Могут ли невзгоды помочь нам?
Существуют ли люди, которые не способны достигнуть зрелости, если не будут пробиваться сквозь трудности и сопротивление? Несомненно. Нам вспоминается Моисей, проведший сорок лет в пустыне, прежде чем Бог смог использовать его для предводительства Израилем при исходе из Египта. Мы поражаемся тому, сколько лет провел в одиночестве заключения на острове Патмос Иоанн, прежде чем он смог стать автором Откровения. Апостол Павел пережил пытки и заточение, прежде чем он мог написать: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным." (1 Тимофею 6:6).
Я полагаю, что Павел окончательно созрел для Царства именно за это время одиночного заключения. Я думаю, что Иоанн нуждался в отдыхе от постоянного утомительного посещения церквей. Для человека практически невозможно правильно оценить предел своей физической выносливости. Он редко вовремя останавливается, предотвращая чреватое серьезным ущербом изнеможение. Как-то ученые-натуралисты из Кембриджа выпустили летать голубя, родившегося в клетке. Впервые в своей жизни эта птица использовала свои крылья при полете под потолком лаборатории. Возбужденный и задыхающийся, голубь проделывал круг за кругом. В конце концов, обезумевшая птица в полном изнеможении ударилась о стену и упала на пол с серьезным ранением. Только тогда исследователи поняли, что голубь унаследовал инстинкт летать, но не закончить полет. Если бы птица не решилась пойти на риск неумелого, грозящего ударом падения, она умерла бы в воздухе от перенапряжения.
Иногда Богу приходится останавливать неистовый бег людей прежде, чем они успеют сделать себя ни к чему не годными. Травму неожиданной остановки бывает так трудно постичь и принять! Может понадобиться болезнь, потеря работы или даже трагедия для того, чтобы освободить время для восстановления физических и духовных сил. "Остановитесь и познайте, что Я - Бог." (Псалом 45:11). Секрет жизни во Христе многие люди находили для себя, проводя наполненные размышлениями дни и часы медленного выздоровления после тяжелой операции.
Один только Бог, наверное, вполне понимает, почему часто только болью можно привлечь внимание человека. Нам никогда не следует обвинять Бога в использовании того единственного средства, которое, в конце концов; привлечет нас к Нему. Как ни странно это может показаться, но благополучие, хорошее здоровье и жизнь, лишенная невзгод, не привлекают душу к Богу. Как-то один человек был заперт на вершине башни, и ему необходимо было дать о себе знать проходящим внизу. Криков его они слышать не могли, поэтому он начал бросать вниз золотые монеты из своего кармана, стараясь привлечь к себе внимание. И, хотя между людьми даже возникали потасовки из-за того, чтобы завладеть всеми упавшими деньгами, ни один из них не посмотрел вверх и не смог увидеть бедственное положение узника. В конце концов, ему удалось отломить от разрушающейся стены кусок штукатурки и бросить вниз его. Кусок попал в голову проходившего внизу человека, поранив его. Только этот человек обратил свой взор вверх и смог принять оттуда сообщение.
Теми, на кого изливаются всякого рода благословения, они принимаются подобным же образом. Вместо того, чтобы обратить внимание на их источник, мы деловито стараемся извлечь из окружающего нас мира еще большее. И только когда нас что-то поражает, мы направляем наш взор вверх и начинаем прислушиваться к той вести, которую желает сообщить нам Бог.
В поисках причин
Откроет ли нам Бог по окончании периода испытаний те причины, которые ныне побуждают Его допускать высыхание потоков в нашей жизни? В конечном итоге, да. Но это необязательно может произойти именно в этой жизни. В чем-то, возможно, нам придется опираться исключительно на свою веру, пока, наконец, Бог не сможет объяснить нам это при встрече с Ним лицом к лицу. В конце концов, Павел пришел к пониманию того, зачем Бог допустил ему жало в плоть. Оно было дано, чтобы хранить его от "превозношения чрезвычайностью дарованных ему откровений." (2 Коринфянам 12:7). Возможно, что и мне придется до дня Пришествия Христа ожидать той минуты, когда я смогу полностью постигнуть, почему мой маленький восьмилетний сын так долго страдал, прежде чем умереть от опухоли в мозге.
