Иллюстрация «(Низа» (X.-Н. Брауна) и роману Ч. Дни. кенса яДомби и сын 4 страница
СОВЕТСКАЯ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Великая Октябрьская социалистическая революция выдвинула перед писателями острую проблему — за революцию или против нее.
Наиболее передовая часть литературной интеллигенции решила для себя этот вопрос сразу. «Моя революция. Пошел в Смольный», — писал В. В. Маяковский, вспоминая бурные дни Октября. Другая часть писателей признала революцию позже, убедившись в справедливости ее целей. Таков путь А. Н. Толстого, Г. Джавида, А. Абашели и других. Л. Н. Андреев, И. А. Бунин и некоторые писатели старшего поколения не приняли революции. А. И. Куприн вернулся в СССР из эмиграции в 1937 г.
Признанными мастерами художественного слова встретили революцию М, Горький, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович, В. В, Маяковский, Демьян Бедный, С. А. Есенин, Г. Табидзе, П. Тычина, В. Сосю-ра, Янка Купала, Якуб Колас, А. Акопян. А. Ширванзаде, А. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Л. Киачели, Н. Лордкипанидзе, Н. Нариманов, М. Ордубады, А. Шаик, А. Ах-вердов и другие.
В первые годы Советской власти в этот славный отряд писателей влилась большая
группа участников недавних революционных битв. «Мы, молодые, литературно родились после 1917 года», -— писал Л. М. Леонов в 1925 г. О том же говорит поэт Н. С. Тихонов: «Меня сделала поэтом Октябрьская революция. Она открыла мне глаза на мир». «1919 год — мой пафос», — вспоминал К. А. Федин, участник гражданской войны в Поволжье.
В 1921 г. начинает свою литературную работу Д. А. Фурманов, бывший комиссар 25-й Чапаевской дивизии.
В это же время входит в литературу молодой А. А. Фадеев. В гражданскую войну он воевал в партизанских отрядах и в Красной Армии против Колчака, японских интервентов, белогвардейских банд на Дальнем Востоке. Из далекой донской станицы приезжает в столицу М. А. Шолохов, имевший за плечами богатый опыт участника продотряда. Яркие впечатления этих лет отразились в его первой книге — «Донские рассказы» (1925).
С первых шагов советская литература обращается к новому герою — участнику революции, показывая его в обстановке непримиримой борьбы двух миров.
В ряде произведений 20-х гг. дан образ вождя революции В- И. Ленина (очерк М. Горького «В. И. Ленин» и др.). Как и Маяковский (поэма «Владимир Ильич Ленин»), многие поэты видят в нем «самого человечного человека»; по словам Е. Чаренца, следуя идеям Ленина, «свою объединили мощь в союзе огненном народы»; татарский поэт X. Так-таш называет его «человеком, которого века породили».
Писатели, каждый по-своему, рисуют поединок нового мира с жестоким и мрачным прошлым мира собственников и угнетателей, и эта тема отражена в «Чапаеве» (1923) Д. А. Фурманова, в «Партизанах» (1921) и «Бронепоезде 14-69» (1922) В. В. Иванова, «Падении Дайра» (1923) А. Г. Малышкина, «Городах и годах» (1924) К. А. Федина, «Тихом Доне» (1928—1940) М. А. Шолохова, «Хождении по мука м» (1922—1941) А. Н. Толстого, «Думе проОпанаса» (1926) Э. Г. Багрицкого, в пьесах «Любовь Яровая» (1926) К. А. Тренева, «Разлом» (1927) Б. А. Лавренева, «Шторм» (1926) В. Н. Билль-Белоцерковского, «Первая Конная» (1929) Be. В. Вишневского.
Эти произведения русской советской литературы ярко и талантливо запечатлели на своих страницах остродраматические, героические картины рождения нового мира.
Советские писатели показали, что именно народ творит историю, что он ее главная сила. Произведения русских писателей прокла-
Иллюстрации Д. Шимиписа к повести В. Г. Распутина «Последний срок».
Иллюстрация Н. Усач«ва к повести В. П. Астафьева «Llapfa* рыба».
дывали путь новому искусству, помогали развитию литературы народов СССР.
Советская литература, рожденная Октябрем, многонациональна и многоязычна. Это литература новой исторической общности людей — советского народа. Она создается общими усилиями писателей разных национальных культур.
