В научной литературе. Оценка первых славянских переводов Кирилла и Мефодия 5 страница

Специализированные учреждения, воспитывающие переводчиков, появляютсятся в Европе и на других континентах только в XX в. Одним из первых таких учреждений были специальные курсы устных переводчиков, открытые в Германии при Министерстве иностранных в 1921 г. Следом за ними на базе университетов возникают «высшие школы» академического уровня: в Гейдельберге (1935), Женеве 1), Вене (1943), Париже (1957). С первых лет своего существования переводческую специализацию имеет основанный в 1930 г. Московский государственный педагогический институт иностран-языков имени Мориса Тореза (ныне Московский государствен. лингвистический университет— МГЛУ). Сейчас в разных странах существует разветвленная сеть пере-водческого образования, включающая государственные университеты, государственные и частные институты переводчиков, училища, курсы. Познакомимся с этими возможностями, а также со спецификой обучения на примере нескольких стран. Предварительно отметим, что с 1964 г. существует особое международное объединение высших учебных переводческих учреждений, представляющее собой одновременно и экспертный совет по оценке уровня переводческих учреждений CIUTI (Conference Internationale Per­lte d'Instituts Universitaires pour la formation de Traducteurs et rpretes). Учебные заведения, входящие в CIUTI, считаются особенно престижными. В приведенном ниже обзоре, отнюдь не претендующем на полноту мы познакомимся лишь с некоторыми из ведущих учреждений, где происходит обучение переводу. Наша задача кратко обрисовать специфику и диапазон дидактических возможностей.

Австрия. Обучение переводчиков осуществляется в трех университетах: в Вене, Граце и Инсбруке. Членом CIUTI является только

Венский университет. При Венском университете в настоящее время существует Институт подготовки письменных и устных переводчиков. Обучение разбивается на два этапа: подготовительный (4 семестра) и основной (4 семестра). Уже на первом этапе студенты специализируются либо на устном, либо на письменном переводе. На подготовительном этапе читаются следующие лекционные курсы:«Введение в специальность переводчика», «Введение в языкознание», «Основы экономики и права», «Интернациональные организации», «Страноведение»; проводятся семинары: по технике речи, по переводческой нотации (для устных переводчиков), по теории и практике работы с терминологией (для письменных переводчиков) _ совершенствуются знания в области двух иностранных языков. На ос­новном этапе значительную долю теоретических занятий составля­ют лекции и семинары по теории перевода и дисциплины специа­лизации: специальный и литературный перевод у письменных переводчиков, последовательный и синхронный перевод у устных переводчиков. В конце обучения студенты защищают дипломную работу по теории перевода, лингвистике или критике перевода. Прак­тика (работа переводчиком) за время обучения должна составлять, как минимум, 4 месяца.

Германия. Профессию переводчика можно получить в одном из восьми государственных университетов (Гейдельберг, Майнц, Саарбрюкен — члены CIUTI; Берлин, Лейпциг, Дюссельдорф, Хильдесхайм, Бонн); в трех специализированных высших шко­лах (Кельн, Фленсбург, Магдебург), а также в частных учрежде­ниях и на курсах. Обучение, как и в Австрии, делится на подгото­вительный (4 семестра) и основной (4-5 семестров) этапы. Однако в реальности студенты учатся 5-6 лет, что дозволяется, так как график занятий весьма напряженный. В специализированных выс­ших школах условия обучения гораздо строже: время обучения составляет 8 семестров, а все дополнительные предметы обяза­тельны. Специализация по устному или письменному переводу приходится обычно на конец подготовительного этапа. Во всех названных вузах преподаются: теория языка и перевода, страно­ведение, два иностранных языка, родной язык (стилистика, уст­ные речевые навыки), устный последовательный и синхронный перевод, письменный перевод (общий на 1-м этапе, специализи­рованный от музыковедческого до философского на 2-м этапе), ка­кой-либо дополнительный предмет, как правило по выбору. От­носительно дополнительных предметов существуют, однако, и специализации по университетам (в Гейдельберге — право и эко­номика; в Майнце — техника и медицина и т. п.). Практика реко­мендуется, но обязательной является только во Фленсбурге (1 год в Англии). В связи с тенденцией последних лет в Гейдельберге. Дюссельдорфе, Хильдесхайме, Бонне и Лейпциге отказались от большей части объема обучения переводу на иностранный язык. Обучение художественному переводу включено в программу толь­ко в Дюссельдорфе. На коммунальном переводе специализируется Магдебург. В Боннском университете в качестве языков перевода можно выбрать сочетание восточных и европейских языков. Вы­пускные экзамены состоят из 5 компонентов, в число которых вхо­дит защита дипломного сочинения.