Несколько лет прошло, прежде чем жители Коффи-Каунти, штат Алабама, поняли, зачем их поля наводнили хлопковые долгоносики, полностью разорившие хлопчатобумажную промышленность этих мест. Когда же, благодаря вынужденному переходу к возделыванию арахиса, фермерам удалось удвоить свои доходы, они решили воздвигнуть в Коффи-Каунти памятник хлопковому долгоносику. В мемориальной надписи на памятнике хлопковому долгоносику приписывается заслуга в том, что он заставил сменить возделываемые культуры, послужив причиной необыкновенного процветания этих мест. Христианам следует искать причины постигающих их затруднений. Обычно вслед за пересыханием потока открываются новые перспективы. Но если и по прошествии долгих лет причины трагических потерь остаются без удовлетворительного объяснения, нам следует все равно доверять Ему. Когда-нибудь наступит день, когда Он прояснит это для нас. А до этого времени нас поддерживает утешение со стороны Того, Кто в состоянии всецело понять наши скорби и печали. Иисус стал одним из нас, чтобы получить возможность пережить всякое страдание, всякую боль и, пройдя через это, стать надежным Ходатаем за нас. Только те, кто прошел через те же страдания, что и мы, могут действительно сострадать нам, находя отклик в наших сердцах. Когда один убитый горем отец воскликнул: "Где же был Бог, когда в этой аварии погиб мой сын?", последовал тихий ответ: "Там же, где Он был, когда Его Сын переживал пытки и умер на кресте."
Не содержится ли величайший урок в этом ответе? Если Бог не вмешался, чтобы спасти жизнь Своего собственного Сына, поскольку Он знал каким благом станет, в конце концов, Его смерть, то, должно быть, Он предвидел какое-то будущее благо и тогда, когда позволил умереть моему сыну. И разве этого не достаточно для того, чтобы я почувствовал в эти темные минуты печали мягкое прикосновение Небесного Отца к моей жизни? Он хорошо знает, что чувствую я, Он может служить мне так, как не может ни один из земных друзей. Разве моя способность удовлетворить нужду людей в исцеляющем утешении не возросла во много раз благодаря тому, что я разделил с теми, кто потерял своих детей, такое же горе?
В отношении источника несчастий христианам не следует иметь иллюзий. Грех служит причиной всех страданий, происходящих сегодня в мире. Часто Бога обвиняют в том, ответственность за что должен нести сатана. Ни один из случаев рака не был вызван действиями Бога. Переживания Иова дают совершенную картину той злобной программы, которую старается воплотить в жизнь сатана, чтобы поколебать веру верных детей Божиих. Бог позволил, чтобы Иов до определенных пределов был испытан через действия врага рода человеческого, и славное завершение этой истории объясняет, для чего Бог позволил событиям зайти так далеко. Иов вышел из разорительных испытаний с укрепившейся верой и большим благополучием, чем у него было до этого.
Может существовать множество причин, почему Бог дает сатане ограниченный доступ к Своим детям, но одним из главных положительных результатов этого является то, что христиане постоянно остаются на страже, опасаясь греха. Благодаря упражнению совести в бодрствовании мы можем сразу распознавать приближение коварного врага и давать ему отпор. Осознание того, что он способен атаковать нас в любую минуту и в любой обстановке, развивает в нас здоровый дух бдительности.
