лирики периода Великой отечественной войны. (Стихи К. Симонова, М. Светлова, А. Ахматовой, О. Берггольц и др.). Массовая лирическая песня военных лет.
42. Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского. Образ главного героя. Место автора-повествователя. Литературные и фольклорные традиции в поэме.
43. Литература послевоенного периода: тема возвращения с фронта («Возвращение» А.Платонова, «Дом у дороги» А. Твардовского, «Судьба человека» М. Шолохова).
44. Зарождение новых тенденций в осмыслении войны (В. Некрасов «В окопах Сталинграда» А. Бек. «Волоколамское шоссе»).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУРСА