Развитие с переключением функций

В дальнейших индексах и схемах используется двух­строчная запись. На нижней строке отмечается основная функция, на верхней — добавочная, возникающая на основе принципа переключения.

__________________________________________

36 Рыжкин И. Образная композиция музыкального произве­дения.— В кн.: Интонация и образ, с. 191, 193, 201.

Индекс Развитие с переключением функций - student2.ru — означает важнейший функциональный момент — возникновение добавочного37 темати­ческого импульса, то есть появление интонаций, которые благодаря своей концентрированности и индиви­дуализированности обладают самостоятельным темати­ческим значением (один из замечательных примеров — начальная тема второй части симфонии g-moll Моцарта; подробнее о ней см. в четвертой главе, с. 118).

Добавочный тематический импульс по степени своей завершенности может быть 1) только импульсом Развитие с переключением функций - student2.ru , 2) импульсом с развитием (i : т) - Развитие с переключением функций - student2.ru 3) полностью завершенным построением (i : т : t)- Развитие с переключением функций - student2.ru . Симво­лы Развитие с переключением функций - student2.ru и Развитие с переключением функций - student2.ru означают: первый — незавершаемое, вто­рой— завершаемое развитие. Когда это бывает необхо­димо, возможно употребление стрелок: ← означает повторение (точное или измененное) начального i; → означает новое тематическое образование. Например, на уровне сонатной экспозиции индекс Развитие с переключением функций - student2.ru в общей фор­ме означает побочную партию. В этом случае Развитие с переключением функций - student2.ru — тема на материале главной партии, Развитие с переключением функций - student2.ru — новая тема.

Возникновение добавочного тематического импульса в стадии т в целом — проявление тенденции к обновле­нию. Уподобление при этом выполняет ту же роль, что и в продолжающем развитии, то есть обеспечивает связь с предшествующим. Степень завершенности добавочного тематического импульса зависит в первую очередь от уровня в процессе формообразования: чем он выше, тем больше вероятность внутренней завершенности добавоч­ного тематического импульса.

_______________________________________

37 «Добавочный» не означает «второплановый».

3. Функция завершений

Функция завершения, подобно функции изложения, может принимать два вида — собственно завершения (о нем речь впереди) и дополнения, которое, согласно тому или иному уровню в процессе формообразований, приобретает тот или иной композиционный статус — от дополнения к периоду до коды.

Дополнение (в этом общем смысле слова) предстает в различных смысловых значениях. Перечислим основные.

1. Движение по инерции, связанное по большей части со стремлением к динамическому равновесию, к кульми­нации в точке золотого сечения. (Пример: прелюдия Шопена № 1. Кульминация в 22-м такте, завершение пе­риода — в 24-м. Благодаря дополнению в 10 тактов об­щая протяженность прелюдии — 34 такта, отчего куль­минация совпадает с точкой золотого сечения: 21 + 13 = = 34).

2. Досказывание, связанное с драматургическим раз­витием, с типом выразительности. (Пример: дополнение к главной теме второй части Пятой симфонии Бетховена. В нем возникают лирические интонации задержания, отсутствовавшие в начальном периоде.)

3. Идейный итог — изложение синтетической темы. (Пример: собственно кода в первой части «Аппассиона­ты» Бетховена.)

Развитие с переключением функций - student2.ru Индекс дополнения: i / t.

Собственно завершение по своей функцио­нальной сущности требует обобщения ранее звучавшего, при котором обновление и уподобление уравновешивают друг друга. В этом случае момент завершения представ­ляет собой обобщенный кадансовый оборот или ряд таких оборотов — t. При усилении тенденции к уподоб­лению завершающий оборот становится репризой импульса — Развитие с переключением функций - student2.ru .Преобладание обновления ведет к до­бавочному тематическому импульсу; в зависимости от

уровня это может быть новый мотив, ряд мотивов или новая тема — Развитие с переключением функций - student2.ru

Таким образом, добавочный тематический импульс возникает на всех стадиях и уровнях развития. Его ин­декс (в наиболее общей форме): Развитие с переключением функций - student2.ru

В этом обозначении запечатлены шесть вариантов добавочного тематического импульса.

