Тема 1. Происхождение и расселение славян
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра отечественной истории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ»
Для специальности/направлению: 050400 «Социально-экономическое образование», профиль «050401Социология»
профиль «050400 – Экономика»
По циклу ОПД.Ф.11. - Общепрофессиональные дисциплины
(федеральный компонент)
Очная форма обучения Курс - 2 Семестр – 4 Объем в часах всего – 200 в т.ч. лекции – 70 практические занятия – 30 самостоятельная работа – 100 Экзамен – 4 сем. | Заочная форма обучения Курс – 2 Семестр – 3, 4 Объем в часах всего – 200 в т.ч. лекции – 12 практические занятия – 4 самостоятельная работа – 184 Контрольная работа – 3 сем. Экзамен – 4 сем. |
Екатеринбург 2008
Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2008. – ___ с.
Составитель: ассистент кафедры Отечественной истории Воробьева А.Л.
Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий обсуждены на заседании кафедры Отечественной истории УрГПУ
Протокол от _____________ г. № .
Зав. Кафедрой___________М.В. Попов
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № _____ от _________г.
Начальник отдела________________Р.Ю. Шебалов
ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса истории Древней Руси даёт возможность студентам рассмотреть сложнейшие социально-политические процессы, происходившие в нашей стране на протяжении её древней истории; осмыслить такие важнейшие теоретические проблемы, как демократия и диктатура, реформы, политика и экономика, национальные процессы развития российского общества; проанализировать альтернативные пути развития России.
Овладение историческим материалом, его систематизация призваны помочь студентам на основе научного анализа выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.
Основными источниками изучения курса истории России являются летописи, труды выдающихся мыслителей прошлого, историков, политических деятелей Российского государства, документы и материалы государственных органов, монографические исследования, статьи, опубликованные в журналах "Вопросы истории", "Отечественная история", а также газетные материалы.
Программа курса охватывает период отечественной истории с древнейших времён и до конца XV в. Главное внимание уделяется проблемам социально-экономического и политического развития, процессу формирования государства, истории социальных конфликтов, развитию российской государственности, вопросам истории культуры, общественной жизни.
Настоящая рабочая программа и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по курсу «История Древней Руси» учитывают опыт работы высших учебных заведений страны (Уральского государственного университета им. А.М. Горького, Московского педагогического университета и др.), а также современные достижения современной исторической науки.
В целом курс предполагает осмысление студентами поступательности и единства всемирно-исторического процесса через изучение совокупности материальных и духовных достижений человеческого общества на различных ступенях его культурно-исторического развития, анализ вклада каждой из исторических стадий в современное культурное наследие. Системно-хронологический подход делает возможным в процессе изучения привлечение исторического материала в широких хронологических рамках, начиная с рубежа IV-III вв. до н.э. до конца XXв.
Целью курса является выявление места древней Руси в истории мировых цивилизаций.
Задачи курса:
- изучение истории древней Руси;
- выявление этапов развития древней Руси;
- определение основных понятий курса, выработка системы понятийного аппарата;
- выявление общего и особенного в развитии древней Руси в сравнении с историей других стран;
- изучение всех явлений и структур в динамике с выявлением их генетических корней;
- выявление особенностей политического, экономического и социального развития древней Руси;
- выявление христианского духа древнерусской цивилизации в ее православном варианте;
- рассмотрение эволюции типа личности древнерусского человека;
- освоение исторической карты Древней Руси;
- выявление межпредметных связей и акцентирование внимание на взаимосвязи с такими курсами как «История древнего востока и античности», «История нового и новейшего времени», «Отечественная история», «История религии», «Философия» и др. дисциплинами гуманитарного цикла;
- формирование у студентов уважительного отношения к мировому, а также российскому историческому опыту;
- развитие чувства патриотизма у студентов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ пп | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоят. работа | |||
Всего | лекции | практич | лаборат | ||||
Введение | |||||||
1. | Происхождение и расселение славян | ||||||
2. | Образование Древнерусского государства | ||||||
3. | Государство Русь в IX – начале XII века | ||||||
4. | Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX –нач. XIII вв. | ||||||
5. | Культура Киевской Руси в IX – начале XIII вв. | ||||||
6. | Феодальная раздробленность | ||||||
7. | Рождение монгольской державы в начале XIII века и завоевательные походы монголов | ||||||
8. | Русь и иноземные вторжения | ||||||
9. | Политическое объединение Руси | ||||||
Социально-экономическое развитие Руси XIII-XV вв. | |||||||
Культура XIII-XV вв. | |||||||
Церковь во второй половине XIII-XV вв. | |||||||
Повседневная жизнь древнерусского человека | |||||||
Спорные вопросы истории Древней Руси | |||||||
Обобщающие занятия | |||||||
Итого: |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ пп | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоят. работа | |||
Всего | лекции | практич | лаборат | ||||
Введение | |||||||
1. | Происхождение и расселение славян | - | |||||
2. | Образование Древнерусского государства | - | |||||
3. | Государство Русь в IX – начале XII века | - | |||||
4. | Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX –нач.XIII вв | - | - | - | |||
5. | Культура Киевской Руси в IX – начале XIII вв. | - | |||||
6. | Феодальная раздробленность | - | |||||
7. | Рождение монгольской державы в начале XIII века и завоевательные походы монголов | - | - | - | |||
8. | Русь и иноземные вторжения | - | |||||
9. | Политическое объединение Руси | - | - | - | |||
10. | Социально-экономическое развитие Руси XIII-XV вв. | - | |||||
11. | Культура XIII-XV вв. | - | - | - | |||
12. | Церковь во второй половине XIII-XV вв. | - | - | - | |||
13. | Повседневная жизнь древнерусского человека | - | - | - | |||
14. | Спорные вопросы истории Древней Руси | ||||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Предмет истории России и его место в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин. Значение курса отечественной истории в патриотическом и гражданском самоопределении личности педагога, в формировании ценностного отношения к духовному наследию и прошлому своей страны. Общее и особенное в историческом развитии России. Место России во всемирно-историческом процессе. Важнейшие источники по истории древней Руси и основные историографические концепции.Основные виды интерпретации исторического процесса
Тема 1. Происхождение и расселение славян.
Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. География Восточно-европейской равнины. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Историография о прародине славян. Расселение восточных славян. Этническая природа славян и Руси. Хозяйство древних славян. Общественная организация. Язычество древних славян.