Обобщение знаний учащихся о былинах и сообщение новых сведений познавательного характера.
Учитель ведёт с учащимися беседу, в ходе которой определяются характерные особенности былин.
— Кто является главными героями былин? (Русские богатыри, защитники Родины сильные, смелые, мужественные люди.)
— Похожа ли былина на сказку? Чем? (В ней могут быть сказочный зачин и концовка, сказочные герои, например змей-Горыныч, сказочные действия, сказочные повторы и т.д.)
— Какими речевым своеобразием отличаются былины? В них, например, используются просторечные слова: отворять, разом, доныне, кабы и т.д. А ещё? (Слова с уменьшительно-ласкательным значением (приводятся примеры); устойчивые выражения (эпитеты) (приводятся примеры), повторы слов.)
Учитель делает обобщение и даёт дополнительные сведения о былинах.
— Былины — произведения искусства, жанр устного народного творчества. Да, действительно для них характерен некоторый вымысел, сказочность, но вымысел этот является поэтической правдой.
В былинах мы найдём много исторических достоверных примет. Кто не знает, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу. (Эту амуницию воинов учитель показывает на иллюстрации.) Всё это есть и у богатыря. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Например, упомянутый в былине «Илья Муромец и Калин-царь» князь Владимир действительное лицо — князь Владимир Всеволодович Мономах, живший в XI веке в Киевской Руси.
Былины настолько достоверны в описаниях деталей жизни тех времен, что по ним учёные восстанавливают внешний вид зданий того времени, судят о том, как жили наши предки.
Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях — ив этом тоже их правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали народ на подвиг во славу отечества, поднимали дух и настроение людей в годы испытаний. Былины воспитывали в юношах любовь к родной земле, презрение к врагам-захватчикам.
Однако не следует думать, что в былинах всё изображалось так, как было в действительности.
Былины наполнены и фантазией, и выдумкой народа. Так, чтобы подчеркнуть силу и смелость русского богатыря, в былины вводятся сказочные существа (например, Змей-Горыныч), с которыми сражаются былинные герои.
Поводом к созданию былины чаще служило какое-нибудь событие, а порой — песни, которые славили героев-воинов.
Мы слушали с вами, как рассказывались былины — будто песни пелись. Это потому, что некоторые былины были созданы на основе русских народных песен.
Так же, как и картины, изображающие русских богатырей, былины заставляют нас не забывать героическое прошлое, испытывать чувство гордости за смелых и мужественных её сыновей, самим любить свою Родину, а если будет необходимость, то и защитить её».
Часто в былинах употреблялись пословицы и поговорки русского народа.
— Вспомните, чем пословица отличается от поговорки.
Пословица — это меткое короткое суждение, вывод, сделанный народом из каких-либо случаев, событий. Пословица обычно состоит из двух частей, которые часто рифмуются, например: «Сделал дело — гуляй смело».
Поговорка — это часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которые можно заменить другими словом, близким по значению, например: «стучать зубами» — замерзать, «палец о палец не ударить» — бездельничать и т.д. В народе такие поговорки ещё называются «крылатыми словами».
Работа с учебником (с. 35)
Учитель предлагает прочитать в учебнике крылатые слова и выражения, а затем поразмышлять над ними.
— Из предложенных выражений выберите те, которые могут употребляться в былинах: «Аника-воин», «косая сажень в плечах». Остальные выражения могут встречаться в сказках, сказаниях.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:подготовиться к ответам на вопросы рубрики «Вспомните» по материалу «Повторяю и творю». Задания даются по рядам:
1-й ряд: определить, что такое пословица, вспомнить пословицы о Родине, о труде, о дружбе;
2-й ряд: определить, что такое загадка, скороговорка, вспомнить и загадать учащимся класса по две-три загадки, проговорить одну скороговорку;
3-й ряд: вспомнить различные виды песен — колыбельные, шуточные, обрядовые, привести примеры;
4-й ряд: вспомнить название народных сказок: о животных, бытовых, волшебных, подготовиться к пересказу одной из сказок;
5-й ряд: вспомнить, какие читали легенды; подготовить пересказ одной из легенд;
6-й ряд: вспомнить, какие читали былины; подготовить пересказ одной из былин.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Внеклассное чтение «Легенды, былины, сказания»
Цели:актуализировать знания детей о жанре «былина»; рассказать об истории возникновения былин; выявить признаки былины; развивать воображение, навыки выразительной речи, расширять словарный запас; воспитывать интерес к истории нашей Родины.
Организационный момент
Постановка целей
— Посмотрите на иллюстрации. Кто на них изображен? (Богатыри, русские воины.)
— Как одеты богатыри, какое у них оружие? (Одеты в кольчугу, шлем. Оружие — щит, меч, палица, копье.)
— Что мы будем читать сегодня на уроке? (Былины.)
Изучение нового материала
Рассказ учителя.
Герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич — эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях, художниками и поэтами.
Былины — это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях. (Учитель показывает иллюстрацию инструмента.)
Былины получили свое название от слова «быль», то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.
На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины - это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.
Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.
В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.
Слушая сегодня на уроке былины, попытайтесь представить себя в древнем Киеве или Новгороде, попробуйте вообразить себе жизнь этих древних городов, поединки, пиры. Понаблюдайте над языком былин: старинными словами, они называются архаизмами, уважительными диалогами при встрече богатырей, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивыми выражениями в былинах.
Прослушивание аудиозаписи отрывка из былины.
— Чтобы вам легче было сегодня выступать в роли сказителей, Послушайте, как ее исполняли в старину.
Чтение былин детьми:
а) чтение былины;
б) вопросы по содержанию;
в) работа над пониманием значения архаизмов:
палица — тяжелая дубинка с утолщенным концом;
латы — металлические доспехи для защиты от ударов;
благословить — перекрестить человека, читая ему молитвы,напутствия;
орда — вражеское войско;
застава — заграждение, сторожевой пост при въезде в город;
атаман — выборный начальник;
побрататься — заключить братский союз;
странник — человек, который ходит пешком, странствует;
г) работа над языком былин (выборочное чтение устойчивых выражений: мать—сыра земля; земля его через силу носит; попробуем мы силу богатырскую; чтение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ноченьку, хозяюшко, супротивничек, муравушку и т д.; чтение слов с двойными гласными: богатырскими, араратскими);
д) рисование словесных картин. Чтение учителем богатырской сказки.
— Интересно, что о богатырях — героях былин сочиняли и сказки. Они так и называются — богатырские сказки.
— Прослушайте отрывок из «Сказки про Илью Муромца». Подумайте, чем сказка отличается от былины? (Чтение сказки учителем.)
— Найдите сказочные приметы в этой сказке. (Зачин, троекратные повторы, сказочные слова и выражения.)
— Можно ли читать эту сказку нараспев, под игру инструментов?
— Чем же отличается богатырская сказка от былины? (Сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.)