Необходимо посвящать в священство и
постригать в монашество как можно больше»
Эту фразу Святейший Патриах-Исповедник Тихон выкрикнул епископу Андрею (Ухтомскому) с террасы своей келлии в Донском монастыре, когда он находился под арестом, впоследствии он говорил это всем архиереям, приходящим к нему.12
Богу было угодно, дабы не прерывалась апостольская преемственность, совершение тайных хиротоний во время таких гонений. Предвидя аресты, физическое уничтожение архиереев и священников, твердые духом епископы возводили достойных в сан и оставляли после себя каноническое продолжение. Доколе остается хотя один твердо-православный епископ — Дух Истины, Дух Святый пребывает со всей Церковию. (Каноничность единоличных архиерейских хиротоний закреплена на основании церковных правил: «Кормчая» (лист 302. оборот) гласит: «Аще три епископа не обрящутся, достойно есть при двою и при едином избранию [хиротонии] быти на епископство», подтверждается это и многочисленными примерами из истории Церкви).
Священномученик Митрополит Казанский Кирилл, которого очень почитал и любил Батюшка Николай, произнес пламенные слова в защиту чести епископского сана, которым был освящен и благодатный праведный Старец Николай: «Вот, я — Епископ. Но меня сделала таковым Святая Церковь Христова. Не я сам себя поставил! Я имею на себе преемственность духовной власти Апостолов, святых учеников Христовых, рукоположивших вместо себя «мужей апостольских». Апостолы заповедали своим преемникам совершать рукоположение и далее. И так это апостольское рукоположение дошло и до меня, многогрешного... И я поставлен во Святой Церкви Епископом. И я имею на себе бремя их власти духовной...» 13
Старец, по благословению, не вышел на открытое епископское служение, он не считал необходимым ни обнародование, ни разъяснение своей епископской хиротонии, ни своей сокровенной жизни во Христе: поскольку он всегда пребывал со Христом и во Христе, и что могло быть желаннее и выше этого божественного соединения, созерцания... Все святые отцы свидетельствуют о том, что истинная христианская жизнь есть жизнь внутренняя, а не внешняя: Авва Агафон говорил, что всякий человек подобен дереву; труд телесный — листья, а хранение сердца — плод. Сердце Аввы Николая пребывало неразлучно со Христом, Старец Иосиф Афонский Исихаст так объясняет стяжание благодати: «Благодать делания уподобляется сиянию звезд, просвещения — полнолунию, а благодать совершенства — созерцания — полуденному солнцу, проходящему по небосводу.
Так вот, когда благодать умножится в человеке, и он знает все написанное, как мы сказали, он приходит в великую простоту,.. ум его расширяется, приобретая огромную вместимость... Совершается единение Бога и человека, так что он не может сам себя разделить... Только когда пройдет созерцание, он снова возвращается в свое естество. Тогда как пребывая в созерцании, он как бы другой и из Другого. Весь полностью соединяется с Богом. Думает, что у него нет ни тела, ни жилища. Весь — парящий. Без тела восходит на Небо!
Воистину велико это таинство. Ибо видит человек то, о чем язык человеческий не может рассказать.
И когда проходит это созерцание, он пребывает в таком смирении, что плачет. Как малое дитя, о том, как дает ему это Господь, тогда как сам он не делает ничего. И происходит такое осознание себя, что, если заговоришь с ним, он считает себя ничтожнейшим существом не свете.
И до тех пор, пока он так думает, ему дается еще больше» 14...
Святая простота Старца Николая, растворенная смирением и Любовию ко всему созданному Творцом, соделывала его сердце способным вместить страдания многих и многих...
Сугубая Благодать его Архиерейского достоинства изливалась на притекающих к нему со всех концов земли, и именно она давала Старцу силы быть постоянным и неиссякаемым источником помощи Божией, и мы тому смиренные свидетели. Велик подвиг взять на себя все тяготы современного мира, когда каждый требует исполнения заповедей, но от другого. За каждую душу, которой Старец помогал, он испытывал войну со злыми духами. Это был воистину великий воин Христов! Отовсюду к нему на Остров стекались многочисленные больные, оставленные медициной и зачастую брошенные самыми близкими. Страдающие от неизлечимых кровотечений жены были исцеляемы его молитвой и благословением, угасающие от всезлобного рака страдальцы получали либо облегчение, либо полное исцеление, если на то была воля Божия, по заступничеству Старца. Мучавшиеся страшными головными болями, с анализами, подтверждающими опухолевые образования, избавлялись от них после того, как кроткий угодник помазывал их Иерусалимским маслом. А сколько душ, изнуренных бесом винопития, спасенных им для вечности! Изгнание немых бесов, затворяющих уста младенцам, исцеление животных, особенно птиц, которых Старец очень любил с детства.
Теплый заступник за нас пред Богом — таковым мы все знаем великого пастыря Старца Николая, схиепископа Нектария, и исповедуем его несомненную святость.
Сила Божия, пребывающая на нем, творила и иные чудеса. Остров Талабск, простые сердцем жители, видели эту святость молитвенника. Когда он шел по Острову, к нему выбегали за благословением. Каждый день Старец благословлял Остров, а через него и весь мир, крестообразно во все четыре конца, обращаясь лицом ко крестам Никольской Церкви. Он молился о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных, о временах мирных всему миру, просил милости Божией всем людям. Как достойно описать эту многотрудную, постоянную любовь праведника ко всему творению? Как описать его созерцательную, молитвенную, духовную высоту? Его частые исходы из этого чувственного бренного мира? Как возможно вознестись за святым Старцем в Царство Небесное, куда часто воспарял его ум, выходя за пределы телесных чувств? Как достойно воспеть его чудотворную молитву, когда он просил Царицу Небесную благословить иссохшую от зноя землю Острова «дождичком», и был услышан через мгновения?! Видя и присутствуя при том, как он, из жалости к промерзшим от дождя паломницам с промокшими ногами, просил Спасителя и Николая Чудотворца прекратить дождь, и Господь исполнял его прошение, как мы можем не молиться ему и не воспевать его святость по блаженном успении — святого Старца, имевшего от Господа благодать «отворять и затворять» небо?..