В начале 80-х п. в Советском Союзе насчитывалось 78 национальных литератур народов и народностей, населяющих нашу страну. До Октября их было значительно меньше — не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.
Некоторые народы Средней Азии, Север-ioro Кавказа, Поволжья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Поэтому возникшие после Октября литературы этих народов принято называть младописьменными.
Лишь в 20—30-е гг. чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, эвенки обрели свою письменность и за короткий срок создали на-
циональную литературу.
Светом революции озарены герои многонациональной литературы 20-х гг. «Железный поток» ( 1924) А. С. Серафимовича — книга о героическом походе Таманской армии в годы гражданской войны, когда в тяжелых боях и невероятных лишениях рождалась новая, революционная дисциплина бойцов Красной Армии. Надолго запоминаются образы легендарного вожака таманского похода Кожуха, командира партизанского отряда Левинсона из романа А. А. Фадеева «Разгром», Глеба и Даши Чумаловых — рабочих-коммунистов, участников гражданской войны, восстанавливавших цементный завод (роман Ф. В. Гладкова «Цемент», 1925). В ряду этих героев стоит и Виктория — молодая революционерка из повести армянского писателя Ст. Зорьяна «Девушка из библиотеки» (1925) и большевик Гайоза Лабардава, рабочий-железнодорожник из романа Н. Лордкипанидзе «С тропинок на рельсы» (1928). Армянские писатели рассказывают о тех, кто бесстрашно отдал жизнь за победу революции, и о тех, кого она «выпрямила» и освободила («Мерке»
Д. Демирчяна, «Гюльханда» Г. Сарьяна).
Жизнь и борьба украинского крестьянства обрисованы в повести «Бурьян» (1927) А. Головко. Писатель создал яркие образы людей новой деревни — советских активистов, селькоров и противостоящие им фигуры сельских кулаков — куркулей.
Произведения о деревне создают в эти годы белорусские писатели 3м. Бядуля, М. Лыньков, М. Зарецкий. Воспевают Октябрь в своих стихах молодые белорусские поэты М. Чарот, Тишка Гартный и другие. В поэмах «Симон-музыкант», «Новая земля» (1923), в первой части прозаической трилогии <На перепутье» (1923) Я. Коласа, в произведениях Я. Купалы говорится о пути белорусского народа к революции. В повести «Трясина» (1933) Я. Колас рассказывает о героической борьбе партизан Полесья против интервентов в годы гражданской войны. В повестях и романах К. Черного, М. Зарецкого изображена белорусская деревня в годы революции.
В грузинской литературе Г. Табидзе воспевает социалистическое обновление жизни:
Нет, не дано эпохам права Быть запросто, на «ты», с моей! Ей суждена навеки слава В громах и бурях новых дней!..
(Пер. Г. Цагарели)
Иллюстрация А. Ливанова н роман/ М. А. Шолохова «Они сражалисьза Родину».
Писатели старшего поколения — Л. Киаче-ли в романе «Кровь» (1927), С. Клдиашвили в романе «Пепел» (1932), М. Джавахишви-ли в романе «Арсен из Марабды» (1936) ~ повествуют об освободительной борьбе своего народа. Живой образ революционной эпохи, становление новых человеческих отношений запечатлели молодые грузинские поэты А. Мирцхулава, С. Чиковани, Т. Табидзе, П. Яшвили и прозаики П. Чхиквадзе и Б. Чхеидзе.
Видное место в татарской литературе 20-х гг. занял историко-революционный роман Г. Ибрагимова «Наши дни». Писатель воскрешает события совместной героической борьбы татарского и русского пролетариата Казани за свои права в начале XX в.
Успешно развиваются в условиях советского строя литературы Средней Азии и Казахстана, где впервые появляются произведения прозы и драматургии.
Основоположник таджикской советской литературы поэт и прозаик С. Айни написал в 1918 г. «Марш свободы» на мотив «Марсельезы». С ним шли в бой против басмачей отряды крестьян:
О, рабы! Подымайтесь из праха, Красным знаменем мир озаря! Сбросьте иго покорства н страха — Засияла свободы заря. (Пер. И. Л. Сельвинского)
Среди поэтов нового поколения Средней Азии и Казахстана выделяются голоса П. Су-лаймони (Таджикистан), поэта и драматурга Хамзы Хакимзаде Ниязи (Узбекистан), С. Сейфуллина ( Казахстан), поэта и прозаика Б. Кербабаева (Туркмения). Всесоюзную известность после революции приобрели песни казахского акына Джамбула, киргизского народного поэта Токтогула, народного певца Дагестана Сулеймана Стальского. Воспевая великие перемены в жизни своих народов, акыны сравнивали мрачное прошлое и светлое настоящее.
