Межкорейские культурные связи

Пхеньянский саммит 2000 г. придал импульс развитию межкорей­ских культурных контактов. Иногда в ход этих отношений вмешива­лась политика. Сферы межкорейских культурных обменов были са­мыми разнообразными: это и религия, и спорт, и наука, и культура, и многое другое.

Приведем в качестве примера лишь несколько эпизодов из истории межкорейских культурных отношений 2000-2005 гг., которые позво­лят почувствовать как интенсивность, так и всю сложность отноше­ний между двумя государствами.

Контакты в сфере религий.3 октября 2002 г. в КНДР у «восстановленной» в 1994 г. гробнице Тангуна — мифического[506] осно­вателя древнекорейского государства Чосон (2333 г. до н. э. —108 г. до н. э.) прошло первое в истории Кореи совместное празднования «Дня открытия Небес» (Кэчхончжолъ), или — «дня рождения» Тангуна.

В праздничных мероприятиях приняли участие, так сказать, не со­всем «обычные» представители обеих сторон. Север представлял за­меститель председателя Постоянного комитета ВНС и он же — пред­седатель ЦК корейской Социал-демократической партии (Чосон сахве минчжудан) — Ким Ёндэ, председатель ЦК Партии молодых друзей [религии] чхондогё (Чхондогё чхопудан) Рю Миён и др.

Со стороны Юга в церемониях участвовала делегация религии тэчжопгё («учения великого предка»), поклоняющаяся Тангуну, де­легация южнокорейских католиков и т. п.

Через год, 3 октября 2003 г., ситуация повторилась: Север и Юг провели очередное совместное празднование «Дня открытия Небес» в Пхеньяне. В церемониях, в числе которой была и «Церемония корм­ления духа Тангуна» (Тангунчже), участвовали высокопоставленные лица, связанные с межкорейскими отношениями. С Северной сторо­ны, в очередной раз — заместитель председателя Постоянного коми­тета ВНС КНДР Ким Ёндэ, а также Председатель Комитета объеди­нения нации Тангуна Рю Миён и др. С южнокорейской стороны при­сутствовали представители Ассоциации национальных религий (Мин-чжок чонгё хёбыйхве) и другие официальные лица.

Участники церемонии (очевидно, по инициативе северокорейской стороны) приняли «Совместное воззвание к 70 миллионам соотече­ственников». В воззвании особо примечательными были положения о «защите мира [на Корейском полуострове]» силами всей нации и «за­щите "Родины" от внешних сил на основе проявления традиционного для нации Тангуна "духа единения"». Таким образом, через представ­ление о «единстве нации» северокорейские власти пытались привлечь Южную Корею для оказания помощи в вопросе недопущения амери­канской агрессии, о которой в то время активно говорилось в СМИ КНДР.

Спортивные контакты.На протяжении многих десятилетий истории межкорейских взаимоотношений, в особенности начиная с 1980-х годов, Северная и Южная Корея не раз пытались наладить контакты в спортивной сфере, в частности чрез проекты выступления единой командой на международных соревнованиях. Иногда проис­ходил обмен спортивными делегациями. В 2003 г. КНДР согласилась на участие в Летней универсиаде,которая должна была прохо­дить в южнокорейском городе Тэгув августе месяце. Церемония открытия была запланирована на 21 августа, и игры должны были продлиться до 31 числа.

Однако за несколько дней до начала универсиады произошло неприятное событие, которое сразу даже не было замечено средствами массовой информации. 15 августа 2003 г., в День возрождения[507] Ко­реи, так называемые «консервативные организации» Южной Кореи провели митинг (ряд митингов), называвшийся «Антиядерный, Антикимовский всеобщий митинг 15 августа» (Пан-хэк, пан-Ким 8.15 кунмин тэхве). Мало того, что сам по себе митинг явно не вносил вклада в развитие межкорейских отношений, так еще во время ми­тинга участники демонстрации позволили себе провести акт сожже­ния государственного флага КНДР[508].