Добавочный тематический импульс — результат пере­ключения функций. Осуществляется оно посредством их совмещения. К разбору этого важнейшего принципа формообразования мы и переходим.

СОВМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ

Совмещение функций — основа всех форм движения (переменности) музыкальной формы38. Можно сформу­лировать два теоретических положения.

1. Следует различать совмещение функций в преде­лах одной категории и в пределах двух различных.

В первом случае совмещаются функции, произрастаю­щие из одного корня: либо из i, либо из т, либо из t. Здесь совмещение функций действует в одном направле­нии и не создает внутреннего противоречия.

Во втором случае возникает совмещение функций, произрастающих из двух разных корней: i и т или t к т. Здесь совмещение функций создает внутреннее противо­речие, своего рода «борьбу функций», что неминуемо сказывается на характере данного музыкального по­строения.

2. Надо различать три вида совмещения функций по их временному соотношению:

а) совмещение функций постоянное (устойчивое);

б) совмещение функций временное (подвижное);

в) смена функций (нулевой момент их совмещения — «нулевое совмещение»).

Действие указанных принципов создает определенные

____________________________________________

38 При процессе отключения функций момент совмещения ра­вен нулю.

формы их совмещения и смен, связанные с различием уровней самих композиционных функций.

На уровне общих композиционных функ­ций возникает постоянное совмещение функций, при котором одна из них выступает в роли основной, дру­гая — в роли добавочной. Их соотношение, как и ранее

отмечаем так: Развитие с переключением функций - student2.ru .

1. Совмещение функций одного корня (рода).

а) Наиболее общий вид: Развитие с переключением функций - student2.ru (Шопен. Прелюдия реприза № 17).

б) Противоположное соотношение: Развитие с переключением функций - student2.ru 39 (Шопен. кода Прелюдия № 6).

2. Совмещение функций разных корней (родов).

а) Совмещение предыкта и репризы: Развитие с переключением функций - student2.ru (Скрябин. Этюд ор. 8 № 2; Шостакович. Шестой квартет, пер­вая часть, реприза, главная партия).

б) Совмещение предыкта с изложением новой темы: Развитие с переключением функций - student2.ru (Бетховен. Вторая симфония, первая часть, предыкт

предыктовая тема; Лист. Первый «Забытый вальс», тема, изложенная октавами).

в) Совмещение репризы с разработкой: Развитие с переключением функций - student2.ru .

В этом случае соотношение совмещаемых функций бы­вает очень сложным, и данная схема не может отразить всего богатства их конфликтного противопоставления. Поэтому подобное соотношение лучше выразить следую­щим образом: реприза *± разработка (Чайковский. Ше­стая симфония, первая часть).

На уровне специальных композици­онных функций постоянное совмещение приво­дит к дву- или многоплановой композиционной форме, где в одном разделе совмещаются функции двух форм — одна из этих форм основная, а другая добавоч­ная.

_________________________________________

39 О «кодообразной репризе» и «репризоподобной коде» пи­шет В. Цуккерман в статье «Динамический принцип в музыкальной форме» (см.: Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды, с. 85).

