Какова разница между выступлением в жанре стэндап и моноспектаклем?

СОЗДАВАЯ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ

МОНОСПЕКТАКЛЬ

(стр. 212 – 225)

Продюсеры, разработчики контента и руководители телеканалов прочесывают небольшие театры в поисках будущих звезд, поэтому моноспектакли стали отличным способом заявить о себе. Эти выступления схожи с пьесой, но все роли исполняются одним человеком. Моноспектакли могут представлять собой коллекцию виньеток (коротких сцен), но обычно это все же полностью разработанные и чрезвычайно личные истории. Моноспектакль необязательно должен быть юмористичным, хотя бóльшая их часть таковыми и является. На самом деле, содержание зачастую является серьезным, но сама история рассказывается в смешной манере. Вместо того чтобы уменьшать эмоциональное воздействие истории, юмор в хорошем моноспектакле на самом деле его усиливает – иногда до такой степени, что зрители уже смеются сквозь слезы. Эти спектакли как правило пишутся и исполняются комиком, но продюсируются и режиссируются кем-то другим.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАГОВОР с Джуди Браун (Judi Brown), координатором по актерам на Американском Фестивале Комедийного Искусства (город Аспен)

"Мы отбираем ряд моноспектаклей, и среди исполнителей можно встретить как новичков, так и состоявшихся актеров. Мы смотрим на выступления с точки зрения развития. Рассказывают ли они историю, и является ли это историей, которую мы можем развить в шоу?"

Моноспектакли стали дорогой к успеху для таких сильных комедийных актеров, как:

· Лайли Томлин (Lily Tomlin)

· Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg)

· Чазз Палминтери (Chazz Palminteri)

· Сполдинг Грей (Spaulding Gray)

· Крис Тайтус Chris Titus

· Пи-Ви Херман (Пол Ройбенс) (Paul Reubens)

· Джулия Суини (Julia Sweeney) (андрогинный персонаж Пэт в шоу Saturday Night Live)

· Рик Рейнольдс (Rick Reynolds)

Какова разница между выступлением в жанре стэндап и моноспектаклем?

Выступая с моноспектаклем…

· Вам не нужно заставлять аудиторию смеяться все время.

· Вы рассказываете драматическую историю, используя юмор.

· Выступление длится по крайней мере час, и в нем нет артиста на разогреве.

· Вам не нужно задействовать в своем шоу аудиторию.

· Вы, как правило, отыгрываете ряд персонажей.

· Ваша аудитория, как правило, трезва, но не обязательно – многие комедийные клубы представляют вниманию зрителя моноспектакли.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Марком Трэвисом (Mark Travis), режиссером моноспектаклей «Бронкская история» (A Bronx Tale), «Бессонница» (Insomnia) в исполнении Даны Гоулд (Dana Gould) и многих телевизионных шоу

"Стэндап выступление состоит из разрозненных историй или шуток. Фактически, чем больше шутки не связаны друг с другом, тем смешнее комик. У моноспектакля прослеживается сюжетная линия. В то время как стэндап-комик сосредоточен на получении немедленной реакции от аудитории после каждой шутки, человек, дающий моноспектакль, увлекает аудиторию в путешествие".

Выступая в клубе, вы вынуждены соответствовать ожиданиям владельца клуба, а именно – заставлять зрителей громко и много смеяться. Это означает, что любая шутка, длящаяся дольше 15 секунд и не вызывающая смех, должна быть выброшена. Любой эмоционально трогательный материал также вычеркивается. Владельцы комедийных клубов не любят, когда их клиенты плачут. Большинство зрителей также не хотят чувствовать себя растроганными – не для этого они сюда пришли. Но если вы блистательно рассказываете историю или изображаете персонажей, вам, возможно, стоит подумать о том, чтобы сделать свой моноспектакль в театре.

"Как понять, стоит ли мне делать моноспектакль?"

Изучите свою мотивацию в этом отношении.

Хорошая причина – я хочу выразить себя и установить контакт с другими.

Плохая причина – я хочу, чтобы на меня обратили внимание, и хочу получить свое собственное шоу на ТВ.

Конечно, большинство исполнителей хотело бы стать известными звездами, иметь в своем распоряжении джакузи в гримерке и персональных массажисток. Однако если вашей единственной мотивацией для создания моноспектакля является карьерный рост, тогда у вашего кузена Гарольда – того самого, который умеет языком завязывать «хвостики» от черешни в узелок – больше шансов добиться успеха, чем у вас. По крайней мере, это развлечение. Эгоистичные постановки навевают скуку.

Существует только одна причина создавать моноспектакль – вас переполняет желание рассказать какую-то конкретную историю. И эта история может представлять собой все, что угодно – от группы разношерстных персонажей до истории, вызывающей у людей слезы. По сути, большинство моноспектаклей основаны на довольно важных и серьезных темах.

Спектакль Джулии Суини (Julia Sweeney) «И сказал Господь «Ха!»» (And God Said, "Ha!") представлял собой комедию, основанную на правдивой истории о том, как она и ее брат одновременно заболели раком и вся ее семья переехала к ней в ее двухкомнатную квартиру. Ее шоу прошло с аншлагом в Лос-Анджелесе, было поставлено на Бродвее, на его основе была опубликована книга, компания Miramax сняла фильм, который потом также был выпущен на DVD.

Моноспектакль Рича Шиднера (Rich Shydner) «Признания в истинной любви» (True Love Confessions) представлял собой историю его брака и включал в себя глубокие наблюдения об отношениях.