В 20-е гг. в различных национальных литературах возникают разнообразные творческие объединения писателей. Каждое из них отстаивало свое понимание нового искусства революционной эпохи.
Массовыми организациями были те, куда входили пролетарские писатели (РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей, «Кузница» и др.); возникали также и другие литературные объединения, например «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), в Грузии — «Голубые роги», в Армении — «Мурч» («Молот»), на Украине — «Ваплите»,в Белоруссии — «Полымя» («Пламя»). Коммунистическая партия помогала пи-
&
сателям активно участвовать своим творчеством в строительстве социализма. После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) был создан единый Союз писателей СССР.
Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в августе 1934 г. под председательством М. Горького. Участниками съезда стали представители различных национальностей Советского Союза. На съезде было отмечено, что уже в первое советское десятилетие литературы народов СССР дали читателям замечательные произведения, ставшие отечественной классикой. В эти же годы в основном сложились основные принципы
нового советского искусства: коммунистической партийности и народности.
Советская литература — это литература поистине народная, потому что отражает жизнь народа, его устремления. Это также литература партийная, активно отстаивающая идеалы коммунизма. О боевой коммунистической направленности нашей литературы, о ее великой воспитательной силе хорошо сказал замечательный поэт нашей революционной эпохи Владимир Маяковский:
...я подыму,
как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТЫНЯНОВ (1894—1943)
Многие знают Ю. Н. Тынянова как писателя — автора романов о В. К. Кю-хельбекере, А. С. Грибоедове, А. С. Пушкине. Эти романы резко меняли традицию прежних жизнеописаний великих людей, где целью было познакомить читателей в занимательной и доступной форме со сводом биографических фактов. Книги Тынянова были явлением художественной прозы. Но писателем он стал тогда, когда уже был известен как исследователь литературы.
С юношеских лет его главным делом была наука о литературе. Студенческая жизнь Тынянова пришлась на годы, когда закладывались основы нового литературоведения, стремившегося выработать особый подход к литературе, в отличие от подхода историка, публициста или критика-эссеиста. Тынянов оказался подготовлен к новым задачам теоретическим складом ума. Интеллект такого склада не довольствуется отдельными, пусть тонкими и даже блестящими, наблюдениями над исследуемым объектом, а ищет основные специфические его свойства, отличающие объект от других, стремится открыть закономерности его развития. Этот подход наталкивался на препятствия. История литературы в отечественной традиции привычно сливалась с историей общественной мысли, литературные герои выступали как реальные фигуры («...того и гляди наши пушкинисты выпустят исследование о родственниках Евгения Онегина», — иронически предсказывал Тынянов в 1924 г.).
Тынянов обнаружил и описал основные свойства, отличающие стих от
прозы. Простейший признак — графическое расположение строки под строкой — оказался (как это нередко бывает в науке) и главнейшим: именно это расположение формирует, по мысли Тынянова, «единство» и «тесноту» стихового ряда. Это означает, что слова в стихе «оказываются в более сильной и тесной связи, нежели в обычной речи» («Проблема стихотворного языка», 1924), что сама ритмичность поэтической речи заставляет слова в стихе влиять друг на друга, усиливать одни оттенки смысла, приглушать другие. Так, в прозаической строке «Гор не видать — вся даль одета лиловой мглой» в слове «одета» метафора стерта, она стала «ходовой, языковой», равнозначной слову «покрыта». Но стоит записать ту же фразу стихами:
Гор не видать — вся даль одета Лиловой мглой, —
как «одета» вступает в более тесные отношения с «даль», отрываясь от привычного спаянного с ним в прозаической речи дополнения: «В результате — оживление метафоры, обусловленное единством стихового ряда».
В истории литературы Тынянов также искал и находил закономерности, не сводимые к свойствам личности авторов или к фактам биографии, раскрывал сложную взаимосвязь литературы и жизни. Поэтому его работы, опубликованные в единственном прижизненном сборнике «Архаисты и новаторы» (1929), до сих пор стимулируют теоретическую и истори-ко-литературную мысль.