Наиболее известные примеры связаны с проникно­вением сонатности в трехчастную форму. Чайковский. Шестая симфония, финал:

Экспозиция Реприза
Сонатная форма г. п. п. п. г. п. п. п.
Простая трехчаст-ная форма 1 -я часть А контрастная середина В реприза А1 кода B1

Моцарт. Соната для фортепиано К. 282, Menuetto II:

Развитие с переключением функций - student2.ru

Развитие с переключением функций - student2.ru

Развитие с переключением функций - student2.ru

Развитие с переключением функций - student2.ru

Развитие с переключением функций - student2.ru

Развитие с переключением функций - student2.ru

Развитие с переключением функций - student2.ru

Развитие с переключением функций - student2.ru

  Экспозиция Разработка Реприза
Сонатная форма г. п. п. п. г. п. п. п.
Простая трехчаст-ная форма 1-е 2-е предл. пред л. а b |______| период 1-е 2-е предл. предл. a1 b1 |______| период
1-я часть середина реприза

Так возникает форма второго плана — в данном случае сонатная. Форма второго плана может входить в различные виды соотношений с формой первого пла­на и обладать большей или меньшей активностью. В первом примере (Чайковский) сонатная форма столь активна, что некоторые теоретики ошибочно считают ее основной и не признают двуплановости композицион­ной формы. Во втором примере (Моцарт) активность сонатной формы слабее.

На уровне композиционной формы конкретного музыкального произведе­ния (композиционной формы как данности) совмеще­ние функций может принимать оба основных вида.

Постоянное совмещение функций образует со­отношение общих и местных функций компо­зиционной формы. Оно возникает в крупных разделах, связанных друг с другом на основе отключения

функций, — в циклической и некоторых образцах слож­ной трехчастной формы.

Если соотношение «основная — добавочная» функ­ции действует в определенных разделах формы или в форме целого, объединенной единым актом ее движе­ния, и при этом на основе непрерывности переклю­чения функций, то соотношение «общая — местная» функции действует в рамках целостного многосостав­ного произведения, состоящего из самостоятельных произведений, каждое из которых обладает своей соб­ственной драматургией и целостной композицией: отделены они друг от друга на основе отключения функций. Но одновременно же они объединены одной художественной идеей и, следовательно, драматурги­ческим развитием. На самом высоком уровне такой формой является в первую очередь сонатно-циклическая. В крупных по масштабу сочинениях, написанных в сложной трехчастной форме с трио, также возможна реализация данного принципа.

Таким образом, при соотношении «общая — мест­ная» функции большой, относительно самостоятельный раздел формы, выполняя местную композиционную функцию (например, части цикла, трио сложной трех­частной формы), одновременно осуществляет и общую функцию — чаще всего сонатной экспозиции, разра­ботки или коды. Общая функция и вытекает из драма­тургии произведения, его художественной идеи.

Подвижное совмещение функций на уровне ком­позиционной формы как данности приводит к трем разновидностям. Первые две, основанные на пере­ключении функций, — это композиционные откло­нения и модуляция.

Композиционное отклонение — времен­ное переключение функций из одного раздела данной композиционной формы в другой раздел иной компо­зиционной формы — чаще всего в середину или разра­ботку. (Пример: Бетховен. Третья симфония, вторая часть. В общей репризе, начиная с фугато, возникает разработочный раздел, но после его завершения музы­кальное развитие возвращается в русло сложной трех­частной формы.)

Композиционная модуляция — окончатель­ное переключение функций на уровне композиционной

формы музыкального произведения: переход от функ­ций данного раздела определенной композиционной формы к функциям другого раздела иной композицион­ной формы (на том же тематизме), в которой музы­кальное произведение и заканчивается.

Для детализации типов композиционной модуляции необходимо учитывать ранг композиционной формы, имея в виду степень возможной ее сложности.

Композиционная модуляция, соответственно рангам музыкальных, форм, может быть трех видов: восхо­дящая (в форму более высокого ранга), нисхо­дящая (в форму более низкого ранга) и модуляция в пределах одного ранга.

Схема модуляции:

Развитие с переключением функций - student2.ru Развитие с переключением функций - student2.ru Форма более высокого ранга

 
  Развитие с переключением функций - student2.ru

Форма более низкого ранга

восходящая нисходящая в пределах

одного ранга

(Примеры: восходящая модуляция из сложной трехчастной формы в сонатную: Шопен. Третье скерцо; нисходящая модуляция из сонатной формы в трехчастную: Шостакович. Шестая симфония, первая часть; в пределах одного ранга: Шопен. Вторая баллада. Эти примеры будут разобраны в соответствующих главах данного исследования.)

