Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма
(по Э. Л. Файбусовичу, Е. Я. Черниховой)
Из более чем 730 объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО на территории России находится всего 12, что не соответствует ее огромной площади, разнообразию природной среды, древней и славной истории, вкладу в мировую культуру. При этом объекты природного наследия (за одним исключением) располагаются в азиатской части страны, а культурного – в европейской. Между тем на просторах Сибири ряд культурно-исторических объектов древнее, чем объекты Нового Света, а природные ландшафты Севера европейской части, Урала, Северного Кавказа представляют не меньшую ценность, чем американские объекты, которые вошли в список ЮНЕСКО. Тем не менее, уже включенные в Список объекты, расположенные в пределах России, способны привлечь значительные потоки туристов, отечественных, так и зарубежных, в гораздо большей степени, чем в настоящее время. В европейской части страны сосредоточены те объекты Всемирного наследия, которые представляют интерес для познавательного туризма. Эти объекты находятся на значительном расстоянии друг от друга, что заставляет отдавать предпочтение организации их маршрутного посещения. Возникает возможность попутного посещения тех памятников природы, которые не включены во Всемирное наследие, но являются национальным достоянием.
Наиболее известный регион концентрации памятников Всемирного наследия – Москва и “Золотое кольцо”. В список включены отдельные объекты Москвы, Сергиев Посад, исторические памятники Владимира и Суздаля. Число посещаемых по маршруту городов может быть значительно расширено за счет исторических памятников Переяславля-Залесского, Ростова Великого, индустриальных центров (Гусь-Хрустальный), мест великих сражений (Бородино), выдающихся образцов строительства (канал им. Москвы).
Другой привлекательный для туристов регион – Северо-Запад страны. Здесь главную роль играют исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его пригородов, а также Великий Новгород. Если осуществится включение в Список Всемирного наследия Пскова с его окружением, то трасса автобусного маршрута приобретет вид замкнутого треугольника. Вне его останется Пушкинский заповедник – величайшее национальное достояние России. “Экологическое ожерелье” этого маршрута могут составить участки Карельского перешейка в Ленинградской области и ледниковые возвышенности Псковской области.
Третий регион – Север европейской части России. Начальной точкой водного маршрута может быть избран Петрозаводск. Маршрут должен проходить по Онежскому озеру (с возможным посещением Заонежья и Водлозерского национального парка), Беломорско-Балтийскому каналу и Белому морю и завершаться в Архангельске. На этом маршруте два объекта Всемирного наследия – Кижи и Соловецкие острова. К сожалению, период водных путешествий ограничен летним сезоном. Значительно сложнее подключение к системе туристских маршрутов отдаленного массива девственных таежных лесов Коми (природный парк Югыд Ва). В перспективе определенную роль может сыграть завершение строительства железной дороги Белкомур, обеспечивая выход к двум концевым пунктам маршрута – Архангельску и Перми. Возможен и другой вариант – смешанный маршрут с включением исторических городов – Великого Устюга и Сольвычегодска, чтобы дополнить ими природную составляющую тура.
Названные районы, кроме последнего, удобно расположены по отношению к зарубежным европейским странам и главной полосе расселения в самой России, что облегчает организацию путешествий. Сложнее организация туров к трем объектам Всемирного природного наследия в азиатской части страны. Они крайне удалены от большинства зарубежных стран, формирующих туристские потоки, а к вулканам Камчатки жителям европейской части России труднее добраться, чем японцам. Все же выдающиеся достоинства Байкала и гор Алтая не могут при условии развития транспортной сети не обеспечить роста потоков туристов и в эти отдаленные регионы.
Для того чтобы эти достопримечательные места привлекли массы отечественных и зарубежных туристов, необходимо проделать большую работу. Во-первых, следует подготовить для оформления статуса памятников Всемирного наследия новые объекты (из перечисленных выше – Псков, ледниковые возвышенности Северо-Запада, Великий Устюг, Беломорско-Балтийский канал и др.). Это позволит сгустить сеть посещаемых туристами мест.
Во-вторых, нужны большие капиталовложения в реставрацию историко-культурных памятников, как уже включенных в Список наследия и предполагаемых кандидатов, так и их окружения (например, Усолье, Чердынь в Пермской области). К сожалению, для наших дней характерна обратная картина – утрата уже достигнутого.
В-третьих, требуется проведение мероприятий по усилению инфраструктуры: а) “принимающих городов” в исходных пунктах маршрутов; она более развита в Москве и Санкт-Петербурге, но недостаточно в Петрозаводске, Архангельске, Перми, Бийске, Иркутске, Петропавловске-Камчатском; б) практически заново придется создавать инфраструктуру таких промежуточных пунктов, как Псков или Великий Устюг, в природном парке Югыд Ва; в) до необходимого уровня нужно довести сеть автомобильных дорог по трассам “Золотого Кольца”, в треугольнике Санкт-Петербург – Новгород – Псков – Санкт-Петербург, Чуйский тракт, дорога Бийск – Телецкое озеро, создать специальные “флотилии“ для плавания по маршруту Петрозаводск – Архангельск, в бассейнах Северной Двины и Печоры, на Телецком озере и Байкале.
В- четвертых, не обойтись без большой “имиджмейкерской” деятельности по “раскрутке” указанных маршрутов, приданию им высокой привлекательности, престижности.