Апотом они умерли и воссоединились вновь в ином мире (Дагаз).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Первый аттрассказывает нам об инициации личности, о переходе от Детства к Взрослости, о сепарации от привычного и уютного и первых испытаниях и опытах, а также о первой встрече со своей Анимой (Анимусом). Не случайно в «историях» это часто оказывается волшебная сказка. Можно заметить сходство между этапами развития волшебной сказки, выделенными В.Я. Проппом,
Индивидуальная практика 129
и последовательностью рун Старшего Футарка (примечательно, что даже длинная волшебная сказка и самый развернутый «сюжетник» Проппа лишь вновь и вновь повторяют те же самые этапы первого атта).
Фе является исходной точкой покоя и благополучного существования.
Урузоказывается вызовом для героя и призывом отправиться в путь.
Туре— это первое препятствие на пути.
Ансуз — обычно собеседник, советчик, помощник или тот, кто испытывает. Также может оказаться врагом. Это же и загадка первой части пути.
Райдо— сам путь.
Кано— расширение опыта познания мира. Выход за пределы обычного к сверхъестественному.
Гебо— мистическая встреча, часто с партнером подходящего возраста и противоположного пола.
Вуньо— получение подарка, удача, победа. Временный хеппи-энд.
Второй аттговорит нам о некоей катастрофе и способе с нею справиться. Она может произойти как во внешнем мире, так и во внутренней реальности.
Хагалазоказывается тотальной катастрофой, разрушением прежнего мира.
Науд— период ощутимого недостатка в чем-либо или принуждения.
Иса— этап, когда кажется, что все это будет продолжаться вечно и ничего нельзя изменить.
Йару— постепенное или внезапное возрождение, конец тяжелого периода.
Иваз— критическая ситуация, из которой необходимо найти выход. Еще не преодолены все изначальные несчастья.
Перт— неожиданный знак или открытие, случайность, прозрение.
Альгиз— покровительство свыше, вхождение в некую духовную общность или осознание таковой.
5 Г. Бедненко *Школа рун»
130 Галина Бедненко. Школа рун
Совелу— события или состояние, которые воспринимаются как естественный и правильный порядок вещей.
Третий аттповествует об интеграции своей мужской и женской части для создания чего-то нового — как во внешнем мире, так и во внутреннем (именно здесь мы находим брачного супруга, с которым можно создать нечто новое, а не мистического партнера, когда важна близость и узнавание — как в первом атте), а также о социализации, интеграции человека в некое сообщество.
Тюр— это обычно некое утверждение мужской воли, завоевание или установление своего порядка.
Беркаиа— появление значимой женщины в сюжете, часто ее забота, привлекательность или беременность.
Эваз— некая согласованность действий мужчины и женщины.
Манназ— социализация в обществе, интеграция в сообщество людей, некое положение в иерархии.
Лагуз— естественный плавный ход или бурный поток событий.
Ингуз — начало нового, обычно некий результат обоюдной генеративности.
Одаль— появление новой семьи или продолжение рода.
Дагаз— важное окончательное событие.
.
Эти три этапа развития могут описывать также жизнь некой пары или семьи, проходя которые люди встречаются с теми или иными препятствиями, что-то преодолевают или на чем-то ломаются. Нам представляется, что работа с символами Старшего Футарка может стать интересным и полезным для психотерапевта знакомством с новым (и старым!) инструментом «лечения души» человека.
Теперь сравним системы трех выдающихся исследователей мифологического сюжета со смысловой структурой Старшего Футарка.
Индивидуальная практика
«МОРФОЛОГИЯ СКАЗКИ» В.Я. ПРОППА1
Постараемся увидеть систему В.Я. Проппа сквозь структуру Старшего Футарка, найти совпадения и пересечения, а также расхождения между двумя этими системами. Скажем сразу, что пропповская схема функций героя волшебной сказки идет лишь по первому атту Старшего Футарка, но может повторять его не единожды. При этом удивительным образом функции могут соответствовать не только прямому, но и зеркальному и перевернутому значениям рун.
