Анализ второй части стихотворения.

История написания стихотворения.

Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где «скрипят уключины» и «визг женский», где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой «дачной жизни» в мире происходило еще и нечто иное.

«Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась «Незнакомка». Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны «шлагбаумы», на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне «Незнакомки».

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

- Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо? Расскажите об истории написания стихотворения.

- Как построено стихотворение, какова его композиция?

Анализ первой части стихотворения.

- Что же автор рисует в первой части? Покажите примерами из текста.

- Какие предметы преобладают в этой картине?

- Какие глаголы употребляются? Определите их время. Какое значение добавляют эти глаголы?

-Зрительная картина подкреплена звуковой. Приведите примеры. Какую смысловую нагрузку несёт звукопись в первых строфах?

- Каково пространство пошлого мира, который Блок рисует в первых строфах произведения?

- Как воспринимает себя лирический герой в этом мире?

- Почему 3и 5 строфы начинаются одинаково?

- Обратимся ещё раз к 1 строфе. Как вы думаете, только ли о ресторане идет речь в стихотворении?

- Каковы особенности образов в этой строфе?

- Какой лексики больше в первой части стиха, «высокой» или «низкой»? Приведите примеры.

Анализ второй части стихотворения.

- Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?

- Где же Блок видел Незнакомку?

- Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? «И каждый вечер друг единственный…»

-Давайте понаблюдаем, какие звуки преобладают в этой части стихотворения.

- Что происходит с пространством во второй части стихотворения?

- Какой символический смысл имеет образ реки?

- Ещё два символических образа мы видим в этих строчках – это перья и крылья. Символом чего они являются?

- Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, она построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

- Мы видим, что, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду. Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?

- Как изображается главная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.

- Какие детали в образе Незнакомки выделяет для себя лирический герой? Почему?

- Чем близок, находясь «среди пьяных», лирический герой таинственной Незнакомке?

- Что, по -вашему, является «очарованной далью» для лирического героя?

- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: «Я знаю: истина в вине»?Что он имеет ввиду?

- О каком вине идёт речь? Не метафора ли это?

- Сколько всего строф в стихотворении? В скольких из них описывается пошлый мир, а в скольких – возвышенный мир?

- В чём символичность чисел?

Наши рекомендации