Тексты художественных произведений и критических статей
XIX века (ч. II)
Методические рекомендации к изучению курса для студентов
направления подготовки 45.03.01 (профиль «Отечественная филология»)
Курган 2015
Кафедра истории литературы и фольклора
Дисциплина: «История русской литературы XIX века (ч. II)»
Направление подготовки 45.03.01 (профиль «Отечественная филология»)
Составила: канд. филол. наук И.М. Жукова
Утверждены на заседании кафедры Истории «30» июня 2015 г.
литературы и фольклора
Рекомендованы методическим советом
университета « » 2015 г.
Пояснительная записка
Курс «история русской литературы XIX века (ч. II)» читается на 2-3 курсе в течение двух семестров. В основу курса положено изучение истории русской литературы XIX века как системы систем.
Дисциплина «История русской литературы XIX в. (2 часть)» относится к профессиональному циклу (вариативная часть).
Углубленно изучается литературный процесс как смена эпохальных и индивидуальных художественных систем.
Настоящие рекомендации предназначены для студентов 2-4 курсов (очного и заочного отделений) и включают в себя программу курса, планы практических занятий, список художественных текстов, рекомендуемую литературу по изучаемому материалу, систему самостоятельной работы студентов.
Цель данных методических рекомендаций – помочь студенту в процессе самостоятельной работы сосредоточить внимание на узловых и дискуссионных вопросах лекций, практических занятий, отличать историко-литературные факты путем знакомства с их различной интерпретацией в монографиях и статьях, овладеть навыками литературоведческого анализа текстов, умением пользоваться нравственно-эстетическим потенциалом художественной словесности в воспитательных целях.
На практические занятия выносятся темы, которые в лекционном курсе либо не затрагиваются, либо освещаются обзорно.
Большинство практических занятий посвящено изучению художественных текстов, углубляющих у студентов навыки самостоятельного литературоведческого анализа, а также организующих их знакомство с наиболее значительными научными интерпретациями выдающихся произведений русского литературного наследия. Проблемные ситуации, столкновение мнений, полемика, основывающиеся на глубоком погружении в материал, представляются в высшей степени плодотворными и желательными при проведении практических занятий.
Система самостоятельной работы включает в себя ряд конкретных заданий по важнейшим темам. Проверкой самостоятельной работы студентов является собеседование или контрольная работа.
Концепция курса
«История русской литературы XIX века (Ч. II)»
Целью освоения дисциплины «История русской литературы XIX в. (2 часть)» является получение фундаментального образования, способствующего развитию личности, владение знаниями в области фольклора, истории и теории литературы и современного литературного процесса, о художественном своеобразии литературного произведения и творчества отдельных писателей второй половины XIX века.
Задачами дисциплины являются:
- изучение научных концепций литературных явлений и процессов; овладение методами филологического анализа и интерпретации текста; формирование навыков разработки филологических проектов, сбора научной информации, подготовки обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать: основные положения и концепции в области русского языка и литературы; теории коммуникации и филологического анализа текста; иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;
- уметь: применять полученные знания в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной профессиональной деятельности; проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик; участвовать в научных дискуссиях;
- владеть: свободно русским языком в его литературной форме; основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемым языке.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных и современных технологий (ПК-2);
- способность к проведению учебных занятий внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);
основные теоретические идеи курса
Преемственность в литературном процессе как диалектика освоения и отталкивания.
Эпоха как диалог художественных систем.
Взаимопроникновение прозы и поэзии.
«Романизация» литературы в целом.
Реализм как подвижная и максимально открытая система.
Русская литература в XIX веке как история идей, диалог литературы и философии, литературы и религии.
Идеология и игровая природа искусства.
Целостность индивидуального сознания художника.
Ключевые понятия курса
Литературный процесс: смена художественных систем.
Литературная эпоха – взаимодействие художественных систем.
Взаимодействие разных типов реализма.
Соотношение революционных процессов в поэзии, прозе и драме.
Эволюция и взаимопроникновение жанров.
«Диалоги» художественных систем в контексте литературной эпохи.
Эволюция приемов сюжетосложения, субъектной организации текста, система тропов, ритмики стиха, способов организации драматического действия.
Методологической основой курса является синтез различных литературоведческих методов: сравнительно-исторического, системно-типологического, философско-эстетического, метода целостного анализа. используются также отдельные приемы структурного и постструктуральных методов анализа.
тематический план курса
«История русской литературы XIX века (ч. II)»
Таблица 1– 4 семестр
Название темы | Лекции | Практич. |
1 Реализм 60-х гг. XIX в. 2 Творчество И. с. тургенева 3 Мастерство И. А. гончарова-романиста 4 Творчество Н. А. некрасова 5 Поэзия Ф. И. Тютчева, а. а. фета, А. К. Толстого 6 Творчество А. Н. островского 7 Реализм 70-х гг. XIX в. 8 Стилевое своеобразие малой прозы Н. С. Лескова 9 Творчество М. Е. салтыкова-Щедрина | ||
Всего | 16 ч | 16 ч |
содержание курса
1 проблемы периодизации истории русской литературы XIX в. Взгляд на 50-е годы как эпилог натуральной школы либо как пролог реализма 60-х годов. Новые качества в литературе. трансформация традиционных образов. Новые герои и актуальные темы.