Иялюстрация Г. Поплавского к повести В. В. Быкова иДожить до рассветен.
Наряду с произведениями, где в центре стоит участник революционных битв, герой штурма Зимнего, взятия Перекопа, красногвардеец, партизан, появляются книги, главный герой которых — человек труда. Впервые в мировой литературе он изображается не как угнетенный, а как хозяин своей страны.
В 30-е гг. появляется много произведений, посвященных историческому прошлому. Рисуя дореволюционную жизнь, писатели стремились дать представление о тех путях, которые привели народы нашей страны к Октябрю.
Судьбы героев этих произведений тесно связаны с главными событиями эпохи революции и гражданской войны. Такие книги, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, стали советской и мировой классикой.
В 1934 г. выходит из печати роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь», занявший исключительное место не только в советской, но и в мировой литературе. Жизнь героя романа Павла Корчагина - это как бы биография поколения первых комсомольцев, участников революции, создавших замечательные традиции советской молодежи.
Яркие страницы революционной истории народов, выразительные образы людей силь-
ных, справедливых, борющихся за счастье народа, созданы в книгах Б. Кербабаева «Решающий шаг», С. Айни «Рабы», С. Мукано-ва «Ботагоз», М. Ордубады «Тавриз туманный», Ю. И. Яновского «Всадники».
Автобиографическая трилогия М. Горького — «Детство», «В людях», «Мои университеты» — способствовала появлению многих произведений советской литературы, написанных в 30-е гг. и позднее, где писатели на автобиографическом материале создали обобщающие художественные картины эпохи народной жизни: «История одной жизни» Ст. Зорьяна, «Школа жизни» С. Муканова, «Утро нашей жизни» С. Улуг-Зода, «Слово арата» С. Тока, автобиографическая трилогия Ю. Смолича «Детство», «Наши тайны» и «Восемнадцатилетние».
Главными персонажами исторических книг зачастую являются подлинные исторические деятели и герои далекого прошлого. Широкую известность приобрели написанные в 20— 30-е гг. исторические романы «Разин Степан» А. П. Чапыгина, «Петр Первый» А. Н. Толстого, «Цусима» Ал. С. Новикова-Прибоя, «Кюх-ля», «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Н. Тынянова, «Севастопольская страда» С. Н. Сергее-ва-Ценского, поэма «Лейтенант Шмидт» Б. Л. Пастернака, роман «Емельян Пугачев» В. Я. Шишкова, печатавшийся с 1938 по 1945 г.
М. Горький говорил, что исторические книги «очень важные, очень нужные»: «Наша молодежь должна знать, какой путь прошли люди старшего поколения, какую борьбу выдержали они, чтобы дети и внуки их могли жить счастливой жизнью. Им нужно показать, как трудно создавался человек, как он был упорен и вынослив в труде и в борьбе и какой он совершил невероятный путь к свободе...»
В 30-е гг. перед советским обществом встали новые задачи. Началась эпоха первых пятилеток. Советская литература не отделяет своих задач от жизни народа.
Писатели едут в колхозы, на фабрики, на новые, социалистические стройки и создают произведения по следам живых событий. Художественные очерки 30-х гг. нередко становятся основой для создания повестей и романов.
