Генеалогия Западной Европы.

В истории развития генеалогии было несколько этапов её развития. Каждый из этих этапов имеет свои отличительные черты.

Первый этап - практический.

На этом этапе генеалогия имела и имеет практическое применение, и пользуются ей до сих пор все живущие на нашей планете люди. Ещё в древние времёна, люди заметили, что у близких родственников дети рождаются слабыми, болезненными, а иногда и не жизнеспособными. Поэтому люди стали классифицировать родственные связи и устно передавать свои знания о родственниках своим детям. То есть родословные составлялись в виде устных рассказов. Часто, они в начале использовали предания о том, что их род происходит от того или иного животного. Так параллельно с родословием зарождалась и религия. Примеры таких устных родословных можно встретить и в наше время у народов долго не имевших своей письменности.

Второй этап - накопления данных.

С появлением классового общества появилась и письменность, которая дала возможность записывать родословные. Письменность в первую очередь использовалась для обслуживания интересов правителей древних государств, поэтому первые сохранившиеся письменные родословные это родословные правителей.

В качестве примера, как могла выглядеть такая родословная, приведу родословную ИСУСА ХРИСТА из книги Нового Завета от Матфея Святое Благовествование глава 1.

«Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминодава; Аминодав Родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Оведа от Руеи; Овед родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоаеама; Иоаеам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матоана; Матоан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.»

Из приведенной родословной записи видно, что это перечень поколенных сведений по мужской линии от отца к сыну начиная от первого известного предка до Иисуса Христа.

Подобные родословные стали составляться на политическую элиту рабовладельческих государств. Как известно на смену рабовладельческому обществу пришло феодальное общество.

В период феодализма образовался новый класс дворян. Этому классу стали необходимы родословные для доказательства своего положения в обществе, и для доказательства права на наследование имущества рода, к которому они себя причисляли.

Новый класс сначала получал отличие личное, но постепенно оно становится наследственным. Это отличие стало таким тогда, когда короли стали за службу награждать землями, которые со временем превратились в лены и феоды (земельные наследуемые владения).

В начале возникновения королевств (481-752гг.) были личные пожалования и они сопровождали должности, каковыми были должности герцогов, маркграфов, пфальцграфов, графов, виконтов, баронов, пожалование которых, как и отнятие было всецело в руках королей. Позднее (752—987гг.), все чаще и чаще личные должности стали превращаться в наследственные, путём передачи личные имущественных и должностных прав от отца к сыну. Тем самым за родом дворянина закреплялась территория на которой он становился полноправным хозяином.

Крупный землевладелец занимавший любую королевскую должность, являлся одновременно представителем власти и хозяином земли, а когда это стало обычным делом, то постепенно землевладелец свои права на данную ему землю и власть начал рассматривать, как составную часть своего наследственного права всякого крупного землевладельца. Тогда же крупные землевладельцы стали принимать на свои земли всех желающих, то есть стали в свою очередь наделять землями других людей за службу себе. Так стал образовываться класс крупных землевладельцев, которые, хотя и не занимали королевские должности, пользовались по отношению к населению, судебными, полицейскими, финансовыми и военными правами графов. Таким образом, функция государственной власти оказались в руках крупных землевладельцев, которые приобрели большое влияние. С ними вынуждена была считаться даже королевская власть. Условия жизни превратили землевладельцев в воинов, а их вассалов в их дружину.

Дальнейшее усложнение жизни общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий) каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Обособленность сословных групп приводит к необходимости фиксации степени родства внутри каждого рода в этих группах.

Со временем территория государства расширяется, приходят новые люди требуются единые правила при решении споров — растет потребность в официальных документах (родословном древе, жалованных грамотах, купчих, духовных грамотах, решений и постановлений различных судов и т. п.).

В ряде европейских государств сложились очень схожие генеалогические традиции, так как на них влияли существовавшие с раннего средневековья рыцарские ордена, сложившаяся единая этика поведения, кодекс чести, взаимоотношение рыцарей — весь образ рыцаря и рыцарского поведения.

По мнению человека средневековья, рыцарь обязательно должен быть благородного происхождения, ведь знатность происхождения как бы давала благородство души и воинскую доблесть.

