Социальные и культурно-исторические факторы, определяющие национальный характер индийцев
Об особенностях национального характера индийцев и их культурных привычках написано много статей. Эта тема также не исчерпывается психологическими особенностями и стереотипами их поведения. По этнолингвистическому признаку эту страну и ее народ можно охарактеризовать как «единство в многообразии». В Индии всего много: 9 религиозных общин, народности и племена четырех семей – индоарийских, дравидийских, аустро-азиатских, тибето-бирманских; 28 штатов с одним языком или полиэтнические. Так как же мы представляем индийцев в современном межкультурном пространстве?
Индия – довольно сложная и разнообразная страна. В здешних людях отражена многовековая, богатая культурная традиция, ценность которой состоит в многочисленных отличительных манерах, привычках, индийской пищи. За пять тысяч лет истории, в Индию вторгались армии, торговцы, иммигранты, заселявшие территорию, распространяя свои собственные привычки, вероисповедания, культуры и образ жизни, которые впоследствии влияли на структуру индийской жизни и на сам народ. Индия стала домом для многих захватчиков – от вторжения арийцев до прихода персов, греков, скифов, гуннов, турков-сельджуков, татар, монголов, афганцев, моголов. Все они смешивались с местными жителями, обогащая индийскую жизнь и культуру. Колониальное правление англичан в течение двух веков наложило отпечаток западного влияния на индийцев.
Пища, одежда и привычки индийцев отличаются в соответствии с местом их происхождения, и в индийских семьях продолжают существовать закоренелые семейные ценности. Фамилия индуса основана на его касте или месте происхождения или его семейного занятия. Мужчин все еще считают главой семьи и консультируются, хотя они могут больше не быть единственными кормильцами в семье. Однако жена будет всегда прислуживать своему мужу за столом, а уж потом сама сядет за стол. К родителям относятся с уважением. Одна общая черта, которую европеец найдет в индийском укладе – это то, что дети проявляют предельное уважение по отношению к своим старшим. Эту привычку все индийские родители внушают их детям с рождения. Неписаный закон в Индии – человек не может огрызаться людям, старшим по возрасту, даже если они ошибаются. Непочтительным в Индии считается обращение к старшим по имени. Вместо этого предпочтительней называть их дядей и тетей, особенно если человек является очень пожилым. Также общепринято в Индии для молодежи прикосновение ног старших людей как способ приветствовать их.
Индийцы по-прежнему разделяют счастье и горе. Праздники никогда не ограничиваются только одной семьей или домом, а индийская свадьба представляет собой, чуть ли не международную конференцию с многочисленными ее участниками. Хотя этнически индусы говорят на различных языках, следуют различным религиям, едят самые разнообразные варианты пищи, индийскому искусству и культуре присуще беспрецедентное в мире богатство разнообразия. Красота индийских людей лежит в духе терпимости, компромисса полиэтнических культур, которых можно сравнить разве как с садом с цветами различных оттенков.
Образование в Индии всегда расценивалось как один из основных видов развития человеческих ресурсов. В настоящее время роль учителя ограничивается передачей знаний ученикам различных предметов. В древности была распространена определенная система образования – «гурукул». Учитель назывался «гуру», а ученик – «шишья». В древней Индии гуру для учеников являлся духовным путеводителем по жизни. Наряду с преподаванием различных предметов, он преподавал ученикам, как жить дисциплинированной и принципиальной жизнью. Гуру был духовной руководящей силой в жизни его учеников. Согласно древней индусской традиции, человек может жить в течение 100 лет. Жизнь разделялась на 4 стадии промежутком в 25 лет. Первая стадия проходила в ашраме вместе с гуру. Ученики и гуру жили в ашрамах, находящихся в отдаленных местах, в тесном контакте с природой. Период обучения составлял 12 лет. Короли также отправляли своих принцев к гуру для обучения их боевым искусствам, ведам, музыки и т.л. Все ученики были равны между собой независимо от их социального положения. Они должны были помогать своему гуру в его ежедневной жизни и выполнения его просьб, проявляя к нему уважение. В конце обучения ученики должны были благодарить своих гуру формой «гурудакшина» или «предложения для гуру». Выплата не всегда была денежной, это мог быть и ценный подарок.