Яркие картины строительства Магнитогорска запечатлел в своем романе «Время, вперед!» В. П. Катаев (1932). О рождении нового человека труда, о наступлении на старый уклад жизни рассказывает JI. М. Леонов в романе «Сеть» (1930). М. С. Шагинян изображает жизнь строителей новой гидростанции в Армении (роман «Гидроцентраль»,
1930—1931): «Энергия» (1932—1938) изображена жизнь грузинской деревни на ис-Ф. В. Гладкова повествует о героических буд- торическом переломе. Киргизский писатель нях Днепрогэса. Т. Сыдыкбеков в романе «Среди гор» (1955—
О социалистическом труде рассказывают 1958} рассказывает о коллективизации в кир-книги писателей Украины («Рождается го- гизском ауле. Среди многочисленных произве-род» А. И. Копыленко, «Роман межгорья» дений на эту тему можно назвать также и ро-Ивана Ле, «Инженеры» К). Ю. Шовкопляса) маны белорусских писателей В. Головача и других республик. «Переполох на загонах» и К. Чорного «Третье
Многих писателей привлекают герои, кото- поколение», роман казахского писателя рые. подобно Давыдову в «Поднятой целине» Б. Майлина «Азамат Азаматыч», роман М. А. Шолохова (первая книга - 1932 г.), узбекского прозаика А. Кадыри «Абид-Кет-находятся в гуще событий социалистического мень», роман «Ацаван» армянского писателя переустройства деревни. Эта же тема в цент- Н. Зарьяна. ре четырехтомной эпопеи Ф. И. Панферова Еще в первые годы Советской власти со-«Брускн» (1928—1937). Писатели изобра- зданы книги об идейно-нравственном ста-жают, как в схватках с кулачеством прохо- новлении нового человека. Особое место в дит коллективизацияя создаются колхозы, этом ряду занимает творчество А. С. Мака-
«Поднятая целина» М. Шолохова — одна ренко — замечательного советского педаго-из первых и наиболее значительных книг в га и писателя. Его «Педагогическая поэма» советской литературе, отразивших историче- (1933-1936) —история перевоспитания пра-ский перелом в деревне. Она оказала глубо- вонарушителей в трудовой колонии имени кое воздействие на нашу многонациональную М. Горького, во главе которой стоял сам литературу: в ряде произведений по-своему, Макаренко. на своем национальном материале писатели Среди книг о воспитании нового человека рассказали о социалистическом переустрой- можно назвать романы «Люди из захолустья» стае деревни. (1938) А. Г. Малышкина, «Гвади Бигва»
В романе «Заря Колхиды» (1931-1951) (1938) Л. Киачели, повесть Ю. С. Крымова грузинского писателя К. А. Лордкипанидзе «Танкер «Дербент» (1938). В поэме «Слово
Иллюстрация В. Валдманисв к роману В. Лариса «К новому берегу».
Иллюстрация Э. Манунчна н роману Е. Чарекца «Страна Нанри».
Иллюстрация А. Кулагина к роману Л. Киачели «Гвади Бигввп.
о колхознице Басти» азербайджанский поэт С. Вургун создает выразительный образ освобожденной женщины Востока.
Поэзия этих лет многообразна: от стиха-агитки до лирической песни, баллады, поэмы. Широкую известность приобретают стихи и поэмы В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, М. А. Светлова, Б. П. Корнилова, Э. Г. Багрицкого, А. А. Прокофьева, И. Л. Сельвин-ского, М. Ф. Рыльского, М. Бажана, П. Г. Тычины, Г. Табидзе, Г. Леонидзе, А. А. Кулешова, П. Бровки, X. Алимджана, Г. Б. Сарь яна и других поэтов, создающих многоцветную картину жизни советского народа.
В 1939—1940 гг. братская семья советских писателей пополнилась новыми художниками слова Латвии, Литвы, Эстонии, Западной Украины. Западной Белоруссии и Бессарабии, присоединившихся к Советскому Союзу. В 20—ЭО-е гг. многие из них создавали произведения в условиях буржуазного режима. В своих книгах революционные художники звали народ на борьбу, мечтали об освобождении. В этих литературах среди известных писателей следует назвать А. М. У пита, В. Лациса, Я. Судрабкална (Латвия), С. Не-рис, П. Цвирку (Литва), И. Барбаруса, Ю. Сютисте (Эстония), Я. Галана, А. Гаври-
люка (Западная Украина), М. Танка (Западная Белоруссия). Е. Н. Букова, А. П. Лу-пана (Бессарабия).
К середине 30-х гг. все яснее ощущается угроза войны с фашизмом. Публикуются романы П. А. Павленко «На Востоке», И. Г. Эренбурга «Падение Парижа», книга очерков М. Е. Кольцова «Испанский дневник» — о борьбе революционной Испании с фашизмом. Создаются патриотические, героические драмы — «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «Страна родная» Д. Де-мирчяна и др. Советская литература передает эстафету героизма и мужества участников революции и гражданской войны новому поколению, которому предстоит вместе с отцами встать на защиту Родины:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой, С фашистской силой темною, С проклятою ордой.
Эта песня на слова В. Лебедева-Кумача написана в первый день Великой Отечественной войны. Вместе со всем народом поднялась на борьбу с врагом наша единая многонациональная литература. Больше тысячи писателей — свыше трети состава Союза писателей — ушли добровольцами на фронт. Многие из них стали военными корреспондентами центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет.