Среди частных вузов наиболее известным является Институт ино­странных языков и перевода в Мюнхене, где существуют различные комбинации переводческого обучения, включая вечернее, и в сред­нем оно длится 3 года.

Франция. Всемирно известным учебным заведением является в стране ESIT (Ecole Supereure d'Interprètes et Traducteurs) —

Высшая школа устных и письменных переводчиков при Сорбонне. Это государственное учебное заведение с конкурсными вступительными экзаменами. Обучение длится 3 года и предполагает очень хорошую подготовку по двум иностранным языкам, которая и проверяется во время конкурсных испытаний. Устный и письменный перевод с самого начала резко отграничены в обучении. Теоретических дисциплин немного: введение в лингвистику (1-й год обучения, введение в теорию перевода (преимущественно анализ дискурса — 2-й год). Практический перевод начинается с первого года обучения. На отделении письменных переводчиков это перевод только на родной язык; устные переводчики обучаются по методике . Селескович («теория смысла»), поэтому на I курсе не переводят, в основном пересказывают тексты. На II курсе письменные переводчики начинают переводить специальные тексты (экономика, техника), а устные переводят последовательно, осваивают персводческую скоропись, начинают переводить синхронно. Третий год обучения у письменных переводчиков посвящен совершенствованию стиля на усложненном материале; у устных переводчиков — совершенствованию навыков конференц-перевода с двух иностран языков. Дополнительные предметы — экономика, право — являются обязательными. Заграничные стажировки во время обучения не практикуются. Образование переводчика можно получить также в Высшем институте переводчиков (Париж), в Национальном институте восточ языков (Париж), а также в Высших школах в Лилле, Тулузе и Страсбурге. Всюду обучение предполагает предварительное знание языков на уровне билингвизма и длится 1-2 года.

Швейцария. В этой стране большую роль играет внеуниверситетское обучение переводу. Только в Женеве Высшая школа пере­вода входит в состав университета и является членом СIUTI. Здесь обучение длится 4 года. Целенаправленное переводческое обучение начинается только на третий год. Устный перевод отграничен в обучении от письменного. Студенты овладевают двумя иностран-и языками и по каждому из них обязаны пройти заграничную практику в течение одного семестра. В число теоретических дисциплин входят лингвистика и лингвистика текста (I курс), теория перевода (III—IV курс). Право и экономика являются обязательными предметами.

Среди частных школ наиболее известны школы в Сан-Галлене и Цюрихе.

Бельгия. Все 5 школ находятся в Брюсселе. Наблюдается тенденция к переводу только на родной язык.

Великобритания. Обучение устному и письменному переводу осуществляется на специальных магистерских курсах в 5 университетах Англии: Вестминстер, Бат, Салфорд, Брэдфорд, Хэрриотт-Уотт. С сентября 2001 г. свою магистерскую программу по устному переводу открыл университет Лидса. Бат, Хэрриотт-Уотт и Брадфорд яв­ляются членами СШТ1.

Как и во Франции, предварительным условием для поступления на курсы является достаточная языковая подготовка. Ее доказатель­ством служит, как правило, степень бакалавра по иностранным язы­кам (филологии). В исключительных случаях ко вступительным эк­заменам допускаются билингвы с детства с опытом языковой работы и с высшим университетским образованием в других областях зна­ний. Вступительные экзамены состоят из 7 видов испытаний. Со­гласно современным тенденциям, обучение ведется в основном с ино­странного языка на родной.

