Глава V. Царям не позволено присваивать себе то, что относится к [юрисдикции] священнослужителей
То же Папа Николай I в послании к императору Михаилу: «Ваша империя в своих каждодневных государственных (res publica) распоряжениях должна воздерживаться от того, чтобы присвоить себе нечто из относящегося исключительно к [юрисдикции] священнослужителей Господних».
Глава VI. Царские суды подчиняются священнической власти
...Часть II. Итак, установления государей должны быть поставлены ниже церковных законов. Там, где они не противоречат евангельским или каноническим декретам, пусть пользуются надлежащим почтением.
Глава IX. Следует соблюдать законы императоров
То же Лев IV2 Августу Лотарю:
«О необходимости беспрекословного соблюдения и сохранения императорских капитуляриев или предписаний ваших и го-
1 Феликс III, Папа Римский (483—492 гг.).
2 Лев IV, Папа Римский (847-855 гг.).
сударей — ваших предшественников. Насколько могли и при благосклонности Христа сможем, мы обещаем, что и теперь и во веки веков будем хранить их всеми силами. И если вдруг кто-нибудь говорил или будет говорить вам иное, знайте, что он подлинный лжец...»
Глава XII. Законы Римских государей должны соблюдаться всеми...
Глава XIII. Римский закон не должен быть искажен по какой-либо необдуманности
То же Лев IV Августу Лотарю:
«Настоятельно просим вашу милость, чтобы Римский закон, и до сих пор пребывавший в силе без всеобщих смут, и, насколько помним, не подвергавшийся искажениям в пользу какого-либо лица, пусть и теперь сохраняет свою крепость и присущую ему силу».
Различение XI. Грациан
Глава V. Нерушимым является тот обычай, который, как установлено, не противоречит ни человеческим законам, ни святым канонам
«Некоторые из церковных установлений мы черпаем из писаний, некоторые, утвержденные апостольской традицией, через преемство служении; и кое-что, укрепленное привычкой, одобряет обычай, равный обрядам и требующий того же благочестивого почитания...»
Глава VII. Там, где отсутствует авторитет, следует в качестве закона соблюдать обычай народа и установления старших
То же Блаженный Августин к Казулану, послание LXXXVI: «В тех делах, в которых Божественное Писание не установило ничего определенного, следует в качестве закона придерживаться обычая народа Божьего и установлений старших. И как нарушители Божественных законов, так же и пренебрегающие церковными обычаями должны быть наказаны».
Глава XI. Все должны соблюдать то, что соблюдает Римская Церковь
То же Иннокентий I1 Децентию, епископу Губбио, послание I: «Кто же не ведает или не обращает внимания, что все, переданное Римской церкви от князя апостолов Петра и еще сегодня сохраняемое, должно соблюдаться всеми? Не следует ничего привносить сверх того или распространять то, что не имеет авторитета, либо, как кажется, подражает примеру других мест? В особенности потому, что очевидно: во всей Италии, Галлиях, Испаниях, Африке, а также Сицилии и на расположенных между ними островах никто не основывал церквей, кроме тех, кого достопочтенный апостол Петр или его преемники поставили священнослужителями. Пусть прочтут, находился ли в этих провинциях другой из апостолов, или читают, что он учил там. И если не читали, ибо таковых вовсе не было, должны они следовать тому, что соблюдает Римская церковь, от которой, несомненно, приняли свое начало, дабы, когда научаются от чужестранных речей, не показали своего пренебрежения главе [собственного] устройства...»
Различение XII. Грациан
Часть I. О том, что никому не дозволяется поступать, не принимая во внимание различия в юрисдикциях [между церквями].
Различение XIII. Грациан
Часть I. Не допускается никакой диспенсации, противоречащей естественному праву, кроме случаев, когда два зла донимают так, что приходится выбирать одно из них.
Различение XV. Грациан
Часть I. Если до сих пор мы говорили о естественном праве, установлении или обычае, выявляя различие, существующее между ними, то теперь обратим перо к церковным установлениям, кратко обозначая их происхождение и авторитет, насколько мы смогли узнать из книг Святых Отцов.
Различение XIX. Грациан
Часть I. Исследуется, обладают ли декретальные послания силой авторитета, пусть они и не находятся в корпусе канонов.
1 Иннокентий I, Папа Римский (401—417 гг.).
О них так писал Папа Николай [I] архиепископам и епископам, поставленным в Галлии.