Историческая мысль эпохи Возрождения.
В 14-15в.в. зародилась и расцвела культура Возрождения и ее идейная основа – гуманистическое мировоззрение, отразившее тенденции раннебуржуазного развития, связанные с ними социальные, социально-психологические сдвиги.
Гуманистическое мировоззрение было ответом на новые запросы времени, новые знания и опыт, накопленные человеческой практикой и делавшим первые шаги естественнонаучным постижением природы. Развернувшиеся с конца 15в. великие географические открытия, доказательство шарообразности Земли, первые достижения астрономии привели к перевороту в представлениях о пространстве и месте в нем человека. Один из важнейших факторов развития науки и культуры – изобретение в сер. 15в. книгопечатания.
Гуманисты пересмотрели схоластическую картину мира и схоластические методы познания природы и человека. Гуманисты решительно отошли от теологической концепции, согласно которой природа человека изначально греховна и ущербна, мирские заботы тщетны, а единственный смысл его земного бытия – устремление к богу во имя посмертного спасения. Гуманисты, напротив, отстаивали мысль о громадных творческих возможностях человека и его высоком предназначении в этом мире. Земную жизнь человека, его борьбу за достижение прижизненного блага они считали величайшей самостоятельной ценностью. По сути, они отходили от теологического теоцентристского видения мира, заменяя его представлением антропоцентристским.
В русле нового мышления обозначились и первые ростки научного подхода к истории, возникла гуманистическая историография, главным достижением которой стало начало секуляризации исторической мысли, ее освобождение от теологии.
В поисках объяснения исторических событий гуманисты обращались к чисто земным причинам, человеческим мотивам и действиям. История выступала в их сочинениях как результат не божественного промысла, а деятельности людей, которая может быть рационально объяснена и осмыслена.
Основной интерес гуманистов вызывала политическая история. Политика была ими осознана как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности, требующая специального изучения. Исторические сочинения гуманистов – это прежде всего история политических и военных событий.
Историческому сознанию гуманистов было чуждо представление о линейном движении времени в земной человеческой истории; не была еще выработана и идея прогресса. Преобладала точка зрения круговорота, циклического движения истории.
Труды гуманистов были первичной, зачаточной формой научного знания об истории. Интересы историков-гуманистов преимущественно не выходили за рамки событий политической и военной истории, деяний отдельных личностей.
12. Превращение исторических знаний в науку: сущность, содержание, периодизация.
Во второй половине 16-17в.в. энергичные усилия по восстановлению своего пошатнувшегося духовного господства предприняла католическая церковь. Стремление укрепить теологические воззрения нашло отражение и в области историографии. В 17 и 18в.в. монахи некоторых орденов развернули большую работу по розыску и публикации исторических документов. Ими было введено в научный оборот много новых источников, они значительно продвинули вперед вспомогательные исторические дисциплины – палеографию, хронологию, дипломатику, сфрагистику. Работы, вышедшие из-под пера католических эрудитов 17-18в.в. были проникнуты теологическим представлением об истории. Тем не менее процесс поступательного развития естественнонаучной и общественной мысли именно в 17в. поднялся на качественно новую ступень.
Торжество историзма в общественной мысли в первой половине 19в. вело к возрастанию общественной роли и влияния исторической науки, которая стала «наукой века». С этим был связан и процесс постепенной профессионализации труда историков, отделения историографии как особой отрасли научного знания от «изящной словесности».
В этот период повсюду в Европе и США создавались исторические общества, журналы, музеи, совершенствовалось хранение архивных документов. В ряде стран были предприняты фундаментальные публикации исторических источников. Публикация источников, предпринятая в пер. пол. 19в. во многих странах Европы и США была как бы «второй волной» издательской деятельности после трудов эрудитов 17-18в.в., вызванной к жизни новыми историческими условиями и общественными потребностями.
13. Европейская историография в 17в.: основные тенденции развития.
В 17в. в идейно-культурной жизни Европы обозначился важный этап, обусловленный новой ступенью в процессе становления буржуазных отношений. Процесс поступательного развития естественнонаучной и общественной мысли именно в 17в. поднялся на качественно новую ступень. Новая эпоха, предъявлявшая растущий спрос на новые знания, способствовала раскрепощению научной мысли и общественного сознания, появлению целой плеяды блестящих ученых и мыслителей. Следствием этого стало такое капитальное явление в истории духовной культуры, как научная и мировоззренческая революция 17в.
Следует отметить два важных итога этого беспримерного интеллектуального взлета. Во-первых, благодаря выдающимся открытиям Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона и других ученых была создана и всесторонне разработана новая естественнонаучная картина мироздания, окончательно сменившая средневековое видение мира, основанное на физике Аристотеля и теории движения планет вокруг неподвижной Земли Птолемея. Во-вторых, результатом научной революции 17в. было коренное обновление метода научного познания. Уже в первой половине 17в. выступили такие глашатаи новых принципов и методов научного познания, как Ф.Бэкон (родоначальник английского материализма), и основоположник рационалистической традиции в учении о познании Р.Декарт. Особое значение придавалось количественным характеристикам, к которым сводились и характеристики качественные, - в этом отражалось механистическое мировоззрение, сложившееся в условиях громадных успехов механики и математики.
В мировоззренческом плане результатом научной революции явилось окончательное отграничение области веры от области науки. Успехи в развитии естественных наук – математики, физики, астрономии, анатомии и физиологии, в особенности механики, - оказывали огромное воздействие на изучение общества. Передовые мыслители 17в. хотели применить к изучению общества те же принципы, на которых основывались науки о природе, создать такое научное мышление, которое охватило бы в равной мере явления и физического и общественного порядка, выработать научный метод, единый для познания природы и общества. Они утверждали, что общество подчинено определенным естественным законам, которые подобно законам природы, могут быть познаны и использованы людьми.
Однако творцы научной революции 17в., прокладывая новые пути в познании природы и общества, мало интересовались конкретной историей и редко занимались ею. Более того, создатели новой науки относились скептически к историографии своего времени. Р.Декарт вообще отрицал возможность достоверного знания в истории. Такое отношение к написанию истории в основном было связано с тем положением, в котором она оказалась в условиях научной революции 17в. Созданная в ходе ее новая наука обосновывала ценность аналитического мышления, опытный характер научного познания, необходимость математического выражения и экспериментальной проверки результатов. Между тем историография оставалась по своему типу в основном повествовательной, лишенной научно-аналитического начала. По целям, которые перед нею ставились, историография была морализирующей и поучающей и оказывалась, по существу, чуждой тому новому способу научного мышления, который возобладал в течение 17в. в естественных науках и обществоведении.