Тема: Культура и быт пушкинской эпохи в романе А. С. Пушкина
Учебно-методический комплекс по «Истории отечественной литературы» для студентов 4 курса факультета ПиХО
Цель изучения дисциплины:получение необходимых знаний о закономерностях литературного процесса в области русской литературы, начиная с древнейших времен до настоящего времени, осмысление неразрывности общественной и культурной жизни, связи произведений с ключевыми событиями русской истории, идейными и духовными исканиями русского общества, осмысление литературного процесса как смены художественных методов и литературных направлений.
Темы практических занятий
Практическое занятие №1
Тема: Древняя Русь в произведениях древнерусской литературы разных жанров.
1. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
2. Житийный герой как образец святости (Житие Александра Невского, Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Житие протопопа Аввакума – по выбору).
3. «Чужое» и «свое» глазами героя древнерусских хождений (Хождение за три моря Афанасия Никитина).
4. Повесть о Дракуле: жанрово-тематическое новаторство.
5. Домострой как отражение жизненной философии древнерусского человека.
6. Первые вирши в древнерусской литературе.
7. Повесть о Петре и Февронии – одно из первых произведений о любви в древнерусской литературе.
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Художественные тексты к занятию:
Древнерусская литература
1. «Повесть временных лет» (о расселении славянских племен, о путешествии апостола Андрея, об основании Киева, о призвании варягов на Русь, месть Ольги древлянам, крещение Руси).
2. «Поучение Владимира Мономаха».
3. «Слово о полку Игореве».
4. Житие Александра Невского. Житие Стефана Пермского. Житие Сергия Радонежского (по выбору).
5. Хождение за три моря Афанасия Никитина.
6. Повесть о Дракуле.
7. Домострой.
8. Повесть о Петре и Февронии.
9. Житие протопопа Аввакума.
10. Вирши Симеона Полоцкого.
Практическое занятие №2
Тема: Русская литература 18 века.
1. М. В. Ломоносов. Его просветительская деятельность в области науки и искусства. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года».
2. Г. Р. Державин как последний поэт классицизма. Новаторство его поэзии.
3. Русский сентиментализм: творчество Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева.
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Художественные тексты к занятию:
1. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны. 1747 года.
2. Г.Р. Державин. Фелица. Властителям и судиям. Русские девушки. Памятник.
3. А.Н. Радищев. Беседа о том, что есть сын отечества. Путешествие из Петербурга в Москву.
4. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.
Практическое занятие №3
Тема: Русская литература 18 века.
1.Особенности жанра комедии эпохи классицизма. Проблемы просвещения и воспитания молодого поколения в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
2.Литературная деятельность И. А. Крылова: журнал «Почта духов» и сатирическая комедия «Трумф (Подщипа)», басни.
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Художественные тексты к занятию:
1. Д.И. Фонвизин. Недоросль.
2. И.А. Крылов. Журнал «Почта духов». Трумф (Подщипа). Волк и Ягненок. Стрекоза и Муравей. Квартет. Листы и Корни. Рыбьи пляски. Волки и овцы. Пестрые овцы. Обоз. Ворона и курица. Волк на псарне. Щука и кот. Крестьяне и Река. Лебедь, Щука и Рак. Кукушка и Петух. Пушки и паруса.
Практическое занятие №4
Тема: Русская литература 19 века. Тема дружбы и любви в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина
1. Образ русской девушки в балладе «Светлана» В. А. Жуковского.
2. Анакреонтические мотивы поэзии К. Н. Батюшкова.
3. Жанр дружеского и любовного послания в творчестве А. С. Пушкина.
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Художественные тексты к занятию:
1. В.А. Жуковский. Светлана.
2. К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты и др.
3. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. «Я помню чудное мгновенье…». 19 октября 1825 г. Арион. В Сибирь. 19 октября 1827 г. «На холмах Грузии…». «Я вас любил…» Мадонна. «Безумных лет угасшее веселье…». Поэмы: Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Повести Белкина. Дубровский. Капитанская дочка.
Практическое занятие №5
Тема: Культура и быт пушкинской эпохи в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»
1. Творческая история романа.
2. Особенности жанровой организации.
3. Культура и быт пушкинской поры в романе:
а) образ бала как зеркало русской жизни;
б) круг чтения героев романа;
в) образ города в произведении;
г) внешний и внутренний мир русского дворянина 20-ых годов 19 века.
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Практическое занятие №6
Тема: Гоголевская Русь.
1. Творческая история произведений. Особенности жанра.
2. Настоящее и будущее России в творчестве Н. В. Гоголя.
3. Мастерство Гоголя-художника, Гоголя-сатирика.
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Художественные тексты к занятию:
1. Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Майская ночь. Миргород. Невский проспект. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.
Практическое занятие №7
Тема: Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова «Обломов»
1. Творческая история произведения.
2. Обломовщина как социально-типическое явление русской жизни.
3. Мастерство Гончарова. Искусство художественной детали в произведении.
4. Образ главного героя романа в зеркале критики (Добролюбов и Дружинин – смысл полемики).
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Практическое занятие №8
Тема: Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
1. Жизнь Достоевского и творческая история романа. Его проблематика и идейный смысл.
2. Сюжетные антитезы в романе. Герои-двойники.
3. Образ города в произведении.
Задания:
1. На основе прочитанных текстов и их анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Практическое занятие №9
Тема: Война и Мир в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
1. Жизненные искания Толстого и творческая история романа-эпопеи.
2. Герои «войны» и герои «мира» - особенности их изображения писателем.
Художественные тексты для добровольного чтения:
1. Л.Н. Толстой. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала.
Задания:
1. На основе прочитанного текста и его анализа подготовить реферативные сообщения по предложенным проблемам.
Практическое занятие №10