Школьный литературный музей
^''я**^~^^^
Темой такого музея может стать история русской литературы, литература какого-нибудь определенного периода, творчество писателя или отражение важных общественных вопросов в литературе.
Определив тему, вы должны ее выстроить, т. е. создать разделы, в которых она будет раскрываться. Каждый раздел должен быть логически закончен, служить переходом к следующему. В литературном музее лучше всего придерживаться хронологического порядка. Четкая структура плана поможет вам подобрать материал. Например, если вы организуете музей, посвященный творчеству В. В. Маяковского, то открываться он должен отделом, характеризующим детские годы поэта; на стендах или а витринах, рассказывающих об отрочестве Маяковского в Москве, нужны материалы, показывающие революционную деятельность Московской организации социал-демократов того периода, когда Маяковский-гимназист был арестован за участие в революционной работе. Материалом для этих разделов могут послужить увеличенные фотографии иллюстраций из Полного собрания сочинений поэта, фотокопии документов из книг, рассказывающих о революционном движении на Красной Пресне в Москве (1905—1907), репродукции картин, изображающих эпизоды революции 1905 г., и портреты революционеров.
Составляя раздел экспозиции о начале поэтической деятельности Маяковского, необходимо показать литературную атмосферу того времени. В каждом разделе экспозиции,
какому бы писателю он ни был посвящен, должны быть отражены историческая обстановка в данный период, J литературное окружение писателя, его друзья, собственные литературные произведения.
Материалы для экспозиции — фотокопии документов и рукописей, репродукции портретов и картин, скульптурные изображения писателя или его современников. Если есть первые издания книг данного писателя или авторов того же литературного направления, просто книги, газеты, журналы того времени, то они тоже должны найти место в экспозициях.
По такому же принципу следует строить экспозиции, посвященные не только отдельно взятому писателю, но целому литературному периоду.
Школьные литературные музеи создаются медленно. Ведь одних только фотокопий мало: экспозиция будет однообразна. А чтобы подготовить другие материалы, нужно время.
Материалы, поступившие в музей, должны быть тщательно изучены и обработаны. Обновление экспозиции, составление надписей — это область не только литературоведов, но и художников-оформителей. Актив музея постоянно изучает творчество данного писателя или литературу данного периода в связи с его историей и культурой. В музее можно организовывать конкурсы-выставки иллюстраций юных художников к произведениям писателя (или писателей), которому посвящен музей. Большую помощь в работе музея может оказать и школьный литературный кружок.
Энциклопедический словарь юного литературоведа
ности, фотографии, портреты и другие экспонаты, связанные с личностью писателя или воссоздающие атмосферу его эпохи. Таковы музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», музей-усадьба И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново, музей-усадьба Ф. И. Тютчева Мураново, дом-музей А. П. Чехова в Ялте, дом-музей Н. Г. Чернышевского в Саратове, музей-квартира Н. А. Некрасова в Ленинграде и др. Некоторые музеи приобретают исключительно бытовой характер, например «Домик Каширина» в г. Горьком, где сохранены вещи, окружавшие маленького Алешу Пешкова, когда он жил в доме деда. При осмотре этого музея перед мысленным взором посетителей встают незабываемые страницы замечательной автобиографической повести Горького «Детство». Особую важность имеют экспонаты музеев, связанные с литературным трудом писателя: рукописи и письма писателя, книги с его пометками и т. д. В настоящее время существуют многочисленные музеи, рассказывающие о творческом труде создателей нашей советской многонациональной литературы — писателей
Дом-мумй А. П. Чехова. Ялта
Государственный музей-запо- ловсков (псковская область). авднин А. С. Пушкина. Минай- Кабинет писателя.
разных народов СССР, например: дом-музей М. Ф. Ахундова в г. Нухе, дом-музей X. Або-вяна в Ереване, музей Джамбула Джабаева в г. Джамбуле, музей Я. Коласа в Минске, музей И. Г. Чавчавадзе в Тбилиси, музей Т. Г. Шевченко в Киеве и др.
Самые крупные и значительные из них — музей Института русской литературы в Ленинграде (Пушкинский дом) и Государственный литературный музей в Москве.
Интересно, что Пушкинский дом был основан в 1905 г. именно как музей и хранилище связанных с творчеством А. С. Пушкина материалов. Впоследствии сложился научный комплекс, который действует сегодня. Здесь хранятся не только рукописи и документы, связанные с творчеством А. С. Пушкина, но также большое количество рукописей М. Ю. Лермонтова, Г. Р. Державина, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока и других. Литературный музей ИРЛИ включает Всесоюзный Пушкинский музей в г. Пушкине, мемориальный музей-квартиру Пушкина в Ленинграде, Пушкинский заповедник, в который входят в первую очередь села Михайловское и Тригорское и Святогорский монастырь, где находится могила поэта.