В результате постоянного и переменного совмеще­ния функций (на основе их переключения) возникают смешанные формы. В соответствии с их генезисом они бывают двух видов — постоянно-совмещенные и пере­менно (подвижно) -совмещенные. В некоторых случаях смешанные формы могут быть названы модулирую­щими формами. Сам термин «смешанная форма» ука­зывает лишь на результат рассматриваемого процесса, но ничего не говорит ни о его сущности, ни о путях его движения.

Подвижное совмещение функций на основе их отключения («нулевое совмещение») приводит к ком-

позиционному эллипсису, при котором музыкальное произведение, начавшись на определенном тематическом материале в данной форме, не завер­шаясь в ней, переходит к иной форме на новом тема­тическом материале (Прокофьев. Первая соната для скрипки и фортепиано, финал). Композиционный эл­липсис часто ведет к образованию контрастно-состав­ной формы.

Итак, переключение и отключение функций — два основных пути движения музыкальной формы — приво­дят на разных функциональных уровнях к строго орга­низованной системе совмещения функций трех типов: постоянного, подвижного и «нулевого» со всеми их разновидностями, соответствующими данному функ­циональному уровню.

На уровне общих и специальных композиционных функций возникает постоянное совмещение, создающее соотношение «основная — добавочная» функции; их ре­зультат — формы второго и третьего планов. На уровне композиционной формы как данности возникают:

1) по­стоянное совмещение, создающее соотношение «общая и местная» функции,

2) переменное, создающее композиционные отклонения и модуляцию,

3) «нулевое» совмещение, которое создает композиционный эллипсис.

ПРОЦЕСС ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ

В результате анализа принципов, вытекающих из понятий переключения и отключения функций, возни­кает представление о строго организованной системе движения логически-композиционных функций, которая в совместном действии с экспрессивно-драматургиче­скими функциями создает движение музыкальной фор­мы. Руководят им две противоположные силы — центробежная, с ее стремлением нарушить устой­чивость возникающих по ходу музыкального движения композиционных моментов, и центростремитель­ная сила, которая направлена на восстановление этой устойчивости.

Диалектическое единство этих сил и образует ком­позиционную форму любого произведения, обладаю-

щую как внутренней динамичностью, так и внутренней целостностью40.

Понятие «силы», конечно, метафорично, но вырази­тельно и поэтому приемлемо. Под ним мы понимаем то единое организующее начало, которое собирает в еди­ное целое комплекс выразительных средств и концент­рирует их действие в одном направлении (в сторону создания либо устойчивости, либо неустойчивости)41.

Первый комплекс характеризуется сочетанием сле­дующих явлений: в радиусе действия целостных образ­но-тематических компонентов — утверждением бес­контрастности, закреплением одной темы; в радиусе действия отдельных элементов — стремлением к основ­ной тональности, тонике, метроритмической устойчи­вости (согласованию метра и ритма).

Второй комплекс характеризуется, соответственно, демонстрацией тематической контрастности, стремле­нием к отходу от главной тональности, к гармонической неустойчивости, метроритмической противоречивости42.

Оба вида формообразующих сил связаны с тремя функциями всеобщего развития. Функция импульса на всех уровнях ее действия основана на борьбе центро­бежных и центростремительных сил. Функция движе-

__________________________________________

40 Б. Асафьев пишет: «...Изучение проявления стимулов музы­кального движения и энергии движения в истории развития музыки указывает на необходимость рассматривать это движение как диа­лектический процесс, в котором тенденция к равновесию одновре­менно оспаривается не менее сильным стремлением к отдалению мо­мента наступления равновесия, а с ним и полной кристаллизации данных соотношений. Такая полная кристаллизация оказывается никогда не осуществимой...» (см.: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с. 58).