Фе—Уруз
1.«Отлучка». В сказке родители уходят из дома или умирают либо младшие члены семьи покидают дом. Обычное начало сказки2.
Туре
2. «Запрет». Например, «в этот чулан не моги заглядывать»; «береги братца, не ходи со двора». Запрет здесь оказывается и препятствием,, и вместе с тем именно тем ограничением, которое необходимо преодолеть.
3. «Нарушение запрета»3. Нарушение запрета обычно оказывается необходимым испытанием героя. Иначе его дальнейшее развитие невозможно. Так и в жизни, ребе-
1 Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928 (Электронный адрес http://www.feb-web.ru/feb/ska2ki/critics/pms/ PMS-001.htm).
1 Мир и покой, которые царили до этого, оказываются прямой Фе, а благополучный исход — руной Уруз. Однако если все начинается с некоей «недостачи» или внезапного ущерба, то в историю вступает также перевернутый или зеркальный символ Фе или даже перевернутая Уруз (если, например, «заболел царь» и т. п.).
3 Нарушение запрета может идти и по зеркальной руне Туре.
132 Галина Бедненко. Школа рун'
нок, который всегда со всем соглашается, рискует стать «растительным» существом, избегающим препятствий, эдаким «счастливым баклажаном».
■ Ансуз
•
4. «Выведывание»: вредитель производит разведку («Кто ж на свете всех милее...»). В то же время и сам герой может вызнавать и выпрашивать («Где твоя смерть, Кощей?»).
.5. «Выдача сведений»: врагу даются сведения о жертве («Но царевна все ж милее...»).
6. «Подвох»: вредитель пытается обмануть свою жертву. Так злая ведьма прикидывается доброй старушкой, поп надевает козлиную шкуру, воровка прикидывается нищей'.
7. «Пособничество»: жертва поддается обману и невольно помогает врагу. Царевна съедает предложенное старухой яблочко2.
8. «Вредительство» (или недостача): враг наносит одному из членов семьи вред. Похищается человек или некое волшебное средство3. Враг угрожает насильно жениться или убить... и прочее.
•■
Райдо
9. «Посредничество»: героя каким-то образом отыс
кивают и сообщают наказ4.
10. «Начинающееся противодействие»: герой сопротивляется или соглашается лишь на каких-то условиях5.
11. «Отправка»: герой покидает дом.
1 В этом мы видим функции зеркального Ансуза.
2 Здесь мы уже увидим перевернутый Ансуз.
3 Для самого похищенного и его близких это ситуация неизвест
ности — перевернутый Ансуз.
1 Это может соответствовать переходу от руны Ансуз к прямому положению руны Райдо.
5 Это похоже на зеркальное положение Райдо.
Индивидуальная практика 133
Капо—Гебо
12. «Появление дарителя»: некое волшебное существо. испытывает героя. Это первый контакт героя с неизвестной прежде реальностью1.
13. «Реакция героя»: взаимодействие или отказ от него («Ты б меня сперва накормила, напоила...»), некая услуга.
Гебо—Вуньо
14.«Получение волшебного средства»: в этот момент,
после успешного прохождения предыдущего испытания,
волшебные персонажи предлагают помощь герою.
Второй атт в схеме Проппа практически не прочитывается, скорее это повторение тем первого атта. Так, мы видим последовательно и вновь
Райдо—Кано
15. «Пространственное перемещение в иное царство»:
переход к месту нахождения предмета поиска. Герой
может препровождаться или даже внезапно переносить
ся в некое иное и чудесное место.
Туре—Ансуз
16.«Герой и вредитель вступают в непосредственную
борьбу»: поединок может быть реальным или символи
ческим (как, например, выполнение заданий).
1 Небывалое расширение опыта и проявления себя в новом мире — это Кано.
Галина Беднеико. Школа рун
17. «Клеймение»: часто героя метят во время поедин
ка. Здесь метка является отражением факта выполнения
задания, а также избранности1.
Вуньо
18. «Победа»: вредитель терпит поражение, герой тор
жествует.
И так далее...