Государственный литературный музей создан в Москве в 1934 г. В первые же годы его существования, еще до Великой Отечественной войны, сотрудниками музея были собраны богатые литературные архивы А. С. Пушкина, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и других.
Иногда литературные отделы входят как часть в музеи краеведческие, которые широко распространены и имеются не только в каждой области и республике, но и во многих крупных городах нашей страны.
н о
НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Не всякий художник может заявить, как это сделал А. С. Пушкин, подытоживая пройденный путь:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа...
Вопрос в том, примет ли, действительно, творчество художника народ, или оно будет признано лишь узким кругом ценителей искусства.
Под народностью обычно понимают степень близости широким массам, всему народу художественного произведения или всего творчества определенного писателя и целого направления (течения, школы). Отражение народной жизни, выражение общенародных интересов, настроений и оценок находят художественное воплощение не только в тематике и проблематике, пафосе и идеях, характерах и сюжете, но и в средствах художественной выразительности, тропах (см. Тропы и фигуры), языке. Народности противостоят индивидуализм и эстетство, «искусство для искусства».
Представления о народности зависят от того, как определяется содержание самого понятия «народ».
В России XIX в. некоторые литераторы, например славянофилы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы н другие, видели народность литературы в поэтизации простонародного быта, патриархальных обычаев и нравов крестьянства и преувеличивали отрицательные стороны «чужеземного», прежде всего западноевропейского влияния, якобы органически враждебного русскому народу. Полемизируя со славянофилами, В. Г. Белинский сослался на авторитет Н. В. Гоголя, который написал в 1832 г. в статье «Несколько слов о Пушкине»: «...истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Белинский указал, что «под этими словами могли подписаться не только А. С. Пушкин, но и А. С. Грибоедов, и декабристы, и М.Ю. Лермонтов...», «...Бедна та народность, — продолжал ту же мысль Белинский, — которая трепещет за свою самостоятельность при всяком соприкосновении с другою народностью! Наши самозваные патриоты не видят, в простоте ума и сердца своего, что, беспрестанно боясь за русскую национальность, они тем самым жестоко оскорбляют ее».
Илпкэстрации В. Фаворского к трагедии А. С, Пушкина «Борис Годунов».
Энциклопедический словарь юного литературоведа
Лирика А. Б. Кольцова глубоко народна по форме и содержанию.
Белинский подчеркивал в народности уже не национальное, а общечеловеческое начало. И у Пушкина мы прочтем:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Народность литературы здесь возведена Пушкиным в ранг общечеловеческой гуманности: пробуждение в читателях добрых чувств; утверждение свободы в «жестокий век» всеобщего рабства; сочувственное внимание к «простому», попранному человеку и т. п. И, предвещая, что «:слух» о поэте «пройдет по всей Руси великой» и имя его назовет «всяк сущий в ней язык», Пушкин перечисляет представителей чрезвычайно разных, притом весьма далеких друг от друга народов как выразителей «мнения народного» о литературе, о жизни, об истории.
Националистическое и скрывающее классовый антагонизм толкование народности получило поддержку официальных кругов царской России и было выражено формулой «православие, самодержавие и народность». Русскому народу настойчиво приписывались такие свойства, как религиозность, монархизм, социальная пассивность, рабская приверженность существующему порядку, косность нравов и быта. Формула «официальной народности» была взята на вооружение представителями литературного консерватизма (М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин, В. И. Аскоченский, К. Н. Ле-онтьев и другие).
Напротив, представителей передовой русской мысли историческая пассивность народа угнетала, вызывая пессимистические настроения. Мрачно и безысходно звучит у Пушкина (в 1823 г., еще до восстания декабристов!) обращение к массам, исполненным смирений:
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Такое противоречивое ощущение народности было трагическим плодом эпохи, выдвинувшей дворян-революционеров, о которых В. И. Ленин с исчерпывающей точностью и лаконизмом сказал: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 261). Эти слова: «узок круг», «страшно далеки... от народа» — объясняют и суть понимания народности литературы на первом этапе развития освободительного движения.
На втором, разночинском этапе револю-ционно-освободительной борьбы в России вожди революционной демократии Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов прямо говорили о необходимости «партии народа в литературе». Под «народом» революционеры демократы подразумевали крестьянство, а освобождение народа мыслили как установление в стране народовластия в результате крестьянской революции. Однако спад революционной активности масс все более ослаблял их надежды, накладывал свой драматический отпечаток на размышления о народе.
Иллюстрация А. Пласто»» к поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
называет его силу и слабость, но и не отрывает от себя: «Всего героев -~ ты да я. Да мы с тобой». Народ для Твардовского-поэта не «он», как это было для Пушкина или Некрасова, а «ты», «мой друг и высший
• судия».