Рассказывают историю об одном старом нантакетском рыбаке, который всегда имел наилучший улов живой рыбы среди всех живущих этим промыслом. Поскольку его рыба всегда выглядела самой оживленной и бодрой, она неизменно шла на рынке по самой высокой цене. Тщетно пытались другие рыбаки открыть тайну его успеха. Только после его смерти секрет, оказавшийся столь же простым, сколь и действенным, был открыт его сыном. После того, как старый рыбак отпускал пойманную рыбу в бассейн для перевозки, он запускал туда несколько драчливых зубаток. Постоянная опасность быть атакованной заставляла предназначенную для продажи рыбу непрестанно находиться в оживленном движении, не позволяя ей впасть в то обычное сонное состояние, которое свойственно рыбе, долго пребывающей в плену бассейна. Явно более бодрое состояние этой рыбы делало ее самой предпочтительной в глазах покупателей.
Можем ли мы увидеть в этой истории возможную причину существования того раздражения, которое доставляют нам козни сатаны? Не позволяет ли ему Бог угрожать нам в такой степени для того, чтобы мы могли постоянно находиться в защитной стойке? Возможно, что это раздражение и есть как раз то, в чем мы нуждаемся, чтобы выработать необходимую привычку к бдительности.
Во времена наполеоновских войн телеграф еще не был изобретен, и сообщения передавались с помощью сигналов флажного семафора. Сигналы, передаваемые флажками, медленно диктующими букву за буквой, можно было различить на большом расстоянии. Именно этим способом было передано сообщение о результатах сражения под Ватерлоо застывшим в ожидании жителям Лондона.
Многие годы Наполеон боролся за то, чтобы заставить Европу склониться к его ногам. И вот, цель его устремлений, казалось, уже видна, и только узкая красная полоска солдат шотландского полка стояла при Ватерлоо у него на пути. Английские банки вложили каждый имевшийся в их распоряжении фунт стерлинг в правительственный заем на войну с Наполеоном. Если бы битва при Ватерлоо была проиграна, Англия бы погибла.
Люди собрались на берегах Дуврского канала в ожидании сообщений о результатах сражения. И вот, большой семафор по ту сторону канала пришел в движение. Буквы, передаваемые до боли медленно, начали образовывать первые слова сообщения: "В-Е-Л-И-Н-Г-Т-О-Н П-О-Б-Е-Ж-Д-Е-Н". Неожиданно густой туман накрыл пролив, парализовав связь. Но люди уже увидели достаточно, чтобы убедиться в том, что их главнокомандующий потерпел разгром. В отчаянии они помчались в город. К берегу выступили малоопытные ополченцы, готовые к неминуемой гибели в сражении с ожидавшимися армиями вторжения. Для спешного укрепления домов разбирались на булыжники дороги.
В течение двух дней жители Лондона пытались свыкнуться с мыслью о неминуемом разрушении. Но вот, поднялся ветер, и туман рассеялся. Наблюдатели заметили, что флажки семафора вновь начали двигаться, медленно передавая то же сообщение, на этот раз, полностью: "В-Е-Л-И-Н-Г-Т-О-Н П-О-Б-Е-Д-И-Л Н-А-П-О-Л-Е-О-Н-А П-Р-И В-А-Т-Е-Р-Л-О-О". [В английском языке не существует различия между формами глагола "побежден" и ''победил". - Прим. перев.]. Радость людей не знала границ, когда в их дома донеслась полностью принятая новость.
Для нас, живущих в мире, столь часто омрачаемом слезами и взаимным непониманием между людьми, далеко не всегда может быть доступна вся истина в отношении чего-либо. Как и находившиеся в отчаянии жители Лондона, мы не в состоянии видеть сверх того, что из-за нарушения связи с Ним кажется трагедией. Когда же туман недоверия исчезнет, и завеса будущего будет полностью удалена, мы, впервые в своей жизни, осознаем то, что в действительности никакого поражения не было. С самого начала это была победа, просто мы не имели доступа к вести о ней целиком. Полностью же весть мы постигнем только тогда, когда Сам Иисус будет говорить к нам, освобождая нас от тумана ограниченного человеческого суждения.
Ну а до тех пор как же нам быть? Как быть, друг мой? Просто верить обещаниям Того, Кто никогда еще их не нарушал. Ведь мы "знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу." (Римлянам 8:28).