Женщина считается уважаемой фигурой в семье. Ее также рассматривают как основу семьи, опору индийского домашнего хозяйства. Это связано с поклонением индийским богиням. Согласно индусской традиции, сама земля расценивается как Богиня или Деви, от которой зависит выживание человечества. Рождение девочки с древности считалось признаком прибытия в эту семью богини Лакшми – богини богатства и процветания. Жена в семье – является столбом силы, от которой все зависят. Именно она управляет домашним хозяйством, угождает потребностям своего мужа и детей. Однако это не всегда было так. Индийское общество было довольно сложно составлено по сравнению с обществами других стран. Влияние кастовой системы, доминирование Брахманского Индуизма привели к формированию неравных социальных отношений между мужчинами и женщинами в пределах семьи и экономики. Один из примеров этого неравенства осуществлялось в самой зверской манере посредством «Сати» или горения вдов на кострах, общественный суд линчевания и грубый отказ государства в преобразовании существующих социальных отношений, основанных на притеснении, эксплуатации и зависимости. За последующие столетия положение женщин мало изменилось. Хотя обряд «Сати» был запрещен британским правительством в 1829, до сих пор в отдаленных провинциях это все еще соответствующий факт в Индии. Руководящим принципов Конституцией Индии установлено равенство полов, однако, его эффективное выполнение это все еще отдаленная мечта. Неравное положение женщин все еще сохраняется во всех классах и кастах в Индии. Большинство индийцев предпочитает жить в объединенной семье, включающей часто более 20 членов. Согласно индийскому укладу командные позиции в семье занимают работающие и зарабатывающие мужчины. Они могут консультироваться с другими старшими членами семьи по важным проблемам, но, в конечном счете, решение остается за ними.
Брак в Индии – является важным социальным делом. Вот уж воистину можно отметить то, что индийские браки совершаются на небесах. Без астрологических вычислений и поисков новобрачных согласно их гороскопу брак в Индии невозможен. Астрология и гороскоп всегда использовались также для определения существенных деталей в датах рождения, смерти и войны.
Индийская конституция признает в стране 18 официальных языков, каждый из которых имеет свои диалекты и говоры. Так, например, на сегодняшний день в разговорной речи принят своего рода мумбайский диалект или «мумбая хинди» – сленговая форма смеси хинди, маратхи, гуджарати, английского и урду, на котором говорят не только в Мумбае – столице штата Махараштра, но и в других крупных городах страны. В южных областях в такой разговорный диалект, для придания колорита, вкрапляются еще и слова из южноиндийских языков. Однако он не используется высшим классом людей, а больше характеризует современную молодежь, увлекающуюся болливудским кино, в которых персонажи бравируют репликами на мумбая хинди.
Индия – земля религиозной гармонии. В течение многих столетий индуизм рассматривал все другие религии как истинный способ достигнуть Бога. Три древние религии Индуизм, Буддизм и Джайнизм были порождены в Индии. Индуизм сконцентрирован в Индии, Непале и Шри-Ланке, и по этой причине эти места были центрами этой культуры с незапамятных времен. В настоящее время индуизм является доминирующей религией и определенную роль в жизни индусов играют так называемые малые традиции индуизма со своим национальным пантеоном богов, культами и праздниками. К примеру, у народа телугу распространен культ бога Вишвамитры; среди бенгальцев – культ богини Кали или Дурги; фестиваль «Дурга пуджа» отмечается бенгальцами как национальный праздник не только в Индии, но и по всему миру; в штате Орисса популярен культ Джаганнатха и, ежегодно, в его честь отмечается праздник «Джаганнатх ятра»; маратхи поклоняются своим богам – Витхобе, Садобе, Кхандобе и другим, не входящим в пантеон большой традиции индуизма, но с энтузиазмом празднуют также фестиваль любимого всеми индийцами бога со слоновьей головой – «Ганеши». Поклонение богам является важной частью повседневной жизни индийских людей. При входе в любое здание, где живут или работают индийцы, вы сможете найти горшочек со святым базиликом тульси, почитать который неукоснительно для каждого. Много индусов связано с различными религиозными сектами и посещают еженедельные сборы, чтобы послушать проповеди. Кроме храмов, мечетей и гурудвар в каждом доме в Индии установлены небольшие алтари – места для вероисповедания, и изображения Богов и Богинь.
Как мы видим, Индия состоит из разнообразных этнических групп и, несмотря на то, что каждая из них строго придерживается своего собственного набора традиции, все же есть общий образа жизни, соблюдаемый почти всеми индусами – это патриотизм индийского народа, жизнь людей, соединенных общим брендом – индийцы.
Женщины в Индии
Все мужчины, рождённые в Индии, одновременно являются преданными сыновьями, обожествляющими своих матерей, и женоненавистниками. (Индийская народная мудрость).
Индия во все времена была мечтой и миражом, притягивающим путешественников и исследователей всего мира. Мистицизм Индии, ее загадочность привлекали внимание таких выдающихся личностей, как Александр Великий, Марко Поло, Васко да Гама...
