ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9
Творчество Уолта Уитмена
1. История создания «Листьев травы».
2. Композиция цикла.
3. Художественный метод, связь с романтической тенденцией.
4. Трансцендентализм как философская основа цикла.
5. Зарождение реалистических тенденций.
6. Обращение к стихии устного народного творчества.
7. Особенности поэтического стиля: изменение традиционной ритмической структуры, переход к свободному стиху, ввод «каталогов» с целью расширения видения мира, использование бытовой детали, разговорной лексики в соединении с пафосом.
8. Урбанистические мотивы индустриальной тематики. Уитмен и Маяковский.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10-11
Американский неоромантизм
1. Эстетические принципы неоромантизма.
2. Причины формирования неоромантической эстетики в США.
3. Творчество Джека Лондона.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12-13
Поэзия французский символистов
1. Символизм как направление в европейской литературе конца XIX в. - начала XX века.
2. Общая характеристика французского символизма. Предсимволистские тенденции («Парнас», Ш.Бодлер). Теоретическое обоснование символизма в «Манифесте» Ж. Мореаса.
3. Творчество французских поэтов-символистов (тема искусства и образ поэта, характерные мотивы, особенности художественного языка):
а) П. Верлен;
б) А. Рембо;
в) С. Малларме.
Анализ стихотворения П. Верлена «Осенняя песня».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. – М., 1982.
3) Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств. – М., 1987.
4) Великовский С. И. В скрещенье лучей. – М., 1987.
5) Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С. 5-62.
6) Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14-15
Эстетическая программа О. Уайльда
1.Место творчества О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX – XX вв.
2. Эстетизм. Основные представители и принципы. Связь с прерафаэлитством.
3. Особенности эстетической теории О. Уайльда.
4. История создания романа «Портрет Дориана Грея».
5. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе:
а) основная проблематика;
б) тема искусства в романе, значение образа Бэзила Холлуорда и Сибиллы Вэйн;
в) тема красоты в романе;
г) структура и художественная функция парадокса в романе.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. – М.,1986.
3) Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни // Философские науки. – М., 1990. - №9. – С. 66-77.
4) Лангланд Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.,1999.
5) Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М., 1975. – С. 147-216.
6) Пальцев Н. Художник и критик. Критика как художество. Эстетика О.Уайльда// Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1993. Т. 2.
7) Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. – Киев, Одесса. – 1990.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16-17
Новая драма» и творчество Г. Ибсена
1.Общая характеристика «новой драмы».
2. Этапы творческой эволюции Г. Ибсена.
3. Особенности аналитической драмы и отражение их в «Кукольном доме». Функции «тайны». Конфликт пьесы и развитие действия. Специфика развязки. Подтекст в пьесе.
4. Система образов (Нора, Хельмер, Крогстад, фру Линне, доктор Ранк).
5. Значение творчества Ибсена для драматургов к. XIX – XX веков.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) История западноевропейского театра. – М., 1974.
3) Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). – М., 1980.
4) Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. – М., 1983.
5) Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М.,1975.
6) Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.
7) Храповицкая Г.Н. Некоторые аспекты восприятия ибсеновского «символизма» в России нач. 20 века // Филологические науки. – 1995. - №2. – С. 43-52.
Пятый семестр
ПРАКТИЧЕСКОЕЗАНЯТИЕ № 1
Творчество Ф.Кафки
1. Немецкий экспрессионизм и творчество Ф. Кафки.
2. Автобиографические черты прозы Ф. Кафки: прием кодирования имени героя, значение прототипов.
3. Философско-символическое «выражение» сути действительности в романистике писателя: условность характеристики пространства, прием «развернутой метафоры».
4. Мир и человек в романах «Процесс» и «Замок».
5. Тема вины в романе «Процесс», смысл притчи о вратах Закона.
6. Интерпретация текстов Ф. Кафки: религиозная, экзистен циальная, сновидческая.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Затонский Д.Ф. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.
3) Затонский Д.Ф. Ф. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
4) Сучков Б. Лики времени. М., 1976.
5) Гулыга А.Ф. Кафка и его роман «Замок» // Ф. Кафка. «Замок». М., 1990.
6) Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // А. Камю. Избранное. Миф о Сизифе. М., 1993.
7) Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2