^ Да, и такой ты есть и всякий, Но счастлив я, что ты, брат, есть!
: Народность своего творчества Твардовский объяснял предельно просто:
Просто ~ мне дорого все, что и людям, Все, что мне дорого, то и пою.
' Именно так представлял себе новую, свободную литературу, которая «будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет 1 страны, ее силу, ее будущностью, В. И. Ле-1 нин в статье «Партийная организация и партийная литература» (Поли. собр. соч. Т. 12. С. 104). Массовость литературы еще не по-
• казатель ее народности. Во все времена бы-' вали низкопробные -• лубочные или бульварные, — псевдохудожественные поделки, пользовавшиеся огромной популярностью, в
Н. А. Некрасов, обращаясь к «сеятелю и хранителю» родной земли с вопросом-надеждой: «Ты проснешься ль, исполненный сил», — бросал народу и горький упрек:
Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил — ; Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..
(Размышления у парадного подъезда, 1858) Другой революционный демократ — М. Е. Салтыков-Щедрин увидел в народе, забитом и покорном, объект для резкой, беспощадной сатиры. В фантастической «Истории одного города» (1869—1870) народ («глуповцы») сам идет в кабалу к тиранам и деспотам.
«Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» — так характеризовал деятельность разночинцев В. И. Ленин (Полн. собр. соч. Т. 21. С. 261). «Шире» и «ближе» по сравнению с дворянами, которые были от народа «страшно далеки». В. И. Ленин показал, что есть «революционный народ» и народ как «масса населения неоформленная», т. е. «...обыватели, мещане, которые более способны отстраниться от острой борьбы, пройти мимо или даже спрятаться (как бы тут, в драке-то, не влетело!)» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 320—321). Поэтому есть огромная разница между той народностью, которая представляет интересы и чаяния «революционного народа», и той народностью, которая выражает близость ко «всему народу». Этого еще не понимали писатели-разночинцы, подходившие к народу недифференцированно. Недаром В. И. Ленин писал, что революционеры-разночинцы не были еще самой бурей. «Буря, это — движение самих масс» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 261). ^
Замечательный пример народности литературы—Как воплощения—«движения самих масс» — уже в советский период — являет собой творчество А. Т. Твардовского. Книга про бойца «Василий Теркин», рожденная как бы не самим поэтом, а всем воюющим народом в лице поэта, реализовала немыслимое прежде единство писателя, читателя и героя, слитых в одно нерасторжимое целое. Показательны здесь и многочисленные стихийные попытки читателей «дописать» поэму за Твардовского или вместе с ним, «посоветовать» автору, что ему делать дальше со ) своим героем, «повлиять» на писателя и его творчество наивно-непосредственным образом. Не идеализируя своего читателя из народа («Но и тебя не прочу в боги, лепить не буду новый культ»), Твардовский в поэме «За далью — даль» раскрывает разные, противоречивые стороны своего собеседника, по-
186 Энциклопедический сло1
том числе у простого народа. Буржуазная «массовая культура», при всей ее действительной массовости, отнюдь не народна, а буржуазна. Подлинно народная литература не подавляет индивидуальности художника, а раскрепощает ее, освобождает от диктата «массовости». Потому-то В. И. Ленин и предупреждает в той же статье, что «литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством» (Поли. собр. соч. Т. 12. С. 101). На этапе истории, когда главное ее содержание составляет само ^движение масс», народность литературы определяется концентрированным отражением ключевых проблем этого движения, передовых идей, составляющих движущую силу авангарда народа — его революционной партии. В советской литературе народность сближается, а подчас и сливается с партийностью литературы, тем самым воплощая органическое единство партии и народа.
В новой редакции Программы КПСС констатируется, что искусство социалистического реализма основано на принципах народности и партийности. Так было начиная с самых истоков нового творческого метода. Однако в современных условиях принцип народности обретает специфическое, новое содержание, зафиксированное в Программе партии. С одной стороны, литература и искусство в целом призваны служить интересам народа — укреплять связи с народной жизнью, удовлетворять возрастающие запросы различных слоев населения, воспитывать трудящихся — идейно, нравственно, эстетически. С другой стороны, по мере роста культурного уровня народа усиливается влияние искусства на жизнь общества, его морально-психологический климат. Утверждая новое и обличая старое, обогащая социалистический образ жизни, развивая творческий потенциал народа, внедряя эстетическое начало во все сферы жизни человека, литература и искусство способствуют формированию нового человека, наполняют духовную жизнь общества непреходящими ценностями, глубоко раскрывают правду жизни. Именно этим в совокупности определяется место и роль литературы и искусства в общенародном деле, говорилось в Политическом докладе XXVII съезду КПСС, а затем и на VIII съезде советских писателей. Новое историческое содержание принципа народности литературы и искусства в огромной мере повышает ответственность художника как за идейную направленность егс творчества, так и за художественную силу воздействия его произведений.