ДЖ. КЕМПБЕЛЛ
Джозеф Кемпбелл, известный мифолог XX века, выявляет общий сюжет в мифологической истории героя2 и видит в этом психологическую основу — этапы развития личности3. Он выделяет три стадии пути героя: Исход (Сепарация); Инициация (Трансформация) и Возвращение (Возрождение).
1-й атт. «Исход» Фе
N
«Состояние удовлетворенности и безмятежности». Как отдельный этап его не учитывают ни Пропп, ни Кемпбелл, но это исходная точка покоя, истинное начало Пути.
Уруз
«Призыв к путешествию». В данной системе автор описывает этот шаг так: «...судьба уже призвала героя и
1 Вспомним тут и Гарри Поттера, чья метка (шрам) предопреде
ляет его роль героя.
2 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова.
Киев: София, 1997. 336 с.
3 Кстати, цикл «Звездные войны» сознательно был построен на
системе Дж. Кемпбелла.
Индивидуальная практика 135
сместила его духовный центр тяжести от огороженного участка его общества в неизведанную область. Это роковая область, таящая как сокровища, так и опасности... Герой может двигаться навстречу этому приключению по собственной воле, как это случилось с Тезеем, который вернулся в город своего отца, Афины, и услышал страшный рассказ о Минотавре... Путешествие может начинаться с простой оплошности, как это случилось с принцессой из волшебной сказки, но герой может и всего лишь случайно проходить мимо какого-либо явления, которое внезапно привлекает его досужий взгляд и увлекает прочь от проторенных людьми троп»1.
«Отказ от призыва», важный этап этой системы, соотносится со значением перевернутого положения руны Уруз.
Туре
Значение руны Туре — «противник, препятствие» — у Кемпбелла проявляется как «Пересечение первого порога»: «...герой движется в своем путешествии вперед, пока не приходит к «стражу порога», стоящему у входа в область приумноженной силы. Такие хранители располагаются у пределов мира во всех четырех направлениях — а также вверху и внизу — и обозначают рамки текущей сферы героя, или его жизненные горизонты. За ними — тьма, неизвестность и опасность, точно так же, как за пределами родительского покровительства кроются угрозы для ребенка, а вне общества — опасности для члена племени. Обычный человек не просто довольствуется тем, что остается в предписанных рамках, — он гордится этим, а распространенные убеждения предоставляют ему множество оснований для страха первого шага в неизведанное»2.
1 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова.
Киев: София, 1997. С. 50.
2 Там же.
136 Галина Бедненко. Школа рун
«Пересечение первого порога» у этого автора идет следом за «Сверхъестественной помощью», которая соответствует в Старшем Футарке руне Ансуз, но мы в своем изложении следуем именно руническому порядку.
Ансуз
«Волшебный помощник» предназначен «для тех, кто не отверг призыва». «Старушка-помощница и крестная-волшебница — знакомые персонажи европейских волшебных сказок; в христианских легендах эту роль обычно исполняет Дева Мария. Заступничество Девы Марии может помочь добиться милости Отца... Такой образ воплощает в себе милостивую, охраняющую силу судьбы. Эта фантазия представляет собой уверение — обещание того, что покой Рая, который был познан изначально в материнской утробе, не будет потерян; что он поддерживает настоящее и участвует как в будущем, так и в прошлом (является и омегой, и альфой); что, хотя всемогущество может казаться подвергающимся опасности при пересечениях порога и пробуждениях жизни, охраняющая сила всегда и навечно присутствует в святилище сердца и может скрываться даже внутри или позади незнакомых проявлений мира» '.
Райдо
Путешествие продолжается, и это очевидно, хотя как отдельный этап автором оно уже не упоминается.
Кано
-
Руна Кано связана с расширением опыта, познанием сверхъестественности мира. У Кемпбелла это отчасти мо-
' Кемпбедл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова. Киев: София, 1997. С. 58^59.
Индивидуальная практина 137
жет соответствовать «Чреву Кита», переходу в сферу перерождения. Но в целом экспансивное проявление руны скорее противоречит «поглощенности» Героя у рассматриваемого автора.