2 развитие реализма в 60-е годы. Журнальная полемика о назначении искусства. Ведущие писатели и литературные критики. Господствующее положение повествовательных жанров. Пути развития поэзии и драматургии.
3 Личность чернышевского, условия ее формирования. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» – материалистическая основа теории классического реализма». Новаторский характер романа «Что делать?», его место в истории русской литературы и общественной мысли.
4 Определение антинигилистического романа, причины его появления во второй половине 60-х гг. аспекты изучения антинигилистического романа. Своеобразие композиции романа лескова «Некуда». Разновидности антинигилистического романа в литературе 70-х годов.
5 И.С.тургенев. Личность писателя, условия ее формирования. Творческая эволюция И.С.тургенева. «Записки охотника» в литературном контексте. Начало романного творчества. «Отцы и дети». Таинственные повести И.С.Тургенева: «Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич».
6 Романы И.А.гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» в историко-литературном контексте 40-60-х годов.
7 Н.А.Некрасов. Личность писателя. Основные этапы и темы творчества, соотнесенные с важнейшими тенденциями в развитии литературы. Лирика. Поэмы «Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Кому на руси жить хорошо», «Русские женщины», «Дедушка».
8 Основные мотивы лирики Ф.И.тютчева. «Денисьевский цикл».
9 Основные мотивы лирики А.А.фета.
10 Основные мотивы лирики А.к.толстого. историзм драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
11 А.Н.островский. Становление русской национальной драматургии. Жанрово-стилевые особенности пьес. Историческая и социальная природа семейно-бытового конфликта в драме 60-х годов. Социально-психологические драмы «Гроза», «Бесприданница».
12 Развитие реализма в 70-е годы. Пути развития русской литературы.
13 Н.С.Лесков. Личность писателя. Жанровое многообразие творчества Лескова. «Очарованный странник». Сказовая форма повести «Сказ о Тульском косом левше и о стальной блохе». «Леди Макбет Мценского узда».
14 М.Е.салтыков-щедрин. Личность писателя. Жанровое многообразие творчества Салтыкова-Щедрина. Сказки. «История одного города». «Господа Головлевы».
Список литературы
по курсу «история русской литературы XIX века (ч. II)»
Тексты художественных произведений и критических статей
1 Тургенев, И.С. Записки охотника. Ася. Фауст. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения в прозе.
2 Гончаров, И. А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.
3 Островский, А.Н. свои люди – сочтемся. Доходное место. Гроза. Бесприданница. Снегурочка. Лес.
4 Толстой, А.К. Стихотворения: Край ты мой...; осень; Осыпается весь наш бедный сад...; Средь шумного бала...; Я вас узнал, святые убежденья...; То было раннею весной...; Не ветер, вся с высоты...; Вновь растворилась дверь... Поэма «Сон Попова». Баллады: «Василий шибанов», «Илья Муромец». Драма «Царь Федор Иоаннович».
5 Тютчев, Ф.И.Стихотворения: Silentium!; Душа моя – элизиум теней...; Весенняя гроза; Летний вечер; Не то, что мните вы, природа...; Чародейкою зимою...; Есть в осени первоначальной...; Успокоение; Что ты клонишь над водами...; В душном воздухе молчанье...; Дума за думой; Последняя любовь; Предопределение; Как хорошо ты, море ночное...; О, как убийственно мы любим...; Умом россию не понять...
6 Фет, А.А.Стихотворения: Как беден наш язык!..; Поделись живыми снами...; Ласточки; Чудная картина...; Буря на небе вечернем...; Я пришел к тебе с приветом!...; Шепот, робкое дыханье...; Первый ландыш; Жди ясного на завтра дня...; Осень; Вечер; Весенний дождь; Сияла ночь...; Я тебе ничего не скажу...; Только встречу улыбку твою...
7 Некрасов, Н.А. Стихотворения: В дороге; Огородник; Тройка; Родина; Еду ли ночью по улице темной...; нравственный человек; Маша; Блажен незлобивый поэт...; В.Г. Белинский; Школьник; Забытая деревня; Поэт и гражданин; Размышления у парадного подъезда; На Волге; Рыцарь на час; Железная дорога; Элегия; Тяжелый крест достался ей на долю; Я не люблю иронии твоей: Мы с тобой бестолковые люди; Последние песни. Поэмы: Саша; Коробейники; Мороз, Красный нос; Кому на руси жить хорошо; Дедушка; Русские женщины.