НАТУРАЛИЗМ
Достаточно назвать какое-нибудь произведение натуралистическим, и мы тотчас догадаемся, что оно поражено вялой описатель-ностью, мелочным правдоподобием деталей при отсутствии даже намека на художественный идеал и художественную правду.
Эта репутация возникла не на пустом месте, хотя в 70—90-е гг. XIX в. именно с натуралистическими экспериментами Э. Золя и братьев Гонкуров во Франции, Г. Гауптмана в Германии, П. Боборыкина и А. Амфитеатрова в России во многом связывались надежды на открытие новых горизонтов в художественном освоении действительности. Особенная слава выпала в России на долю Эмиля Золя (1840—1902). Его программные «Парижские письма» на протяжении шести лет почти ежемесячно появлялись на страницах петербургского журнала ^Вестник Европы», а его романы из многотомной серии о Ругон-Маккарах нередко выходили в русских переводах раньше, чем на языке оригинала, приковывая к себе заинтересованное внимание Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и И. А. Гончарова, В. Г. Ко-роленко и А. П. Чехова.
Причина нахлынувшей моды была проста: обвинив современную им литературу в тенденциозности, романтических предрассудках и моралистической чопорности, писатели-натуралисты объявили, что именно они наконец-то откроют обществу полную, исчерпывающую, по-научному достоверную и беспристрастную правду о нем самом. Для этого, как они полагали, необходимо прежде всего резко расширить «пределы изображения», захватить в поле зрения искусства тех героев, те сюжеты, тот жизненный материал, которые ранее возникали в нем лишь изредка.
И действительно, в натуралистической прозе и драматургии гораздо богаче, чем прежде, оказалась представленной жизнь пролетариата (например, «Жерминаль» Э. Золя, «Ткачи» Г. Гауптмана, «Тяга» П. Боборыкина), социальных низов, деклассированной мещанской и люмпен-пролетарской среды, городского «дна» («Жермини Ла серте» Э. и Ж. Гонкуров, «Чрево Парижа» и «Накипь» Э. Золя, «Марья Лусьева» А. Амфитеатрова). В книгах Э. Золя и «золяистов» впервые во весь голос заявил о себе мир грубых страстей и низменных побуждений, причем даже не замаскированных хотя бы видимостью духовных или умственных, культурно-идеологических запросов. Человек у натуралистов предстал не твор-
Натурализм
цом своей судьбы и даже не жертвой скверного общественного устройства, а чем-то вроде одушевленного автомата, действующего по заданной извне либо социальной, либо биолого-генетической программе.
Принципиально отличалась и авторская позиция писателя-натуралиста, который, «добру и злу внимая равнодушно», отказываясь давать какую-либо оценку изображаемым героям и событиям, отводил себе роль эксперта, «следователя по делам человека», настаивал на своем праве изучать мир людей с таким же бесстрастием, с каким ученые-иа-туралисты исследуют и описывают мир пресмыкающихся или насекомых. Судьба героя рассматривалась как своего рода «человеческий документ», не нуждающийся в художественном претворении и «приукрашивании», а за сюжетами натуралистических произведений нередко просвечивали уголовное дело или клиническая история болезни. Место художественного идеала на шкале литературных ценностей заняла «научная» объективность, к достижению которой «золяисты» шли не путем типизации характеров и обстоятельств, как это принято в эстетике реализма, а воспользовались методом «усредняющего упрощения».
Так — посредством неуклонного сведения личности героя к той или иной элементарной схеме — создавались характеры. Ощущение же жизненной правдивости произведения, столь дорогое натуралистам, достигалось благодаря перенасыщению текста разного рода подробностями, деталями, бытовыми приметами, не пропущенными сквозь фильтры ху" дожественного отбора и обобщения. Случайное, любое тем самым как бы уравнивалось в правах с острохарактерным, существенным, а панорама действительности складывалась из бесчисленного множества моментальных снимков с натуры. Книги «натуралистов» в силу этого непомерно разбухали, превращались в многотомные, подчас тысячестраничные романные серии, тяготели к жанровой форме общественно-бытовой хроники, «летописного документа».
Пропагандируя принципы «протокольной эстетики», Э. Золя подчеркнул их экспериментальный, поисковый характер. Естественно спросить: удался ли натуралистический эксперимент? В целом, по-видимому, нет, и не случайно мы сегодня читаем романы Э. Золя, его западноевропейских и русских последователей скорее не благодаря, а как бы вопреки их натуралистичности — вопреки растянутости и скрупулезному бытописательст-ву, вопреки схематичности и попыткам поверить жизнь человека, мир его душевных пере-
иллюстрация Д. Дубинского к роману Э. Золя «Госпожа Сурдис».