Гебо
Кемпбелл не разделяет волшебных помощников сенек-сного (старческого) типа и мистических брачных партнеров в начальной стадии пути Героя. Потому его «волшебная помощь» соотносится и с руной Ансуз, и с руной Гебо. Но мы выделяем встречу с любовным или брачным мистическим партнером в истории именно как явление руны Гебо.
Вуньо
Автор не выделяет отдельного этапа «наделение волшебной помощью» вне изначальных благодеяний сверхъестественных помощников. В то время как появление принципа руны Вуньо обычно знаменует промежуточную победу Героя после его испытаний руной Кано и мистической встречи по руне Гебо.
2-й атт. «Инициация»
Хагалаз. Науд. Иса
Эти три руны соответствуют этапу «Дорога испытаний»'. «Первоначальный исход в земли испытаний является всего лишь началом долгого и воистину опасного пути побед посвящения и мгновений озарения»2.
1 Также можно увидеть этот этап еше в первом атте, в значении руны Райдо и отчасти руны Кано.
- Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова. Киев: София, 1997. С. 84.
Галина Бедненко. Школа рун
Йару. Иваз. Перт.
Эти три руны соответствуют «встрече с Богиней и мистическому браку с ней» у Кемпбелла. «Это кризисное событие происходит в надире, зените или на ином наиболее отдаленном крае земли, в центральной точке космоса, под сводом храма или во тьме глубочайших покоев сердца»1. Сюда же мы отнесем авторское, и насильственное на наш взгляд, отделение следующего этапа «Женщины как искусительницы»2. При этом некое явление и откровение при встрече с новым будет связано" с руной Йару, а переживанию кризиса и еще более неожиданному опыту будут соответствовать руны Иваз и Перт.
Алыиз
Эти две руны соответствуют этапу «Воссоединения с Отцом». При этом фигура Отца оказывается здесь уже не устрашающей и губительной, а благой и величественной. «Человек должен верить, что его отец милосерден, азатем обрести уверенность в этой милости3. Вслед за этим центр его убеждений переносится за пределы тесного чешуйчатого кольца терзающего бога, и страшные людоеды исчезают»4.
Совелу
В стадиях Дж. Кемпбелла «Обожествление» и «Окончательная Награда» мы можем увидеть черты руны Совелу.
1 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова.
Киев: София, 1997. С. 85.
2 Обратим внимание, что путь Женщины как Героини тут как бы
пропадает; предполагается, что Герой и Искушаемый — мужчина...
3 Речь идет больше об архетипической фигуре Отца, нежели о
реальном биологическом родителе. Хотя часто и о нем тоже.
4 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова.
Киев: София, 1997. С. 100.
Индивидуальная практика 139
3-й атт. «Возвращение» Тюр
«Продолжение боя» вполне соотносится с этапом «Отказ от возвращения» Кемпбелла. Вместе с тем автор выделял еще и «Волшебное бегство», которое в духе древнескандинавского мировоззрения вполне могло быть очередным тактическим или стратегическим ходом в рамках общего плана действий.
Беркана. Эваз. Манназ
Автор называет этот этап «Спасение извне». Однако речь в нем идет либо о плене у женщины, либо о спасении некоей прекрасной особы, либо о ее благом вмешательстве. Во всех этих вариантах мы видим сильную женскую роль и значение руны Беркана.
Значение руны Эваз («верный ритм в движении») возвращает нас вновь к «Волшебному бегству» Кемпбелла. Это все еще продолжается бегство героя из волшебной страны (так в первом атте большая часть похода шла по руне Райдо).
Реальный человеческий мир, социум руны Манназ здесь также относится к кемпбелловскому «Спасению героя извне». «...Мир приходит и забирает его, поскольку самому герою не так уж легко покинуть блаженство глубокой обители».
Лагуз
Значение руны оказывается, с одной стороны, в прямом противоречии с авторским этапом — «пересечением порога на обратном пути». Лагуз означает, скорее, плавное движение туда, куда нужно, то, что само выведет1. С другой стороны, если рассматривать Лагуз как
1 Вообще в третьем атте нет внешних препятствий; все проблемы — если они есть — герой создает себе сам.
