III. Работа над новой темой.
Учитель демонстрирует карту звездного неба, фотографии и рисунки.
Учитель. Посмотрите, какое огромное количество звезд и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на Земле?
Ученики. Звезды можно увидеть ночью, когда на улице темно и небо не затянуто тучами.
Учитель. Что же такое звезды?
Ученики. Это небесные тела.
Учитель. А почему звезды светятся?
Ученики. Звезды светятся, потому что они горячие. Солнце – тоже звезда, а мы знаем, что Солнце – это раскаленный газовый шар.
Учитель. Верно. Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.
Запишите определение, что такое звезда, в тетрадь.
Учитель. Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия.
Звезды, которые мы видим на ночном небе, – это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.
Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.
Так же звезды различаются и по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.
На карте значками разной величины показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет свое название. Самые яркие из них подписаны. Прочитайте названия ярких звезд.
Ученики. Сириус, Вега, Полярная звезда и др.
Учитель. Ребята, посмотрите на карту звездного неба. Ученые подсчитали, что наша галактика «Млечный путь» состоит из 200 миллионов звезд. Что вы можете сказать о расположении звезд?
Ученики. Звезды расположены неравномерно. Есть места, где звезд много, совсем рядом друг с другом.
Учитель. Верно. Существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние ученые объединили в созвездия. Все звезды, видимые с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая «звездная фигура» получила свое имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ.
Дети изображают движениями невесомость в космическом корабле.
Учитель читает шуточное стихотворение.
Солнце Землю освещает,
Дарит свет нам, теплоту.
Ночью ярко светят звезды,
Дарят людям красоту.
А в густом лесу, дремучем,
Две медведицы смеются:
Эти звезды нас надули!
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли!
IV. Работа по учебнику.
Учитель. Ребята, о каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении?
Ученики. Большая Медведица, Малая Медведица.
Учитель. На что похожи созвездия Большой и Малой Медведиц?
Ученики. На ковшик с ручкой.
Учитель. А кто знает, в каком созвездии находится Полярная звезда?
Ученики. В созвездии Малой Медведицы.
Учитель. Верно. Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями. Прочитаем текст учебника «Сокровища звездного неба» (с. 18–20).
После чтения учитель предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 18, 19, 20).
Учитель. Какое созвездие изображено на с. 18? Как вы узнали?
Ученики. Созвездие Малой Медведицы, так как оно имеет форму ковша. В этом созвездии находится Полярная звезда.
Учитель. Какое направление указывает Полярная звезда?
Ученики. Полярная звезда указывает точное направление на север.
Учитель. Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике на с. 19? (Сириус.) Как вы узнали?
Ученики. Созвездие Большой пёс, так как в этом созвездии находится самая яркая звезда на небе – Сириус.
Учитель. Какие созвездия изображены на с. 20? Как вы узнали?
Ученики. Созвездие Телец, здесь светит звезда Альдебаран. А выше и правее находится созвездие Плеяды – это маленький ковшик из нескольких звездочек.
Учитель. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.
V. Итог урока.
Выставление оценок.
Учитель.Что же такое созвездие? Это одиночная звезда?
Ученики. Созвездие – это группа звезд, расположенных в звездном небе.
Учитель.Назовите созвездия, о которых вы узнали на уроке.
Ученики.Созвездия Малая Медведица, Большой пес, Телец, Плеяды.
Учитель. Прочитайте вывод в учебнике на с. 21.
Домашнее задание.
С. 16–21.
Записать в словарик новое слово (созвездие).
Написать памятку «Как наблюдать звездное небо?».
У р о к 5
МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?
ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Цели:
1. Познакомить учащихся с наукой географией.
2. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой
3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е:физическая карта; карта полушарий.
Ход урока