ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9

Творчество Уолта Уитмена

1. История создания «Листьев травы».

2. Композиция цикла.

3. Художественный метод, связь с романтической тенденцией.

4. Трансцендентализм как философская основа цикла.

5. Зарождение реалистических тенденций.

6. Обращение к стихии устного народного творчества.

7. Особенности поэтического стиля: изменение традиционной ритмической структуры, переход к свободному стиху, ввод «каталогов» с целью расширения видения мира, использование бытовой детали, разговорной лексики в соединении с пафосом.

8. Урбанистические мотивы индустриальной тематики. Уитмен и Маяковский.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10-11

Американский неоромантизм

1. Эстетические принципы неоромантизма.

2. Причины формирования неоромантической эстетики в США.

3. Творчество Джека Лондона.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,

Академия, 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12-13

Поэзия французский символистов

1. Символизм как направление в европейской литературе конца XIX в. - начала XX века.

2. Общая характеристика французского символизма. Предсимволистские тенденции («Парнас», Ш.Бодлер). Теоретическое обоснование символизма в «Манифесте» Ж. Мореаса.

3. Творчество французских поэтов-символистов (тема искусства и образ поэта, характерные мотивы, особенности художественного языка):

а) П. Верлен;

б) А. Рембо;

в) С. Малларме.

Анализ стихотворения П. Верлена «Осенняя песня».

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,

Академия, 2009.

2) Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. – М., 1982.

3) Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств. – М., 1987.

4) Великовский С. И. В скрещенье лучей. – М., 1987.

5) Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С. 5-62.

6) Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14-15

Эстетическая программа О. Уайльда

1.Место творчества О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX – XX вв.

2. Эстетизм. Основные представители и принципы. Связь с прерафаэлитством.

3. Особенности эстетической теории О. Уайльда.

4. История создания романа «Портрет Дориана Грея».

5. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе:

а) основная проблематика;

б) тема искусства в романе, значение образа Бэзила Холлуорда и Сибиллы Вэйн;

в) тема красоты в романе;

г) структура и художественная функция парадокса в романе.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,

Академия, 2009.

2) Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. – М.,1986.

3) Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни // Философские науки. – М., 1990. - №9. – С. 66-77.

4) Лангланд Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.,1999.

5) Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М., 1975. – С. 147-216.

6) Пальцев Н. Художник и критик. Критика как художество. Эстетика О.Уайльда// Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1993. Т. 2.

7) Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. – Киев, Одесса. – 1990.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16-17

Новая драма» и творчество Г. Ибсена

1.Общая характеристика «новой драмы».

2. Этапы творческой эволюции Г. Ибсена.

3. Особенности аналитической драмы и отражение их в «Кукольном доме». Функции «тайны». Конфликт пьесы и развитие действия. Специфика развязки. Подтекст в пьесе.

4. Система образов (Нора, Хельмер, Крогстад, фру Линне, доктор Ранк).

5. Значение творчества Ибсена для драматургов к. XIX – XX веков.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,

Академия, 2009.

2) История западноевропейского театра. – М., 1974.

3) Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). – М., 1980.

4) Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. – М., 1983.

5) Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М.,1975.

6) Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

7) Храповицкая Г.Н. Некоторые аспекты восприятия ибсеновского «символизма» в России нач. 20 века // Филологические науки. – 1995. - №2. – С. 43-52.

Пятый семестр

ПРАКТИЧЕСКОЕЗАНЯТИЕ № 1

Творчество Ф.Кафки

1. Немецкий экспрессионизм и творчество Ф. Кафки.

2. Автобиографические черты прозы Ф. Кафки: прием кодирования имени героя, значение прототипов.

3. Философско-символическое «выражение» сути действительности в романистике писателя: условность характеристики пространства, прием «развернутой метафоры».

4. Мир и человек в романах «Процесс» и «Замок».

5. Тема вины в романе «Процесс», смысл притчи о вратах Закона.

6. Интерпретация текстов Ф. Кафки: религиозная, экзистен циальная, сновидческая.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,

Академия, 2009.

2) Затонский Д.Ф. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.

3) Затонский Д.Ф. Ф. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

4) Сучков Б. Лики времени. М., 1976.

5) Гулыга А.Ф. Кафка и его роман «Замок» // Ф. Кафка. «Замок». М., 1990.

6) Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // А. Камю. Избранное. Миф о Сизифе. М., 1993.

7) Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Наши рекомендации