41 См.: Мазель Л. О двух важных принципах художествен­ного воздействия.— «Советская музыка», 1964, № 3.

42 М. Гнесин в «Начальном курсе практической композиции» различает построения «в смысле их относительной самостоятельно­сти и законченности... а) структурно-устойчивые или сомкнутые и б) структурно-неустойчивые или разомкнутые; в смысле их роли в динамическом плане цело­го... а) статизированные... б) динамизированные». И далее: «Мелким формообразовательным единицам (как каденции и секвенции в связи с особенностями их формообразовательного воз­действия) присвоены наименования: а) статизаторов и б) динамизаторов музыкального формообразования» (см.: Гнесин М. Начальный курс практической композиции. М., 1962, с. 91). Статизаторы — проявление центростремительных сил, динамизаторы — центробежных.

ния — на явном преобладании центробежных тенден­ций. Функция завершения, наоборот, — на преоблада­нии центростремительных сил.

Учитывая эту связь, можно более детально осознать и соотношение i : m : t. При условной передаче центро­стремительной силы посредством нисходящего направ­ления по вертикальной координате (к точке покоя), а центробежной — посредством восходящего (от точки покоя), возникает следующая схема:

Ценростремительные силы Развитие с переключением функций - student2.ru (статизаторы) Развитие с переключением функций - student2.ru Центробежные силы (динамизаторы) Движение трех функций Совмещение функций
Развитие с переключением функций - student2.ru   m Развитие с переключением функций - student2.ru   m
Развитие с переключением функций - student2.ru Развитие с переключением функций - student2.ru i     Развитие с переключением функций - student2.ru
Развитие с переключением функций - student2.ru t Развитие с переключением функций - student2.ru

Общее же представление о действии системы функ­циональных уровней с учетом типичных моментов пере­ключения функций дает генеральная схема, функцио­нальных уровней (например, классицистской сонатной формы), которую можно распространить на любую другую форму (см. с. 52—53).

Данная схема основана на двух координатах — вер­тикальной и горизонтальной. Вертикальная отмечает движение формы по функциональным уровням с учетом действия двух противоположно направленных формообразующих сил. Горизонтальная же отмечает их проекцию на непрерывно текущее время, создающую этапы этого процесса, — то, что мы непосредственно воспринимаем как разделы в становлении формы. Вертикаль отмечает ее глубинный «слой», а гори­зонталь — ее покровный «слой».

Глубинный слой, возникающий при становлении формы, тесно связан с драматургическими функ­циями — именно он отвечает на их движение, отражаю­щее развитие художественной идеи (в конкретных

Генеральная схема

ДВИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ КЛАССИЦИСТСКОЙ СОНАТНОЙ ФОРМЫ

Обобщенный план (без возможного вступления)

Развитие с переключением функций - student2.ru Развитие с переключением функций - student2.ru

Деталь генеральной схемы

ЗОНЫ РАЗВИТИЯ (m)

Развитие с переключением функций - student2.ru

условиях исторического стиля, жанра, стиля данного композитора). Соотношение уровней (по вертикали), а также этапов (по горизонтали) на предлагаемой схеме в полной мере условно. В каждом конкретном музыкальном произведении соотношение уровней и этапов принимает более определенную форму. По вер­тикали это зависит от вида и степени возникающих контрастов, от интенсивности развития, а по горизон­тали— от временной протяженности этапов. Но при всей условности генеральной схемы она важна для темы данного исследования, так как несет в себе опре­деленную идею, фиксирует динамику глубинного «слоя». Умение же в общем спектре музыкального вос­приятия различать действия данного «слоя» — «слы­шать» его — способствует более глубокому пониманию музыки.