живании наивно понятыми законами дарвинизма и позитивистской социологии. Но, приходя к такому выводу, мы отдаем должное и тому, что «натуралисты» действительно заметно расширили пределы изображения, оспорили многие традиционные табу и моралисти-ческие предрассудки, способствовали дальнейшей демократизации литературы, первыми начали очень важный для искусства уже XX в. путь в глубины «бессознательного» и «подсознательного», испробовали на практике эффективность целого ряда новых приемов повествовательной техники.
Этим опытом, трансформировав его, включив его в собственную мировоззренческую, образно-стилевую систему, воспользовались многие и очень разные писатели нашего столетия — от реалистов до приверженцев теории и практики художественного авангарда.
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Брата Морфея, бога сна, древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. phantasia — воображение). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образована и «фантастика» (от греч. phantastike — искусство воображать) — термин для обо-
значения литературных произведений, изображающих невероятное как действительное и действительное как невероятное.
К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Однако грани-
цу между научной и сказочной фантастикой не всегда удается прочертить четко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении, скажем в романе американского фантаста К. Д. Саймака «Заповедник гоблинов». Главное не в том, какую фантастическую посылку использовал автор, а в том — зачем он вообще пишет, какие идеи он вложил в свои произведения.
Нередко можно встретить утверждение, что научная фантастика существует ради прогнозирования научно-технических идей. Действительно, остроумная гипотеза, небывалое «изобретение» играют в ней важную роль. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Еще до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и отравляющие вещества, и акваланг, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты. Но все читают и перечитывают все же жюльверновскую историю S капитана Немо, а не роман современника 1 Ж. Верна — А. Робида «Электрическая ; жизнь», хотя в последней книге технических предвидений больше, чем во всех произведениях Ж. Верна, вместе взятых. Дело в том, что фантастика — это прежде всего художественная литература, а значит, что ее предметом всегда был и остается человек.
Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных
Юные читатели могут взять на себя заботу о сохранности книг, под руководством библиотекаря реставрировать их, объяснять младшим ребятам, как надо обращаться с книгой. •,0ни помогают выдавать книги, расставлять их по местам, составлять и проверять каталог, объясняют, как им пользоваться. Их помощь нужна библиотекарю и для работы с читателями, которым нередко требуется подобрать литературу по нужной теме или посоветовать, какую книгу взять почитать.
С вашей помощью библиотека станет книжным центром школы, в котором дежурные активисты проводят обзор вновь поступивших книг, периодических журналов, устраивают выставки книжных новинок. Младшим ребятам, остающимся после уроков в группах продленного дня, они читают рассказы, стихи о дружбе, о честности, об умении принимать самостоятельные решения. Вместе с ребятами библиотекарь
организует читательские отклики на ту или иную книгу. Тексты докладов на литературные темы, нарисованные ребятами иллюстрации к прочитанному, рецензии — все это можно оформить как выставку читательских работ.
Библиотека, как правило, проводит читательские конференции, нередко на них приглашаются писатели, литературоведы, книголюбы. Организовать эти конференции, помочь подготовить выступления, найти интересного гостя для библиотеки, распространить среди ребят обсуждаемую книгу, рассказать о ее авторе — все это тоже забота библиотечного актива.
Очень много дел в библиотеке для тех, кто любит оформлять стенды, вести литературный календарь, составлять списки рекомендуемой литературы, устраивать выставки-конкурсы, выставки-викторины, выставки школьных стенных газет.
Научно-фантастическая литература
условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далекое будущее.
Бразильский архитектор О. Нимейер признавался: «Я дал бы сейчас все что угодно, чтобы заглянуть если не на тысячу, то хотя бы на пятьсот лет вперед... Как будут жить люди тогда? Будут ли они счастливы?..» Единственное средство осуществить мечту выдающегося зодчего нашего времени, которая, без сомнения, разделяется сотнями миллионов людей, — это обратиться к фантастике. Это желание заглянуть «через хребты веков» люди пытались осуществить издавна- Одной из предшественниц современной фантастики была утопия, названная так по знаменитой книге английского гуманиста Т. Мора, увидевшей свет в 1516 г. С тех пор были написаны сотни утопий, но и по сей день этот жанр не потерял своего значения. Конечно, сейчас утопия видоизменилась, приблизилась к форме современного романа, позаимствовала достижения психологической прозы и даже приключенческой повести, но цель ее осталась та же, что и у Т. Мора, — рассказать людям о совершенном обществе. Самая известная утопия нашего времени — это ^Туманность Андромеды» И. А. Ефремова, осязаемо изобразившая, каких звездных высот может достичь объединенное человечество, покончившее с гонкой вооружений и социальной несправедливостью. На вопрос, будут ли люди счастливы че-
Иллюстрация Н. Гришина к роману И. А. Ефремова «Туманность Андромеды».
