Тема V. Шумер III династии Ура
План »нно^™Г К °6ЪедиНеНИЮ и образование централизм
мйСТа20.РаЗВИ™е ХОМЙСТВа " Период Ш «пшяин Ура. Царское хс~
"астии уХрГ'СгеРИСТИКа Социального Щ*Щ населения при Ш ди-а) жречество и знать-
б) свободные общинники;
в) рабы и зависимые категории населения. Н
4. Социальная сущность деспотии при Ш династии Ура.
Методические рекомендации
Если предыдущая тема была посвящена одному из первых примеров реформирования в мировой истории, то рассмотрение социальной структуры государства Шумера Ш династии города Ура позволяет увидеть попытку сознательного построения стабильного централизованного государства с опорой на бюрократию. Шумер III династии - второе централизованное государство на территории Месопотамии, и, в то же время, последнее государство, в котором шумерская культура ещё играла сколько-нибудь заметную роль. Именно поэтому перед нами попытка соединить шумерскую про-тогосударственную политическую культуру с бюрократической государственностью царства Шумера и Аккада династии Саргонидов.
Поэтому важно не только рассмотреть предпосылки к созданию шумерской деспотии (что требует изучить помимо рекомендованной литературы и общие работы по шумерской истории), но и подробно рассмотреть устройство царского хозяйства в указанный период. Именно царское хозяйство парадоксальным образом взяло на себя заботу о создании справедливого общества, поставив его под жёсткий контроль. Конечно, центральная часть этого вопроса — положение основного трудящегося слоя (гурушей), источники его формирования и пополнения, способы и формы эксплуатации. Формы эксплуатации гурушей открывают и путь к пониманию структуры управления царским хозяйством.
Шумер III династии Ура - это и очередной этап развития права в Месопотамии. «Законы Ур-Намму», несмотря на свою краткость и плохую сохранность, помогают нам получить представление о социальной структуре периода. При характеристике социального состава населения студенту важно помнить, что деление на богатых и бедных (допустим, рабовладельцев и рабов) или на собственников и пролетариев едва ли может быть корректно применено к указанному обществу. Важно увидеть, какие сложные конфигурации собственности и владения сложились в указанный период, почему это должно было обеспечить стабильность общественного развития,
каким образом удовлетворялись интересы основных слоев населения Следует также учитывать и роль религиозного фактора в утверждении социальной структуры изучаемого периода, помня о том, что он во многом сознательно использовался правящим классом.
Точно так же, при рассмотрении вопроса о социальной сущности деспотии Ш династии Ура нужно всегда учитывать факт сравнительно быстрой дезинтеграции государства в период нашествия амореев. Не зная крупных социальных выступлений, не имея, судя по всему, никаких существенных проблем в виде недовольства отдельных групп правящего класса, не сталкиваясь с заметными волнениями ряда областей, государство Ш династии Ура, тем не менее, оказалось почти бессильным перед внешним фактором вторжения. Объяснение этому может быть только во внутренней слабости и исчерпанности социальной структуры спустя столетие после основания государства. Опираясь на источники и литературу, студент должен попытаться ответить, почему государство, организованное с целью строгого порядка, погибло из-за него.
Источники
1. Хрестоматия по истории древнего Востока. М, 1980. Ч. I. С. 146-158.
2. Хрестоматия по истории древнего Востока / под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М, 1963. С. 185-189.
3. История древнего Востока. Тексты и документы / под ред р.И. Кузищина. М., 2002. С. 160-162.
Литература
1. Дьяконов ИМ Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М., 1959. С. 249-274.
СгвТ-Мз"4"" ДРСВНеГ0 Востока- Часть I. Месопотамия. М., 1983.
I^^Ш^ШШ°ехозяйстаодревнегош^е-
~з,и=^^^ благ в цар-