В памяти народа навсегда сохранятся имена М. Джалиля, А. П. Гайдара, Ю. С. Крымова, Е. П. Петрова, В. П. Став-ского, О. Десняка, Б. М. Лапина, Э. Капиева, М. Геловани, А. А. Шогенцукова, Т. Гуря-на, X. Юсуфи, Н. Сарыханова и многих других советских писателей, павших смертью храбрых.
Советская литература создает произведения о героях фронта и тыла. Газеты печатают поэму «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, повесть «Непокоренные» Б. Л. Горбатова, театры ставят пьесы «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корней-чука, «Взятие Великошумска», «Нашествие» Л. М. Леонова. Ведущие писатели нашей страны в газетных и журнальных статьях и очерках рассказывают народу о грозных событиях военных дней, о подвигах советских воинов. Выступления А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, Вс. В. Вишневского, Б. Л. Горбатова, И. Г. Эренбурга, В. Л. Василевской, Я- Галана, С. Айни, М. Турсун-За-де, Н. Зарьяна, Р. Кочара и многих других пи- i сателей братских литератур сыграли боевую, ' мобилизующую роль в дни Великой Отечет ственной войны. \ В стихах, поэмах и песнях военных лет
проникновенно воплощаются раздумья жизни, Родине, смерти, любви:
Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.
Эти стихи А. Суркова, как и «Жди меня» К. Симонова, знала вся страна. Герои поэм военных лет воплощают характер советского человека, его душевное богатство, высокие цели, за которые он сражается. «Избавить мир, планету от чумы — вот гуманизм! И гуманисты — мы...» — пишет Вера Инбер в поэме «Пулковский меридиан». А. Твардовский в поэме «Василий Теркин» рассказал о подвиге советского солдата в Отечественной войне:
Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле,
Важнейшая тема литературы военных лет — тема братской дружбы народов в трудных испытаниях войны.
Среди произведений военного времени можно назвать книги, которые и сегодня
О Иллюстрация Е. Сидорина к роману-эпопее М. Ауэзова «Путь Абая».
Иллюстрация С. Красаускаса к сборнику стихов Э. Меже-лаитиса "Человек».
остаются гордостью советской литературы: роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия», поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», «Дни и ночи» К. М. Симонова, ^Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, поэмы М. И. Алигер «Зоя», П. Г. Антокольского «Сын», В. М. Инбер «Пулковский меридиан», «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц, «Киров с нами» Н. С. Тихонова, «Похороны друга» П. Тычины. В них навечно сохраняется память о немеркнущих подвигах советских людей в годы войны.
Герой литературы первых послевоенных лет — советский воин-освободитель, вернувшийся к мирному, созидательному труду. В поэзии, прозе и драматургии этих лет писатели изображают героя-современника, борца за мир.
Одна из главных тем послевоенной литературы — изображение вдохновенного труда советских людей, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство, развивающих завоевания социализма. Об этом рассказано в поэмах «Дом у дороги» А. Твардовского, «Флаг над сельсоветом» А. И. Не-догонова, в романах «Счастье» П. А. Павленко, «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Жатва» и «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, «Айсол-тан из страны белого золота» Б. Кербабаева, «Апшерон» М. Гусейна, «Люди наших дней» Т. Сыдыкбекова, в повести Г. Гулиа «Весна в Сакене». Одно из замечательных произве-
шака «Рассеянный с улицы Бас-сейной».
Иллюстрация А. Каневского к стихотворению С. Я. Мар-
дений этого времени — роман Л. М. Леонова «Русский лес» ( 195Э), отмеченный в 1957 г. Ленинской премией.
В молодых республиках Прибалтики социалистическое преобразование жизни после войны происходит в обстановке острой классовой борьбы, что нашло отражение в книгах В. Лациса «К новому берегу», Г. Леберехта «Свет в Коорди», А. Саксе «В гору», Р. Сирге «Решающий поворот», рассказах П. Цвирки, Ю. Балтушиса.
О многолетней борьбе латышского народа за свободу рассказывает А. М. Упит в истори-йо-революционных романах «Земля зеленая» (1945) и «Просвет в тучах» (1951). Это мастер монументальной, многоплановой прозы с широким охватом событий, острой социальной проблематикой.