Обучение занимает 1 год и включает в себя три триместра. В рамках 1 -го и 2-го триместра возможны 5-6 модулей обучения и, соответствен­но, специализация либо на устном, либо на письменном переводе. К обу­чению синхронному переводу и теории перевода приступают со второ­го триместра. Начиная с последнего месяца первого триместра обучающиеся раз в две недели проходят тренинг в качестве конференц-переводчиков по типовым темам. Во время пасхальных каникул в апре­ле стажеры в обязательном порядке проходят практику в течение 2-4 не­дель в какой-либо международной или европейской организации (ООН, ЮНЕСКО и т. п.). В последнем триместре пишется магистерская дис­сертация по теории перевода либо научно-практическая работа, пред­ставляющая собой комментированный перевод сложного текста.

Практикуется приглашение известных переводчиков-профессио­налов для проведения «мастер-классов».

США, Канада. В США известны 4 высших учебных заведения, которые готовят переводчиков: Монтерейский институт переводчи­ков (Калифорния), Нью-Йоркский университет, Университет штата Айова (специализируется на художественном переводе) и универси­тет в Вашингтоне. Все они входят в CIUTI.

Самым популярным на сегодня является Монтерейский институт. Это единственное учебное заведение в США, где преподается перевод на иностранный язык и где обучают синхронному переводу. Устный перевод не отделен от письменного. От абитуриентов требуется знание иностранного языка на уровне билингвизма и некоторый практический опыт переводческой работы. Необходимо также иметь хотя бы несколь­ко курсов высшего образования в другом вузе. Обучение длится 2 года. На I курсе осваивается терминология в разных сферах (общественно-политическая, экономическая, юридическая); здесь разработаны уни­кальные методики усвоения больших блоков лексики с соответствиям в активный запас (методика А. Фалалеева); студенты знакомятся также с менеджментом перевода. Юридические и экономические тексты студенты учатся переводить на I курсе, технические и политические — на 2 курсе. Обучение сокращенной переводческой записи не проводится. Роль теории в обучении слабая, подчиненная. В Монтерее готовят пере­водчиков самого широкого профиля без ограничения тематики, поэтому на выпускном экзамене студент может получить для перевода текст любой тематики без подготовки. Обучение в Монтерейском институте платное (около 13 тыс. S в год). В Канаде переводчиков готовит Монреальский университет (Соcordia-University). Он также является членом CIUTI.

Россия. Обучение профессиональных переводчиков осуществляется либо в рамках специальности «Лингвистика и межкультур коммуникация», либо в рамках специализации при базовой специальности «филолог». Наиболее известным вузом, который готовит переводчиков, является МГЛУ. Обучение длится 5 лет. Специализация по устному либо письменному переводу происходит на 3 курсе. Обучение устному переводу включает устный последовательный и синхронный перевод, технику переводческой скорописи; письменные переводчики обучаются переводу научно-технической, юридической, художественной литературы. На филологических фак-тетах университетов (таких, как Санкт-Петербургский) программа обучения переводу либо интегрирована в филологическое обучение в течение всех 5 лет, либо предлагается на IV-V курсах е дополнительной двухгодичной специализации. Здесь, как правило, студенты получают квалификацию и устного, и письмен переводчика. Есть негосударственные вузы, разработавшие собственные программы переводческого обучения. Одним из таких вузов является Институт иностранных языков (Санкт-Петербург), где обучение устному и письменному переводу начинается с III курса, но программы по другим предметам (русский язык, иностранный язык, второй иностранный язык) сориентированы на подготовку к будущей спе­циальности.

В разных городах России есть также возможность обучаться на платных курсах референтов-переводчиков.

Необходимость теоретического осмысления переводческой деятельности. Возникновение и развитие лингвистического переводоведения.