Но ничто и никто не может более точно поведать о стране, чем сами люди, ее населяющие, с их традициями, правилами морали, религиозными нормами, особенностями, устоями, сложившимися в веках. Вы ступаете на трап самолета, приземлившегося в индийском аэропорту, и они - перед вами. Мужчины и женщины, дети, которые как нельзя лучше представляют мир, в котором живут.Какая же роль отведена женщине в этом обществе? Чем обусловлено отношение к ней как к матери, спутнице жизни, дочери? Мы можем до бесконечности искать ответы на эти вопросы. Истоки, пожалуй, всё-таки находятся в религии, истории и традициях, возникших под влиянием разных культур.
Индия. Женщины Индии. Какие они, почему индийская женщина всегда ассоциируется с красотой, нежностью, покорностью, изысканными нарядами и обычаями, которым она никогда не изменяет? Что обусловливает появление таких женщин, как Индира Ганди, уважение и преклонение перед ними нации, которая вовсе не отличается особой учтивостью по отношению к женскому полу.
Интересно будет узнать, что та героиня индийских фильмов, глядя на которую, мы рисуем портрет всех индийских женщин, имеет мало общего с настоящей индианкой. На улице индийского города вы скорее встретите сильную, стройную женскую фигуру под тяжестью корзины, которую индианка несет на голове.
Бедные женщины, принадлежащие к низшим кастам, вынуждены работать наравне с мужчинами. Именно в Индии, согласно статистике, по сравнению с другими странами Востока, наибольшее количество работающих женщин. Причём практически нет такой работы, которая не выполняется женщинами. Они дробят камни, опускаются в шахты, прядут шерсть, занимаются гончарными работами, вспахивают землю -- и всё это в дополнение к домашним обязанностям: принести воду, покормить домашних животных, убрать в доме и присмотреть за детьми. Женщины делают всё то же, что и мужчины, но с одной лишь существенной разницей: работа их оценивается намного дешевле, чем если бы она выполнялась мужчинами. Беременность или плачущий в кроватке ребёнок не могут послужить достойной причиной для прерывания работы.
Однако женщины, жизнь которых описана выше, -- представительницы лишь одного из слоёв общества. Индийским женщинам довольно трудно приписать какие-то общие черты, отличающие их от женщин других стран. Индианки настолько различны, насколько различны исторические традиции, религиозные убеждения, кастовые предписания, сложившиеся в этой стране. Каждая индийская женщина несёт на себе отпечаток среды и моральных устоев, которые были заложены в ней с самого рождения. Здесь можно найти всю гамму противоречий в отношении к женщинам, в самих женщинах, в семейных традициях и обычаях, которые обязана поддерживать женщина.
Северная Индия долгое время находилась под влиянием мусульманской религии, и, как результат, здесь преобладают патриархальные взгляды в отношении к женщине. В племенных обществах мужчины и женщины практически равны, и отношения между ними значительно отличаются от отношений в Восточной Индии. Женщины из бедных семей, а также принадлежащие к низшим кастам, несмотря на все трудности своего существования, имеют больше власти над мужчинами и большие возможности самовыражения по сравнению с женщинами высших каст. Социальный статус зачастую предполагает, что женщине нет необходимости делать что-либо по дому или на кухне: вся эта работа выполняется огромным количеством слуг. Потеря свободы -- это цена, которую платят женщины за беззаботную и состоятельную жизнь за спиной у мужа. Женщины из высших каст также больше, чем все остальные, страдают от устоявшихся традиций и правил, переходящих из поколения в поколение: замужество в подростковом возрасте, паранджа, сжигание вдовы после смерти супруга, как это было до 1859 года, невозможность повторного брака. Женщины из высших каст выходят замуж в раннем детстве по договорённости между родителями и в случае преждевременной смерти мужа уже никогда не могут снова обзавестись семьёй.
Убийство нерождённого ребёнка, если в результате всевозможных тестов подтвердится, что это девочка, свидетельствует о важности рождения первым мальчика. В Индии считается, что только сын может продолжить род, совершить похоронные ритуалы в память об ушедших родителях, принести в дом приданое в день своей свадьбы. Дочь же надо обеспечить приданым в таком объёме, что это может навсегда посадить всю семью в долговую яму.
На юге Индии, где бытует культ матери-богини, женщины и мужчины практически равны в своих правах и некоторые женщины даже имеют право голоса в семье и на работе. В больших городах, таких как Дели, Бомбей, Калькутта, Мадрас, очень часто можно встретить образованных и независимых женщин, которые никогда не знали тяжёлой работы. С помощью огромного количества слуг и помощников они довольно успешно сочетают семью и карьеру.
