Тема: Культура и быт пушкинской эпохи в романе А. С. Пушкина

Учебно-методический комплекс по «Истории отечественной литературы» для студентов 4 курса факультета ПиХО

Цель изучения дисциплины:получение необходимых знаний о закономерностях литературного процесса в области русской литературы, начиная с древнейших времен до настоящего времени, осмысление неразрывности общественной и культурной жизни, связи произведений с ключевыми событиями русской истории, идейными и духовными исканиями русского общества, осмысление литературного процесса как смены художественных методов и литературных направлений.

Темы практических занятий

Практическое занятие №1

Тема: Древняя Русь в произведениях древнерусской литературы разных жанров.

1. Образ автора в «Слове о полку Игореве».

2. Житийный герой как образец святости (Житие Александра Невского, Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Житие протопопа Аввакума – по выбору).

3. «Чужое» и «свое» глазами героя древнерусских хождений (Хождение за три моря Афанасия Никитина).

4. Повесть о Дракуле: жанрово-тематическое новаторство.

5. Домострой как отражение жизненной философии древнерусского человека.

6. Первые вирши в древнерусской литературе.

7. Повесть о Петре и Февронии – одно из первых произведений о любви в древнерусской литературе.

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Художественные тексты к занятию:

Древнерусская литература

1. «Повесть временных лет» (о расселении славянских племен, о путешествии апостола Андрея, об основании Киева, о призвании варягов на Русь, месть Ольги древлянам, крещение Руси).

2. «Поучение Владимира Мономаха».

3. «Слово о полку Игореве».

4. Житие Александра Невского. Житие Стефана Пермского. Житие Сергия Радонежского (по выбору).

5. Хождение за три моря Афанасия Никитина.

6. Повесть о Дракуле.

7. Домострой.

8. Повесть о Петре и Февронии.

9. Житие протопопа Аввакума.

10. Вирши Симеона Полоцкого.

Практическое занятие №2

Тема: Русская литература 18 века.

1. М. В. Ломоносов. Его просветительская деятельность в области науки и искусства. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года».

2. Г. Р. Державин как последний поэт классицизма. Новаторство его поэзии.

3. Русский сентиментализм: творчество Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева.

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Художественные тексты к занятию:

1. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны. 1747 года.

2. Г.Р. Державин. Фелица. Властителям и судиям. Русские девушки. Памятник.

3. А.Н. Радищев. Беседа о том, что есть сын отечества. Путешествие из Петербурга в Москву.

4. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.

Практическое занятие №3

Тема: Русская литература 18 века.

1.Особенности жанра комедии эпохи классицизма. Проблемы просвещения и воспитания молодого поколения в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

2.Литературная деятельность И. А. Крылова: журнал «Почта духов» и сатирическая комедия «Трумф (Подщипа)», басни.

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Художественные тексты к занятию:

1. Д.И. Фонвизин. Недоросль.

2. И.А. Крылов. Журнал «Почта духов». Трумф (Подщипа). Волк и Ягненок. Стрекоза и Муравей. Квартет. Листы и Корни. Рыбьи пляски. Волки и овцы. Пестрые овцы. Обоз. Ворона и курица. Волк на псарне. Щука и кот. Крестьяне и Река. Лебедь, Щука и Рак. Кукушка и Петух. Пушки и паруса.

Практическое занятие №4

Тема: Русская литература 19 века. Тема дружбы и любви в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина

1. Образ русской девушки в балладе «Светлана» В. А. Жуковского.

2. Анакреонтические мотивы поэзии К. Н. Батюшкова.

3. Жанр дружеского и любовного послания в творчестве А. С. Пушкина.

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Художественные тексты к занятию:

1. В.А. Жуковский. Светлана.

2. К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты и др.

3. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. «Я помню чудное мгновенье…». 19 октября 1825 г. Арион. В Сибирь. 19 октября 1827 г. «На холмах Грузии…». «Я вас любил…» Мадонна. «Безумных лет угасшее веселье…». Поэмы: Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Повести Белкина. Дубровский. Капитанская дочка.

Практическое занятие №5

Тема: Культура и быт пушкинской эпохи в романе А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»

1. Творческая история романа.

2. Особенности жанровой организации.

3. Культура и быт пушкинской поры в романе:

а) образ бала как зеркало русской жизни;

б) круг чтения героев романа;

в) образ города в произведении;

г) внешний и внутренний мир русского дворянина 20-ых годов 19 века.

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Практическое занятие №6

Тема: Гоголевская Русь.

1. Творческая история произведений. Особенности жанра.

2. Настоящее и будущее России в творчестве Н. В. Гоголя.

3. Мастерство Гоголя-художника, Гоголя-сатирика.

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Художественные тексты к занятию:

1. Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Майская ночь. Миргород. Невский проспект. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.

Практическое занятие №7

Тема: Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова «Обломов»

1. Творческая история произведения.

2. Обломовщина как социально-типическое явление русской жизни.

3. Мастерство Гончарова. Искусство художественной детали в произведении.

4. Образ главного героя романа в зеркале критики (Добролюбов и Дружинин – смысл полемики).

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Практическое занятие №8

Тема: Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. Жизнь Достоевского и творческая история романа. Его проблематика и идейный смысл.

2. Сюжетные антитезы в романе. Герои-двойники.

3. Образ города в произведении.

Задания:

1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Практическое занятие №9

Тема: Война и Мир в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Жизненные искания Толстого и творческая история романа-эпопеи.

2. Герои «войны» и герои «мира» - особенности их изображения писателем.

Художественные тексты для добровольного чтения:

1. Л.Н. Толстой. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала.

Задания:

1. На основе прочитанного текста и его анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.

Практическое занятие №10

Наши рекомендации