Одними из главных праздников средневековья были рыцарские турниры. О проведении турнира объявляли заранее, ко двору государя на турнир съезжались рыцари из разных мест. Для того чтобы участвовать в турнире, необходимо было представить доказательство своего благородного происхождения. Таким доказательством являлся герб на щите рыцаря, который являлся родовым и мог принадлежать только одному роду. Вопрос о допуске на турнир решал специальный суд: рыцарь представлял свой щит, на котором был изображен его герб, а обученные искусству составлять и трактовать гербы герольды изучали герб и решали, имеет ли право владелец данного герба участвовать в турнире, решение судей было очень важно для чести рыцаря.

В дальнейшем появились рыцарские ордена - военно-религиозные организации, объединявшие рыцарей из разных стран. Первоначальной целью этих орденов было «освобождение гроба господнего от неверных», то есть участие в крестовых походах и война с мусульманскими султанами за освобождение места с христианскими святынями на Ближнем Востоке от заселения их мусульманами. Для этой цели рыцари предприняли несколько Крестовых походов в Палестину. Всякий, кто хотел вступить в такой орден, должен был представить Родословную своего рода.

Создание родословных росписей, генеалогических «древ» проходило почти одновременно во всех странах Европы. Родословные материалы стали собирать и накапливать в специальных учреждениях – Герольдиях. В них мог обратиться любой дворянин для составления своего родословного дерева и герба.

Золотым веком генеалогии был семнадцатый век — время расцвета абсолютизма в европейских странах. В это время дворянство играло ведущую роль в политической жизни общества и являлось основным заказчиком, заинтересованным в родословиях.

В восемнадцатом I веке наблюдается упадок генеалогических исследований. Восемнадцатый век привнес в жизнь общества новые идеи, которые в глазах современников воплотила в жизнь Великая французская революция. Казалось, с сословными привилегиями навсегда покончено, но в том же веке появляется новое применение генеалогии. Генеалогия становится вспомогательной исторической дисциплиной. Живой и интерес к теоретическим основам генеалогии (правилам оформления родословных документов, приемам критики сведений этих документов) и выяснение ее роли в историческом исследовании сначала появился в Германии.

В Геттингенском университете начинают читать курс лекций по генеалогии. В 1721 г. в Венском университете организуется первая кафедра генеалогии, в 50-е годы выходит учебник генеалогии. Таким образом, генеалогия ставится в один ряд с такими дисциплинами, как палеография, дипломатика, хронология, сфрагистика.

Первые теоретики-генеалоги видели основную задачу генеалогии в исследовании политической истории, где установление родственных связей между лицами, участвовавшими в событиях жизни, действительно важно. В самих исторических исследованиях того времени преобладало изучение политических событий, схема научных трудов строилась соответственно хронологии правлений отдельных лиц, что также требовало знаний генеалогии.

А во Франции примерно того же времени генеалогов прозвали «торговцами мерлетками». Это было связано с участниками первых крестовых походов в Святую землю. Некоторые рыцари помещали на своих щитах изображения перелетных птиц, которых они встречали на своем пути, и среди них изображение дрозда (la merlette). Для них это был символ дальних странствий. Мерлетки в дворянском гербе говорили о древности рода, участии предков в войнах за Гроб Господень. После Великой французской революции, смешавшей сословия и последовавшей затем реставрации аристократии, появилось много родословных деревьев и гербов, сделанных для новой знати. В них появляются пресловутые мерлетки, хотя предки этой знати с сарацинами не воевали и их рода вошли в элиту общества на волне революции.

В Англии тоже была буржуазная революция, но она не повлияла на работы как теоретической так и практической генеалогии. Генеалогическая жизнь в стране не прерывается и Герольдия не отделялась от государственных институтов, поэтому в генеалогических архивах Великобритании хранятся достаточно полные родословные на дворян подданных ЕЁ Величества королевы Великобритании.

Девятнадцатый век принёс много изменений в генеалогические исследования. Именно с этого века стали выходить специальные издания по генеалогии почти во всех странах Европы. Первые подобные издания появились в Германии. Одно из них под названием « Готской альманах» выходит до сего дня.

Для активизации исследований и сохранения генеалогических материалов в различных странах Европы стали организовываться Генеалогические общества. Часть из этих обществ работает и в настоящее время, имея уже обширные собственные архивы, проводя: генеалогические исследования, конференции, коллоквиумы по проблемам генеалогии своих стран и Европы в целом. Генеалогические общества занимаются не только дворянской генеалогией, но и бюргерской, а некоторые общества проводят исследования и по другим социальным группам.

Наши рекомендации