16 августа северокорейская сторона все еще продолжала обмени­ваться материалами для подготовки Универсиады. Но уже 18 августа было представлено официальное заявление, в котором, в частности, говорилось о том, что КНДР отказывается от участия в церемонии открытия универсиады, в том числе по причине невозможности юж­нокорейских властей обеспечить нужный уровень безопасности.

Поначалу, 18 августа, реакция властей Южной Кореи была неод­нозначной. Помощник президента РК по вопросам национальной без­опасности На Чжониль посчитал подобную реакцию Севера неадек­ватной и объяснял ее непониманием в КНДР южнокорейской культу­ры демонстраций. Министерство объединения, в свою очередь, отпра­вило в КНДР телефонограмму с просьбой не отказываться от участия в Универсиаде[509]. Однако правительство Южной Кореи не принесло КНДР никаких официальных извинений за произошедшее.

Тогда 19 августа президент Республики Корея Но Мухён выступил с официальным заявлением, в котором выразил глубокое сожаление по поводу произошедшего. Вслед за этим, через 8 часов, представи­тели КНДР через «пункт связи» в Пханмунчжоме (Пхапмунчжом ёллаккван) подтвердили первоначальное намерение принять участие в Универсиаде в Тэгу.

Универсиада в Тэгу открылась 21 августа, и уже во время первых спортивных состязаний на трибунах стадиона можно было увидеть ак­тивные выступления северокорейских девушек из «группы поддержки» (300 человек), которая прибыла вместе со спортсменами. Цере­мония открытия Универсиады также освещалась в северокорейских СМИ, и не без упоминания «провокационных действий консерватив­ных сил»[510].

Однако атмосфера на Универсиаде продолжала оставаться весьма напряженной. 24 августа в 2 часа дня перед пресс-центром Универси­ады сторонники «консервативных» политических групп снова устро­или антисеверокорейскую демонстрацию, призывая к «свержению» Ким Ченира. В результате между демонстрантами и представителя­ми северокорейских СМИ завязалась потасовка.

В тот же день северокорейские власти (Комитет за мирное объ­единение Родины— Чогук пхёнхва тхонилъ вивонхве) выступили с требованиями к южнокорейским властям принести официальные из­винения.

26 августа руководство северокорейской делегации заявило на пресс-конференции, что если южнокорейские власти не принесут офи­циального извинения за случившееся и не возьмут на себя обязатель­ство впредь не допускать подобных демонстраций, то КНДР может принять решение о досрочном прекращении участия в Универсиа­де. Так, было отменено участие северокорейских девушек из «группы поддержки» в матче по женскому футболу между командами КНДР и Мексики. (Однако же заявление это выглядело несколько стран­ным, потому что накануне председатель Оргкомитета Универсиады (он же — мэр города Тэгу) Чо Хэнён выразил свое сожаление по по­воду произошедшего.)

27 августа 2003 г. министр культуры и туризма Ли Чхандон на бри­финге заявил о своем негативном отношении к инциденту и пообещал принять меры для того, чтобы подобное не повторилось. Несмотря на то что министр оценил свое выступление как «личное», «не со­гласованное с Голубым домом», очевидно, северокорейская делегация восприняла это заявление как официальное извинение и с 27 числа возобновила свое участие в Универсиаде, которая завершилась 30 ав­густа.

В целом ситуацию на Корейском полуострове в 2000-2005 гг. мож­но охарактеризовать как положительную, несмотря на то что пик межкорейского сближения 2000 г. пошел на спад после 2001-2003 гг., в особенности после возникновения ядерной проблемы на Корейском полуострове.

17 мая 2007 г. состоялся первый пуск поездов по двум участкам пути, соединившим железные дороги Севера и Юга Корейского полу­острова (Западная и Восточная ветки).

Со 2 по 4 октября 2007 г. Пхеньян с официальным визитом посетил президент Республики Корея Но Мухён, и принятые в ходе визита до­говоренности открывали новые перспективы межкорейских отноше­ний.

