Работа над интонационной законченностью предложений

Задания.

1. «Хлопни, если я все сказала». Логопед читает предложение и делает акцент на интонацию законченного или незаконченного предложения.

Дети ушли. Дети ушли гулять. Дети ушли ... гулять. Дети ушли гулять ... в лес.

Дети рисуют. Дети рисуют ... флажки. Дети рисуют флажки ... красками.

Даша стирает. Даша стирает ... белье. Даша стирает белье ... кукле.

2. Закончить предложение за логопедом. Логопед начинает предложение с интонацией повышения голоса. Дети заканчивают с интонацией понижения.

Белый снег в лесу лежит, На сосне сидит синица,

Зайка под кустом ... (дрожит). Под кустом сидит ... (лисица).

3. Отгадать загадки.

Работа над интонационной законченностью предложений - student2.ru

4. «Послушай и скажи, спросила я или ответила».

Логопед произносит одно и то же предложение то с повествовательной, то с вопросительной интонацией, например: Дождь идет? Дождь идет. Дети гуляют. Дети гуляют?

5. Прослушать стихотворение «Ты куда?».

6. Ответить на вопросы: кто спрашивал? Кто отвечал?

Работа над интонационной законченностью предложений - student2.ru

7. Распределение ролей в стихотворении. Роль ведущего остается за логопедом. В дальнейшем роль ведущего передается детям. Во время инсценировки логопед обращает внимание детей на вопросительную и повествовательную интонацию. Так же строится работа со стихотворениями «Курочка-рябушка» и «Кто умеет?».

— Курочка-рябушка, куда ты пошла? (На речку.)

— Курочка-рябушка, зачем ты пошла? (За водичкой.)

— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка? (Цыпляток поить.)

— Курочка-рябушка, как цыплятки просят пить? (Пи-пи-пи.)

— «Кто умеет?»

Ведущий. Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

1-й ребенок. Я умею по часам просыпаться утром сам.

Ведущий. Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко ?

2-й ребенок. Я умею на кроватке простыню расправить гладко. Ведущий. Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться

3-й ребенок. Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

4-й ребенок. Я сама теперь умею вымыть и лицо, и шею.

Составление описательных рассказов

К концу работы второго этапа дети подготовлены к составлению небольших описательных рассказов. Любому описательному рассказу предшествует работа по воспитанию умения сравнивать предметы, выявлять сходства и различия сравниваемых предметов.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. «Сравнение и описание овощей: помидора, моркови, репы».

Цель. Научить детей сравнивать и описывать каждый из овощей по цвету, форме и на ощупь. Знакомство с оранжевым цветом.

Оборудование. Три полоски: красная, белая, оранжевая; краски: красная и желтая; натуральные морковь, репа, помидор, схема признаков по цвету, форме, на ощупь.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сравнение овощей по цвету.

Детям даются по три полоски: красная, белая, желтая, а также помидор и репа.

Логопед спрашивает у детей:

— Какой по цвету помидор?

Дети должны назвать цвет помидора и показать соответствующую полоску.

Затем логопед показывает репу.

— Какая по цвету репа? (Репа желтая.) Показывают желтую полоску.

— На какой цвет похожа окраска моркови? (На желтый и красный.) Есть ли у вас полоска такого цвета? (Нет.)

3. Знакомство с оранжевым цветом.

— Если смешать красную и желтую краску, то получится новый цвет. Этот цвет называется оранжевый. (Логопед смешивает красную и желтую краску и раскрашивает белую полоску.) Какая получилась полоска? (Оранжевая.) Какая морковь? (Оранжевая.)

Задание. Положить овощи (или картинки с изображением указанных овощей) под полоски соответствующего цвета.

Под красную полоску — помидор. Под желтую — репу. Под оранжевую — морковь.

4. Сравнение овощей по форме. Логопед показывает детям круг и овал.

На какую из этих фигур похожи помидор и репа? (На круг.) Какой помидор по форме? (Помидор круглый.) Какая репа по форме? (Репа круглая). Правильно, помидор и репа ... (круглые). На какую фигуру похож огурец? (На овал.) Какой огурец? (Огурец овальный.)

5. Сравнение овощей на ощупь. (Логопед предлагает детям закрыть глаза и потрогать огурец и репу.)

Какие они на ощупь? (Огурец твердый. Репа твердая.) Потрогайте помидор. Какой он на ощупь? (Помидор мягкий.)

6. Описание помидора, репы и огурца по схеме. (Выставляется схема.)

Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ про овощи. Восстанавливается порядок описания овощей по плану, соответствующему схеме. Каждый из детей дает рассказ об одном овоще.

Примерный рассказ.

Помидор красный. Помидор круглый. Помидор мягкий.

Задание. Нарисовать дома огурец, репу и помидор. Раскрасить их соответствующим цветом.

Занятие 2

Тема. «Овощи».

Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.

Оборудование. Муляжи или натуральные овощи, схема.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Угадай, что в корзине». Он берет заранее приготовленную корзину, где лежат различные овощи, и говорит:

— Отгадайте, что это. Желтая, круглая, твердая, сладкая? (Репа.)

— Правильно. Как вы догадались?

Логопед показывает репу, и дети составляют словосочетания с опорой на зрительный образ. (Репа желтая. Репа круглая. Репа твердая. Репа сладкая.)

— Что это? Зеленый, твердый, длинный, душистый. (Огурец.)

— Правильно. Как вы догадались?

Логопед показывает огурец, а дети отвечают. (Огурец зеленый. Огурец длинный. Огурец твердый. Огурец душистый.)

3. Описание помидора с опорой на натуральный предмет и схему.

Логопед объявляет детям, что они будут учиться составлять рассказ о помидоре. Но прежде нужно рассказать все по порядку про помидор. Какой он? Чтобы детям было легче отвечать на вопросы, логопед выставляет схему, Дети составляют рассказ, например: Помидор красный. Помидор круглый. Помидор мягкий. Помидор сочный. Помидор кислый.

4. Составление предложений с однородными определениями по схеме.

Логопед обращается к детям:

— Скажите сразу, какой помидор по цвету и форме. (Помидор красный и круглый.) Какой помидор на ощупь и на вкус? (Помидор мягкий и кислый.)

5. Употребление местоимения он вместо существительного. Логопед объясняет детям, что можно в этом рассказе заменить

слово помидор местоимением он, тогда рассказ будет лучше. Он мягкий и кислый.

6. Коллективное составление рассказа. Дети поочередно называют предложения про помидор. Логопед следит за отработанной последовательностью описания и задает попутно вопросы:

— Что вы знаете еще про помидор? (Помидор сочный. Он овощ.) В заключение логопед обобщает занятие:

— Мы составили с вами три рассказа про помидор. Сейчас я их повторю. Слушайте внимательно.

Первый рассказ.Помидор красный. Он круглый, мягкий, кислый.

Второй рассказ.Помидор красный и круглый. Помидор мягкий и кислый.

Третий рассказ.Помидор красный и круглый. Он мягкий и сочный. Помидор кислый. Он овощ.

— Какой рассказ вам больше понравился и почему?

На последующих занятиях дети тренируются в составлении описательных рассказов на других овощах и фруктах. Как только они усвоят последовательность описания овощей или фруктов, от схемы можно отказаться и предложить им составлять рассказ по памяти, сохраняя последовательность изложения.

Наши рекомендации