Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак.4:6; 1Пет.5:5; Прит.3:34).

МИР В ОГНЕ

Рик Джойнер

ВСТУПЛЕНИЕ

Это — исследование, посвященное величайшему в мире, имея в виду короткий срок его продолжительности, Уэльскому Возрождению. Не существует другого примера ни в Библейской, ни в Церковной истории, когда бы регион так быстро и так радикально повернул к праведности или чтобы мир подвергся такому влиянию, как это случилось во время этого пробуждения. Проявление силы Божьей было настолько мощным, что когда письма или газеты с материалами об их событиях читались в других частях света, пробуждение начиналось и там. И сегодня, почти столетие спустя те, кто только лишь читают или слышат рассказ об этом, получают импульс для глубокого осознания собственной греховности и одновременно для появления надежды.

Неизбежный вопрос: «Совершит ли Бог это снова?» — это и есть цель настоящего исследования. Волнует и вдохновляет великое деяние, которое совершил Бог, но еще больше вдохновляет и волнует, что Он может совершить это сейчас, с нами. Писания провозглашают, что величайшее деяние Бога совершится в конце этого века. Уэльское Пробуждение, каким бы великим оно ни было, было лишь предчувствием чего-то большего, что грядет сейчас.

Один из наиболее важных вопросов, который любой из верующих, любая из Церквей или пастырств может задать сегодня, — это как подготовиться к великой жатве, которая будет концом этого века? За исключением пришествия Христа, эта жатва будет, без сомнения, величайшим событием в мировой истории. Большая часть Библейских пророчеств сфокусирована на этом периоде, и все значительные события в Церкви служат подготовкой к этому. Церковь здесь не для того, чтобы быть наблюдателем — мы здесь для того, чтобы разжечь мировое пламя! Пламя, которое вот-вот займется, будет полыхать, пока каждый кусочек дерева, сена или жнивья не будут поглощены, и золото, серебро и драгоценные камни не будут очищены.

В истории Уэльского Пробуждения найдены пророческие параллели, которые могут помочь нам в необходимой подготовке к этим временам. Церковь Уэльса и общество Уэльса были удивительно схожи с Церковью сегодняшней и сегодняшним состоянием общества. Мы можем увидеть в этой истории точную картину, способную указать нам, где мы были, где мы находимся сейчас и куда мы идем. Понимание в том, какая духовная база была положена под Великое Пробуждение, может помочь нам понять духовную базу, которую Господь укладывает сейчас в Своей Церкви, чтобы подготовить ее к жатве душ.Понимание того, что было сделано правильно, даст нам возможность совершить верные поступки, точно так же, как честный взгляд на ошибки поможет избежать новых. Как сказал один мудрец: «Те, кто не знают историю, приговорены повторять ее».

Существует много аспектов этого великого возрождения, которые мы хотим повторить, но много и таких, которых мы хотели бы избежать. Базис современной Церкви содержит потенциал одновременно и для грядущего возрождения и для схожих катастрофических ошибок. Похоже, что огромный интерес к изучению истории, который просыпается сейчас в Церкви, это милость Божия, данная нам. Давайте же не будем пренебрегать этой великой милостью.

ЧАСТЬ 1

БАЗА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

Глава 1

ОГОНЬ ЗАНИМАЕТСЯ

В 1904 году в маленьком графстве Британских островов Уэльсе произошло одно из величайших событий — духовное пробуждение. В истории известно всего несколько духовных пробуждений, которые всколыхнули Земной шар и коснулись миллионов, но, пожалуй, ни одно не имело такой сконцентрированной мощи и такого влияния, как Уэльское Пробуждение. Кажется, что Господь взглянул на Уэльс и сказал: «Я покажу Церкви и миру, что Я могу сделать с помощью лишь горстки преданных святых, которые предадутся Мне».Результат этой демонстрации по сей день вызывает волны признания своей греховности и, с другой стороны, посылает надежду всем, кто слышал эту историю.

Эван Робертс был самым популярным евангелистом Уэльского пробуждения и одновременно одной из самых загадочных его фигур. Он не был лидером. Он не выступал с новыми доктринами и даже не считался хорошим проповедником. Он выступил, как великий пример действующего последователя Господа, поощряя Церковь быть достойной сотрудницей Святого Духа. Как свидетельствуют Святое Писание и история, чем более мы предаем себя Святому Духу, тем больше Он будет использовать нас. Эван Робертс считается одним из величайших примеров сосуда, используемого Святым Духом.

Когда новость о Пробуждении распространилась по всему миру, величайшие проповедники и духовные лидеры того времени приехали в Уэльс, чтобы стать свидетелями этого явления. Некоторые называли это «Пятидесятница более великая, чем Пятидесятница». Многие из этих лидеров прибыли, думая, что они смогут давать указания и направлять это новое движение. Другие были озабочены тем, что такое великое возрождение управляется подростками и даже детьми. Эвану Робертсу не было тридцати и большинство евангелистов и тружеников возрождения были и в самом деле подростками и детьми. Но когда эти великие и знаменитые проповедники приехали в Уэльс, они были так потрясены присутствием Святого Духа, что, онемев, сидели перед Ним и перед детьми, которых Он избрал. Перед лицом этого пробуждения стало понятно, что Господь Сам управляет этим и что Он один будет выбирать тех, кого Он станет использовать для Своей работы.Когда приходит слава Господня, все плотское и вся самонадеянность исчезают! Этому-то и суждено было стать отличительным знаком Уэльского Пробуждения. Великое знание и красноречие преклонило колени перед Любовью и чистой преданностью.

