ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 и № 4
ПОЭЗИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЕРЕСЕЙ
План
1. Предпосылки возникновения поэзии религиозных ересей.
2. Общая характеристика философского вольнодумия. Творчество Ибн Сины. Основные труды Авиценны.
3. Философские и религиозные основы исмаилизма. Основные идеи, темы, влияние на классический литературный канон фарсияззычной литературы.
4. Творчество Насира Хосрова: своеобразие лирики, «Книга путешествий» как первый образец путевых очерков языка фарси.
5. Суфизм и его влияние на фарсиязычную литературу. Основные положения суфизма. Поэтика суфийской литературы.
6. Творчество Мушрифа Саади. Общая характеристика. Газели Саади и их особенности. Музыкальность, реалистичность, логическая убедительность описанных переживаний. Саади — основоположник теории гуманизма (адамият) в персидской литературе.
7. Поэмы «Гулистан» и «Бустан» Саади: жанр мудрых рассуждений как особое литературное направление, поэтика, образы и символы.
ТЕКСТЫ для чтения
Н. Хосров. «Книга путешествий» («Сафар-намэ»). Лирика.
М. Саади. «Гулистан». «Бустан».
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР. Ч—1. Таджикско—персидская поэзия X—XV вв. — Казань. 1990. — 184 с.
Брагинский И.С. 12 миниатюр. От Рудаки до Джами. 2—ое изд., дополн. — М.: Худ.лит.. 1976. — 302 с.
Бурханов А.А. История и культура Ирана. Страноведение. Казань: Gumanitarya. 2004.—200с.
Ганиева Р,К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. Казань: Изд—во КГУ, 1988. — 73 с. Шарипов A.M. Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко—татарской литературе (ХШ—XV вв.). — Казань: Изд—во Казан, ун—та, 2001 — 364 с.
Конрад Н. И. Запад и восток. (Любое издание)
Поспелов Г. Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М., 1988г.
История всемирной литературы. М., 1983г., т. 1.2.3. (Главы по изучаемым темам).
Ришка Я. История персидской и таджикской литературы. М., 1977г.
Шукуров В. Д. «Шах—наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. М., 1983.
Адам Мец. Мусульманский Ренессанс. — М.: Наука, 1966. — 458 с.
Бертельс Е.Э. Избранные труды. История персидско—таджикской литературы. — М.: Изд—во вост.лит.. 1960. — Т. 1. – 556 с.
Занд М.И. Шесть веков славы. Очерки персидско—таджикской литературы. — М: Наука, 1964. — 252 с.
Литература Востока в Средние века. — М.: Изд—во МГУ, 1970. — Часть 2.— 463
Семантика образа в литературах Востока. Сб. ст.— М.: «Восточная литература» РАН, 1998. — 286 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
РАЗВИТИЕ ЖАНРА «ХАМСЕ» В ТВОРЧЕСТВЕ Г. НИЗАМИ
План
1. Общая характеристика творчества Г. Низами.
2. «Пятерица» Низами: специфика жанра «хамсе».
3. Фольклорная основа поэм «Хосров и Ширин» и «Лейли и Меджнун», образы героев, особенности стиля, тематика.
4. Интерпретация темы любви в поэме «Лейли и Меджнун».
5. «Искандер-намэ» как историческая поэма: специфика, поэтика, образы и символы.
ТЕКСТЫ для чтения
Г. Низами. «Хосров и Ширин». «Лейли и Меджнун». «Искандер-намэ».
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР. Ч—1. Таджикско—персидская поэзия X—XV вв. — Казань. 1990. — 184 с.
Бурханов А.А. История и культура Ирана. Страноведение. Казань: Gumanitarya. 2004.—200с.
Ганиева Р,К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. Казань: Изд—во КГУ, 1988. — 73 с. Шарипов A.M. Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко—татарской литературе (ХШ—XV вв.). — Казань: Изд—во Казан, ун—та, 2001 — 364 с.
Занд М.И. Шесть веков славы. Очерки персидско—таджикской литературы. — М: Наука, 1964. — 252 с.
Литература Востока в Средние века. — М.: Изд—во МГУ, 1970. — Часть 2.— 463
Низами Гянджеви. Хосров и Ширин. — М.: Худ.лит., 1985. — Том второй. — 478 с.
Низами Гянджеви. Лейли Меджнун. — М.: Худ.лит. 1986. — Том третий. — 366 с.
Низами Гянджеви. Семь красавиц. — М.: Худ.лит. 1986. Том четвертый. — 366 с.
Низами Гянджеви. Искандер—наме в двух книгах. — М.: Худ.лит.. 1986. —Том пятый, —782с.
Бертельс Е.Э. Избранные труды. Низами и Физули. — М.: Изд—во вост.лит., 1962. —Т.2. — 554 с.
Гаджиев А.А. Ренессанс и поэзия Низами Гянджеви. — Баку: Элм. 1980.—204 с. Гаджиев Ариф. Ренессансный мир «Хамсе» Низами Гянджеви.—Баку: Мутарджим, 2000.— 296 с.
