I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы перечитали сказку «Лягушка-путешественница». Какое чувство вызвала у вас лягушка при повторном чтении сказки?

– Можно ли соотнести со сказкой поговорку «Хвастовство само себя наказывает»?

– Вернемся к сказке.

Учащиеся делятся на группы для чтения по ролям (предварительно определив число действующих лиц).

Ученики читают по ролям выбранный ими отрывок. Учитель может также предложить детям проинсценировать его.

Дети оценивают «игру» друг друга, выбирают лучшего (лучших) исполнителя (исполнителей) каждой роли.

I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. - student2.ru Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок. Сегодня мы начнем читать сказку, которую написал В. Ф. Одоевский, – «Мороз Иванович».

– Начинается сказка с эпиграфа.

Эпиграф– краткое изречение перед произведением, которое характеризует основную идею этого произведения.

– Прочитайте эпиграф к сказке.

– Как вы его понимаете?

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

Учитель и учащиеся читают сказку до слов: «Кукареку, кукареки! У Рукодельницы в ведерке пятаки» (с. 202, часть 1-я).

– Что хотите сказать?

– Какова Рукодельница?

– Каким вам показался Мороз Иванович?

– Какие русские народные сказки вы узнали в сказке В. Ф. Одоевского?

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Чему научил вас урок?

 Домашнее задание:перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе (с. 196–202, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.

Урок 42
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ. «МОРОЗ ИВАНОВИЧ»

Цели:продолжать работу над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»; учить детей понимать глубину произведения; учить сравнивать, обобщать; работать над развитием выразительной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Дома вы еще раз прочитали часть сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». И, наверное, какие-то эпизоды сказки вам понравились больше всего.

– Прочитайте их.

Учащиеся читают наиболее понравившиеся отрывки из сказки, поясняя свой выбор.

I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. - student2.ru Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, что произойдет дальше? Получится ли у Ленивицы заработать пятачков к празднику и помочь нянюшке?

– Почему так считаете?

– Проверим ваше мнение, дочитав сказку до конца.

Учитель и учащиеся дочитывают сказку до конца.

– За что Мороз Иванович проучил Ленивицу? Правильно ли он сделал?

– Как вы понимаете слова Мороза Ивановича: «Жить и служить – разница, да и работа работе рознь»?

– Чему учит сказка?

– Для чего, по вашему мнению, написал ее автор?

IV. Итог урока.

– О чем вас заставил задуматься урок? Чему научил?

 Домашнее задание: дочитать сказку до конца (с. 202–207, часть 1-я), подготовить пересказ сказки; написать в тетради по чтению пословицы, которые подходят к содержанию сказки.

Урок 43
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

Цели:обобщить и систематизировать знания детей по изученному разделу; проверить, как учащиеся усвоили основные понятия и смысл произведений раздела.

Ход урока

Наши рекомендации