Знакомство с творчеством Ю. Коваля

Подведение итогов

— Что вы узнали о творчестве Успенского, Коваля?

— Какие произведения этих писателей знаете?

— Чем они интересны, необычны? (Интересные персонажи. Много юмора. Они современные.)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Проверка навыка чтения по тексту В. Вересаева «Братишка»

Цели:проверить следующие показатели навыка чтения незнакомого текста: способ чтения, темп, правильность, осознанность.

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

¾ Сегодня мы проверим, как вы научились читать и понимать прочитанное. Постарайтесь читать без ошибок, в привычном для вас темпе, искусственно не ускоряя его. Помните, что главное заключается не в быстроте чтения, а в его правильности, чтении без ошибок. Необходимо читать вдумчиво, понимая то, о чём вы читаете. После чтения я задам вам несколько вопросов для проверки понимания прочитанного.

Проверка навыка чтения

Братишка

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Ря­дом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два моло­дых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил — и всё поглядывал на другого, и перекли­кался с ним на звенящем своём языке. Другой — чуть по­меньше — с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось — клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый, — он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, по­казывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата — звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, — и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и на­пился. Оба улетели. (173 слова)

В. Вересаев

4. Проверка сформированности читательских уме­ний:

¾ Что хотели сделать воробьи, сидя на кусте бузины?

¾ Как напился воды бойкий воробышек?

¾ Как воробей под­зывал своего брата?

¾ Как напился воды другой воробей?

Подведение итогов урока

Проверка навыка чтения

Класс

Братишка

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Ря­дом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два моло­дых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил — и всё поглядывал на другого, и перекли­кался с ним на звенящем своём языке. Другой — чуть по­меньше — с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось — клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый, — он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, по­казывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата — звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, — и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и на­пился. Оба улетели. (173 слова)

В. Вересаев

Проверка сформированности читательских уме­ний:

¾ Что хотели сделать воробьи, сидя на кусте бузины?

¾ Как напился воды бойкий воробышек?

¾ Как воробей под­зывал своего брата?

¾ Как напился воды другой воробей?

Проверка навыка чтения

Класс

Одинокий медвежонок

Медвежонок был одинок. Зиму он провёл около ма­тери. Весной же в берлоге оказались ещё два маленьких медвежонка, а сам он стал нянькой. Он должен был сле­дить за ними, забавлять их. К тому же лучшая добыча от­давалась теперь маленьким, а ему доставались лишь остатки.

Как-то он отнял у маленьких братьев вкусные тетере­виные яйца. Те завопили. Тогда, следуя законам звери­ного царства, медведица жестоко избила нарушителя и выгнала его из своей семьи. Когда же он попробовал вернуться к матери, жалобно повизгивая, трёпка повто­рилась.

Пришлось уйти. Не сразу он научился ловить птиц и мелких зверушек, а потому питался только ягодами и корнями трав.

Осенью медвежонок издалека наблюдал, как старые медведи устраивали берлогу. Он тоже нашёл себе укром­ное место и впервые самостоятельно устроился на зи­мовку. (122 слова)

По И. Зыкову

Проверка сформированности читательских уме­ний:

¾ Почему медвежонок был так одинок?

¾ За что мать-медведица выгнала его из семьи?

¾ Чем питался одинокий медвежонок в лесу?

¾ Как он научился самостоятельно строить берлогу?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: А. Усачёв «Приключения маленького человечка»

Цели:знакомство с творчеством писателя А. Усачё­ва; развитие читательского интереса.

Организационный момент

Наши рекомендации