140 Галина Бедненко. Школа рун
силу, которая сама выведет куда надо, в том числе и обратно в свой мир, то значения этапов сходятся.
Ингуз. Одаль. Дагаз
Последние три руны соответствуют кемпбелловской «Свободе, чтобы жить» и статусу Героя как «Хозяина двух миров». Это новые возможности и способности, а к тому же — генеративность Ингуз, освоенная территория Одаль и вечная трансформация Дагаз. «Возможность свободного перемещения через границу мира, перехода от перспективы существования во времени на точку зрения причинной глубины и обратно — не заражающего принципы одного концепциями другого — относится к правам хозяина. Космический танцор, как заявляет Ницше, не остается в тягостном покое на месте, но радостно и легко поворачивается и перемещается из одного положения в другое»1.
СТАРШИЙ ФУТАРК И ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЦИИ К.Г. ЮНГА2
В теории Юнга все раскрывается через стадии процесса индивидуации. Первая стадия у Юнга — раскрытие Персоны, то есть признание человеком отличия своих социальных ролей от его сущности, осознание функций этих ролей и способность управлять ими. Вторая — встреча с Тенью. Это открытие и признание в себе существования всего того, что человек отвергал, — желаний, переживаний, черт характера и прочего. Третья — встреча с Анимой и Анимусом, то есть понимание и принятие человеком женственности и мужественности в самом себе, черт другого пола. Чет-
1 Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. К. Семенова.
Киев: София, 1997. С. 170.
2 По ряду сочинений.
индивидуальная практика ■' __ 141.
вертая стадия — развитие Самости: ранее бессознательный, но теперь уже осознанный материал интегрируется в психике человека; формируется или открывается ее ядро.
Так и первый атт в целом (поскольку у Юнга нигде не говорится о последовательности определенных стадий в рамках каждого периода) соотносится нами с этапом выявления собственной Персоны, а также сепарации от родительского, общественного влияния. Второй атт схож со встречей с Тенью. Третий говорит нам о продуктивном союзе с Анимой (Анимусом). Идея развития Самости же, на наш взгляд, проходит через все этапы Старшего Футарка.
Современные адепты Юнга стараются говорить о периодах индивидуации лишь в связи со внутренним миром человека, как будто тот может сидеть в глуши и неспешно совершать свои мерные духовные соития с Тенью или Анимой. Мы придерживаемся мнения о том, что все это так или иначе отражается в реальном мире вокруг человека, в его поведениии и отношениях с другими людьми. И конечно, руны древних скандинавов отражали и отражают в большой степени то, что происходит с человеком в объективной действительности.
Глава 14
СОСТАВЛЕНИЕ СВОЕЙ РУНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Мы уже рассмотрели сюжет, который дает нам Старший Футарк в своем традиционном порядке. Это своего рода история души, духовное странствие, даже некая «идеальная модель» развития. Реальность, однако, показывает нам другие сюжеты... Более приближенной к жизни историей, но тоже безусловно своей и метафорической, окажется результат следующего упражнения.
142 Галина Бедненко. Школа рун
Упражнение
Уединитесь, чтобы никто не мешал, и сосредоточьтесь или расслабьтесь, как.вам удобнее. Возьмите мешочек с рунами, тетрадь и ручку. Вытаскивая руны по очереди, одну за другой, описывайте то, что приходит вам в голову. Отпустите на волю свою фантазию...
Это может оказаться лично ваша история, знакомая и мгновенно узнаваемая, и она поведет вас дальше за собой. Или это будет некий условный и сказочный сюжет. Так или иначе, история окажется для вас значимой, повествуя о событиях внешних или внутренних или постоянно возвращая к каким-то темам... Лишь от вас самих и от вашей способности (или желания) открыться миру зависит, насколько реалистичным и узнаваемым или, наоборот, призрачным и причудливым будет сюжет. И на самом деле это не имеет значения, важно лишь составление собственной символической карты существования (прошлого, настоящего или будущего — этого не угадаешь заранее), тем более полезной и явственной, чем менее вы будете об этом задумываться в процессе.
