Возникновение и развитие идейного течения сирхак

Термин сирхак в корейской историографии, как Северной, так и Южной, трактуется в целом одинаково: «науки, имеющие практиче­ское применение». Считается, что понятие сирхак стало употреблять­ся в Корее еще в эпоху Коре для противопоставления наук о кон­кретном управлении государством, ведении хозяйства и военном де­ле «абстрактным» рассуждениям о морали и нравственности. Иногда под сирхак имели в виду «практическое» конфуцианство в противо­положность «абстрактному» буддизму.

Корейский мыслитель Ли И (1536-1584), который еще не принад­лежал к идейному течению сирхак, вложил в это понятие новое значе­ние: «реальны» те науки, которые имеют практическое применение.

Представители сирхак периода позднего Чосона (1600-1897)[191] по­нимали под «реальными науками» разработку проектов реформ в сфере землепользования, управления государством, изучение агротех­ники, естественных наук, в частности географии, поиски путей разви­тия ремесел и торговли, производства новых предметов «заморского», т. е. европейского, типа, переосмысление истории Кореи в условиях появления новых сведений о мире и новой ситуации в окружающих Корею странах. Сирхак как «реальные науки» противопоставлялись этими учеными «абстрактному» неоконфуцианству Чжу Си.

Истоки идейного течения сирхак определяются в отечественной и корейской историографии несколько различно. Корейские ученые считают, что идейное течение сирхак возникло главным образом в связи с рядом социально-экономических изменений в Корее XVII-XVIII вв. Что касается влияния Запада, то говорится лишь о том, что уже сформировавшееся идейное течение сирхак критически вос­принимало и оценивало западную общественную мысль. В отечествен­ной историографии указывается на известную роль в возникновении и формировании сирхак западной общественной мысли, а также хри­стианской религии, с которыми ранние сирхакисты знакомились че­рез Китай или Японию.

Относительно периодизации, т. е. определения времени начала и завершения сирхак, единое мнение также отсутствует. Ранняя северо­корейская и отечественная историография ведут начало сирхак от на­чала деятельности ряда ученых XVI в., таких, как Хан Бэккём (1552-1615) и Ли Сугван (1563-1628). Считается, что Хан Бэккём в своем труде «Описание географии Кореи» («Тонгук чиричжи») критико­вал «иностранную», главным образом китайскую, трактовку фактов истории Кореи и взгляд на ее географию. К тому же он занимался реформированием системы землепользования, в частности принимал участие в разработке закона о взимании податей тэдонпоп, который явился шагом на пути формирования в Корее товарно-денежных от­ношений. Ли Сугван также обращал внимание на необходимость из­менений в политике, управлении хозяйством страны, организации ар­мии. Кроме того, Ли Сугван стал знаменит своими естественнонауч­ными воззрениями, утверждая, в частности, что небо — это всего лишь пустота над землей и поэтому оно не обладает никакой особенной си­лой, что шло вразрез с традиционными представлениями о Небесах и воле Неба.

Однако некоторые южнокорейские ученые склонны принимать за точку отсчета идейного течения сирхак лишь XVII в., полагая, на­пример, что особые естественнонаучные взгляды Ли Сугвана и то, что он знакомил корейцев с католицизмом, недостаточно для того, чтобы относить этого мыслителя к идейному течению сирхак.

В таблице 2 приводятся имена, литературные псевдонимы, даты жизни основных представителей школы сирхак и особенности перио­дизации этого идейного течения.

Таким образом, время расцвета сирхак приходится на период с конца XVII до начала XIX столетия.

Действительно, XVII век, который характеризуется значительны­ми изменениями в сфере сельскохозяйственного производства, имев­шими колоссальные социально-экономические последствия; приходом к власти «варварской», с точки зрения корейцев, маньчжурской дина­стии Цин; началом знакомства с культурой и достижениями Запада, христианской религией с ее идеями равенства перед Богом, не мог не стать временем появления и расцвета в Корее новых идей.

Обычно взгляды сирхакистов, живших в разное время, приня­то представлять в рамках следующих категорий: естественнонаучные воззрения, взгляды на религию и конфуцианство, проекты социально-экономических реформ, социально-политические идеи.

Таблица 2. Школа сирхак: персоналии, периодизация идейного течения

Имя Литературный псевдоним Годы жизни
Хан Бэккём Куам 1552-1615
Ли Сугван Чибон 1563-1628
Ким Юк Чамгок 1580-1658
Лю (Ю) Хёнвон Панге 1622-1673
Ли Ик Сонхо 1681-1763
Хон Дэён Тамхон 1731-1783
Пак Чивон Ёнам 1737-1805
Пак Чега Чхочжон 1750-1815
Чон Ягъён Дасан 1762-1836
Ли Гюгён Очжу 1788-1860
Чхве Ханги Хеган 1803-1879

Примечание: Выделены имена и годы жизни тех мыслителей, которые безого­ворочно признаются как представители школы сирхак.

В настоящей главе основное внимание будет уделено воззрениям ученых школы сирхак, связанным с вопросами реформирования ко­рейского общества.

Наши рекомендации