Сдобников (стр. 69-71)

Лингвистическая теория перевода имеет дело как с текстами на исходном языке (ИЯ) и языке перевода (ПЯ), так и с самим процессом преобразования тек­ста оригинала в текст перевода. Переводческая деятельность по определению носит посреднический характер. Благодаря переводу обеспечивается возможность межъязыковой коммуникации. А это означает, что для создания полноценного перевода переводчик должен принимать во внимание особенности авто­ра исходного сообщения и получателей этого сооб­щения, их знания, опыт, а также особенности вос­приятия людей, которым предназначается перевод, и все прочие аспекты межъязыковой коммуника­ции, влияющие на ход и результат переводческого процесса. Это означает, что предмет теории пере­вода имеет комплексный характер и не ограничи­вается лишь процессом перевода и его результатом. Лингвистическая теория перевода рассматривает перевод в широких рамках межъязыковой комму­никации и изучает все ее аспекты и определяющие факторы, как собственно языковые, так и внешние по отношению к языку, но прямо или косвенно вли­яющие на выбор языковых единиц в процессе пе-ревода.

Под объектом лингвистичес­кой теории перевода мы будем понимать посредни­ческую переводческую деятельность в рамках межъязыковой коммуникации, представленную как непосредственно (процесс), так и опосредованно, то есть отраженную в результатах переводческого процесса. Предметом теории перевода является изучение закономерностей переводческого процес­са, факторов, влияющих на протекание процесса перевода и определяющих результат перевода.

В.Н.Комиссаров формулирует следующие за­дачи лингвистической теории перевода:

1. раскрыть и описать общелингвистические ос­новы перевода, т.е. указать, какие особенности язы­ковых систем и закономерности функционирова­ния языков лежат в основе переводческого процес­са, делают этот процесс возможным и определяют его характер и границы;

2. определить перевод как объект лингвистичес­кого исследования, указать его отличие от других видов языкового посредничества;

3. разработать основы классификации видов пе­реводческой деятельности;

4. раскрыть сущность переводческой эквивален­тности как основы коммуникативной равноценнос­ти текстов оригинала и перевода;

5. разработать общие принципы и особенности построения частных и специальных теорий перево­да для различных комбинаций языков;

6. разработать общие принципы научного описа­ния процесса перевода как действий переводчика по преобразованию текста оригинала в текст пере­вода;

7. раскрыть воздействие на процесс перевода прагматических и социолингвистических факторов;

8. определить понятие «норма перевода» и раз­работать принципы оценки качества перевода.

Алексеева (стр. 48-49)

Как уже отмечалось выше, процесс перевода — это процесс, связанный с речевой реали­зацией двух языков. Переводоведение, ориентированное на кон­кретную пару языков (скажем, английский и русский), описывает потенциальные варианты соответствий между этими языками (экви­валенты), а также факторы и критерии их выбора. При этом ставятся и решаются следующие задачи:

1. Разработка теоретических основ для описания отношений экви­валентности, как общих, так и связанных с определенными языко­выми единицами.

2. Сопоставление двух языков на фонетическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом, семантическом, стилистиче­ском уровнях с целью выработки потенциальных единиц эквива­лентности.

3. Описание на материале двух языков отдельных трудностей пере­вода, связанных с проблемными языковыми явлениями, имеющими различия в принципах оформления в разных языках, а также контрастивных явлений (например, метафоры, игра слов, историческое, со­циальное и территориальное расслоение языка, экзотизмы и ситуа­тивные реалии).

Лекция 8

ПЛАН

1. Ранние работы по теории перевода в России.

2. Теория непереводимости и ее опроверже­ние.

3. Перевод как искусство и как объект научного исследования. Многогранность и сложность переводческой деятельности.

4. Ведущая роль языкознания в переводческих исследованиях. Изучение перевода методами других наук.

5. Повышенные требования к точности перевода информативных текстов.

6. Специализация и технизация переводимых текстов, их тематическое, языковое и стилистическое разнообразие.

7. Проблема специализации переводчика.

8. Использование канонических переводов.

Наши рекомендации