Один из величайших проповедников той эпохи Г. Кэмпбэлл Морган свидетельствовал, что он поменял бы все свои знания хотя бы на часть того присутствия Бога, которое сопровождало всех этих детей. Сложилось общее мнение, что даже блестящее чтение проповедей или замечательные способности лидера в мобилизации людей для будущего меркли и казались незначительными в присутствии помазанников.

БЛАГОДАТЬ СХОДИТ

К СМИРЕННЫМ

Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак.4:6; 1Пет.5:5; Прит.3:34).

Существует огромная разница между проповедованием, основанным на источнике знания, и проповедованием, идущим от Источника живой воды, который берет начало от трона Господня. Этому суждено было стать главным уроком Уэльского Пробуждения. Когда Бог совершает действие, Он не ищет Себе умудренных и достаточно образованных помощников. Он ищет тех, кто всецело предан и смирен.Этого достаточно для того, чтобы следовать за Ним. В Уэльсе Господь продемонстрировал, что когда Он находит такой сосуд, тогда нет предела тому, что Он может сделать через него.

В то время как пробуждение распространилось почти по всем уголкам страны, пастырство Эвана Робертса было ограничено, в основном, одним из двенадцати графств. Божественное пламя горело в городах и деревнях, которые он даже не посещал. Во многих местах, в которых ему доводилось быть, он находил уже разгоревшееся пламя. Он, как правило, раздувал немного огонь, а затем возвращался к себе. Эван Робертс знал с самого начала, что он не являлся ни источником, ни силой того, что происходило. Он просто старался оставаться преданным Духу, так чтобы он мог выполнить ту работу, которая от него потребуется.

То, что Господь избрал людей для Своего обитания, не прихоть Великого Создателя. Бог избрал людей, чтобы исполнять Его план, и Он часто использует только одного человека, чтобы началось новое движение Его Святого Духа. Мы видим это в Писании на примере таких людей, как Петр, Павел или Иоанн Креститель. Существует много исторических примеров, таких как Гус, Лютер, Кальвин, Нокс, Зинзендорф, Уэсли, Эдвардс, Финней или Сеймор, которые были использованы, чтобы начать великое духовное продвижение. Однако, хотя Господь действительно использует отдельную личность для разжигания пламени пробуждения или чтобы возглавить духовное продвижение, всегда существовали и другие, подготовленные, чтобы поддерживать пламя и чтобы заложить соответствующую базу для увеличения сделанного. Так же было и во время Уэльского Пробуждения. Эван Робертс, без сомнения, зажег эту спичку, но было много и тех, кто поддерживал пламя, и много тех, кто готовил для костра дрова. Немногие из них стали знамениты, но они, конечно же, являются яркими звездами в вечной хронике Книги Жизни.

Немногим удалось найти разницу между: быть использованным Богом и попыткой использовать Бога. Христианский учитель однажды определил профанацию, как «попытку добиться собственного признания за счет Господней славы». Эван Робертс был движим сознанием собственной греховности. Он крайне ревностно следил за тем, чтобы только Господь получал славу. Коль скоро Эван обладал этой преданностью и передавал ее своим соратникам, огонь не затухал до конца, это было пробуждение, которое нельзя приписать человеческому обаянию и рекламным способностям.

ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ

РЕКЛАМИРОВАТЬ ПЛАМЯ

Истинное движение Бога не нуждается в таком топливе как деньги, организация, реклама. Настоящее пробуждение наступает, когда столп огненный, то есть Сам Бог, поднимается и действует. Попытка организовать, афишировать или продавать деяние Бога — профанация в низшей форме.

Позже историки напишут, что наиболее удивительной чертой Уэльского пробуждения было почти полное отсутствие коммерции. Никаких книг с гимнами, никаких певцов-солистов, никаких комитетов, никаких хоров, никаких великих проповедников, никаких предложений, никаких организаций. Тем не менее, души были спасены, семьи исцелены и целые города были обращены в веру в масштабе, невиданном ни до, ни после.

Джеймс Стюарт, историк Уэльского, Возрождения, изучал газеты и журналы, опубликованные в Уэльсе в 1904 и 1905 годах. Он не смог найти ни единой рекламы собраний. Единственной организованной или запланированной евангелизационной кампанией Эвана Робертса было собрание в Ливерпуле в 1905 году. Но даже и на этом собрании Господь разрушил планы и радикально изменил запланированную повестку дня прежде, чем евангелисты прибыли.