Однако 2008 г. внес свои коррективы. Новый президент Южной Кореи Ли Мёнбак, избранный 19 декабря 2007 г. и вступивший в должность 25 февраля 2008 г., принял более прагматичный курс в отношениях с Северной Кореей.

Северная Корея, в свою очередь, несмотря на демонтаж ряда ядер­ных объектов в Ёнбёне в июне 2008 г., уже 27 августа того же года заявила о приостановке мероприятий по денуклеаризации страны в связи с невыполнением США своих обязательств в рамках договорен­ностей принятых на Шестисторонних переговорах по ядерной пробле­ме на Корейском полуострове.

Таким образом, к концу 2000-х годов перспективы развития ситуа­ции на Корейском полуострове остаются во многом неопределенными.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Декларация независимости 1 марта 1919 года[511]

Мы в настоящем заявлении провозглашаем, что наша Корея — это неза­висимое государство и что корейцы — это самостоятельный народ. Обраща­ясь этим заявлением ко всем странам мира, мы демонстрируем истинность великого принципа равноправия всех людей. Давая этим наказ всем по­колениям наших детей и внуков, мы навеки утверждаем законное право самостоятельного существования нации. Мы провозглашаем это, опираясь на авторитет нашей пятитысячелетней истории. Мы широко оповещаем об этом, основываясь на едином чувстве преданности родине нашего двадца­тимиллионного народа. Мы настаиваем на этом во имя постоянного после­довательного свободного развития нации. Мы поднимаем вопрос об этом, чтобы вместе со всеми идти в ногу со временем великого преобразования мира, основанного на проявлениях человеческой совести. Это — ясное ве­ление Неба, великая тенденция эпохи, законное проявление права всего человечества на совместное существование, на общую жизнь. И ничто в Поднебесной не может затормозить и сдержать это.

К настоящему времени прошло уже более десяти лет с тех пор как мы впервые за многие тысячи лет нашей истории вкусили боль и страдания от притеснений со стороны другой нации, став жертвой политики агрессии и авторитаризма, которые являются наследием старой эпохи. Так сколько еще мы будем лишены нашего права на существование? Так сколько еще быть препятствиям нашему духовному развитию? Так сколько еще быть, попираниям нашего национального достоинства? Так сколько еще быть по­терянной возможности вносить вклад и поддерживать величайшие новые тенденции мировой культуры с помощью новизны и отточенности неповто­римых творческих сил нашей нации?

Увы! Если мы хотим широко возвестить об этой несправедливости, до­ставшейся нам от старых времен, если мы хотим освободиться от наших сегодняшних страданий, если мы хотим избавиться от угрозы нашему бу­дущему, если мы хотим вернуть к жизни и возвысить подавляемую и уни­чтожаемую честь нашего государства и доброе сердце нашего народа, если мы хотим добиться гармоничного развития каждой личности, если мы не хотим передать нашим достойным сострадания детям мучительное и позор­ное наследство, если мы хотим привести многие поколения потомков к веч­ному и полному счастью и радости, то тогда самым большим и срочным для нас делом является достижение независимости нации. Ныне, когда каждый из двадцати миллионов корейцев преисполнен душевным огнем, подобным острию лезвия, в сегодняшний день, который с помощью армии, именуе­мой справедливость и оружия, именуемого гуманность защищает общность всего человечества и совесть эпохи, мы в нашем желании идти вперед и побеждать разве не одолеем любого силача, в нашем стремлении остановиться и организовать дела, разве не постигнем любой смысл?

