Основные понятия и категории курса

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Раздел 2

1. Основные характерные черты литературного процесса в 1920–1930-х гг.

2. Литературные течения и группировки 1920-х гг. Их эсте­тические и идеологические принципы, место и роль в литератур­ной и общественной жизни.

3. Пролеткульт, его идеология, эстетика и практика. Пролетарская поэзия.

4. Футуризм после 1917 г.: идеи и лозунги, организации, имена, творчество.

5. Новокрестьянская поэзия. Основные тенденции, имена.

6. А. Блок после революции: общая характеристика творчества. По­нимание поэтом истории и воплощение в публицистике и художественном творчестве.

7. Послеоктябрьское творчество М. Волошина: размышления о судь­бе России.

8. Основная тематика послереволюционного творчества В. Мая­ковского. Идейно-художественные установки поэта и воплощение их в творчестве.

9. Лирический герой и история в поэмах В. Маяковского «Хорошо», «Про это».

10. Творчество В. Хлебникова. Новаторство, народность, «футу­ристичность».

11. Основные темы и образы творчества С. Есенина 1917–1925 гг.

12. Темы революции и трагической судьбы поэта в творчестве С. Есенина 1920-х годов («Русь уходящая», «Русь советская», «Анна Снегина», «Черный человек»).

13. Творческий путь Н. Клюева. Своеобразие мировоззрения и поэтического языка Н. Клюева.

14. Творчество И. Бабеля Проблема гуманизма в произведениях Бабеля.

15. Споры о «новом человеке» в литературе 1920-х гг. (по произведениям А. Серафимовича, А. Фадеева, Ф. Гладкова, М. Булгакова, А. Платонова, Ю. Олеши и др. писателей).

16. Творчество Б. Пильняка: тематика, проблематика, стиль. Сти­хия революции в романе «Голый год».

17. Традиции и новаторство Е. Замятина. Роман «Мы» – жанр, стиль, проблематика.

18. Два мира «Зависти» Ю. Олеши. Проблема авторской позиции.

19. Общая характеристика творчества А. Платонова. Повести 1927 г.: «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Сокровенный человек».

20. Мифологическое и конкретно-историческое содержание художественной прозы А. Платонова («Котлован», «Чевенгур»).

21. Творческий путь М. Булгакова.

22. События и герои «Белой гвар­дии». М. Булгакова. Гуманизм как основа мировоззрения художника.

23. Сюжет и композиция «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. Нравственная проблематика романа.

24. Сатира М. Булгакова: образность и проблематика..

25. Творческий путь М. Зощенко. Проблематика и стиль рассказов и повестей писателя.

26. Художественные особенности и проблематика трилогии М. Зощенко («Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»).

27. Русская сатирическая проза 1920–1930-х гг.

28. Общая характеристика творчества М. Горького после 1917 г. «Несвоевременные мысли». Биографическая проза М. Горького. Общественная деятельность М. Горького.

29. Концепция личности у М. Горького в рассказах 1922–1924 гг. и романе «Дело Артамоновых».

30. История и личность в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Образ Григория Мелехова. «Тихий Дон» как эпос нового времени.

31. Б. Пастернак: творческая биография и художественная эволюция. Осо­бенности поэтического языка.

32. А. Ахматова: основные темы творчества. Лирика, «Requiem». Лиризм и гражданственность поэзии Ахматовой.

33. Отражение эпохи и жизненной судьбы автора в «Поэме без героя» А. Ахматовой.

34. Творческая биография О. Мандельштама и художественные особенности его поэзии. Трагическая непримиримость поэта с эпохой.

35.Общая характеристика основных направлений русской поэзии 1920–1930-х гг. Традиции и новаторство.

36. Пути эксперимента и традиционализма в русской прозе 1920–1930-х гг.

37. Творческий путь Н. Заболоцкого.

38. Художественные искания обэриутов.

39. Творчество Д. Хармса.

40. Соцреализм как «единый творческий метод» в литературе и искусстве.

41. Основные образы, мотивы поэзии военной лирики периода Великой отечественной войны. (Стихи К. Симонова, М. Светлова, А. Ахматовой, О. Берггольц и др.). Массовая лирическая песня военных лет.

42. Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского. Образ главного героя. Место автора-повествователя. Литературные и фольклорные традиции в поэме.

43. Литература послевоенного периода: тема возвращения с фронта («Возвращение» А.Платонова, «Дом у дороги» А. Твардовского, «Судьба человека» М. Шолохова).

44. Зарождение новых тенденций в осмыслении войны (В. Некрасов «В окопах Сталинграда» А. Бек. «Волоколамское шоссе»).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУРСА

Наши рекомендации