Иллюстрация Н. Калинина к сборник/ «Звездная книга».
рез 500 или 1000 лет, фантастика отвечает по-разному, она стремится воспитать в читателе гуманистические идеалы, она работает) для счастливого будущего: ведь от самих людей зависит, каким будет грядущий мир.
Сплошь и рядом фантасты изображают в своих произведениях не то будущее, которое хотели бы видеть, а то, видеть которое они бы не хотели, для того чтобы отвратить от него, предупредить людей об опасности. Может быть, наиболее известной книгой этого бурно развивавшегося направления, получившего название антиутопии или романа-предупреждения. стал роман американского писателя Р. Брэдбери <451° по Фаренгейту» (1953), нарисовавший жуткую картину общества, в котором — трагический парадокс!—пожарные существуют для того, чтобы жечь книги. Однако луч надежды Р. Брэдбери не гасит, и этим его роман отличается от многочисленных в западной фантастике историй, авторы которых не видят в будущем ничего, кроме горстки пепла. Такая «черная» фантастика способна лишь запугать, духовно разоружить людей, лишить их воли к борьбе.
Борьбой за лучшее будущее не ограничиваются задачи фантастики, и не только о будущем повествует она. Фантасты пишут и о настоящем (примером может служить роман Г. Уэллса «Человек-невидимка»), и о прошлом (скажем, «Янки при дворе короля Артура» М. Твена). Впрочем, рассказ и о будущем, и о прошлом — это тоже рассказ о настоящем, потому что в нем отра-
Образы Дон Кихота и Санчо Пансы нашли разную творческую трактовку У художников Г. Доре, О. Домье, П. Пинассо, С. Бродского,
подробностей и лексических «прозаизмов», вытеснивших условно-поэтические формулы, усилилось сюжетное начало, на смену элегическому раздумью пришел стихотворный рассказ, зазвучала разговорная интонация в сочетании с песенными ритмами, вследствие чего возросла роль трехсложных размеров, в особенности анапеста. Некрасов предстал смелым поэтическим новатором.
И вот тогда творчество Некрасова обнаружило прочную традиционную причастность к опыту предшественников: к пушкинской «поэзии действительности», к лермонтовскому лирическому максимализму, к трагической глубине Баратынского, к захватывающей эмоциональности элегий и баллад Жуковского. Внутренняя связь возникла при всем внешнем несходстве. Отталкиваясь от предшественников, Некрасов приближался к ним. И это глубоко закономерно: подлинными наследниками традиций становятся только новаторы.
Поэзия Некрасова в свою очередь стала вдохновляющим образцом для новых поко' лений литераторов. Но было и нетворческое подражание Некрасову, например поэзия С. Я. Надсона, у которого демократический пафос не был исполнен такой же решительности, а установка на эмоциональность стиха не была подкреплена внутренней силой. Поэзия Надсона была некоторое время популярна, но отсутствие в ней идейно-творческой новизны вскоре дало себя знать. Зато подлинными наследниками Некрасова оказались поэты-новаторы, открыватели новых путей: А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский.
Продолжать пушкинскую традицию значило для Маяковского не копировать внешние черты пушкинской поэзии, а, подобно
Пушкину, строить новую художественну систему, чутко реагируя на движение исто рического времени. «После смерти на^ стоять почти что рядом: вы на Пе, а я н эМ», — говорит великому предшественник Маяковский, и речь, конечно, идет не oi алфавитном порядке, а о единой традици отечественной поэзии, традиции, развиваю] щейся в новаторских поисках. «Кто ме^ нами?» — спрашивает Маяковский, и здес в высшей степени закономерно возникает им Некрасова (а вот Надсону справедлив отказано в праве на место в этом ряду: «Mi попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща!»)
Диалектическая взаимосвязь традици и новаторства касается всех сторон художе ственного творчества: содержания и форМ1 темы и стиля, жанрово-композиционног своеобразия произведений, их языка. Эт связь -- залог непрерывности литературног развития, следствие неисчерпаемых возмоя ностей художественного познания и преобр зования действительности.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
Образ — одно из основных понятий литер. туры, определяющее природу, форму и фун! инк) художественно-литературного творч1 ства. В центре художественного образа ст< ит изображение человеческой жизни, пок^ зываемой в индивидуализированной форм но в то же время несущей в себе обобщенш начало, за которым угадываются те закон мерности жизненного процесса, которые фо мируют людей именно такого типа. Так, в р^ мане М. Горького «Мать» Павел Власов 1 индивидуальность, но в то же время в Hq
Образ художественный
обобщены черты рабочего-революционера. Поскольку образ определенного человека приобретает обобщенный характер, ему присущ художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие то, что он считает важным). Вымысел усиливает обобщенное значение художественного образа, неотделимое от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему.