Мы не собираемся обвинять Японию в том, что ей нельзя верить, гово­ря, что после заключения Договора 1876 года об установлении дружеских отношений она время от времени разными способами нарушала свои твер­дые обещания. То, что ее ученые с кафедр, а политики в своей повседнев­ной практике рассматривают великие дела, совершавшиеся из поколения в поколение нашими государями лишь как что-то малозначительное, коло­ниальное, а с нашим культурным народом обращаются как с дикарями — это только лишь проявление чувств радости покорителя. Мы не собираем­ся упрекать Японию за недостаточность справедливости, говоря, что она игнорирует древние корни нашего общества и выдающиеся душевные каче­ства нашего народа. Слишком занятые подстегиванием и воодушевлением себя самих, мы не можем даже подумать о ненависти к другим. Слишком занятые тщательной подготовкой нашего настоящего, мы не можем даже подумать об осуждении за дела прошлого. Сегодня наша задача — это толь­ко лишь осуществление нашего собственного возрождения. И она ни в коем случае не состоит в том, чтобы разрушать других. Это устроение новой судьбы нашего собственного дома по велению строгой совести. И это ни в коем случае не зависть, не преследование, не отвержение других из-за ста­рой вражды или сиюминутных чувств. Это возвращение к естественному и разумному великому первоначалу посредством исправления и улучшения неестественного и неразумного положения, ставшего результатом громко­го жертвоприношения японских политиков, скованных старыми идеями и старыми силами. Посмотрите на реальные достижения дня нынешнего, все более углубляющего пропасть навеки непримиримой вражды между двумя имеющими противоположные интересы народами, которая возникла из-за слияния двух государств, с самого начала не отвечавшего желаниям на­шей нации, результатом которого, в конце концов, стало насилие во имя временного спокойствия, неравноправие при внешнем благополучии цифр статистики. Разве не ясно, что исправление старых ошибок с помощью му­жества и отваги и создание новой дружественной обстановки, основанной на искреннем сочувствии и понимании, является самым коротким путем избавления от бед и обретения счастья в отношениях между двумя сторо­нами? К тому же совершенно ясно, что сковывание с помощью сил устра­шения двадцатимиллионного корейского народа, полного возмущением и негодованием, не только не стало отправной точкой для обеспечения веч­ного мира на Востоке, но и наоборот, тем самым все более укрепив опасение и недоверие к Японии со стороны четырехсотмиллионного китайского наро­да, являющегося стержнем стабильности на Востоке, в результате приведет обстановку на Востоке в целом к печальной участи общего для всех паде­ния и общей для всех гибели. Поэтому сегодня независимость нашей Кореи обеспечит для корейского народа законное существование и процветание, и в то лее время для Японии сохранит в целости ее большую ответственность быть опорой для Востока, отвратив ее от порочного пути; для Китая даст возможность избавиться от беспокойства и страха, подобного кошмарному сну. А для мира на Востоке, являющегося важной составной частью мира во всем мире и счастья всего человечества, станет необходимым этапом. Так почему же все это становится проблемой из-за пустяковых эмоций?

А-а! Новый мир открывается перед нашими глазами! Уходит эпоха сил устрашения, приходит эпоха моральных принципов. Дух гуманизма, отли­тый и закаленный, выращенный, вскормленный в прошлом за все предше­ствующие столетия, как раз сейчас начинает пробуждать свет зари новой цивилизации в истории человечества. Новая весна, приходя в мир, побуж­дает к возрождению все сущее. Если говорить, что сковывание дыхания застывшим льдом и холодным снегом — это состояние того, ушедшего вре­мени, то новый импульс жизненной энергии и биению сердца, даваемый лас­ковым весенним ветром и теплыми лучами солнца — это реальность нынеш­него времени. Поэтому у нас, встретивших вернувшуюся обратно добрую судьбу Неба и Земли и поднявшихся на волну прилива мировых перемен, не будет никаких колебаний, не будет никакой нерешительности. Охраняя целостность нашего исконного права на свободу, мы в полной мере вкусим радость жизни в процветании; проявляя нашу обильную силу самобытного творчества, мы взрастим совершенный цветок нации в мире, полном весны.

Настоящим заявлением мы решительно начинаем действовать. Совесть находится в нас, правда идет в ногу с нами. Все — мужчины и женщины, старики и дети — в едином порыве покинув темное и затхлое старое гнездо, вместе со всей просыпающейся природой добьются радостного возрождения жизни. Духи предков сотен и тысяч поколений невидимо помогают нам, общий ход развития всего мира защищает нас снаружи. Поэтому начало как раз и есть успех. И будет только стремительное движение вперед вслед за светом будущего.

Наши рекомендации