Руны следует вытаскивать не случайным образом, а пальцами ощущая, что это именно та руна, которая вам нужна. И класть ее на полотно следует тоже именно так, как вам кажется правильным (смотреть на нее при этом и «выправлять» положение не следует). Поэтому руны вполне могут быть перевернутыми или «слепыми» (тыльной стороной вверх). Как трактовать перевернутые руны, вы уже знаете, а «слепые» руны попробуйте интерпретировать как то, что «пока еще скрыто» в вашей истории.
Напомним лишь, что это — значимый сюжет именно данного периода вашей жизни. Не стоит воспринимать его как фатальное предсказание или прорицание.
Индивидуальная практика 143
Пример I
«Она чувствовала себя глубоко несчастной и неудачливой. У нее было все, во всяком случае многое из того, чему завидовали люди... но чего-то в то же время не хватало. И это вызывало досаду, раздражение, плаксивость (перевернутая Вуньо).
Ей необходимо было найти какой-то выход из этой ситуации. Сделать что-то неожиданное, возможно дерзкое, смелое, пожалуй, рискованное. И она на это решилась... (Иваз).
Она пошла учиться сразу двум необычным вещам: верховой езде и танцу живота. Первое считалось неприличным в ее семье, потому что с лошадьми возятся только лошадницы, скребут и чистят их, убирают навоз, а потом, «как известно, — говорила ее маменька, — после верховой езды у девочек ноги становятся кривыми...», и всвое время так и не пустила ее заниматься лошадьми. Второе было и вовсе откровенно неприличным, потому что добропорядочным замужним женщинам полагалось думать о муже, иу ио том, чтобы достойно проводить время, когда супруг отсутствует. А танцы живота... да мало ли к каким желаниям (и более того, возможностям!) могут привести танцы живота?.. (Ингуз).
Кроме того, на этих занятиях она познакомилась со множеством других женщин. Некоторые из них были замужем, другие оставались в девицах, третьи даже овдовели или еще хуже того — были разведены или растили детей в одиночку. Но это ее не смущало, ей было с ними весело и интересно, а еще у них было общее дело (Альгиз).
А потом, на конной прогулке, она вдруг встретила Его. Это было ужасно. Она не могла больше ни о чем думать и рассеянно отвечала на все вопросы мужа и родственниц. С Ним ей тоже приходилось видеться довольно часто. Они вежливо говорили о погоде и лошадях. И ей все время казалось, что они говорят не о том, но что вот-вот что-то случится... или оно уже случилось (Дагаз).
Галина Бедненко. Школа рун
Она поняла, что влюбилась. Она хотела Его так сильно, что в доме все падало у нее из рук, разбивалось или стиралось в порошок. Ее тело пылало таким жаром, что муж, сославшись на очень жаркое лето, перебрался спать к себе в кабинет (Уруз).
Она чувствовала постоянную жажду, но не ощущала голода. Перестала есть и стала пить только зеленые напитки. Муж трогательно у нее спрашивал, что случилось, и клал ей каждую ночь на подушку веточки мяты (Науд).
И вот однажды утром, совершенно не в силах выносить то, что с ней происходит, она надела зеленое платье, повязала на плечи оранжевую шаль, взяла сумку (с деньгами и документами, разумеется... она была уже не девочкой-подростком, которые убегают в ночь без всяких приготовлений) и... отправилась в другой город, где жила ее давняя и, честно сказать, малознакомая подруга (перевернутая Одаль).
По дороге она заблудилась и оказалась поздно вечером в совершенно незнакомом городе. И не знала, куда ей идти (перевернутая Райдо).
Но увидела огни театра и пошла туда, где свет, яркость красок, красивые люди и странные маски (Кано).
Она прошла в ближайшую открытую дверь, и это оказался служебный вход. Она побродила среди гримерных и за кулисами, пока ее не схватили и не потащили переодеваться, приняв за какую-то третьестепенную актрису. В светлой комнате, конечно, все поняли, что это совсем не та актриса, но с некоторой беспечностью ее новые товарки решили, что легче надеть на нее парик и выпустить на сцену, чем расшнуровывать корсет, снимать турнюры и искать пропавшую актрису (слепая Йару).