Низами Гянджеви:' Собрание сочинений: В 5 т.: Пер. с фарси / Низами Гянджеви; Редкол.: Р. Алиев и др.; Сост., науч. подгот. текстов, коммент. и слов. Р. Алиева; Вступ. ст. М. Ибрагимова. — М.: «Художественная литература», 1985.
Бертельс Е. Э. Великий азербайджанский поэт Низами. — Баку: издательство АзФАН, 1940
Бертельс Е. Э. Низами и Физули. — М., 1962
Крымский А. Е. Низами и его современники. — Баку: «Элм», 1981.
Крымский А. Е. История Персии, ее литературы и дервишеской философии. — М., 1909
Вульфсон Э. Персы в их прошлом и настоящем. — М., 1909
История персидской и таджикской литературы. / Под ред. Яна Рипка. — М., 1970
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА «ХАМСЕ» В ТВОРЧЕСТВЕ А. НАВОИ
План
- Творчество А. Навои. Лирика: основные темы, образы, мотивы, поэтика.
- Эволюция жанра хамсе в творчестве А. Навои: традиции и новаторство.
- Поэмы «Фархад и Ширин» и «Лейли и Меджнун» (в сравнении с поэмами Низами)
ТЕКСТЫ для чтения
А. Навои. Лирика. «Фархад и Ширин». «Лейли и Меджнун».
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР. Ч—1. Таджикско—персидская поэзия X—XV вв. — Казань. 1990. — 184 с.
Бурханов А.А. История и культура Ирана. Страноведение. Казань: Gumanitarya. 2004.—200с.
Навои Алишер. Лирика. — М. — СПб.: Диля, 2000. — 320 с.
Навои Алишер. Избранные стихотворения. I кн. — Ташкент: Изд—во ЦК Компартии Узбекистана, 1983. — 208 с.
Навои Алишер. Поэмы. 2 кн. — Ташкент: Изд—во ЦК Компартии Узбекистана. 1983. — 335 с.
Навои Алишер. Фархад и Ширин. — Ташкент: Изд—во лит. и искусства им. Гафура Гуляма. 1985. — 351 с. (Перевод Льва Пеньковского).
Навои Алишер. Лейли и Меджнун. — Ташкент: Худ.лит.. 1957. — 176 с. (Перевод Семена Липкина).
Бертельс Е.Э.Избранные труды. Навои и Джами. — Наука. 1965. Т.4.—498 с. Брагинский И.С. Ибн Сина — поэт // Вопросы литературы. — 1980. —№ 9.—С. 162—178.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
А. ДЖАМИ — ПОСЛЕДНИЙ КЛАССИК ФАРСИЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
План
- Лирика А. Джами: особенности тематики и стиля.
- Жанровые особенности газели Джами. Новаторство в жанре касыды (диваны «Предисловие юности», «Среди ожерелья» и «Заключение жизни»).
- Отражение суфийских и светских мотивов, пантеистических воззрений в «Семерице» («Семь корон, или созвездие Большой медведицы»): «Саламан и Абсаль», «Дар благородных», «Четки праведных», «Йусуф и Зулейха», «Лейли и Меджнун». «Золотая цепь», «Книга мудрости Искандера»).
- Поэма «Бахаристан» А. Джами и «Гулистан» Саади (сравнительный аспект)
ТЕКСТЫ для чтения
А. Джами. Лирика (диваны «Предисловие юности», «Среди ожерелья», «Заключение жизни»). «Бахаристан». «Саламан и Абсаль».
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР. Ч—1. Таджикско—персидская поэзия X—XV вв. — Казань. 1990. — 184 с.
Бурханов А.А. История и культура Ирана. Страноведение. Казань: Gumanitarya. 2004.—200с.
Джами. Саламаи и Абсаль. — Душанбе: Ирфон, 1967. — 122 с.
Джами Абдуррахман. Лирика. — М. — СПб.: Диля, 2001. —320 с.
Курбанмамадов А. Эстетика Абдурахмана Джами. — Душанбе: Дониш, 1984.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
ПОЭМА ШОТА РУСТАВЕЛЛИ «ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ»
План
- Общая характеристика творчества Ш. Руставели.
- Поэма «Витязь в тигровой шкуре»: история создания, своеобразие композиции.
- Национальная специфика поэмы, историческая основа, тематика, образы и мотивы, особенности стиля.
ТЕКСТЫ для чтения
Ш. Руставели. «Витязь в тигровой шкуре».
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР. Ч—1. Таджикско—персидская поэзия X—XV вв. — Казань. 1990. — 184 с.
Марр Н. Вступительные и заключительные строфы "Витязя в барсовой коже" Шоты из Рустава (Тексты и разыскания по арм.-груз. филологии, XII)
Марр Н. Грузинская поэма "Витязь в барсовой шкуре" Шоты из Рустава и новая культурно-историческая проблема, Известия Ак. наук, 1917, стр. 415—506
Марр Н. Древнегрузинские одописцы (Тексты и разыскания по арм.-груз. фил., IV)
ХахановА., Очерки по истории грузинской словесности, вып. III, М., 1901 (во многом устаревшая книга)
КекелидзеК., История грузинской литературы, т. II, Тифлис, 1924.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10