Нам известны примеры судеб индийских женщин, которые добились успехов в политике и общественной работе. Истории этих женщин наталкивают нас на мысль о невозможности подобных явлений в патриархальном обществе. Индира Ганди стала премьер-министром Индии, но она была дочерью Джавахарлала Неру. Манека Ганди стала министром по вопросам экологии, но она была вдовой Санджая Ганди, сына Индиры Ганди. И таких примеров в истории Индии немало. До сих пор власть женщины без соответствующего прошлого или родственных связей была и остаётся лишь иллюзией.
В семье женщина играет отведённую ей религией роль. Будучи женой, она обязана следить за соблюдением традиций и чистотой касты; будучи матерью, она обретает силу и влияние через своих сыновей; будучи свекровью, она обладает неоспоримой властью над своими невестками и может подвергать их любым унижениям и испытаниям до тех пор, пока невестка не родит сына.
Рождение ребёнка.
Первая церемония чествования женщины имеет место на седьмом месяце ее беременности. Женщина приравнивается к Матери-Земле. Каждый член семьи приближается к ней и украшает её волосы цветами, руки виновницы торжества украшены огромным количеством браслетов, и она придерживает край сари, которое наполнено рисом, что символизирует изобилие и плодородие. До того как ребёнок появится на свет, родители и родственники ничего не планируют и ничего не покупают будущему члену семьи. Одежда, которую первый раз надевают на новорожденного, не должна быть новой, обычно она взята у родственников или старших детей. После того как ребёнок появился на свет, его забирают у матери и не показывают ей 6--10 дней. Зачастую даже самым близким друзьям не сообщают о рождении ребёнка. Причина такой традиции, возможно, кроется в высоком уровне детской смертности. Когда ребёнку исполняется шесть месяцев, происходит религиозная церемония, в процессе которой он получает впервые твёрдую пищу. Первая стрижка малыша должна производиться отцом в присутствии гостей и также считается важным событием.
Дочь или сын?
Мужчина неполноценен без жены и детей. Согласно индуистской религии существует особый ад, который называется на хинди "пут", от которого спасти родителей может только рождение сына ("путра"). Рождение дочери зачастую либо не празднуют вообще, либо отмечают намного скромнее, чем рождение сына. Однако это скорее характерно для бедных семей, которые должны всю жизнь работать для того, чтобы обеспечить достойное приданое своей дочери. После свадьбы дочь навсегда покидает родительский дом и уходит в семью мужа. Замужество дочери настолько отдаляет её от родителей, что если отец придёт навестить дочь, он должен будет заплатить ей даже за выпитый стакан воды.
Воспитание
Мать и сын
Самые прочные отношения, независимо от касты и социального статуса семьи, складываются между матерью и сыном. Самая важная миссия в жизни каждой женщины -- это рождение сына. Если первый ребёнок -- дочь, то близкими и родственниками ее появление на свет воспринимается, как поражение молодой жены. Для любой индианки сын -- ключ к власти и уважению со стороны окружающих её людей. В дальнейшем даже самые современные и образованные из сыновей всегда и во всем советуются со своими матерями. И слово матери в отношении их будущего является неписаным законом.
Отношение к девушке в семье
Даже в самых образованных семьях менструация воспринимается как период ритуального осквернения. Женщины в такие дни оставляют все домашние хлопоты на слуг или дочерей. Некоторые девушки из довольно религиозных семей принимают специальные таблетки с целью регулирования своего цикла, что даёт им возможность участвовать в некоторых особо важных религиозных церемониях.
Жизнь после жизни
Смерть в Индии рассматривается, как освобождение -- душа сбрасывает с себя маску и костюм тела и освобождается на какое-то время, до наступления следующего перевоплощения. Подготовка к смерти ведется на протяжении всей жизни. Ритуалы, совершаемые после смерти, отражают весь путь, который должна пройти душа перед последующим перевоплощением. Кремация должна быть совершена как можно скорее, но в специально отведённое время. Последующие церемонии проводятся на четвертый, десятый и четырнадцатый дни. После траура наступает период, на протяжении которого должно произойти примирение с фактом смерти и возвращение к проблемам жизни; старший сын становится главой семьи, а жена -- вдовой. С 1859 года женщинам было официально разрешено повторно выходить замуж. Сати --обряд, по которому жена сжигалась заживо на похоронах мужа, -- был отменен. Однако закон не смог нарушить традиции, запрещающие женщинам после смерти мужа надевать одежды ярких цветов, рисовать точку на лбу, украшать волосы цветами или носить браслеты. В некоторых кастах женщина после смерти мужа обязана побрить волосы или изменить причёску. В то же время на мужчину, у которого умерла жена, не накладываются никакие ограничения.