Наша героиня вышла на сцену с круглыми оторопелыми глазами и старалась делать то, что делают ее новые подруги. Она одеревенела от ужаса и краснела под цвет своему артистическому наряду, хотя иногда, размахивая руками и дрыгая ногами, даже попадала в такт. Вообще-то она играла Марионетку (слепаяЛагуз).
Индивидуальная практика 145
После спектакля ей внезапно предложили присоединиться к труппе. Режиссер решил, что девушка, которая так хорошо изображает деревянную Куклу,.— прирожденная актриса. Такой поворот судьбы был отчасти даже романтичным (такое случалось с героинями всяких романов), вдобавок, она впервые начала самостоятельно зарабатывать какие-то деньги (слепая Манназ).
Буквально через пару дней выяснилось, что режиссер был не настолько наивен, а, наоборот, обыденно хитер. После того как девушка получила от него аванс, он начал ее домогаться и требовать ласк и благосклонности. Новые коллеги по ремеслу говорили, что в этом нет ничего особенного, что через это проходит каждая из них, и вообще ему много не надо, особо стараться не приходится (зеркальная Туре).
Тогда она сообщила директору театра свое имя, объяснила, что приехала сюда из другого города, и если общественность узнает, что ее обманом похитили, заставили бесплатно работать, а потом насильно принуждали к сожительству, то ее любимый дядя — прокурор... ну, она вообще гордилась знанием уголовно-процессуального кодекса, особенно части возможных злоупотреблений среди сотрудников правоохранительных органов. Это доходчивое отступление сделало свое дело, и директор решил, что знакомство с родственниками этой женщины не входит в его планы (Ансуз).
Довольно сжимая гонорар за выступление у себя в кулачке, она вышла из театра, когда вдруг неожиданно заметила Его. Он выглядел потерянным и рассеянно крутил разбитые очки. Она поздоровалась и назвалась, а затем предложила ему поехать в какое-нибудь кафе и выпить абсента (Эваз).
Выпив абсента и заев- его апельсинами в шоколаде, она пылко призналась Ему в своих чувствах. Он закричал: «Я не могу!..» — и убежал. До утра она рыдала за столиком, с тоской язвенника на пирах Лукулла замечала красивых официантов и жевала сушеные вишенки одну за другой (Хагалаз).
Галина Бедненко. Школа рун
Выйдя наконец на улицу, она решила все же добраться до той самой старинной своей подруги. Быстро нашла ее дом, испугала своим измученным видом, отоспалась, а к вечеру поведала свою душераздирающую историю. Подруга сочувственно кивала, подливала чай с травами и утешала (Гебо).
В этом доме она задержалась надолго, на всю зиму. Меньше всего ей хотелось возвращаться к мужу (Иса).
Ее постепенно охватывала все большая тоска, и закончились уже все деньги, которые она могла чисто символически подкидывать своей подруге, возмещая уход, заботу и гостеприимство (перевернутая Фе).
Тогда она решила отбросить хандру и заняться делом. И начала рисовать (а как всякую приличную девочку, ее учили рисовать) картины, а потом продавать их. Картины были довольно странными, наивными и пронзительно трогательными одновременно. И люди их покупали с удовольствием (Тюр).
К ней пришла слава. А потом приехал муж. Признался, что у него давно уже есть другая женщина, которая вот-вот родит ребенка, и попросил развода (Сигель).
Она переехала от своей подруги в отдельную квартиру. Ей было невыносимо видеть рядом с собой человека, который слишком много знает и про ее поражения, и про путь к триумфам... Так она осталась одна, со своими картинами и небольшой славой (слепая Беркана).
Она часто думала, что с Ним сейчас происходит, где он, — и не знала, что не происходило ничего нового. Иногда она гадала на Него на картах и видела какую-то картину... но и это никак не проявлялось в ее реальности (зеркальная Перт).