Со страниц книг тех лет не сходит тема недавних военных битв. В одних произведениях — «Знаменосцы» О. Гончара, «Зеленый луч» Л. С. Соболева, «На дальних берегах» И. Касумова и Г. Сеидбейли, «Дети большого дома» Р. Кочара — писатели выдвигают на первый план героику подвига. В других произведениях — «Дни и ночи» К. Симонова, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова, «Звезда» Э. Г. Казакевича — герои предстают в суровой обстановке военных будней.
Эти разные по своему стилю книги в целом дают широкую, многостороннюю картину войны. Ее дополняют многочисленные книги военных мемуаров, воспоминания участников войны, книги документально-художественные: «Подпольный обком действует» А. Федорова, «В Крымском подполье» И. А. Козлова, «Это было под Ровно» Д. Н. Медведева, «Люди с чистой совестью» П. П. Вершиг-оры и др. Замечательным явлением советской ли-
тературы стал рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (1956- 1957), где история жизни простого солдата Андрея Соколова приобрела эпическн-гуманистическое звучание.
Герои книг 50—-60-х гг. — участники напряженной борьбы за дальнейшее развитие социалистического общества, пионеры новостроек и освоения целины — воплощают лучшие черты советского характера.
В 60—80-е гг. снова и снова появляются книги, возвращающие нас к волнующим событиям войны. С большой глубиной освещается военная тема в романах и повестях Ю. В. Бондарева «Последние залпы», «Батальоны просят огня». «Горячий снег», Г. Я. Бакланова «Пядь земли», «Карпухин», «Навеки — девятнадцатилетние», М. Н. Алексеева «Солдаты». «Дивизионка», В. В. Карпова «Полководец» и «Взять живым», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», В. О. Богомолова «В августе сорок четвертого...» («Момент ис-
В. А. Каверина «Наука расставания», П. Куусберга «В разгаре лета», «Одна ночь», «Дождевые капли», И. Движюса «Потерянный кров», Э. А. Бээкмана «Глухие бубенцы», А. Г. Алексина «В тылу как в тылу», В. Лама «Кукла и комендант» и в других произведениях. Они повествуют о чувствах и мыслях рядового участника войны, о его трудном пути к победе.
Глубокое освещение хода войны, сочетание широких картин военных событий с изображением судеб их участников дается в трилогии К. Симонова («Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Послед^ нее лето»). Как и произведения многих других писателей, они запечатлели трудный и героический путь народа к победе, бессмертный подвиг советского солдата.
Наряду с широкоизвестными советскими поэтами Н. С. Тихоновым, Н. Н. Асеевым, А. Т. Твардовским, А. А. Прокофьевым, В. А. Луговским, А. А. Ахматовой, С. П. Щи-пачевым, Л. Н. Мартыновым, П. Бровкой, М. Ф. Рыльским, Я. Судрабкалном, Н. М. Заболоцким, Я. В. Смеляковым и другими стали популярны имена В. Д. Федорова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Р. И. Рождественского, Е. А. Исаева, Д. С. Самойлова и многих других.
В творчестве современных писателей раскрывается ленинская тема, которую можно назвать сквозной темой всей советской литературы. Широкое признание читателей заслужили трилогия драматурга Н. Ф. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», тетралогия М. С. Шагинян «Семья Ульяновых»: в т. ч.: романы-хроники «Рождение сына» (две ред. — 1938 и 1957 гг.), «Первая Всероссийская» (1965), «Билет по истории. Эскиз романа» (две ред. — 1960 и 1970 гг.); повесть для детей М. П. Прилежаевой «Жизнь Ленина» и др.
Проблемы жизни деревни, образы современников, актуальнейшие нравственные проблемы нашли глубокое и яркое воплощение в произведениях русских прозаиков — Ф. А. Абрамова, В. II. Астафьева, Ю. В. Бондарева, В. И. Белова, С. П. Залыгина, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, А. Я. Яшина и других.
В послевоенной и современной литературе широкое развитие получает очерк. Писатели стремятся увидеть события своими глазами, принять участие в жизни и труде героев своих книг. Таковы книги В. В. Овеч-кина «Районные будни», «Трудная весна», Н. Н. Михайлова «Иду по меридиану», В. А. Солоухина «Владимирские проселки»,