IV. Работа над новой темой.
Учитель. А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро?
Ученики.Это озеро Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия.
Учитель. Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?
Ученики.Озеро Байкал расположено на Среднесибирском плоскогорье. (Показывают на карте.)
Учитель. В России множество больших и маленьких озер. Самое большой по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. Но на самом деле это озеро.
Учитель. Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны. (Учащиеся находят озера Ладожское, Онежское, Чаны, Таймыр, Ханка.)
Учитель. Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. (Учитель предлагает прочитать текст на с. 74 учебника о реках России.)
Учитель. Назовите самые крупные реки нашей страны.
Ученики. Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
V. Работа с физической картой России по этапам:
1) реки Восточно-Европейской равнины;
2) реки Западно-Сибирской равнины;
3) реки Средне-Сибирского плоскогорья.
Учитель. Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины.
Ученики. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины – Волга. Есть еще реки: на севере Северная Двина и Печора, на юге – Дон и Урал, в центре – Кама и Ока. (Учащиеся показывают реки.)
Учитель. Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте.
Ученики. Обь и Енисей – крупные реки Западно-Сибирской равнины.
Учитель. Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море.
Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.
Ученики. Лена, Амур и приток Енисея Ангара – самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.
Учитель. Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.
На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете, почему?
Ученики. Без воды не могут жить люди, растения и животные.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Заполнить контурную карту: подписать названия морей, рек и озер.
2. Игра «Географическое лото». (Карточки разрезать по толстым линиям. Играют 3 команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает.)
Восточно- Европейская равнина | Самое глубокое озеро мира | Байкал | Самое большое по площади озеро России |
Каспийское море | Река, впадающая в Каспийское море | Волга | Самая длинная река России |
Обь | Самые высокие горы России | Кавказские горы | «Плоская» равнина России |
Западно- Сибирская равнина | В список Всемирного наследия включены горы | Алтай | «Холмистая» равнина России |
VII. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 75 учебника.
Домашнее задание.
С. 72–77.
Прочитать статью «Заповедники России».
Выполнить задание 4, с. 75.
У р о к 14
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ. ЦАРСТВО ЛЬДА И СНЕГА.
АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК
Цели:
1. Сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.
2. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
О б о р у д о в а н и е:карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетная карта; схема-таблица.
Ход урока