В результате изучения музыки ученик должен

Пояснительная записка

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

· 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год; Авторская программа В.М. Самигулиной.

-утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

-требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Целью уроков музыки в 7 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки. Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.

Тема первой четверти: «Музыкальный образ».

Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия».

Тема третьей четверти: «Что значит современность в музыке»

Тема четвертой четверти: «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» и музыки»

Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной стороны разных музыкальных произведений, их многообразие в различных музыкальных жанрах. Тема первой четверти раскрывается по двум направлениям:

- виды музыкального образа;

-средства музыкальной выразительности, способствующие раскрытию образной стороны музыкального произведения.

Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении многообразия музыкальных образов и способов их развития.

Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия» развивается по двум направлениям:

- принципы построения музыкальной драматургии;

- многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.

Реализация темы «Музыкальная драматургия» строится на выявлении взаимосвязей между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения.

Темы второго полугодия «Что значит современность в музыке»и «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая» Важной линией реализации тематических блоков является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часа.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.

Тематическое планирование по предмету «Музыка» 7класс (35 часа).

Содержание Кол-во часов
  1 четверть Тема «Музыкальный образ». 9 часов
1. Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России   1 час
2. Образ покоя и тишины 1 час
3. Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны 1 час
4. Образы войны и мира   1 час
5. Образы войны и мира 1 час
6. Драматический образ 1час
7. Лирический образ 1 час
8. .Образ страдания 1 час
9. Образ борьбы и победы 1 час
  2 четверть «Музыкальная драматургия» 7часов
10. Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа 1 час
11. Жизнь музыкальных образов в одном произведении 1час
Жизнь музыкальных образов 1 час
Жизнь музыкальных образов в одном произведении 1 час
14. Противоборство музыкальных образов в одном произведении 1 час
Противоборство музыкальных образов в одном произведении 1 час
. Обобщение темы полугодия «Музыкальный образ» 1 час
  3 четверть Тема «Что значит современность в музыке?». 10 часов
17. Введение. История развития музыкального искусств 1 час
18-20 Музыкальные стили: средневековье, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, модерн, авангард. 2часа
Введение. Понятия – «лёгкая» и «серьёзная» музыка. 1 час
22. Эстрадный жанр. 1 час
6. . Танцевальная музыка. 1 час
7. Джаз. 1 час
8. Жанр – оперетта. 1час
9. Жанр -мюзикл 1час
10. Музыкальная викторина по теме «Музыкальные жанры». 1час
  4 четверть. Тема «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки». 9 часов
1. Взаимопроникновение музыкальных жанров 1час
2. Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке«Великие наши «современники». 1час
3-4 Западноевропейская классика XIX века.Автобиографическая соната Л. Бетховена 2 часа
Русская классика XIX века. Симфонии П.И. Чайковского 1час
6. Русская классика XX века.Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского 1час
7. Обобщение темы «Великие наши «современники». Творческая работа: кроссворд «Музыкальные жанры». 1час
8. Связь времен в музыке 1час
9. Обобщение темы «Великие наши «современники». Творческая работа:кроссворд  
       

В результате изучения музыки ученик должен

Знать/понимать

· -специфику музыки как вида искусства;

· -значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

· -возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

· -основные жанры народной и профессиональной музыки;

· -многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· -основные формы музыки;

· -характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

· -виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

· -имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

Уметь

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

-выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

Наши рекомендации