8 Помяловский, Н.Г. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы.
9 Решетников, Ф.М. Подлиповцы.
10 Слепцов, В.А. трудное время.
11 Чернышевский, Н.Г. что делать?; «Детство и отрочество», сочинение Л.толстого. «Военные рассказы» Л. Толстого; Русский человек на render-vous»; «губернские очерки» Щедрина.
научная и критическая литература
И.С.Тургенев
1 Чернышевский Н.Г. русский человек на rendez-vous (Любое издание).
2 Роман И.С. тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986. (Писарев, Д.И. Базаров; Страхов, Н.Н. И.С.тургенев «Отцы и дети»).
3 Страхов Н.Н. И.С.тургенев «Дым» //Страхов Н.Н. Литературная критика. – М., 1984.
4 Лебедев ю.В. «Записки охотника» И.С.тургенева. М., 1987.
5 Калинина И.В. история одной любви. Урок в VIII классе по повести И.С.тургенева «Ася» //Литература в школе. М., 1999. № 6. С.85 – 88.
6 Курляндская Г.Б. Структура повести и романа тургенева 1850-х годов. – тула, 1977.
7 Курляндская Г. Б. Художественный мир Тургенева-романиста. Тула, 1972.
8 Пустовойт П.Г. И.С.тургенев – художник слова. М., 1987.
9 Чудаков а.П. Слово – Вещь – мир. М., 1993.
10 Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.тургенева. М., 1979.
И.А.Гончаров
11 Роман И.А.гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.
12 Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А.гончарова. М., 1970.
13 Ляпушкина Е. русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова «Обломов». СПб., 1996.
14 Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров-романист и художник. м., 1992.
15 Молнар А. Поэтика романов И.А. Гончарова. М.: Компания Спутник+, 2004.
16 Старосельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.
А.Н.Островский
17 Драма А.Н.островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.
18 Журавлева А.И. островский-комедиограф. М., 1981.
19 Журавлева А.И. русская драма и литературный процесс XIХ века. М., 1988.
20 Журавлева А.И. «Гроза» А.Н.островского //Анализ драматического произведения. Л., 1988. С.196-212.
21 Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н.островского. «Снегурочка»: «Весенняя сказка» А.Н.островского //Лебедев Ю.В. В середине века: историко-литературные очерки. М., 1988. С.275-313.
22 Отрадин М.В. «Бесприданница» А.Н.островского //Анализ драматического произведения. Л., 1988. С.226-243.
М.Е.Салтыков-Щедрин
23 Покусаев Е.И. «Господа головлевы» М. Е. салтыкова-Щедрина. м., 1975.
24 Турков А.М. Салтыков-щедрин. м., 1981.
25 Бушмин а.с. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. л., 1987.
26 Прозоров в.В. салтыков-щедрин. М., 1988.
27 Николаев Д.П. смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988.
28 Николаев Д.П. Смех Щедрина: очерки сатирической поэтики. М., 1988.
Ф.И.Тютчев
29 Некрасов Н.А. русские второстепенные поэты //Некрасов Н.А. полное собр. соч. и писем. М., 1950. Т.9.
30 Бухштаб Б.Я. Тютчев //Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Л., 1970. С.155-199.
31 Скатов Н.Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии». некрасов и тютчев //Скатов Н.Н. Н.А.Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. с. 100-150.
32 Лотман Ю.М. о поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.565-594.
33 Гаспаров М.Л. Композиция пейзажа у тютчева //тютчевский сборник. Таллинн, 1990.
34 Кожинов В.В. Тютчев. М., 1988 (ЖЗЛ).
А.А.Фет
35 Бухштаб б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. м., 1990.
36 Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета (истоки, метод, эволюция) //скатов Н.Н. Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. М., 1981. С.119-149.
37 Тархов А. «Музыка в груди» (о жизни и поэзии афанасия Фета) //Фет А.А. Соч.: В 2 т. М., 1982. Т.1. С.5-38.
Н.А.Некрасов
38 Бойко М.Н. Лирика некрасова. М., 1977.
39 Корман Б.О. Лирическая система Некрасова //Некрасов и русская литература. М., 1971. С.81-129.
40 Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии //Мережковский Д.С. в тихом омуте. М., 1991. С.416-482.
41 Сапогов в.а. Анализ художественного произведения: Поэма Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»: Пособие по спецкурсу. Ярославль, 1980.
42 Скатов Н.Н. Некрасов: современники и продолжатели: Очерки. М., 1986.
43 Скатов н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.
Н. С. Лесков
44 Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988.
45 Горелов А.А. Н.С.лесков и народная культура. Л., 1988.
46 Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
47 Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н. А. Лескова). Л., 1978.
48 В мире Лескова: сборник статей. м., 1983.
49 Лесков и русская литература. м., 1988.
вопросы к ЗАЧЕТУ