Но человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром вещей и т.д., и потому для его изображения (индивидуализированного, обобщенного и эстетического) писателю необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом. Тем самым перед писателем встает задача показать героя в окружающей его общественной, природной, вещной среде, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, т. е. образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека (Евгения Онегина, например) — он является картиной человеческой жизни. Следует при этом иметь в виду, что в художественном произведении герой показывается в различные моменты своей жизни, в пересечении со многими другими людьми. Поэтому перед нами возникают различные стороны того или иного образа, он встречается в различных эпизодах одновременно с другими персонажами.
Художественный образ проявляется в произведении очень разносторонне. Проще всего говорить о нем в драматургии (см. Драма), где он, как правило, связан с реальным обликом персонажа, который на сцене и изображается непосредственно артистом. В про-
зе он дан более сложно, во взаимодействии с авторской речью; в лирике перед нами только отдельное переживание, отдельное проявление образа, которые в совокупности позволяют говорить о лирическом герое.
В критике часто встречается применение термина «образ» и в более узком и в более широком смысле слова. Так, часто любое красочное выражение, каждый троп (см. Тро- ,.^ пм и фигуры) называют образом, например: 1^
Мармеладов. Иллюстрация Д. Шмариноэа н роману Ф. М. Достоевского «Преступление ч наказание».
Энциклопедический словарь юного литературонеди
Павка Корчагин. Иллюстрация С. Бродского и роману Н. А. Островского «Как зака-
«Я волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять «словесный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые присуши образу как картине человеческой жизни. Иногда говорят об образе, имея в виду какую-либо конкретную деталь повествования: «лучистые глаза Марьи Волконской» в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и т. н. В таких случаях следует говорить об образной или художественной детали, а не об образе. Наконец, образ иногда слишком расширяют, говорят об образе народа, образе родины, В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость и чрезвычайно высока. Термин должен иметь одно, общепринятое значение, поэтому следует избегать различных его толкований. Главное - понимать, что образ отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности.
ОДА
«Ода» в переводе с греческого означает «песнь». Ее истоки — хоровая лирика древних греков (см. Античная литература). Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические — по имени древнегреческого поэта Днакреонта, воспевавшего радости и наслаж дения земного бытия; духоаные «прело-жения» псалмов (духовных песнопений). В конце XVIII в. появились оды нрапоучи-тельные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов оды занимают торжественные.
В XVII—XVIII вв., в период утверждения в европейских странах абсолютных монар-
хий, сложились и теоретически оформились художественные принципы оды. Создателями ее непревзойденных образцов были признаны греческий поэт Пиндар (конец VI перпая полонина V в, до н. э.) и римский поэт Гораций (1 в. до II. э.).
Особая судьба у торжественной оды в России. Не поэтики связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также с традициями античной и западноевропейской оды- Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в., что связано с личностью Петра 1 и его реформами. «Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно»,— писал в одной из од М. R. Ломоносов. Торжественные оды посвящались Пли.чаветс и Екатерине 11, в которых современники хотели видеть достойных последовательниц великого царя. Передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIH н. мечтали о скорейшем культурном самоутверждении России в Европе. «...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать» -- так сказал об ^том н одной из од Ломоносов. И ода, патетически комментируя успехи наук, военные победы, как бы опережая историю, нещала о совершаемых на глазах торжествах «российских Европий», как тогда говорили.
Торжественная o;ia в России XVIII в. -это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жи:1ни государства. На иллюминационных щитах создавались красочные аллегорические картины: «У фундамента пирамиды сидит Россия, держащая рог изобилия; при ней лежат разных наук и художеств инструменты». Сравним с тем, что говорится в одной из од Ломоносова;
Коль 1[ынс радостна Россия! Она. коснувшись облаков, Конна, не .чрит своей держаны;
Гремящей насыщенна славы, Покоится среди .лугов... Сидит и ноги простирает... Веселый взор свой обращает И вкруг довольства исчисляет, Возлегши локтем на Кавказ.
«Важная материя» (тема) требовала особой образности и сти^1истики: «громкого» великолепия и «быстроты» («Гремящий в оде звук, как вихорь, слух пронзает», писал А. II. Сумароков), за счет которых аллегорические картины в торжественной оде сочетались бы не плавно и последовательно, но <ев лирическом беспорядке». В хорошей оде отсутствие точных смысловых связок не создавало бессмыслицы и не нарушало главного — единства впечатления от патетической, ораторской речи. Автору оды важно было создать восторженно-торжественное умонастроение у слушателя не отдельными строфами, а всей одой. Поэтому возникало с виду хаотическое и неупорядоченное совмещение контрастных понятий, «далековатых идей», подлежащего и сказуемого, сопрягаемых, по словам Ломоносова, «некоторым странным или чрезъ-естественным образом». Такие сочетания составляют «нечто высокое и приятное», что не может быть переведено на обыденный язык или объяснено в понятиях житейской логики.