Глава 2

ПЛАН БЫЛ — НЕ СТРОИТЬ ПЛАНЫ

Похоже, что разрушенные планы были отличительной чертой Уэльского Пробуждения. Только за несколько недель до того, как все началось в его Церкви в Лугоре, Эван вместе со своим братом Дэном и другом Сидни Эвансом запланировал кампании по всему Уэльсу. Но скоро обнаружил, что Дух имеет другой план и что Его план намного лучше. Эван вскоре развил в себе здоровый страх перед планированием, которое осуществляется человеком, и организацией чего бы то ни было, во время пробуждения.

Это не означает, что руководство и организация в определенный момент не нужны в Церкви, но когда Дух совершает что-либо новое и свежее, величайший дар не в знании как вести за собой, но как следовать Духу. Попытки создания организации во время Уэльского Пробуждения оказались тщетными, а иногда и препятствовали настоящей работе. Кажется, что каждый раз, когда Дух желает творить, Он по-прежнему должен найти «безвидное и пустое» — тех, кто имеет смирение, основанное на осознании того, что они не обладают всеми ответами. Это и стимулирует святое безрассудство в них. Именно такие могут отзываться Господу, когда Он желает, чтобы они совершили что-то новое.

Эван Робертс отказывался объявлять о своих встречах или посещениях ранее, чем за день или два до своего приезда. И даже тогда он обычно говорил, что «надеется» быть в определенном месте в определенное время. Господь наш Иисус Христос объяснял Никодиму:«Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан.3:8). Труженики Уэльского Пробуждения пришли к пониманию того, что Господь имел это в виду буквально.

В конце концов, они перестали пытаться выяснить, куда Дух собирается двигаться дальше. Они только старались оставаться достаточно близкими к Нему, чтобы «голос Его слышать». Труженики, наконец, отреклись от самонадеянного предположения, что Дух будет автоматически идти с ними и благословлять их собственные планы. Они поняли, что Дух не следует за ними, и что они должны следовать за Духом.

Заслуживает внимания тот факт, что те, кто пытался скопировать этот тип служения, не выдерживалиискушения духовных иллюзий и часто даже терпели крушение. Даже Апостолы ранней Церкви часто планировали свои миссионерские путешествия и объявляли за месяцы вперед о своих предстоящих визитах. Но, тем не менее, они всегда оставались открытыми для перемен, которые Господь мог внести в их планы. Апостолы не могли всегда осуществлять свои намерения посетить тот или иной город, как это было с попыткой Павла посетить вновь Коринф. Дело в том, что наши обновленные умы находятся в конфликте со Святым Духом.Господь не водил Апостолов за руку, Он посылал их. Они принимали много своих собственных решений. Но из-за того, что они постоянно росли и становились более зрелыми, они не всегда принимали правильные решения.

Временами Господь корректировал их курс Божественным вмешательством с помощью снов, видений или пророчеств. Мы должны трудиться с помощью духовной мудрости, которая дана нам, но всегда должны быть открыты для Господнего вмешательства или для его изменений наших планов.(То есть, мы должны делать своё дело при помощи Духа Святого и постоянно быть наготове к Его корректировкам наших планов. Доп. С.Т.)

Во время динамического излияния Святого Духа, такого, как Уэльское Пробуждение, Господь может использовать только тех, кто полностью предаст себя Ему, с тем, чтобы Он смог сделать нечто совершенно новое. Кажется, что в каждом городе, который посетил Апостол Павел, Святой Дух действовал не так, как в предыдущем. Павел двигался с помощью видений, стратегии и решительности, но с чутко настроенной чувствительностью к Святому Духу, и с решимостью предать себя и другому Его плану.

В истории Церкви много великих миссионерских организаций таких, как Армия Спасения Уильяма Бута, работа которых была распланирована, и они в целом этому плану следовали. У тех, кто работал с некоторыми из подобных организаций, пожалуй, вызовет насмешку недостаток организации в Уэльском Пробуждении. Точно так же, как те, кто были частью Уэльского Пробуждения, почти наверняка будут отрицать кажущуюся излишней зависимость от организации, как это было в подобных миссионерских сообществах. Но тот факт, что генерал Бут, посетив Уэльс во время Пробуждения и увидев, что оно функционирует в манере, абсолютно противоположной тому, как он управлял Армией Спасения, все же сумел распознать в этом Бога и понял, что не надо вмешиваться, — говорит в его пользу. Потом он вернулся назад и продолжил управление армией так же, как делал это до того, так как отдавал себе отчет в том, что Бог выбирает разные стратегии для различных мест и целей.

Мы должны осознавать, что Бог, Тот, Кто создает каждую снежинку не похожей на другую, редко действует одинаково дважды. Его натура в том, чтобы быть творческой и разнообразной.

В том, как действовал Господь в Уэльсе, заключены уроки для целой Церкви. Точно так же мы можем вывести уроки и из того, как действовал Он через Армию Спасения в ее ранние годы. В действительности, Уэльское Пробуждение «умерло» потому, что слишком далеко пошло в своих страхах: организации и человеческого вмешательства.

С другой стороны Армия Спасения хоть и является большой организацией и по сей день выполняет полезную работу, представляет из себя лишь оболочку былой славы потому, что организация оказалась недостаточно гибкой, чтобы вместить в свои мехи новое вино.

Наши рекомендации