Проецируемые на линии этапы (горизонталь) и не отмеченные в схеме смены тематических сгущений (изложение тем разных типов), разрежений (разви­вающие моменты) создают тематический ритм, наряду с которым существует тональный ритм.

В итоге становление формы заключает в себе един­ство тематического и тонального ритма и создает ритм становления композиционной формы.

* * *

Если форма как процесс есть движение по некой воображаемой кривой, то форма как откристаллизо­вавшийся результат процесса — сама вычерченная кри­вая. В последней участки действия различной по об­разному значению тематической наполненности (моменты изложения тем) и участки действия тема­тической разреженности (моменты, связанные с об­щими формами движения, переходные этапы тематиче­ского развития)43 образуют определенные типы вычер­ченных фигур, в каждом конкретном музыкальном произведении выступающие в индивидуально неповто­римом варианте.

Найти лучший вариант этой кривой, способной удо­влетворить требованиям музыкальной природы чело-

__________________________________________

43 Ю. Тюлин разграничивает «рельефный» и «фоновый» матери­ал («Музыкальная форма» под ред. Ю. Тюлина, с. 25). Это проти­вопоставление, по сути дела, очень близко вышеизложенному.

века (соответственно данному этапу развития историй музыки), — значит найти наилучший вариант компози­ционной формы. В ее хорошо организованных решениях любое музыкальное событие совершается в нуж­ный момент: один такт в ту или иную сторону дает отрицательный результат — будет либо еще рано, либо уже поздно. При этом сама форма кривой, степень кривизны ее отдельных участков, скорость смен ее волн, соотношений «рельефа» и «фона», в целом ритм ее движения всегда содержательны, связаны с художественной идеей. Типы композиционных форм и вытекающие из них типы структур (то есть уровень действия специальных композиционных функций), будучи отшлифованы и отобраны всем историческим опытом развития музыкального искусства, относитель­но нейтральны по своей семантике. Конкретная же, индивидуально найденная композиционная форма (то есть функции на уровне конкретного музыкального произведения — форма как данность) всегда индиви­дуально выразительна и отражает движение содержа­ния. Таким образом понимаемая форма — содержа­тельная форма.

Итак, становление формы музыкального произведе­ния— ритмически организованное движение по вообра­жаемой кривой.

Существует, однако, движение формы другого мас­штаба. Вычерчиваемые кривые отвечают индивидуаль­ным вариантам какой-либо композиционной формы. Но в пределах одного сочинения возможны и смены самих «кривых», в итоге создающие движение композиционных функций музыкальной формы.

Изучение данной проблемы особенно важно для исследования, музыки современной эпохи — эпохи инди­видуализации всех средств выразительности. Этот про­цесс начался в области гармонии, далее он стал за­хватывать остальные выразительные средства и область композиционных форм.

Индивидуальное, изменчивое в музыке связано со структурной стороной44. Индивидуализируются именно

__________________________________________

44 Имеется в виду структура не как общий принцип, а как конкретная художественная данность.

структуры, функциональные же основу компонентой музыкальной формы устойчивы и не подвергаются столь существенным изменениям.

В этих условиях для того, чтобы не утратить «связь времен», чтобы познать единство исторического про­цесса, мы должны встать на широкую функционально-процессуальную точку зрения, ибо функциональная сто­рона музыки, будучи исторически устойчива, отвечает основным, незыблемым законам искусства. Последние коренятся в самой действительности — в жизни чело­века, и они связаны тысячами нитей с движением ее форм.

Ткань жизни чрезвычайно сложна. Виды конкрет­ных жизненных структур бесчисленны и вечно измен­чивы, но ее функциональные основы просты и устой­чивы.

Сложна и музыкальная ткань, сложны ее художе­ственные структуры. Но их функциональные основы много проще и ясней. И при функционально-процессу­альном подходе за сложностью и неуловимой изменчи­востью структур мы находим простые и вечные функ­циональные основы.

Глава вторая

Наши рекомендации