Торжественные оды писали В. К. Тредиа-ковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, коренным образом переработавший этот жанр. Но классическими стали оды Ломоносова, на которые ориентировались в дальнейшем русские поэты. В его одах совмещаются пространства («великий град Петра / В едину стогну уместился»), времена года («Не токмо нежная весна, Но осень тамо юность года»), конкретные зримые явления с абстрактными понятиями: вокруг тишины «цветы пестреют» и колосья «на нолях желтеют». Науки у Ломоносова «простирали руки», «холмы скачут», «озера ликуют». Он пишет о том, что было на самом деле: о действительных событиях культурной и научной жизни страны, о военных сражениях, вспоминает исторические факты прошлого России (почти в каждой оде вспоминает о Петре 1), формулирует собственные политические взгляды. Но делается все это особым языком, риторически «шифрующим» реальные факты в аллегорических картинах, которые должны возбуждать чувства торжественного «веселья», радости перед «изрядством мира», счастья своей принадлежности чудесному государству — России, восставшей из «мрака» к «свету». «Восторг ума» перед «чудом» мира («восторг внезапный ум пленил»; «восторг
Г. Р. Державин.
все чувства восхищает» н т. д.) рождает «радость» и «веселье». «Пусть глас веселый раздается», «мысль в веселье утопает», — восклицает поэт. В голосе поэта начинает звучать голос огромного, единого в своем чувстве хора: вся «Россия восхищенна / В веселии своем гласит».
«Невиданность» века порождает новое видение мира в торжественных одах XVIII в. Ломоносова занимает не быт, а бытие человечества, и мир он видит как некое грандиозное пространство, озираемое с некой абсолютной высоты. Восторг возводит поэта «на верх горы высокой», «на верх Парнасских гор прекрасный», «на верх Олимпа». Муза^ Ломоносова взлетает «превыше молний»^ «выше облак», созерцает мир, «взнесенна к верху мира». И раскрываются перед взором поэта географические громады «от Ибо-ров до вод Курильских, от вечных льдов до токов Нильских». Оды Ломоносова обыкновенно и начинаются с восхождения на «верх мира». Именно с такой абсолютной вершины видно поэту происходящее «на земли». Недаром и современники и потомки говорили о «парении» ломоносовского гения.
Поэт является творцом, словом создающим особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает поэту право вмешиваться в государственные дела, говорить «языком богов» о насущных политических и культурных проблемах. Так, в 1747 г., когда Россия была на пороге войны, Ломоносов пишет знаменитую оду. В ней он славит мир между народами и «тишину», пророчествует о появлении в российской земле «собственных Пла-тонов» (та же идея международной «тишины» выражена в одах, написанных в разгар Семилетней войны).
\\ недаром в конце XVIII-начале XIX в., когда во всей Европе начинается революционное брожение, торжественная ода становится жанром революционным. «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок», восклицал А. С. Пушкин в оде «Вольность»
Энциклопедический словарь юного литературоведа
(1817), написанной вслед оде «Вольность» (ок. 1783) А. Н. Радищева. Это новое содержание торжественной оды как нельзя более соответствовало политическим задачам декабристов, и недаром именно они стремились возродить оду как жанр, воплощающий, по выражению К. Ф. Рылеева, «идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин».
ОЧЕРК
Очерк — эпический жанр, широко распространенный в современной литературе наряду с рассказом. Назначение его в том, чтобы показывать и разъяснять какие-либо особенно важные или новые, ранее неизвестные явления. Очерк всегда находится на переднем крае литературы, позволяет быстро откликаться на новые темы и проблемы. Советские очеркисты в 20-30-х гг. показали социалистическую новь Советской России, в 40-х — подвиги на фронтах Великой Оте-
чественной войны и трудовую доблесть тружеников тыла, в наши дни отражают трудовые свершения и достижения советского народа.
Очерки разнообразны по содержанию, они касаются политических, экономических, научных и производственных вопросов, изображают явления общественно-политической жизни, природы и быта, типы представителей социальных или профессиональных групп и т. д. Различны и формы очерков: очерки-путешествия («Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова), очерки-хроники («Испанский дневник» М. А. Кольцова), очерки-биографии (очерки М. Горького о его современниках), очерки-сценки («Сельская аптека» Н. В. Успенского) и т. д.
В газетах и журналах встречаются документальные очерки, которые с предельной точностью рассказывают о людях и событиях. Подобно другим жанрам публицистики, эти очерки могут включать и художественные образы, но вымысел не должен нарушать точности изображения явлений, ради