"Думаю, быть влюбленным означает, что 90% своего времени ты смотришь на человека и думаешь: «Я хочу провести с тобой всю оставшуюся жизнь». Но 10% времени ты можешь думать: «Как мне сымитировать свою смерть?»"

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Ричем Шиднером (Rich Shydner)

"Шоу гораздо более личное, чем были мои выступления. В стэндапе каждое второе слово – это ты, и все устанавливают взаимосвязь с твоим выступлением, основываясь на том, насколько хорошим является твое «ты». Здесь же [в моноспектакле] я берусь за самое главное и рассказываю свою историю".

The show is much more personal than my act was. In stand-up, every other word is you, and everybody relates to your act based on how good your you is. With this [one-person show], I get down to the essentials and tell my story."

В моноспектакле «Унесенная ветром по жизни» (Blown Sideways Through Life), Клаудия Шиэр (Claudia Shear) рассказывала о своих 64 временных работах. Этот ее аншлаговый моноспектакль во внебродвейских театрах выиграл престижную премию Obie и стал ее работой №65.

Вупи Голдберг выступала с моноспектаклем, который представлял собой набор из 17 персонажей, включая обдолбанного наркомана и пустоголовую калифорнийку. Это позволило ей покинуть комедийный клуб Comedy Store в Голливуде и принесло ей выступления на Бродвее и главные роли в кино.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Вупи Голдберг

"Я делала свой моноспектакль, потому что хотела заставить людей смеяться и думать".

В своем моноспектакле «Только правда смешна» (Only the Truth Is Funny) Рик Рейнольдс (Rick Reynolds) начинает с таких слов: «Сегодня вечером я вам ни разу не солгу, ни разу». Рейнольдс создал свой чрезвычайно успешный моноспектакль, «выкинув все свои комедийные номера и написав правду». Его спектакль посвящен его адской семейке: маниакально-депрессивной маме, которая постоянно приводила домой разных мужиков, с которыми она устраивала бешенные скандалы, отчиму, который во время ужина воткнул в ладонь Рика острый столовый нож и заставил его сидеть за столом, истекая кровью и плача, и еще одному отчиму, который грабил банки и который, после того как его поймали, присылал Рику лыжные маски, которые он вязал в тюрьме.

Моноспектакль Рейнольдса принес ему знакомство с влиятельными менеджерами, спец. программу на кабельном канале Showtime и, наконец, контракт с каналом NBC. Он также появился в шоу The Tonight Show with David Letterman, и о нем написали в журнале People. Правда (в смешном виде) может принести награду.

Крис Тайтус (Chris Titus) был победителем телевизионного шоу «Поиск звезды» (Star Search) и популярным артистом комедийных клубов, который 7 лет колесил по дорогам, ведущих в никуда. Затем он написал свой моноспектакль «Норман Роквелл истекает кровью» (Norman Rockwell Is Bleeding): о том, как его мать заколола его отчима и попыталась покончить жизнь самоубийством, об алкоголизме и издевательствах своего отца. Результат – его собственный ситком в прайм-тайм, «Titus».

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Кристофером Тайтусом (Christopher Titus)

"Моноспектакль – это не просто час стэндап-выступления. Все должно быть драматично и смешно. Я выбросил свой стэндап-материал и написал 40 минут материала о своей жизни – настоящие события, страшные события, правдивые события, но всегда смешные. Я работал над своим моноспектаклем в течение двух лет. Мы поставили его в театре. Моя жена выступила в качестве продюсера, а моя племянница выставляла свет».

Брюс Смит (Bruce Smith), агент Тайтуса, говорит: "Моноспектакль Криса был единственным способом продемонстрировать индустрии, что толпа нашла его историю бесспорно смешной и вовсе не страшной. Моноспектакль не обязательно должен вызывать несмолкающий смех, но он всегда должен быть интересным и увлекательным".

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Робом Бекером (Rob Becker)

"Странно, идея этого спектакля просто пронеслась у меня в голове. Но я знал, что хочу сделать шоу об отношениях, что-то, что имеет начало, середину и конец. Вот когда я понял, что мне необходимы 90 минут".

'Кому следует делать моноспектакль?'

Ответьте на эти вопросы:

- Вы предпочитаете рассказывать истории, а не шутки?

- Вы можете повторить историю и сделать так, чтобы она и в 10-ый раз звучала также свежо и спонтанно, как и в первый?

- Вы умеете играть?

- Вас подавляет необходимость заставлять людей постоянно смеяться?

- Вас так и распирает от желания рассказать конкретную историю?

Тогда это может быть делом для вас.

Небольшое предостережение: моноспектакль – это занятие не для новичков. Если это то, чем вы хотите заниматься, вы должны к этому подготовиться. При хорошей подготовке, складывается впечатление, как будто артист просто рассказывает о себе или изображает персонажа из своей жизни. Если бы все было так просто, мы бы все бросили ходить к психотерапевтам и арендовали бы театр. Идея моноспектакля заключается не просто в том, чтобы делиться историями из своей «такой интересной» жизни. Идея заключается в том, чтобы найти темы в своей жизни, являющиеся универсальными - темы, которые пересекаются с темами других людей, и сделать их по-настоящему смешными. Это занятие для опытных авторов и исполнителей, а не для новичков в профессии. Вы не научитесь создавать моноспектакль по учебнику – это чрезвычайно личный артистический опыт. Чтобы сделать его хорошо, вам зачастую нужно будет нарушать правила – но вы должны хорошо знать эти правила и сыграть по ним множество раз, прежде чем успешно их нарушить.

Наши рекомендации